Обучение учащихся с форменным (предметным) остаточным зрением использованию оптических средств при ориентировке в пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение учащихся с форменным (предметным) остаточным зрением использованию оптических средств при ориентировке в пространстве



Для успешного пользования оптическими приборами необходимо настроить учащихся на достаточно сложную и кропотливую работу, которая, однако, принесет им неоценимую помощь в дальнейшем. Вначале необходимо тщательно изучить правила пользования оптическими приборами (лупами, биноклями и моноклями). Иногда трудности возникают именно из-за того, что слабовидящие или слепые с остаточным форменным (или предметным) зрением (далее всю эту группу учащихся мы будем называть коротко «инвалиды с остаточным зрением») неправильно держит прибор, не умеет его фокусировать или линзы прибора недостаточно чисты.

Необходимо уделить внимание правилам хранения прибора и ухода за ним. Также надо особо остановиться на эффективных способах его удержания.

Как правило использование луп не вызывает у учащихся больших сложностей, но лупами при ориентировке на улице практически пользоваться не приходится. В большом пространстве человеку с остаточным зрением помогают больше всего телескопические средства, к которым, в первую очередь, относятся бинокли и монокли.

Начинать тренировку нужно в хорошо знакомом, полностью контролируемом месте (например, в знакомой комнате при хорошем постоянном освещении), а затем переходить к тренировке на улице.

Начинать надо с простых упражнений, а затем все более их усложнять. Уже в самом начале обучающийся почувствует необходимость приобретения эффективных навыков обследования (сканирования) пространства телескопическим прибором. Эта задача может показаться ему вначале очень трудной, но дальнейшие упражнения принесут необходимое умение. Начинать надо с отслеживания неподвижных объектов, а затем переходить к движущимся.

При усвоении учащимися техники использования телескопического прибора для ориентировки в помещении необходимо соблюдать определенную последовательность.

Сначала (первый этап) обучающийся должен попытаться без прибора определить местонахождение человека, который держит в руках некий предмет (например, картину). Затем он обследует эту часть пространства с помощью телескопического прибора, сканируя его в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Следует определить, таким образом, центр картины и описать, что на ней нарисовано.

При обследовании комнаты должен соблюдаться определенный порядок, то есть обследование не должно быть хаотичным. Например, сначала нужно осмотреть помещение в целом, сканируя прибором в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Затем последовательно, начиная с левого угла комнаты, рассмотреть все находящиеся в ней предметы, сначала в общем, а затем детально. Обследовать предметы нужно сверху вниз.

При обучении слежению за движущимся объектом педагог встает на расстоянии 3—6 м от ученика, затем начинает двигаться в произвольном направлении. Обучающийся должен проследить его движения. То же упражнение можно повторить, прослеживая движение любого подходящего для этой цели объекта.

Далее (второй этап) следует перейти к использованию телескопического прибора для чтения знаков, номеров, надписей и т. д. На этом этапе отрабатываются в условиях кабинета навыки чтения различных знаков, номеров, названий, имеющих значение для ориентации на улице и в помещении.

Начать можно с распознавания символов и линий, нарисованных на школьной доске. Например, попросить ученика с помощью оптического прибора рассмотреть букву, нарисованную мелом в нижнем левом углу доски, затем проследить волнистую линию, которая ведет к правой верхней части доски, где нарисована звезда. Обучающийся должен описать, что нарисовано на доске, посчитать «волны» у волнистой линии и т. д.

Затем на школьной доске пишутся буквы, цифры, слова разного размера. Учащегося просят их прочитать. Сначала он может попытаться это сделать без прибора. Если у него не получится, то повторить попытку уже с телескопическим прибором.

С помощью телескопического прибора слабовидящий и слепой с остаточным зрением могут научиться определять время на стенных часах. При обучении просят найти в помещении стенные часы и определить по ним, который час — сначала без прибора, а потом с прибором.

Аналогичным образом слабовидящий и незрячий с остаточным форменным зрением могут научиться читать номера или знаки на дверях. Учащихся просят сначала без прибора, а затем с прибором обследовать дверь, называя вслух ее части (нижний левый угол, середина левой стороны, верхний левый угол и т. д.). После этого обучающийся должен попробовать без прибора найти номер или знак на двери. Если он не в состоянии сделать это без прибора, то он может с помощью прибора найти сначала левый нижний угол двери, затем следовать взглядом вдоль левой стороны до верхнего левого угла, спуститься чуть ниже и, смещаясь вправо, найти цифру или знак. Для тренировки это движение нужно повторить в обратном направлении. После успешного отыскания знака надо, сфокусировав прибор, прочитать знак и назвать его вслух.

Для тренировки в чтении знаков и надписей, встречающихся в помещениях, на доске объявлений, стене или двери закрепляются различные знаки, надписи и т. д. Обучающийся ученик разглядывает знаки с помощью телескопического прибора, описывает их, определяет их назначение, прочитывает надписи.

По аналогичной схеме может проходить выработка навыков чтения дорожных знаков, указателей, названий улиц и т. д.

Для этого сначала на школьной доске или стене закрепляются различные дорожные знаки, указатели, таблички с названиями улиц и т.д. Обучающийся должен с помощью прибора изучить эти знаки, описать их, указать назначение, прочитать надписи на указателях, табличках и т.д.

На третьем этапе учащимся надо показать приемы пользования телескопическими приборами на улице.

Начинать тренировку на улице нужно в хорошо знакомом месте. Это может быть школьный двор или двор дома, в котором живет ученик. На улице трудно контролировать освещенность и контрастность предметов. Это затрудняет задачу поиска объектов, которые могли бы служить ориентирами, а также затрудняет прочтение различных знаков, названий, вывесок и т. д. Поэтому обучение на улице требует большего внимания, учета погодных и климатических условий.

Затем целесообразно перейти к использованию телескопических приборов при передвижении по простым маршрутам. Ученик занимает стартовую точку маршрута, разворачивается параллельно улице (или дорожке на школьном дворе, или дорожке на приусадебном участке). Перед началом движения он должен медленно обследовать с помощью телескопического прибора, поворачивая его в вертикальной и горизонтальной плоскостях, пространство впереди себя. При этом обучающийся описывает характер окружающего его пространства, детали, появляющиеся в поле зрения, различные препятствия в районе предполагаемого пути и т. д. Далее он ищет и описывает расположение нескольких промежуточных ориентиров. После прохождения маршрута необходимо обсудить, какие из ранее намеченных ориентиров были найдены, какие были пропущены, какие детали могли бы послужить ориентиром.

При использовании телескопических средств при пересечении открытых пространств (площади, поля и т.п.) в целом последовательность действий та же, что и в предыдущем упражнении. Сначала ученик медленно осматривает с помощью телескопического прибора предполагаемое направление движения, отмечая для себя возможные препятствия и намечая ориентиры, которыми могут служить заметные детали ландшафта, городской среды и т. д. По ходу движения при потере ориентации необходимо вновь воспользоваться прибором. После прохождения маршрута обсуждаются сложности, возникшие при его выполнении.

Для обучения распознаванию с помощью оптических средств дорожных знаков и указателей ученику дается задание сначала без прибора найти столб, с прикрепленным к нему указателем (например, указателем места нахождения аттракционов). Если без прибора ему это сделать трудно, он должен воспользоваться прибором. Прибор надо вращать в горизонтальной плоскости. После обнаружения столба обучающийся должен, двигаясь взглядом вверх по столбу, начиная с его основания, найти указатель. Затем, сфокусировав при необходимости прибор, прочесть надпись на указателе.

Тренировка в чтении названий улиц с помощью телескопических приборов может проводиться, например, следующим образом. Сначала обучающийся должен попытаться без прибора найти табличку с названием улицы. Если ему не удастся это выполнить, то он должен взять в руки прибор и медленно обследовать сначала один, а затем другой угол здания. После обнаружения таблички нужно, сфокусировав прибор, прочитать ее.

Затем следует обсудить с учащимися систему нумерации домов в городе; отработать навыки прочтения табличек с названиями улиц и номерами домов; поупражнять учащихся в движении по промежуточным ориентирам. После такой предварительной работы можно дать задание, найти объект по адресу.

Начинать нужно с хорошо знакомого района. Сначала обучающийся должен найти и прочитать табличку с названием улицы, затем найти и прочитать номера на нескольких домах, для того чтобы определить, на какой (четной или нечетной) стороне он находится и, в каком направлении убывают номера. После этого, если нужно, он должен перейти на другую сторону улицы и там также найти несколько номеров домов. Прикинув приблизительное количество домов, которое ему необходимо пройти до искомого
здания, обучающийся идет вдоль улицы и, пройдя намеченное расстояние, вновь использует прибор и находит нужный номер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.007 с.)