Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В условиях обучения во вспомогательной школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент Батяновская О.П., студентка 6 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируйся постепенно. Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка [1]. Дети с интеллектуальной недостаточностью — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). В силу интеллектуальной недостаточности личность ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах [2]. Разработками в области изучения личности детей с особенностями психофизического развития занимались Л.И. Божович, Л.В. Занков, В. И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др. Однако проблема формирования личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, изучения направленности и уровня его притязаний относится к числу наименее разработанных. Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование направленности. Понятие «направленность личности» было введено отечественным психологом С. Л. Рубинштейном и расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризующаяся ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. К чему стремится ученик с интеллектуальной недостаточностью: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство. В зависимости от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность. Для детей с интеллектуальной недостаточностью в большей мере характерна направленность на себя. Она проявляется в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и одноклассников, агрессивности в достижении статуса, склонности к соперничеству, раздражительности, тревожности, интровертированности [3]. К числу основных компонентов личности принято также относить уровень притязаний. Он определяется как стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. Впервые уровень притязаний был исследован К.Левином и его учениками, которые доказали, что не сам по себе факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование уровня притязаний, а субъективное восприятие человеком своей деятельности, себя в целом как успешного. Уровень притязаний, с одной стороны, безусловно, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой - с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты. Соотношение между данными параметрами можно выразить формулой: уровень притязания = Успех + Самооценка. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний [3]. По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности [3]. Экспериментальные исследования (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что источником истинной самооценки является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-либо одной деятельности. Специальное исследование Р.Б.Сгеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у детей с интеллектуальной недостаточностью в двух видах деятельности (учебной — решение арифметических задач и практической — вырезание различных фигур из бумаги) показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка — его успешности или неуспешности в этих видах деятельности. В деятельности, обрекающей заранее ребенка на неуспех (решение арифметических задач), выбор задач разной степени сложности осуществлялся формально, т.е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий [1]. Целенаправленное исследование уровня притязаний и направленности личности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего и старшего школьного возраста было проведено нами на базе УО «Витебская государственная вспомогательная школа № 26» и УО «Государственный детский сад № 21 г. Витебска». Общее количество привлеченных к исследованию лиц составило 60 человек. Экспериментальная группа учащихся с интеллектуальной недостаточностью составила 40 человек с диагнозом F70 по МКБ-10, в исследовании приняли участие учащиеся трех классов первого отделения: 4,5 и 10. Контрольную группу составили 20 нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Нами были использованы методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе и ориентационная анкета на определение направленности личности. Каждый из испытуемых выполнял один и тот же набор заданий в сходных условиях (наедине с экспериментатором, в полной тишине), что позволило обеспечить объективность оценки результатов. Направленность личности школьников с интеллектуальной недостаточностью было изучено при помощи ориентационной анкеты. Для сравнения результатов нами было проведено анкетирование в 4-5-х и 10-м классах, а также контрольной группе старших дошкольников. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: в 4-5-м классах для 80% детей с интеллектуальной недостаточностью характерна направленность на себя, как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и одноклассников, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Например, это отмечается в таких ответах: стремлюсь выполнить работу лучше других; нравится, когда меня за что-нибудь хвалят; я хотел бы, чтобы мои друзья были верны и преданы мне. У 20% школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается направленность на дело, которая характеризуется заинтерисованостью в решении проблем, выполнении задания как можно лучше, ориентацией на сотрудничество, способность отстаивать свое собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Это прослеживается в таких ответах на вопросы анкеты: человек должен стремиться к тому, чтобы его не нужно было ругать за выполненную работу; наибольшее удовлетворение человек получает от одобрения своей работы. В 10-м классе для 60% учащихся с интеллекутальной недостаточностью характерна направленность на себя, 20% - направленность на дело, 10% - направленность на общение, которое предполагает поддержку отношений с людьми при любых условиях, ориентировку на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от класса, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на общение прослеживается в таких ответах: лучшими друзьями я считаю тех, на кого можно положиться; в детстве мне больше всего нравилось проводить время с друзьями; если бы у меня было больше времени, я бы использовал его для общения с друзьями; я не люблю людей, которые часто сорятся и конфликтуют. В группе старших дошкольников для 50% детей характерна направленность на дело, для 35% - направленность на себя, 15% - направленность на общение. Направленность на дело отмечается в желании выполнять порученные им дела, ориентировать окружающих на совместную деятельность. Это проявляется таких ответах детей: нравится, что задание выполнено хорошо, нравиться ощущение выполненного задания, успехи лучше, если задание выполняется в коллективе. Таким образом, направленность на общение у школьников с интеллектуальной недостаточностью появляется лишь к старшему школьному возрасту, а направленность детей старшего дошкольного возраста на дело, связана с достаточным уровнем сформированности их психологической готовности к школе. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.
Соотношение видов направленности личности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного и старшего школьного возраста и детей старшего дошкольного возраста (в %) Методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе проводилась с этими же респондентами и была направлена на изучение уровня притязаний. Обработка результатов показала, что у большинства младших школьников и старших школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются заниженный уровень притязаний. В контрольной группе у половины обследуемых детей старшего дошкольного возраста адекватный уровень притязаний, завышенный уровень притязаний наблюдается в 20 % случаев, детей с заниженным уровнем притязаний в данной группе значительно меньше (30%) по сравнению с экспериментальной группой. Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели уровня притязаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся старших дошкольников (в %)
Также в исследовании изучен еще один аспект уровня притязаний – адекватность учёта результатов выполнения. Результаты выполнения выбранных заданий представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели учета результатов выполнения заданий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и контрольной группы старших дошкольников (в %)
Исследование показало, что уровень адекватной оценки результатов, зависящих от ситуации «успеха» или «неуспеха», у школьников с интеллектуальной недостаточностью, зависит не от возраста, а от складывающейся ситуации и уровня умственного развития. Испытуемые контрольной группы адекватно результату подбирали задание в 65 % случаев, что значительно превышает показатели школьников с интеллектуальной недостаточностью. Все дети спокойно, размеренно, с интересом выполняли предложенные задания. Таким образом, направленность личности школьников с интеллектуальной недостаточностью зависит от возраста учащихся, а также от уровня их умственного развития. Уровень притязания школьников начальной и старшей школы одинаков и наблюдаются только небольшие различия при выборе заданий по уровню сложности (следует учитывать уровень психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью). Но, также следует отметить, что он зависит и от умственных способностей детей. Так как у старших дошкольников уровень притязаний, по результатам исследования в 50% адекватный, а у школьников с интеллектуальной недостаточностью только в 10% случаев. Направленность личности зависит от уровня притязаний, который определяет выбор деятельности школьника с интеллектуальной недостаточностью, его направленность на общение с людьми, выполнение поставленных задач и способствует достижению определенного социального статуса.
Список цитированных источников: 1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"/ С. Я. Рубинштейн.- 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с. 2. Ксенофонтова, Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива/ Г. Ф. Ксенофонтова //Дефектология. – 2001. – № 5, С. 64-69. 3. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Шипицына, Л. М. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.007 с.) |