Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для учителя по ориентировке в пространстве

Поиск

1. Общие требования к безопасности.

1.1. К работе с детьми допускается педагог, прошедший инструктаж по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии (2 раза в год). Ответственный - заместитель директора по учебно-производственной работе.

Целевой инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников школы проводится не реже 1 раза в месяц.

Требования безопасности перед началом работы.

Явка на работу не позднее, чем за 15 минут до начала работы.

Перед началом работы проводить проверку рабочих мест, исправности состояния оборудования и технических средств обучения (исправность тростей).

1.3. Проверить готовность классной комнаты на предмет санитарно-гигиенических требований: проветривание, температурный режим, санитарное состояние.

Продумывание одежды, обуви в соответствии с погодой.

Требования к безопасности во время занятия.

Инструктаж по особенностям ориентировки в данное время года (сильный снег, грязь, туман, нет четкой дорожки и т. п.).

2.2. Обеспечение безопасного проведения образовательного процесса (занятия проводятся при наличии условий, требуемых правилами и нормами техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии), включение вопросов охраны труда в планы практических занятий.

Повторение правил перехода через дорогу.

Повторение правил посадки и выхода из транспортного средства.

Обсуждение всех опасных мест на маршруте.

2.6. Учитель принимает детей от воспитателя и несет ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время образовательного процесса.

Учитель организует изучение учащимися правил безопасного передвижения на маршруте, правил дорожного движения, правил безопасной ориентировки в быту.

Требования к безопасности в случаях аварий.

Учитель приостанавливает занятия, сопряженные с опасностью для жизни и деятельности детей и докладывает об этом руководству школы.

Учитель оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи.

3.3. При возникновении пожара необходимо действовать согласно инструкции «Порядок действия при пожаре» и плану эвакуации.

Требования к безопасности по окончании работы.

Учитель передает учащихся по окончании занятия воспитателю.

Учитель сообщает воспитателю о состоянии здоровья учащихся на момент окончания занятия. В случае жалоб со стороны детей ставит в известность врача.

Учитель осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.


Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИКИ СПОСОБОВ И УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ*

Диагностическая карта состоит из пяти разделов.

1 раздел включает вопросы, характеризующие анамнестические данные об ученике. Он заполняется на основании беседы педагога с учащимися.

Раздел посвящен выявлению сведений об ориентировке ученика в пространстве, самооценке возможностей, трудностей и заинтересованности в обучении. Также заполняется со слов ученика.

Вопросы первого и второго разделов требуют от педагога умения тактично вести беседу, создавать доверительную обстановку, обеспечивающую получение откровенных ответов. Некоторые данные, полученные в результате беседы, впоследствии уточняются в процессе наблюдений за деятельностью ученика (учащихся) и выполнении им специально подобранных заданий.

При заполнении 3 раздела (см. ниже раздел 3) регистрационной карты необходимо установить возможности имеющегося у ученика зрения. В 3.1 (а) исследуется цветоразличение учащегося путем предъявления ему цветных объектов разной модальности, соотнесения различных цветов и их оттенков, путем выделения предложенного цветного объекта среди других. Для обследования лиц, имеющих форменное (предметное) зрение могут быть использованы полихроматические таблицы Е. Б. Рабкина.

Восприятие формы и величины исследуется в 3.1 (б, в) через предъявления учащимся предметов, окружающих их в жизни (посуда, письменные и туалетные принадлежности, различные предметы быта). Предлагается назвать форму предметов, соотнести с другими, установить сходство и различия по форме и величине.

Для того, чтобы определить, владеет ли учен6ик приемами нестереоскопического анализа глубины пространства с помощью имеющегося дефектного зрения, оценивает ли он относительную удаленность предметов в реальном пространстве, можно предложить ему ряд заданий. На плоскости ставятся два предмета, удаленные от ученика на разное расстояние. Предлагается сказать, какой из них ближе. Можно предложить определить, какое дерево в саду расположено ближе, или проделать то же на рисунке, где удаленность выражается путем перекрытия предметов, уменьшением размера, светотенью и т. д. (см. 3.1 (г)).

Некоторые заболевания вызывают трудности восприятия предметов в сумерках, что осложняет ориентировку. Педагог должен проверить восприятия учеником предметов в разное время суток и с учетом этого строить с ним работу (3.1 (д)).

Обследование по первому пункту 3 раздела позволит педагогу выяснить, какой из сохранных анализаторов является у ученика ведущим при ознакомлении с предложенным предметом. (Педагог: «Я даю предмет, обследуйте его. Затем один из вас по моей просьбе опишет этот предмет, а другой по этому описанию назовет предмет»). Если ученик начинает описывать предмет с признаков, воспринимаемых визуально (на расстоянии), то следует указать в диагностической (или регистрационной) карте, что он еще не владеет тактильными способами восприятия и ориентируется на несовершенный зрительный анализатор, если ученик активно включает в восприятие осязание, следует отметить данный факт. При этом нужно указать, как осматривается предмет — хаотично или последовательно, обеими руками или одной, пальцем или кистью руки и так далее.

Пункт 3.2 (а) диагностической карты заполняется со слов ученика.

В пункте 3.2 (б) исследуется состояние речевого слуха учащихся (см. в конце этого приложения).

Далее (в 3.2 (в)) исследуется, соотносит ли ученик звуковые сигналы с предметами их издающими, с действиями людей, узнает ли на слух следующие действия: открывание книги, шуршание газеты, открывание (закрывание) двери ключом, звуки, производимые транспортом и т. д.

В 3.2 (г, д) с помощью набора различных звуков выясняется, локализует ли ученик звук по направлению (впереди, справа, вверху и т. д.), переключает ли слуховое внимание с одного звука на другой, различает ли заданный звук среди других.

Под пунктом 3.3 (а) диагностической карты исследуется с помощью различения осязанием точек по количеству и величине, разных линий (прямых, ломаных, кривых и т. д.) тактильная чувствительность учащихся. Для проверки тактильной чувствительности можно и целесообразно использовать выпускаемые на ИПТК «Логос» ВОС альбомы «Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Развитие мелкой моторики рук определяется в 3.3 (б) на основании выполнения, например, следующих заданий: зашнуровать и расшнуровать, выбрать спички из груды других мелких предметов, застегнуть и расстегнуть пуговицы и т. д.

Культура осязательного восприятия определяется по тому, как ученик осматривает предмет — хаотично или по плану, обеими руками или одной, пальцем или кистью руки и т.д. (см. пункт 3.З (в) диагностической карты).

В пункте 3.З (г) для проверки использования осязания учащимся предлагаются эталоны геометрических фигур, разные виды тканей, предметы из дерева, металла и др.

Для проверки вестибулярного аппарата (3.4 (а)) учащимся предлагается два задания. Сначала от заданной точки отсчета пройти по прямой и вернуться обратно. Отклонение от заданного ориентира; примерно на 1 м считается нормой. Затем выполняется ходьба по прямой после вращения вокруг своей оси. Для этого ученик, в положении стоя на полу, делает вокруг своей оси 5 поворотов, после чего из исходного положения должен пройти по прямой. Если отклонение в сторону вращения не превышает 30°, то это означает, что вестибулярный аппарат в норме.

В пункте 3.4 (б) исследуется путем наблюдения за учеником (когда он идет, стоит и сидит) правильность положения его тела при ходьбе и умение обследовать, встречающиеся на пути предметы.

Наличие навязчивых движений определяется и вносится в пункт 3.4 (в) диагностической карты в ходе наблюдения за обследованием учащимися предметов, преодолением ими препятствий, ходьбой парами и друг за другом, а также их поведением в состоянии относительного покоя (виды навязчивых движений: раскачивание, верчение головой и др.).

Далее (3.4 (г)) ученику предлагается сделать налево и направо повороты под углом 90°, 180°, 45°, 30°.

В пункте 3.5 (а, б) по предъявлению ученику предметов, имеющих запах, устанавливается, различает ли он основные запахи здания, соотносит ли их с расположением помещений: столовой, медицинским пунктом и т. д.

В 3.6 (а) диагностической карты по результатам беседы с учеником делается запись о наличии или отсутствии у него ощущения препятствия, т.е. используются данные самоанализа и самонаблюдения ученика.

В 3.7 (а) делается запись по итогам узнавания, называния, а также описания учеником пространственной расположенности предметов, наполняющих замкнутое и открытое пространство.

В 3.7 (б) проверяется узнавание учащимися, предъявленных им предметов различной модальности (натуральные объекты, модели, барельефы, аппликации и контуры).

В 3.7 (в) у ученика выясняются на практике такие пространственные понятия, как слева, справа, между, над, под, вдоль. Ученику даются задания на описание расположения объектов относительно себя и предметов, наполняющих изучаемое пространство.

В пункте 3.7 (г) диагностической карты делаются записи относительно сохранившихся зрительных представлений ослепших учащихся.


Анализ результатов обследования учащихся в соответствии перечисленным выше разделам позволяет педагогу не только установить имеющийся у них уровень готовности к обучению ориентировке в пространстве и выяснить сформированные у них навыки ориентировки в пространстве, но и определить перспективу работы. Материалы обследования служат основой для отнесения каждого конкретного ученика к той или иной группе по уровню готовности к обучению ориентировке в пространстве и владения навыками ориентировки в пространстве.

Примечание. Данные по 3-му разделу желательно занести в таблицу из четырех граф. В первой графе отражается то, что педагог исследует (восприятие цвета, формы и т.д.); во второй графе «На начало учебного года» - указывается качество выполнения заданий (правильно; выполняет с помощью; не может выполнить) на начало учебного года; в третьей графе «Примечания» – педагог делает особые пометки после обследования (отмечает отклонения в физическом и умственном развитии, дополнительные заболевания ученика, требующие индивидуальной коррекционной работы и консультаций специалистов); в четвертой графе «На конец учебного года» отмечаются изменения и результаты, происшедшие за период обучения.

4. В конце каждого учебного года педагог фиксирует качество усвоения разделов программы с анализом причин недостаточного овладения обобщенными способами ориентировки, если они имели место. Раскрывает взаимосвязь и влияние возрастающей самостоятельности в ориентировке на другие виды деятельности, эмоциональное состояние и на личность в целом.

5. На основании достигнутых результатов педагог дает рекомендации ученику и его родственникам по совершенствованию его ориентировки в пространстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.009 с.)