Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подробные данные о психическом состоянии учащегося и развитии его познавательной деятельности представляются преподавателю по ориентировке психологом школы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Материал для диагностики: Набор пластинок «Театральные шумы». 2. Рельефные планы здания и территории. Звучащие предметы. Объемные геометрические и силуэтные фигуры. Модели и силуэтные изображения предметов. Приборы «Ориентир» и/или «Графика». Диагностика овладения учащимися навыками ориентировки в пространстве (Регистрационная карта) Раздел Фамилия и имя ученика________________________ Класс________________________________________ Место проживания родителей (город, село, поселок городского типа и т.п.)______________________________________________ Семья (состав семьи, положение ученика в семье)____________________________________________ Острота зрения________________________________ Диагноз по зрению____________________________ Сопутствующие заболевания____________________ Время потери зрения___________________________ Примечания___________________________________ Раздел
Примерные вопросы для беседы с учащимися 1. Как вы ориентируетесь: а) дома; б) на транспорте; в) в школе; г) в селе; д) в городе. Какие органы чувств используете при ориентировке? Используете ли трость в ориентировке? Как часто обращаетесь за помощью к окружающим? Какой способ ориентировки используете в повседневной жизни? 6. Что мешает самостоятельно ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве? Хотите ли научиться ориентировке в пространстве и верите ли в свои возможности? Раздел Материал для первой графы таблицы 3-го раздела 1. Различительные возможности дефектного зрения: а) цвет; б) форма; в) величина; г) глубина пространства; д) восприятие предметов в разное время суток. 2. Готовность слухового анализатора к пространственной различительной деятельности: а) состояние слуха (со слов ученика); б) состояние речевого слуха (см. в конце этого Приложения); в) соотнесение звуковых сигналов с источником звука; г) переключение слухового внимания. 3. Использование осязания: а) тактильная чувствительность; б) развитие мелкой моторики рук; в) культура осязательного восприятия; г) распознавание предметов различных форм и поверхностей. 4. Состояние вестибулярного аппарата и координации движений: а) возможность сохранения заданного направления движения и обнаружение заданной цели; б) положение тела при ходьбе и обследовании предметов; в) наличие или отсутствие навязчивых движений; г) определение углов поворота. 5. Обонятельная чувствительность: а) различение основных запахов и их локализация; б) соотнесение запахов и их источников. Наличие чувства препятствия. 7. Представление об основных предметах, наполняющих замкнутое и открытое пространство, их соотнесенность: а) узнавание, называние и пространственная расположенность в реальной действительности предметов, наполняющих пространство; б) узнавание предметов разной модальности (модель, барельеф, аппликация и контур); в) овладение пространственными понятиями. г) сохранность зрительных представлений у ослепших. Заключение. Рекомендации по изучению речевого слуха (к пункту 3.2 (б)) Исследование проводится в помещении, где до минимума исключены посторонние звуки. 2. Ученику предлагается сесть на стул на расстоянии 5 метров от проверяющего (педагога). 3. Проверяющий шепотом на выдохе произносит слово (список слов «прилагается). Испытуемый повторяет громко слово, которое слышит. Если он ошибся в правильности произношения, то можно повторить задание (до трех раз). Ошибки при произношении слова первый или второй раз фиксируются. 4. Типичными ошибками при пониженном речевом слухе являются: а) замена пары глухих и звонких звуков, например: барабан - парабан и т. д.; б) неправильное ударение в основе: сапоги—собаки; в) пропуск слогов: муха—ухо, ха; г) замена звуков: парта—марта. Полученные в результате изучения речевого слуха данные учитываются при обучении ориентировке по описанию с использованием звуковых и речевых сигналов. Слова для проверки речевого слуха: Мама; 2) дом; 3) стол; 4) дедушка; 5) парта; 6) собака; 7) руки; 8) барабан; 9) кошка; 10) шуба; 11) мальчик; 12) лампа; 13) часы; 14) сапоги; 15) муха; 16) заяц; 17) суп; 18) тетрадь; 19) чернила; 20) петух. Раздел Описываются результаты усвоения учащимися программы по обучению ориентировке и мобильности. Раздел Рекомендации ученику и его родственникам по совершенствованию его ориентировки в пространстве.
Приложение 3
Ориентировочная трость Назначение трости Трость - это универсальный инструмент, выполняющий несколько функций: 1. Роль щупа, т.е. удлиняет руку и расширяет зону обследования. 2. Роль буфера, т.е. смягчает удар или предупреждает столкновение с предметом (трость первая касается обочины, забора и т.д.). 3. Трость выполняет функции генератора звука, т.е. с помощью трости мы можем образовать звук и получить звук, отраженный от препятствий, т.е. можем обследовать пространство и определить наличие в нем предметов (при приближении к зданию удар об асфальт будет более глухой, чем в открытом пространстве). 4. Трость ‑ предупреждающий знак для водителей транспортных средств. Эту функцию трость приобрела в 1931 году во Франции. В правилах дорожного движения записано, что человек с белой тростью - незрячий человек и надо пропускать его. Подбор трости Трость должна доходить до грудной кости или до середины груди. В России выпускаются трости от 80 до 130 см. Трость должна быть на 50 см меньше роста человека. Именно такая трость дает информацию на 2 шага вперед, дает большую уверенность незрячему при передвижении. Приемы работы тростью Прием «диагональ» Ручка трости берется в обхват или сверху тремя пальцами - большим, указательным и средним. Трость ставится по диагонали впереди левой ноги, если трость в правой руке, и наоборот, если трость в левой руке. Ведем трость по ориентиру (стена дома, забор, бордюр и т.д.). Трость должна быть впереди идущего. Этот прием применяется на небольших участках пути для нахождения поворота, начала и конца здания, при ориентировке в помещении, при нахождении подъездных дорог. Прием «маятник» Ручка трости берется в обхват или как карандаш (ладонь повернута боком, указательный палец может быть вытянут вдоль Рука с тростью образует одну линию. Работает только кисть. Трость касается дороги то справа, то слева от идущего. Отрабатывается сначала работа тростью на месте, затем с движением. Трость должна работать в одном ритме с движением человека. Амплитуда размаха трости по ширине плеч. Прием используется на разных маршрутах, он помогает обследовать дорогу при каждом шаге. Этот прием является основным при передвижении. Прием напоминает движение маятника часов. Прием «укороченная трость» Используется при передвижении в большом количестве людей (в толпе). Трость берется ниже ручки, как карандаш тремя пальцами и слегка раскачивается перед ногами. Прием «скольжение» Трость неотрывно касается дороги, т.е. скользит по ней. Трость захватывает всю поверхность пространства под ногами. Прием используется на гладкой поверхности или на наиболее опасном участке пути. Если шаг делается левой ногой, то трость скользит к правой ноге и наоборот. Прием «скольжение» применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, канавам и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути. Прием «касание» Когда поверхность пути не позволяет наконечнику скользить, необходимо применять прием «касание». Трость движением кисти руки опускается до соприкосновения с полом (дорогой) и тут же приподнимается, т.е. касается пола (дороги) периодически, примерно через шаг.
6. «Скольжение + маятник» 7. «Маятник + касание» Приложение 4 Психологическая подготовка к самостоятельной пространственной ориентировке
На занятиях надо специально рассматривать с учащимися различные варианты общения незрячих и слабовидящих со зрячими в зависимости от ситуаций, с которыми приходится сталкиваться инвалидам в процессе самостоятельной ориентировки. Это поможет им вести себя более уверенно при самостоятельном передвижении в пространстве. Перечислим основные ситуации, которые на занятиях необходимо рассмотреть с учащимися: 1. Помощь прохожих. В данной ситуации очень важным является правильный выбор человека, к которому незрячий или слабовидящий хочет обратиться за помощью. Необходимо отметить, что помощь может быть и отвергнута. Это следует сделать, если человек предлагающий помощь, вызывает какую-то настороженность (например, странно ведет себя), либо помощь не требуется. При принятии помощи незрячий должен быть активным ведущим, так как большинство зрячих людей не знают особенностей сопровождения незрячего и даже при желании помочь затрудняются оказать требующуюся помощь. На занятии необходимо отработать навыки поиска «помощника» и формулировки просьбы. 2. Незрячий и нетрезвый. На занятии желательно специально разобрать ситуацию, в которой нередко оказываются незрячие. Например, на остановке к незрячей девушке подошла нетрезвая женщина и спросила золотые ли у нее серьги. После ответа, что золотые, потребовала их снять. При анализе этого и подобных случаев с учащимися обсуждаются возможные действия в подобных обстоятельствах: не говорить, что есть какие-то ценные вещи, постараться позвать на помощь, сказать, что ты незрячий и получаешь пенсию (т.е. попытаться обратиться к чувствам человека), предложить пойти домой, таким образом постараться взять ситуацию под контроль. Более сложным является взаимодействие с наркоманом. Если не удается как-то отвлечь его, то, возможно, нужно дать денег (конечно, если они есть). На занятии отрабатываются возможные варианты выхода из подобных ситуаций. Оцепление. С учащимися разыгрывается следующая ситуация: вы приехали на вокзал, чтобы сесть на электричку (поезд); до отправления поезда осталось 30 минут, диспетчер объявляет, что на вокзале обнаружено неизвестное устройство, и никому нельзя покидать место оцепления. Вначале школьники должны предложить свои варианты разрешения этой проблемы. Затем проигрывается, например, такой вариант: незрячий должен подойти к милиционеру или к какому-нибудь человеку, объяснить свою проблему и в конечном итоге добиться посадки в нужный вагон, причем, следует обратить внимание на выбор человека, которого он просит помочь (нужно исключить нетрезвых, бомжей и т.п.). Сберкасса. На занятии инсценируется посещение сберкассы (почты или какого-либо другого учреждения), где ученику необходимо заполнить определенные документы. Он должен обратиться к кому-то из окружающих с просьбой о помощи, либо попросить заполнить бумаги оператора. Важным является умение инвалида по зрению, не стесняясь, четко объяснить, почему он не может сделать этого сам. Психически больной. В начале занятия с учащимися обсуждается поведение людей с различными психическими расстройствами. Так как при нарушении зрения сложно заметить невербальные признаки психической патологии, то внимание обращается, в основном, на речь человека (нелогичность высказываний, повторы одних и тех же фраз, примитивные высказывания, неадекватная реакция на какие-то реплики собеседника, излишне ускоренная или замедленная речь и т.д.). Подчеркивается опасность доверия психически больному человеку и необходимость избавиться от опеки такого «помощника». Например, девушка назвала мужчине, предложившему свою помощь на остановке, номер нужного ей автобуса; пока они ждали автобус мужчина рассказывал о себе, постоянно повторяя одну и ту же фразу, говорил, что ему надо ехать в больницу, и он не знает, что ему делать; потом он стремился посадить ее в автобус, идущий совсем не туда, куда ей было нужно. Учащиеся должны предложить выход из этой проблемы. Ситуация проигрывается. Сектант. Учащимся разъясняют, что такое секта, какую опасность она может нести, какими приемами пользуются сектанты, чтобы заманить к себе людей. Затем инсценируется (проигрывается) ситуация общения инвалида по зрению с сектантом. Главным в этом обучении является нахождение социально приемлемых способов отказа от общения, услуг или предлагаемой помощи. Подведение итогов работы по анализу различных ситуаций на маршрутах может резюмироваться, например, в виде правил, которые учащимся необходимо усвоить: 1. Если вас окриком («Стойте, машина!», «Осторожно, яма!» и т.п.) остановили, а затем советуют, как дальше передвигаться Если вы все равно испытываете неуверенность и не знаете, сможете ли преодолеть опасное место, то лучше попросите о помощи: «Если вас не затруднит, подойдите ко мне, пожалуйста, и проводите до безопасного места (помогите обойти лужу, яму и т.п.)». За помощью следует обращаться в доброжелательном тоне, не допуская истерик, чтобы не испугать и не оттолкнуть человека, который не остался равнодушным к опасности, которой вы подвергались. 2. Если продавец занят и не обращает на вас внимания, то обратитесь к покупателям: «Простите за беспокойство, у меня плохое зрение, поэтому я не вижу цены. Скажите, пожалуйста, сколько стоит ржаной хлеб (сахар, мука и т.д.)». На грубый ответ покупателя или продавца («Очки надела, смотри сама!») спокойно объясните, что очки помогают вам видеть только дорогу и людей, а цены вы в них не видите. Учащиеся должны знать, что многие зрячие всех людей, носящих очки, считают нормально видящими, и в случаях, подобных описанному, надо не оскорбляться, а разъяснить. 3. Если вам предлагают помощь, а вы можете или хотите справиться самостоятельно, то отказывайтесь вежливо, чтобы не отбить у зрячего желание помогать инвалидам. 4. Проходя через узкие двери в паре со зрячим, попросите его идти впереди вас, при этом, протянув назад одну руку, за которую вы и будете держаться. 5. При покупке билета (например, па поезд) лучше прямо у работника железнодорожной кассы уточнить дату и время отправления, номер поезда, вагона и места. Эти сведения при продаже билетов обязаны сообщить, поэтому следует поблагодарить кассира, но не следует смущаться того, что вы занимаете его время. Другие примеры-правила можно составить вместе с учащимися, исходя из рассмотренных на занятиях ситуаций. Главное – научить школьников вежливо обращаться за помощью и, по возможности, самим оказывать ее (помощь). Например, если у какого-нибудь пассажира возникли вопросы по маршруту, а инвалид по зрению хорошо знает этот маршрут, то он непременно должен оказать помощь, то есть ответить пассажиру на его вопросы. Для предупреждения попадания слепого и слабовидящего в неприятные (порой стрессовые) ситуации при обучении ориентированию в незнакомых районах города надо стимулировать школьников к рациональному добыванию информации о маршруте и использованию всех доступных приемов и средств (планов, карт, помощи прохожих, трости, зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных и других ориентиров). Более того, учащихся надо стимулировать к изучению новых районов города на основании переноса имеющихся знаний и умений. Например, ученику дано задание добраться до определенного учреждения, расположенного в новом для него районе. Предварительно он должен навести справки о маршруте: «На чем можно доехать? Как выглядит здание (высокое или низкое, сколько этажей, какого цвета)? Что находится рядом с ним?» и т.д. По мере продвижения по маршруту ему необходимо уточнить, не сбился ли он с дороги. Для того, чтобы найти нужный дом среди домов, ничем не отличающихся друг от друга, лучше обращаться за помощью к играющим во дворе детям, прогуливающимся пенсионерам. Они охотнее отвечают, потому что живут в этом районе и менее заняты. Приложение 5 Алгоритм изучения улиц 1. Выделите главную улицу и второстепенную. 2. Выясните, какие виды перекрестков есть на этой улице. 3. Вспомните правила перехода через дорогу, адаптированные для незрячих. 4. Выделите подъездные дороги. 5. Рассмотрите, где располагаются второстепенные улицы, светофоры и переходы через дорогу. 6. Выделите подземные переходы (определите основные ориентиры и вид данного перехода). 7. Выясните закономерность расположения автобусных и трамвайных остановок. 8. При передвижении по улице анализируйте рельеф местности (подъемы, спуски, ровный асфальт или нет и др.), особенности расположения элементов улицы (наличие забора, газона, отсутствие газона и т.д.); количество подъездных дорог (с бордюрами дороги или нет); если у ученика имеется светоощущение (то есть он видит свет), то необходимо учить зрительно анализировать свой путь (ширину просветов между домами, длину домов как темную полосу после просвета, особенность заборов – бетонный, деревянный, бетонный. Если ученик видит цвет, то при ориентировке ему надо опираться на разность цветовой гаммы (отличие сугроба от асфальта, асфальта от зеленого газона, асфальта от земли); сопоставлять свое движение с движением транспортного средства (оно должно быть параллельно, если человек идет по основной улице, и перпендикулярно, если он уходит от основной улицы по подъездной дороге, то есть звук в спину). 9. Развивайте осязательную память. Во время передвижения старайтесь выделять и запоминать все особенности маршрута (углы поворотов, выбоины в асфальте, спуски и подъемы, особенности ступенек, их количество, покрытие, близость домов, количество подъездных дорог с бордюрами, ширина тротуара, звуковой фон улицы и т.д.). 10. Выделите все основные ориентиры. 11. Проанализируйте маршрут после его прохождения, выделите места, в которых требуется особая осторожность, то есть выделите опасные места на маршруте (подвесные телефоны, выбоины, подъездные дороги, узкие участки и т.д.). 12. Выберите наиболее безопасный путь передвижения. Приложение 6 Алгоритм изучения площадей
Примечание. Начинать ориентировку на площадях надо после изучения схем конкретных площадей, выполненных рельефно-графическим способом, или в виде макетов. После того, как ученик составит представление о площади, можно переходить к практичским занятиям по изучению конкретной площади и ориентировке на ней (или конкретных площадях). Основные этапы при работе со схемой: 1. Рассмотрите внимательно площадь и составьте представление о ее форме и величине. Отметьте особенности (есть в центре сквер или нет, есть подземный переход или нет и т.д.). 2. Выделите количество улиц, отходящих от этой площади. Соотнесите их по расположению друг к другу. 3. Определите, какие улицы широкие, а какие узкие, характер и насыщенность движения транспорта по ним. 4. Выделите все безопасные пути перехода через площадь. 5. Расскажите об основных объектах на площади и особенностях их расположения. 6. Укажите основные постоянные ориентиры. Основные этапы изучения конкретной площади: 1. Пройдите по периметру всей площади, выделяя основные ориентиры и улицы, повторяя правила перехода через дорогу и называя основные объекты; используйте и тренируйте осязательную, слуховую, мышечно-двигательную память и зрительное восприятие с помощью остаточного зрения, если оно имеется (под каким углом улица входит в площадь, особенности покрытия, наличие подземных переходов, особенности их строения, звуковой фон и т.д.). 2. Проведите звуковой анализ изучаемого пространства (определите движение транспорта вокруг площади, по прилегающим улицам, интенсивность движения, т.е. выделите улицы с наиболее насыщенным движением), виды транспорта и т.п. 3. Разделите площадь на несколько участков и подробно изучите каждый из них (некоторым учащимся на это может понадобиться не одно занятие). 4. Сделайте анализ изученного маршрута, выделите опасные места, разберите наиболее часто встречающиеся ошибки. 5. Сравните эту площадь с уже изученными площадями. 6. Проехав вокруг площади на транспорте, сделайте анализ маршрута, используя мышечно-двигательную память. Приложение 7 Алгоритм изучения подъездных дорог 1. Рассмотрите улицу, по которой проходит изучаемый маршрут (выберите отправной пункт, обследуйте и изучите прилегающие улицы и основные объекты, находящиеся на этих улицах и т.д.), ознакомьтесь с элементами данной улицы (дорога, газон, тротуар, дома и др.). 2. Выделите ту подъездную дорогу, которая вам нужна. Определите, с какой стороны подъездной дороги находится интересующий вас объект. Выделите ориентиры, которые помогут найти поворот на подъездную дорогу (угол забора, асфальт-асфальт, бордюр, конец газона и др.). 3. Выберите направление движения (право, лево) и прием работы тростью, наиболее эффективный для нахождения подъездной дороги (техника «диагональ» плюс «маятник» или «диагональ» плюс «скольжение»). 4. При прохождении маршрута будьте внимательны, не пропустите нужную вам подъездную дорогу. Звук от транспортных средств должен идти параллельно вашему движению. 5. Найдите нужную подъездную дорогу и сделайте поворот, не теряя ориентира (если нужный объект находится на другой стороне, перейдите подъездную дорогу, соблюдая правила перехода через дорогу). Звук от транспортных средств должен находиться за вашей спиной. 6. Выходя с подъездной дороги, держитесь ближе к одной из сторон дороги (не теряйте ориентир!). Звук от транспортных средств, движущихся по основной дороге, идет в лицо. 7. Определите начало тротуара основной улицы (асфальт-асфальт, асфальт-бордюр и др.), сделайте поворот на основную улицу. Звук должен идти параллельно вашему движению. Приложение 8 Адаптированные для незрячих 1. Переходить дорогу необходимо только в строго определенных для этого местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой или информационно-указательным дорожным знаком «Пешеходный переход». Если незрячий не знает где переход, то надо спросить у прохожих. 2. В случае, если переход не обозначен, или перекресток не регулируется светофором, или дорога достаточно широкая и с интенсивным движением, то необходимо обратиться за помощью к зрячим прохожим. Варианты: а) Прислушаться к шагам прохожих, повернуться лицом к приближающемуся человеку и громко, четко обратиться с просьбой (точно объяснить, какая дорога вам нужна). Незрячий сам должен точно представлять направление движения. б) От помощи следует отказаться, если ее предлагает человек, не вызывающий у вас доверия (неадекватно себя ведет, нетрезвый и т.д.). Отказываться надо уверенным тоном, но вежливо. в) Незрячий должен взять на себя инициативу, объяснить, как ему удобней перейти через дорогу (взять под руку немного выше локтя зрячего и двигаться на пол шага сзади, активно работая тростью при переходе). При этом он должен внимательно слушать движение транспорта, анализировать свое движение, не виснуть на руке у сопровождающего, поблагодарить спутника после перехода на другую сторону улицы. Подготовка к переходу улицы Примечание. На четырехсторонних и трехсторонних перекрестках необходимо переходить в первую очередь второстепенную улицу, затем главную. 1. Подойти к бордюру. 2. Отойти от перекрестка на 3-4 шага, отступить от бордюра на 1-2 шага. Трость должна находиться на тротуаре около ног незрячего.
3. Выровнять ноги по бордюру или по дороге 4. Послушать и определить направление движения транспорта (при переходе улицы оно должно быть параллельно движению незрячего). Переход улицы 1. Если красный сигнал светофора уже поменялся, то необходимо дождаться новой смены цвета (это определяется на слух по звукам, исходящим от транспортных средств). 2. Еще раз внимательно послушать, взмахнуть 3 раза тростью и, сохраняя прямолинейное движение и используя прием «скольжение» или «маятник», быстро перейти дорогу. 3. При переходе улицы необходимо помнить, где находится перекресток. Окончание перехода улицы 5. Перейдя дорогу, надо переступить через бордюр. 6. Уйти от дороги. ПОМНИТЕ! Если дорога опасная и широкая, то необходимо обратиться за помощью к зрячему человеку. Приложение 9 Адаптированные для слепых с форменным остаточным зрением и слабовидящих Общие сведения 1. Переходить дорогу необходимо только в строго определенных для этого местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой или информационно-указательным дорожным знаком «Пешеходный переход». 2. Если место перехода не обозначено, то переходить надо по линии тротуаров или обочин. 3. В случае, если перекресток не регулируется светофором, то проезжую часть надо переходить особенно осторожно: прислушаться и идти только при полной тишине (слушать и смотреть сначала налево, а от середины дороги направо). Подготовка к переходу улицы 1. При четырехсторонних и трехсторонних перекрестках необходимо переходить в первую очередь второстепенную улицу, затем главную. 2. Подойти к бордюру, от бордюра отступить на один-два шага, отойти от перекрестка. 3. Выровнять ноги по бордюру или по дороге. 4. Определить направление движения транспорта (начинать переход надо тогда, когда транспорт движется по улице, параллельной вашему движению). Переход улицы 1. Если зеленый сигнал светофора уже поменялся, то необходимо дождаться новой смены цвета. 2. Прислушаться, внимательно посмотреть налево, на середине улицы - направо. 3. Переходить на зеленый сигнал светофора, сохраняя прямолинейное движение. Окончание перехода улицы 1. Перейдя дорогу, надо переступить через бордюр. 2. Уйти от дороги. ПОМНИТЕ! Если дорога опасная и широкая, то необходимо переходить улицу вместе с другими пешеходами, при этом желательно находиться в середине переходящей улицу массы людей. Переходить улицу при наличии остаточного зрения удобно также, «пристроившись» к прохожим пожилого возраста или к женщинам с детской коляской. При этом держаться надо ближе к ним.
Приложение 10 Адаптированные для инвалидов по зрению правила посадки Перед началом посадки 1. Необходимо точно знать, какой вид транспортного средства вам нужен и номер маршрута, а также представлять сам маршрут. В связи с этим желательно ориентироваться на маршруте по мышечно-двигательной памяти (при движении транспортного средства чувствовать рельеф дороги, повороты, рельсы, мосты и т. д.). 2. Найти нужную остановку. 3. Отойти от бордюра на 1 – 2 шага, ноги должны быть перпендикулярно дороге (если бордюр отсутствует, то нужно выровнять ноги по краю дороги). 4. До подхода нужного транспортного средства попросить людей на остановке подсказать номер приближающегося транспорта. Особую осторожность нужно соблюдать в осенне-зимний период при скользкой дороге. Во время посадки 1. При появлении транспортного средства дождаться его остановки и определить на слух или с помощью зрения, где находятся его двери. При торможении транспортного средства люди на остановке устремляются к его дверям. Это является хорошим ориентиром для инвалидов по зрению. 2. Подойдя к двери, определить высоту ступени с помощью трости или остаточного зрения. 3. Держась за поручень, войти в транспортное средство. 4. При посадке в трамвай необходимо попросить помощи зрячих людей (если остановка трамвая находится по середине проезжей части). По окончании посадки 1. В пассажирском транспорте необходимо обязательно держаться за поручень. 2. Если есть возможность, нужно сесть на свободное место. 3. К выходу надо готовиться заранее (за одну остановку до выхода из транспортного средства), умея при необходимости нажать кнопку сигнала водителю в маршрутном транспортном средстве. 4. При выходе следует измерять высоту ступени с помощью трости, держась при этом за поручень. 5. Выйдя из транспорта, «зафиксировать точку отсчета». 6. Продолжив прямолинейное движение, переступить через бордюр. Приложение 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.011 с.) |