Методы социального патронажа и надзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социального патронажа и надзора



1. Социальный патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4—9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Технология патронажа:

· предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

· оповещение клиента о времени визита;

· представление себя (нагрудный знак, визитка);

· обеспечение личной безопасности;

· представление и сообщение о цели визита;

· время посещения — 20 — 30 минут;

· подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Работа социального педагога с семьями начинается с выявления дисфункциональных семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школа, ПДН, КДНиЗП, иногда поликлиники и другие учреждения, а также частные лица, соседи, знакомые.
Выделяют следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.

1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

К заключению договора семья приходит вследствие работы КДНиЗП либо минуя комиссию.

Первый вариант установления контакта с семьей имеет свои преимущества. Заседание комиссии вскрывает проблемы семьи, их социальное значение, создает сильную мотивацию к изменению ситуации, предлагая конкретные пути для осуществления этих изменений.

Второй вариант включения семьи в работу предполагает высокую степень осознания проблемы и мотивации к выходу из нее у семьи изначально. Если этого нет, отказ от использования преимуществ первого варианта неоправдан.

Предложение помощи социальным педагогом может рассматриваться членами семьи как частное предложение, от которого в какой-то момент можно просто отмахнуться. За КДНиЗП — авторитет государственного органа с реальными значительными полномочиями.

Для мультипроблемной семьи, сжившейся в течение длительного времени с кризисной ситуацией и не предпринимающей попыток к ее изменению, стимулирующее значение может иметь усугубление ситуации, доведение ее до последней черты. Например, принятие КДНиЗП решения о сборе документов на лишение родительских прав.

2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат:

· осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;

· выдвижение реально достижимых целей;

· создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения;

· хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу;

· четкие представления о возможностях социального педагога и их границах, о способах и методах его работы;

· необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха;

· реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;

· постепенное решение проблем.

Для поддержания мотивации необходимы также привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи; свободное прохождение информации в системе: семья — социальный педагог — образовательное учреждение — КДНиЗП, медико-психолого-педагогический консилиум (МППК); своевременный анализ "сопротивления" семьи и неэффективных контактов.

3-й этап. Сбор информации о семье:

· применение широкого диапазона методов сбора информации;

· сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;

· сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;

· тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;

· сопоставление информации из различных источников.

Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:

· состав семьи;

· характеристику внешних и внутренних контактов семьи;

· нормы, ценности, правила, представления данной семьи;

· способности и возможности членов семьи;

· уровень материального обеспечения, особенности организации быта;

· состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон).

Социальный педагог активно применяет для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятсяим самим, психологами, другими специалистами.

Составляются Акт обследования жилищно-бытовых условий, Карта социальных связей семьи, Карта конфликта и т. п. Собраннаяинформация заносится в Карту семьи, Карту ребенка, анализируется социальным педагогом и другими привлекаемыми специалистами, в той мере, насколько это необходимо для решения проблем семьи; при этом полученная информация охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц и служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.

Сбор информации о семье является перманентным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4-й этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и 1 семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

Контракт намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов.

При составлении контракта социальный педагог пользуется принципом необходимости и достаточности.

Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
Сети взаимодействия для решения проблем конкретных семей сливаются в сеть взаимодействия образовательного учреждения. Кроме вышеописанных контактов она содержит контакты с:

· научными учреждениями для получения информации аналитико-методического направления, обучения технологиям социальной и реабилитационной работы;

· учебными заведениями с целью взаимодействия с молодыми людьми;

· психологами и другими специалистами на предмет прохождения практики и трудоустройства;

· спонсорами для финансирования работы с неблагополучны ми семьями;

· коллегами из других организаций по обмену информацией о работе с семьями и детьми.

6-й этап. Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальный педагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.

2. В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них, формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д.

Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц "группы риска" и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.). В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков.

При этом объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций.

 

4.2.2. Социально-педагогическое консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

· в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;

· в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

· в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;

· в сфере духовного и морального здоровья внимание обращается на: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентаций членов семьи и т.п.;

· в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

· в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная.

Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами, невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относится к каждому члену семьи, понимать его и при этом ни кого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Отметим, что выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.

· Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

· Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

· Определение целей консультирования, поддержание психологического контакта. Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

· Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и выбрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

· Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Таким образом, рассмотренные основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи. Многочисленные данные научно-исследовательских изысканий, а также опыт социально-педагогической деятельности выявляют актуальность проблемы поддержки института современной семьи и определяют основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях:

· Упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов.

· Расширение сети семейных социальных служб, центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д. Кроме того, создание различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства.

· Диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий. На основе диагностических данных — разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

· Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, по силе и длительности своего воздействия подразделяются на острые и хронические. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапные перемены в судьбе, материальном или социальном статусе (арест одного из членов семьи, крупная имущественная потеря, утрата работы), неожиданное и тяжелое заболевание. Хронические трудности: чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту (неравномерное распределение обязанностей между членами семьи) и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, невозможность иметь ребенка и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.041 с.)