Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С особенностями психофизического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сташкевич Е.В., студентка 3 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Акулович А.Н., преподаватель
Память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна сознательная человеческая деятельность. Усвоение знаний, приобретение навыков и умений – все это неразрывно связано с работой памяти. Исследование памяти занимает большое место в современной психологической науке. Изучением памяти у детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) занимались отечественные и зарубежные исследователи такие как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Г. Маклаков, Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, В.И. Богданова, П.И. 3инченко, А.Н. Леонтьев, С.А. Дмитриева, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др. [1] Вопросами развития памяти у детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития занимались Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Н.Г. Поддубной, В.Л. Подобед, Т.В. Егорова, Н.Г. Лутонян, Л.М. Шипицыной, Р.В. Демьянчук и др. У детей данной категории отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Отклонения в познавательной деятельности наиболее отчетливо обнаруживаются именно как снижение памяти [2]. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим выявляют разнообразные нарушения памяти, недоразвитие всех видов запоминания, объем, и точность произвольного запоминания существенно отличается от нормально развивающихся детей. Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции, характерна низкая скорость запоминания, уменьшение объема памяти, увеличение скорости забывания. В исследованиях Т.В. Егоровой и Т.А. Власовой были выявлены особенности памяти у детей с задержкой психического развития такие как: снижение продуктивности запоминания; неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти, по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Авторы также отмечают неумение детей организовать свою работу по заучиванию и неумение использовать приемы запоминания, недостаточную познавательную активность и целенаправленность при запоминании, нарушение кратковременной памяти, повышенную тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкую скорость запоминания [3]. Развитие памяти детей с интеллектуальной недостаточностью следует характеризовать с позиции овладение ими приемами, техникой запоминания, переработки и воспроизведения информации. У данной категории детей затруднено формирование приемов запоминания. Это связано с особенностями мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку овладение приемами запоминания и воспроизведения информации в наибольшей степени зависит от мыслительной деятельности [4]. Так, Г.М. Дульнев, Т.В. Егорова, И.М. Соловьев, Б.И. Пинский отмечали, что характерной особенностью всех детей с интеллектуальной недостаточностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать, поэтому в процессе обучения школьников большая роль принадлежит повторению, как одному из основных факторов закрепления знаний. Для того чтобы запомнить тот или иной материал детям с интеллектуальной недостаточностью, особенно младших классов, требуется значительно большее число повторений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Даже после десяти предъявлений небольшого по объему вербального материала некоторые ученики младших классов не могут его точно воспроизвести [2]. Изучением памяти у слабовидящих и слепых детей занимались такие ученые как: С.Ю. Головин, Н. Розов, И.М. Соловьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина, В.Д. Шадриков, В.П. Зинченко и др. Рассматривая специфические особенности памяти детей с нарушениями зрения, А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии [5]. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10-11 и 14-15 лет, у девочек 12-15 лет [2]. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Т.П. Головина отмечает у слабовидящих отставание от нормально видящих правильности узнавания, специфичности восприятия, для них свойственно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности. Изучением особенностей памяти детей с нарушениями слуха занимались такие ученые как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия развития других психических процессов. Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность их памяти. Их восприятие окружающего определяет и способы запоминания и воспроизведения ранее ими воспринятого. Т.к. у детей с дефектами слуха доминирует зрительное восприятие, то это не может не сказываться на особенностях их памяти, важнейшей из которых является ее наглядно-образный характер. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного восприятия и внимания, которые, в свою очередь, требуют коррекции. Процессы памяти, которые строятся на словесном материале, протекают своеобразно, т.к. весь процесс в основном строится на зрительных образах, в то время как у слышащих детей этот процесс слухозрительный и опирается на активную звуковую речь. Следовательно, с дошкольного, а лучше с раннего возраста необходимо начинать работу с детьми, которая обеспечивала бы развитие зрительного внимания и восприятия, слухового восприятия, речи в деятельности. Все это будет способствовать развитию всех видов памяти [6]. Такие ученые как В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, В.С. Подкорытов, И.И. Мамайчук, Е.Н. Бахматовой и др. отмечают, что у детей с детским церебральным параличом имеются различные нарушения вербальной памяти, среди которых доминируют сужение объема оперативной памяти, нарушение селективности мнестических процессов, неустойчивость следов памяти в условиях гетерогенной и гомогенной интерференции, сужение объемов отсроченного и непосредственного воспроизведения. Отмечаются существенные трудности в удержании запоминаемого материала данной категории детей, при повторении дети нарушают порядок цифрового и словесного рядов, добавляя слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности [4]. Таким образом, все процессы памяти у детей с особенностями психофизического развития имеют особенности, которые проявляются как в усвоении нового материала, так и при его воспроизведении. Большую роль играет коррекционная работа, которая при правильном проведении сглаживает эти особенности.
Список цитированных источников: 1. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. – М.: Просвещение, 2002. – 319 с. 2. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: 1986. – 192 с. 3. Егорова, Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР// Дефектология. – 1992. – № 4. – С. 6-23. 4. Занков, Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка. / Л. В. Занков. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с. 5. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Просвещение, 2005. – 203 с. 6. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е.М. Мастюкова. Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.011 с.) |