Формирование у учащихся образа пространства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование у учащихся образа пространства



 

Формирование навыков пространственной ориентировки у слепых и слабовидящих школьников предполагает, прежде всего, создание образа об окружающем пространстве, в котором им необходимо ориентироваться. Поэтому формирование пространственного образа, пространственных представлений у детей с нарушением зрения является важной задачей занятий по ориентировке в пространстве.

Рельефные карты улиц, площадей и других объектов города обеспечивают чувственную базу при формировании представлений об их расположении по отношению друг к другу и к учащемуся, что является основой познания окружающей действительности и пространственной ориентации в ней. Этот наглядный материал способствует также созданию у детей с нарушением зрения основы для развития пространственного мышления и соответствующих практических действий в процессе осуществления пространственной ориентировки, он способствует развитию у них познавательной активности, повышает устойчивость внимания, а также создает интерес и потребность самостоятельного передвижения. Следовательно, продуктивность обучения пространственной ориентировке зависит от рационального использования на занятиях рельефных карт изучаемых помещений и местностей.

В работах отечественных дефектологов (Л.И. Солнцевой, М.Н. Наумова, В.А. Кручинина, И.С. Моргулиса, Л.А. Семенова и др.) отмечается значение формирования пространственных и предметных представлений, показана необходимость использования средств наглядности при обучении пространственной ориентировке в соответствии с возрастом детей, их психическим развитием, а также состоянием их зрительного анализатора. Наглядные карты улиц, площадей помогают создавать конкретный образ окружающей действительности, но очень важно на наглядном материале показать, что этот образ можно перенести и на другие улицы, площади, маршруты. Систематическое применение средств наглядности при формировании пространственного образа на занятиях по ориентировке позволит наиболее полно реализовать функции пространственного образа и наглядности (познавательную, коммуникативную, коррекционно-развивающую и др.); обеспечит оптимальный переход от одного вида наглядности к другому в зависимости от сложности изучаемого материала и характера наглядной основы, рационально использовать имеющиеся средства наглядности и создать новые, наиболее полно отвечающие специфическим особенностям формирования пространственного образа на занятиях по ориентировке в пространстве. Процесс познания у слепых и слабовидящих учащихся осуществляется также как и у зрячих. Однако в отражении окружающей действительности формирование образа пространства ведущую роль играет система сохранных анализаторов и высших психических функций.

После проведения занятий с использованием различных средств наглядности достигается устойчивость, полнота, адекватность, подвижность и яркость пространственного образа. Учащиеся начинают лучше использовать приемы при изучении маршрута (обследуют маршрут в целом, наполняют его соответствующими деталями, четко выделяют отличительные признаки маршрута), воспроизводят маршрут в виде геометрических фигур, моделируют его, находят точки отсчета, анализируют трудные участки, обобщают, сравнивают, переносят свои знания на незнакомые маршруты.

Изучение результатов точности формирования пространственного образа у незрячих и слабовидящих детей показало, что процесс усвоения программного материала у них различен. Это еще раз подтверждает, что индивидуальные особенности пространственного восприятия имеют характер.

Одним из путей повышения качества обучения ориентировке в пространстве является оптимальное использование на занятиях комплекса различных видов наглядности (особенно макетов, рельефных схем и карт города), доступных осязательному восприятию и восприятию с помощью имеющегося дефектного зрения, с дальнейшей отработкой навыков в практической деятельности по ориентировке.

На занятиях по ориентировке в пространстве целесообразно использовать готовые рельефно-графические пособия (РГП). Их можно приобрести в издательско-полиграфическом тифлоинформационном комплексе «Логос» Всероссийского общества слепых (см. Приложение 12). Например, план улицы с разделительным газоном, три варианта планов перекрестков, схемы железнодорожных вагонов и т.д. и т.п.

Заметим, что ИПТК «Логос» ВОС является ведущим предприятием в России в деле разработки и изготовления рельефно-графических пособий для инвалидов по зрению.

В качестве наглядного дидактического материала желательно использовать рельефно-графические пособия, специально изготовленные для иллюстрации схем конкретных помещений, зданий, маршрутов, микрорайонов и т.п. Их по заказу, школы может изготовить ИПТК «Логос» ВОС.

Кроме того, современные информационные технологии позволяют на специальном оборудовании быстро печатать рельефно-точечным способом простые рисунки и схемы на специальной бумаге для письма слепых. В частности, таким способом целесообразно изготавливать схемы предпочтительных для учащихся маршрутов, которые заранее составляются педагогом. Если в распоряжении педагога нет соответствующего оборудования, то, возможно, что такой заказ будет выполнен в ближайшей областной библиотеке для слепых или на ИПТК «Логос» ВОС.

Рельефно-графические пособия к занятиям по ориентировке в пространстве можно изготовить очень быстро и с помощью специальной термопечи. С помощью этой печи плоскостной чертеж за считанные минуты превращается в рельефно-графический чертеж, так как плоскостные линии чертежа или рисунка становятся выпуклыми (вспучиваются). Таким образом, плоскостной чертеж или рисунок становится доступным для восприятия с помощью осязания и дефектного зрения. Справедливости ради заметим, что качество иллюстративного материала, изготавливаемого на ИПТК «Логос» ВОС гораздо выше, чем это позволяет сделать термопечь. Однако, термопечи в последнее время появились в библиотеках для слепых во многих регионах России и некоторых школах, что дает возможность педагогу создавать самому или специально заказывать схемы с учетом запланированных тем и потребностей конкретных учащихся.

Для быстрого создания рельефных схем и макетов очень удобно пользоваться и тифлоприборами «Ориентир», «Графика» и «Школьник».

Два первых прибора выпускаются в г. Москве предприятием ООО «Луч тифлотехники» (тел.: 149-81-19). Детали приборов представляют собой наборы различных полосок магнитной резины, модели плоскостных геометрических фигур, прямоугольные параллелепипеды, которыми легко моделируются многоэтажные дома. Кроме того, имеются одноэтажные дома и отдельные детали-крыши к многоэтажным домам, модели деревьев. Все детали легко удерживаются на металлических крышках приборов, которые выполняют функции площадок для схем и макетов. При этом детали приборов имеют яркую окраску, что позволяет использовать на занятиях не только осязание учащихся, но и их остаточное зрение.

Прибор «Школьник» предназначен для рельефного рисования и черчения. Внешне он напоминает прибор для письма по системе Брайля. Но в отличие от последнего, основание его покрыто не шеститочиями, а листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который крепится к ней (резине) металлической крышкой прибора, представляющей собой крышку прибора Брайля без клеток, составляющих его строки. Для прочности крепления крышка снабжена еще дополнительными зажимами.

На пленке, используемой в этом приборе, с помощью шариковой ручки можно получить доступные восприятию инвалидов по зрению рельефные и одновременно цветные линии, а, следовательно, и изображения. Цвет получающихся рельефных линий, естественно, соответствует цвету чернил (пасты) в ручке. Таким образом, прибор «Школьник» позволяет педагогу и его ученикам чертить схемы различных помещений, улиц, маршрутов, микрорайонов и т.п.

Приобрести прибор «Школьник» можно в ООО «Тифла» по адресу: 125080, г. Москва, Факультетский пер., д. 12, тел./факс: 158-97-67.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.003 с.)