Использование телескопических приборов при пересечении проезжих улиц и дорог (четвертый этап) можно начать с пересечения улиц без светофоров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование телескопических приборов при пересечении проезжих улиц и дорог (четвертый этап) можно начать с пересечения улиц без светофоров.



Ученик с помощью телескопического прибора (например, монокуляра) может определить: а) знаки перехода улицы: дорожный знак на столбе, полоски на мостовой; б) наметить на другой стороне ориентир, на который ему нужно двигаться, чтобы не сбиться с прямой линии, если нет пешеходных полосок на шоссе; в) по возможности определить, нет ли приближающихся машин, но это лучше тренироваться делать на слух, без применения прибора. Все эти умения должны быть последовательно отработаны.

Аналогичным образом ученик может освоить прием пересечения перекрестка. При этом надо особое внимание уделить сохранению прямолинейного движения строго по «зебре» или на намеченный ориентир на другой стороне улицы. Находясь приблизительно в районе перекрестка, ученик должен воспользоваться телескопическим прибором для того, чтобы найти знак перехода. Затем, оказавшись на другой стороне улицы, он снова должен воспользоваться прибором для дальнейшей ориентировки.

При обучении пересечению улицы или шоссе со светофором надо предоставить ученику возможность подойти к перекрестку и определить свет светофора без прибора. Если он не сможет этого сделать, показать, как в данном случае ему может помочь телескопический прибор. При этом последовательность действий является следующей: вращая прибор, найти столб со светофором; определить, какой горит свет; дождаться начала включения зеленого сигнала, перейти улицу; обсудить возможные варианты светофоров с фигурами и надписями.

В условиях городской среды большое значение для ориентировки имеет нахождение, узнавание и прочтение различных вывесок, названий магазинов, рекламных щитов и т. д. (пятый этап). В этом учащимся также поможет телескопический прибор.

Для чтения вывесок и знаков, расположенных перпендикулярно к той стороне улицы, по которой движется, обучающийся, ему следует повернувшись лицом вдоль улицы, медленно обследовать пространство впереди себя, начиная от здания. Обнаружив знак, надо вернуться к его левому углу и, сфокусировав прибор, прочитать его. Обсудить различное расположение таких вывесок.

При чтении вывесок и знаков, расположенных параллельно улице на противоположной стороне ученик поворачивается лицом к другой стороне улицы, т. е. становится перпендикулярно направлению движения. Медленно вращая прибор в горизонтальной и вертикальной плоскостях, ученик находит здание с вывеской (надписью, рекламой), определяет точное местоположение надписи и, развернув более удобно корпус, фокусирует прибор и читает надпись, плавно переводя прибор с буквы на букву.

Для чтения обозначений на остановке городского транспорта ученик должен сначала определить местоположение автобусной остановки (по возможности без прибора). Далее, подойдя к ней, найти с помощью прибора прикрепленный к ней знак с обозначением номеров маршрутов автобусов, сфокусировать прибор и прочесть номера. Более трудной задачей является прочтение номера подошедшего автобуса, так как на это отводится мало времени. Но при желании можно научиться делать это достаточно успешно.

Особо надо остановиться на ориентировке в торговом центре и в метро.

На заключительном этапе следует показать учащимся, каким образом телескопические приборы можно использовать при изучении новой местности. При этом приемы ориентировки остаются в принципе теми же, которые мы рассмотрели ранее.

Ориентировка в незнакомом месте может начаться с изучения карты. Для этого также можно использовать различные лупы, бинокли и монокли. Далее можно поставить перед учеником задачу, например, найти по адресу магазин в ранее неизвестном ему районе, не прибегая к помощи прохожих.

Если учащиеся успешно освоят приемы пользования оптическими приборами, то это существенно поможет им в ориентировке и передвижении в пространстве. Они будут чувствовать себя более уверенно и независимо на городских улицах. Поэтому мы настоятельно рекомендуем применять оптические приборы и в тех случаях, когда зрение немного корригируется с помощью очков, и в тех случаях, когда зрение очками не корригируется.

Таким образом, при проведении занятий по пространственной ориентировке необходимо учитывать весь имеющийся практический опыт ученика и его положение в семье, состояние его зрительных функций и характер заболевания органа зрения (прогрессирующее ухудшение, стабильное состояние, возможно улучшение), состояние психического и физического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и помнить, что не могут все учащиеся достичь абсолютно одинаковых результатов при обучении пространственной ориентировке, но каждого надо научить самостоятельно решать свои проблемы, связанные с передвижением.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, курс обучения ориентировке в пространстве и мобильности является важнейшей составной частью блока коррекционных курсов, которые направлены на абилитацию или реабилитацию слепых и слабовидящих учащихся в условиях специальной школы. Задачей курса является обучение школьников с нарушением зрения взаимодействию с окружающей средой посредством овладения ими специальными навыками самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в пространстве. Необходимость и важность этого курса для социально-бытовой адаптации обусловлены тем, что ограничения в передвижении и мобильности являются одними из главных препятствий как в процессе получения профессионального образования выпускниками школ для слепых и слабовидящих детей, так и их трудоустройства, а также процесса трудовой деятельности. Навыки ориентировки в пространстве расширяют возможности инвалидов во взаимодействии с социумом, в том числе работодателями и зрячими коллегами по работе.

В результате обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих школ для детей с нарушением зрения должны уметь:

· использовать осязательные, зрительные (при наличии зрения), обонятельные ориентиры при самостоятельной ориентировке в пространстве;

· работать с макетами и схемами помещений, отдельных маршрутов, микрорайонов и населенных пунктов;

· переносить сформированные топографические представления на план: составлять схемы помещений, маршрутов и изученного пространства после их самостоятельного обследования или на основе получения словесной информации;

· свободно ориентироваться на улицах города, в транспорте, в общественных местах;

· обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты, библиотеки: делать покупки; обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей;

· ориентироваться в незнакомом пространстве, используя словесные описания маршрутов и другую информацию;

· переносить имеющиеся навыки ориентировки в незнакомое пространство;

· делать самостоятельные поездки в другие города и населенные пункты.

Примечание: Приведенный перечень можно принять за проект обязательного стандарта знаний и умений для выпускников школ для слепых и слабовидящих детей.

Опыт школ для слепых и слабовидящих детей (в частности, Нижегородской школы-интерната) показывает, что при систематическом обучении ориентировке в пространстве выпускники школ III-IV видов достигают высокого уровня мобильности. Они самостоятельно обследуют и изучают новые пешеходные и комбинированные маршруты различной сложности, свободно пользуются топографическими представлениями типа «карта-путь» и «карта-обозрение», могут совершать (и совершают!) поездки в незнакомые города, свободно общаются с незнакомыми людьми, ориентируются в различной обстановке.

Трудности адаптации выпускников школ для детей с нарушением зрения в обществе зрячих, интеграции в него обусловлены, естественно, не только недостатком их подготовленности по вопросам ориентировки в пространстве. Имеется еще много нюансов и причин, которые педагогические коллективы специальных школ-интернатов должны учитывать в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Так, многие навыки общения чисто технического свойства (жесты, мимика и др.) не могут быть приобретены незрячими и слабовидящими учащимися спонтанно, т.е. путем естественного наблюдения и подражания взрослым, как это происходит у детей с нормальным зрением. Следовательно, эту проблему тоже надо решать, так как скованность и амимичность, характерные для слепых и слабовидящих, часто воспринимаются зрячими как интеллектуальная недостаточность.

Кроме того, в специальных школах дети находятся в некоторой изоляции от зрячих сверстников. Их жизнь в интернате организована таким образом, что они практически не общаются с нормально видящими сверстниками. С перестройкой в стране отношение к детям – инвалидам в целом изменилось, поэтому расширились возможности преодоления изоляции. Школами уже накоплен опыт разнообразной работы в этом направлении. Педагогам необходимо изучать его и творчески использовать. Например, приобретению опыта общения со зрячими способствует участие слепых и слабовидящих детей в районных и городских фольклорных праздниках, различных конкурсах, фестивалях. Эффективным средством активного общения слепых и слабовидящих учащихся со зрячими сверстниками является также посещение воспитанниками школ III-IV видов кружков по интересам, существующих для подростков и юношества при домах творчества.

Большую помощь выпускникам в повышении коммуникативной ориентации оказывают уроки детской риторики и культуры общения. Учащиеся школ, где такие уроки включены в учебный план (например, в Королевской школе для слепых и слабовидящих детей), понимают значение этих предметов для их дальнейшей жизни и для коллективных отношений с педагогами и воспитанниками интерната.

Очень важной проблемой, требующей пристального внимания практиков, является формирование у учащихся правильного отношения к своему дефекту. Многие выпускники специальных школ страдают комплексом неполноценности. Проявляется это по-разному. Одни, испытывая трудности в самостоятельной жизни, считают себя неполноценными и всячески скрывают свой дефект. В быту эти люди (как правило, слабовидящие) подражают зрячим и считают себя зрячими, но одновременно уходят от контактов с ними. Другие, чувствуя, что не могут справиться с повседневными заботами, напротив, выпячивают свой дефект и требуют помощи от окружающих, считая всех виноватыми в своей болезни и неудачах.

Перечень проявления комплекса неполноценности у лиц с нарушением зрения можно было бы продолжить, но главное в том, что это чувство мешает им общаться, в частности, обращаться за помощью при самостоятельном передвижении. Именно поэтому необходимо вести тщательную работу по формированию правильного отношения ребенка к своему дефекту.

Незрячим и слабовидящим школьникам необходимо осознать, что успех адаптации обеспечивается в случае, если они начинают заниматься приобретением необходимых умений и навыков не тогда, когда уже оказались в коллективе зрячих, а заранее.

Психологическая подготовка предполагает понимание инвалидами по зрению своего реального положения и своих возможностей, что позволяет соизмерить притязания со своими силами, не принижая их, но и не преувеличивая. Осознание себя как человека, способного вести полноценную жизнь и трудовую деятельность, поможет выпускнику школы для детей с нарушением зрения освободиться от комплекса неполноценности. Естественно, решить эту проблему учащиеся могут только с помощью взрослых (учителей, воспитателей, родителей), которым, в свою очередь, следует глубоко вникнуть в тонкости формирования правильного отношения ребенка к своему дефекту.

Недостаточная реализация в коррекционно-воспитательной работе школ для слепых и слабовидящих средств педагогического воздействия в развитии таких сторон личности, как критичность, активность, самооценка и др., приводит многих выпускников к самоизоляции. Следовательно, для успешной адаптации выпускников школ необходимо предусмотреть соответствующую коррекционную работу.

Выпускники должны знать не только о причинах неадекватного отношения к ним нормально видящих, но и понимать, что это вызвано недостатком общения зрячих с инвалидами по зрению, непониманием их возможностей и проблем.


Приложение 1


Инструкция по охране труда и технике безопасности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.026 с.)