Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для учителя по ориентировке в пространствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общие требования к безопасности. 1.1. К работе с детьми допускается педагог, прошедший инструктаж по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии (2 раза в год). Ответственный - заместитель директора по учебно-производственной работе. Целевой инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников школы проводится не реже 1 раза в месяц. Требования безопасности перед началом работы. Явка на работу не позднее, чем за 15 минут до начала работы. Перед началом работы проводить проверку рабочих мест, исправности состояния оборудования и технических средств обучения (исправность тростей). 1.3. Проверить готовность классной комнаты на предмет санитарно-гигиенических требований: проветривание, температурный режим, санитарное состояние. Продумывание одежды, обуви в соответствии с погодой. Требования к безопасности во время занятия. Инструктаж по особенностям ориентировки в данное время года (сильный снег, грязь, туман, нет четкой дорожки и т. п.). 2.2. Обеспечение безопасного проведения образовательного процесса (занятия проводятся при наличии условий, требуемых правилами и нормами техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии), включение вопросов охраны труда в планы практических занятий. Повторение правил перехода через дорогу. Повторение правил посадки и выхода из транспортного средства. Обсуждение всех опасных мест на маршруте. 2.6. Учитель принимает детей от воспитателя и несет ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. Учитель организует изучение учащимися правил безопасного передвижения на маршруте, правил дорожного движения, правил безопасной ориентировки в быту. Требования к безопасности в случаях аварий. Учитель приостанавливает занятия, сопряженные с опасностью для жизни и деятельности детей и докладывает об этом руководству школы. Учитель оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи. 3.3. При возникновении пожара необходимо действовать согласно инструкции «Порядок действия при пожаре» и плану эвакуации. Требования к безопасности по окончании работы. Учитель передает учащихся по окончании занятия воспитателю. Учитель сообщает воспитателю о состоянии здоровья учащихся на момент окончания занятия. В случае жалоб со стороны детей ставит в известность врача. Учитель осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда. Приложение 2 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИКИ СПОСОБОВ И УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ* Диагностическая карта состоит из пяти разделов. 1 раздел включает вопросы, характеризующие анамнестические данные об ученике. Он заполняется на основании беседы педагога с учащимися. Раздел посвящен выявлению сведений об ориентировке ученика в пространстве, самооценке возможностей, трудностей и заинтересованности в обучении. Также заполняется со слов ученика. Вопросы первого и второго разделов требуют от педагога умения тактично вести беседу, создавать доверительную обстановку, обеспечивающую получение откровенных ответов. Некоторые данные, полученные в результате беседы, впоследствии уточняются в процессе наблюдений за деятельностью ученика (учащихся) и выполнении им специально подобранных заданий. При заполнении 3 раздела (см. ниже раздел 3) регистрационной карты необходимо установить возможности имеющегося у ученика зрения. В 3.1 (а) исследуется цветоразличение учащегося путем предъявления ему цветных объектов разной модальности, соотнесения различных цветов и их оттенков, путем выделения предложенного цветного объекта среди других. Для обследования лиц, имеющих форменное (предметное) зрение могут быть использованы полихроматические таблицы Е. Б. Рабкина. Восприятие формы и величины исследуется в 3.1 (б, в) через предъявления учащимся предметов, окружающих их в жизни (посуда, письменные и туалетные принадлежности, различные предметы быта). Предлагается назвать форму предметов, соотнести с другими, установить сходство и различия по форме и величине. Для того, чтобы определить, владеет ли учен6ик приемами нестереоскопического анализа глубины пространства с помощью имеющегося дефектного зрения, оценивает ли он относительную удаленность предметов в реальном пространстве, можно предложить ему ряд заданий. На плоскости ставятся два предмета, удаленные от ученика на разное расстояние. Предлагается сказать, какой из них ближе. Можно предложить определить, какое дерево в саду расположено ближе, или проделать то же на рисунке, где удаленность выражается путем перекрытия предметов, уменьшением размера, светотенью и т. д. (см. 3.1 (г)). Некоторые заболевания вызывают трудности восприятия предметов в сумерках, что осложняет ориентировку. Педагог должен проверить восприятия учеником предметов в разное время суток и с учетом этого строить с ним работу (3.1 (д)). Обследование по первому пункту 3 раздела позволит педагогу выяснить, какой из сохранных анализаторов является у ученика ведущим при ознакомлении с предложенным предметом. (Педагог: «Я даю предмет, обследуйте его. Затем один из вас по моей просьбе опишет этот предмет, а другой по этому описанию назовет предмет»). Если ученик начинает описывать предмет с признаков, воспринимаемых визуально (на расстоянии), то следует указать в диагностической (или регистрационной) карте, что он еще не владеет тактильными способами восприятия и ориентируется на несовершенный зрительный анализатор, если ученик активно включает в восприятие осязание, следует отметить данный факт. При этом нужно указать, как осматривается предмет — хаотично или последовательно, обеими руками или одной, пальцем или кистью руки и так далее. Пункт 3.2 (а) диагностической карты заполняется со слов ученика. В пункте 3.2 (б) исследуется состояние речевого слуха учащихся (см. в конце этого приложения). Далее (в 3.2 (в)) исследуется, соотносит ли ученик звуковые сигналы с предметами их издающими, с действиями людей, узнает ли на слух следующие действия: открывание книги, шуршание газеты, открывание (закрывание) двери ключом, звуки, производимые транспортом и т. д. В 3.2 (г, д) с помощью набора различных звуков выясняется, локализует ли ученик звук по направлению (впереди, справа, вверху и т. д.), переключает ли слуховое внимание с одного звука на другой, различает ли заданный звук среди других. Под пунктом 3.3 (а) диагностической карты исследуется с помощью различения осязанием точек по количеству и величине, разных линий (прямых, ломаных, кривых и т. д.) тактильная чувствительность учащихся. Для проверки тактильной чувствительности можно и целесообразно использовать выпускаемые на ИПТК «Логос» ВОС альбомы «Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста». Развитие мелкой моторики рук определяется в 3.3 (б) на основании выполнения, например, следующих заданий: зашнуровать и расшнуровать, выбрать спички из груды других мелких предметов, застегнуть и расстегнуть пуговицы и т. д. Культура осязательного восприятия определяется по тому, как ученик осматривает предмет — хаотично или по плану, обеими руками или одной, пальцем или кистью руки и т.д. (см. пункт 3.З (в) диагностической карты). В пункте 3.З (г) для проверки использования осязания учащимся предлагаются эталоны геометрических фигур, разные виды тканей, предметы из дерева, металла и др. Для проверки вестибулярного аппарата (3.4 (а)) учащимся предлагается два задания. Сначала от заданной точки отсчета пройти по прямой и вернуться обратно. Отклонение от заданного ориентира; примерно на 1 м считается нормой. Затем выполняется ходьба по прямой после вращения вокруг своей оси. Для этого ученик, в положении стоя на полу, делает вокруг своей оси 5 поворотов, после чего из исходного положения должен пройти по прямой. Если отклонение в сторону вращения не превышает 30°, то это означает, что вестибулярный аппарат в норме. В пункте 3.4 (б) исследуется путем наблюдения за учеником (когда он идет, стоит и сидит) правильность положения его тела при ходьбе и умение обследовать, встречающиеся на пути предметы. Наличие навязчивых движений определяется и вносится в пункт 3.4 (в) диагностической карты в ходе наблюдения за обследованием учащимися предметов, преодолением ими препятствий, ходьбой парами и друг за другом, а также их поведением в состоянии относительного покоя (виды навязчивых движений: раскачивание, верчение головой и др.). Далее (3.4 (г)) ученику предлагается сделать налево и направо повороты под углом 90°, 180°, 45°, 30°. В пункте 3.5 (а, б) по предъявлению ученику предметов, имеющих запах, устанавливается, различает ли он основные запахи здания, соотносит ли их с расположением помещений: столовой, медицинским пунктом и т. д. В 3.6 (а) диагностической карты по результатам беседы с учеником делается запись о наличии или отсутствии у него ощущения препятствия, т.е. используются данные самоанализа и самонаблюдения ученика. В 3.7 (а) делается запись по итогам узнавания, называния, а также описания учеником пространственной расположенности предметов, наполняющих замкнутое и открытое пространство. В 3.7 (б) проверяется узнавание учащимися, предъявленных им предметов различной модальности (натуральные объекты, модели, барельефы, аппликации и контуры). В 3.7 (в) у ученика выясняются на практике такие пространственные понятия, как слева, справа, между, над, под, вдоль. Ученику даются задания на описание расположения объектов относительно себя и предметов, наполняющих изучаемое пространство. В пункте 3.7 (г) диагностической карты делаются записи относительно сохранившихся зрительных представлений ослепших учащихся. Анализ результатов обследования учащихся в соответствии перечисленным выше разделам позволяет педагогу не только установить имеющийся у них уровень готовности к обучению ориентировке в пространстве и выяснить сформированные у них навыки ориентировки в пространстве, но и определить перспективу работы. Материалы обследования служат основой для отнесения каждого конкретного ученика к той или иной группе по уровню готовности к обучению ориентировке в пространстве и владения навыками ориентировки в пространстве. Примечание. Данные по 3-му разделу желательно занести в таблицу из четырех граф. В первой графе отражается то, что педагог исследует (восприятие цвета, формы и т.д.); во второй графе «На начало учебного года» - указывается качество выполнения заданий (правильно; выполняет с помощью; не может выполнить) на начало учебного года; в третьей графе «Примечания» – педагог делает особые пометки после обследования (отмечает отклонения в физическом и умственном развитии, дополнительные заболевания ученика, требующие индивидуальной коррекционной работы и консультаций специалистов); в четвертой графе «На конец учебного года» отмечаются изменения и результаты, происшедшие за период обучения. 4. В конце каждого учебного года педагог фиксирует качество усвоения разделов программы с анализом причин недостаточного овладения обобщенными способами ориентировки, если они имели место. Раскрывает взаимосвязь и влияние возрастающей самостоятельности в ориентировке на другие виды деятельности, эмоциональное состояние и на личность в целом. 5. На основании достигнутых результатов педагог дает рекомендации ученику и его родственникам по совершенствованию его ориентировки в пространстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.009 с.) |