Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В работе с дошкольниками с онрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лабынько С.А., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Аленкуц Л.Г., преподаватель
В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. Общее недоразвитие речи относится к одному из наиболее распространенных расстройств речи. У ребенка с ОНР нарушены звукопроизношение, звуко-слоговая структура речи, выразительность, интонационная сторона. В результате, у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, нозализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими [6, с. 54]. На наш взгляд, преодоление общего недоразвития речи возможно при комплексном подходе, с обязательным включении логопедической ритмики, и в частности использования метода музыкально-ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза. Заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением. Система музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза сегодня широко используется многими логоритмистами для преодоления различных речевых нарушений. Особое значение эта система имеет при работе с детьми с ОНР. Музыкально - ритмические упражнения помогают коррегированию общей моторики, психических процессов, развитию таких качеств как сосредоточенность, сообразительность, чувство ритма, в умение согласовать свои движения с правилами, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение детей [8, с. 41]. Современное музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста с ОНР в традициях Эмиля Жак-Далькрозареализуется на основе следующих методов: - свободного желания, - движения, - игрового метода, - метода ритмического дыхания. Так, метод свободного желания заключается в том, что преподаватель должен стремится к тому, чтобы на место понятия долга поставить понятие свободного желания. Это, согласно Далькрозу, прекрасно повлияет на рост самосознания и чрезвычайно усилит ту радость, которую доставит ребенку достижение поставленной цели. Исходя из представлений самого ребенка, нужно научить его правильно владеть своим телом. Данный метод способствует тому, что обнаруживает перед детьми силу, которая кроется в их руках и ногах [3, с. 27]. Точно так же нужно относиться к детской способности воображать и создавать представления. В играх образы фантазии получают плоть и кровь. Детский ум не знает границ времени и пространства. При этом необходимо, насколько возможно рано, развивать в детях способность рассуждать и действовать; воля же должна быть воспитана для свободного проявления всего, что заложено в человеке [1, c. 70]. В свою очередь метод движения реализуется путем музыкальных занятий и занятий физической культурой. В связи с тем, что наше тело со всеми его сложными органами дано нам для выражения таящихся в нас сил, а значит, — для движения. Движение — сущность жизни. Движения порождают в нас одновременно и чисто физические, и моральные ощущения: ощущение присущей нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена нашей воле. Из этого, вслед за Далькрозом, мы делаем два вывода: 1. Нужно развивать физические силы ребенка посредством физических 2. Характер занятий должен находиться в соответствии с настроениями Игра служит, с одной стороны, проявлением естественной потребности к деятельности, с другой стороны, выражением детской радости. Играя, ребенок научается владеть своим телом. Поэтому мы считаем, что первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя сразу внушать детям понятия долга, обязательного труда. Надо представить дело так, будто все зависит от их свободной воли, убедить, что занятия будут чрезвычайно приятными и интересными, заставить работать их воображение. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, для того чтобы внимание детей не утомлялось и их интерес не иссякал. [1, с. 72]. Хотя игра представляет для детей своего рода деятельность, она утомляет их гораздо меньше, чем любое другое занятие, поскольку является одновременно и работой, и отдыхом. Суть метода ритмического дыхания состоит в том, что начинать дыхательные упражнения нужно как можно раньше. Ничто не должно стеснять грудь, мешать ей свободно и легко поддаваться движениям расширяющихся легких — нужно дать ей как можно больше простора и развивать соответствующими упражнениями, создавая, таким образом, благоприятные условия для расширения легких [2, с. 47]. Таким образом, основу музыкально-ритмического воспитания в традициях Эмиля Жак-Далькроза составляет – ритм, развивая ритм, можно создать условия для освоения коренных свойств музыки. Средствами раскрепощения в системе Далькроза выступают сочетание музыки и движения, свободы тела и духа, развития пластической фантазии, что не утратило актуальности в современном музыкально-ритмическом воспитании [5, с. 61]. Использование метода музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза положительно влияет на развитие речи дошкольников с ОНР, способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность, интонации) [7, с. 55]. Мы считаем, что данную методику можно рекомендовать для практического применения в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Список цитированных источников: 1. Агарева, М.В. Музыкально-ритмическое воспитание Эмиля Жак-Далькроза: история и современность/ М.В. Агарева// Логопедия. – 2003. –№ 7. – С. 56-58. 2. Александрова, Н.Г. Ассоциация ритмистов: Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза) / Н.Г. Александрова. –М., 1930 3. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками страдающими общин недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.-176с. 4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Г. А. Волкова. - СПб.: КАРО, 2005. -176 с. 5. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика ХХ, 2006. – 248 с. 6. Кривых, Ю.С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю. С. Кривых // Логопедия сегодня. – 2008. - №1. – С. 54-56. 7. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Логопедия сегодня. – 2009. - № 1. – С. 6-9. 8. Россихина, В.П., Александрова, Н.Г. и ритмика Далькроза в нашей стране. - В кн.: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 3. / В.П. Россихина. - М., 1982.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.011 с.) |