Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях обучения во вспомогательной школе

Поиск

 

Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент

Батяновская О.П., студентка 6 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

 

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируйся постепенно.

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка [1].

Дети с интеллектуальной недостаточностью — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). В силу интеллектуальной недостаточности личность ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в раз­личных аспектах [2].

Разработками в области изучения личности детей с особенностями психофизического развития занимались Л.И. Божович, Л.В. Занков, В. И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др. Однако проблема формирования личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, изучения направленности и уровня его притязаний относится к числу наименее разработанных.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование направленности. Понятие «направленность личности» было введено отечественным психологом С. Л. Рубинштейном и расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризующаяся ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. К чему стремится ученик с интеллектуальной недостаточностью: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство. В зависимости от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность. Для детей с интеллектуальной недостаточностью в большей мере характерна направленность на себя. Она проявляется в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и одноклассников, агрессивности в достижении статуса, склонности к соперничеству, раздражительности, тревожности, интровертированности [3].

К числу основных компонентов личности принято также относить уровень притязаний. Он определяется как стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. Впервые уровень притязаний был исследован К.Левином и его учениками, которые доказали, что не сам по себе факт успешной или неуспеш­ной деятельности оказывает влияние на формирование уровня притязаний, а субъективное восприятие человеком своей деятельности, себя в целом как успешного. Уровень притязаний, с одной стороны, безусловно, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой - с самооценкой человека, мерой ее аде­кватности и высоты. Соотношение между данными парамет­рами можно выразить формулой: уровень притязания = Успех + Самооценка. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний [3].

По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности [3]. Экспериментальные исследования (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что источником истинной самооценки является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-либо одной деятельности. Специальное исследование Р.Б.Сгеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у детей с интеллектуальной недостаточностью в двух видах деятельности (учебной — решение арифметических задач и практической — вырезание различных фигур из бумаги) показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка — его успешности или неуспешности в этих видах деятельности. В дея­тельности, обрекающей заранее ребенка на неуспех (решение ариф­метических задач), выбор задач разной степени сложности осуществлялся формально, т.е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий [1].

Целенаправленное исследование уровня притязаний и направленности личности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего и старшего школьного возраста было проведено нами на базе УО «Витебская государственная вспомогательная школа № 26» и УО «Государственный детский сад № 21 г. Витебска». Общее количество привлеченных к исследованию лиц составило 60 человек. Экспериментальная группа учащихся с интеллектуальной недостаточностью составила 40 человек с диагнозом F70 по МКБ-10, в исследовании приняли участие учащиеся трех классов первого отделения: 4,5 и 10. Контрольную группу составили 20 нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.

Нами были использованы методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе и ориентационная анкета на определение направленности личности. Каждый из испытуемых выполнял один и тот же набор заданий в сходных условиях (наедине с экспериментатором, в полной тишине), что позволило обеспечить объективность оценки результатов. Направленность личности школьников с интеллектуальной недостаточностью было изучено при помощи ориентационной анкеты. Для сравнения результатов нами было проведено анкетирование в 4-5-х и 10-м классах, а также контрольной группе старших дошкольников. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: в 4-5-м классах для 80% детей с интеллектуальной недостаточностью характерна направленность на себя, как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и одноклассников, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Например, это отмечается в таких ответах: стремлюсь выполнить работу лучше других; нравится, когда меня за что-нибудь хвалят; я хотел бы, чтобы мои друзья были верны и преданы мне. У 20% школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается направленность на дело, которая характеризуется заинтерисованостью в решении проблем, выполнении задания как можно лучше, ориентацией на сотрудничество, способность отстаивать свое собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Это прослеживается в таких ответах на вопросы анкеты: человек должен стремиться к тому, чтобы его не нужно было ругать за выполненную работу; наибольшее удовлетворение человек получает от одобрения своей работы.

В 10-м классе для 60% учащихся с интеллекутальной недостаточностью характерна направленность на себя, 20% - направленность на дело, 10% - направленность на общение, которое предполагает поддержку отношений с людьми при любых условиях, ориентировку на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от класса, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на общение прослеживается в таких ответах: лучшими друзьями я считаю тех, на кого можно положиться; в детстве мне больше всего нравилось проводить время с друзьями; если бы у меня было больше времени, я бы использовал его для общения с друзьями; я не люблю людей, которые часто сорятся и конфликтуют. В группе старших дошкольников для 50% детей характерна направленность на дело, для 35% - направленность на себя, 15% - направленность на общение. Направленность на дело отмечается в желании выполнять порученные им дела, ориентировать окружающих на совместную деятельность. Это проявляется таких ответах детей: нравится, что задание выполнено хорошо, нравиться ощущение выполненного задания, успехи лучше, если задание выполняется в коллективе.

Таким образом, направленность на общение у школьников с интеллектуальной недостаточностью появляется лишь к старшему школьному возрасту, а направленность детей старшего дошкольного возраста на дело, связана с достаточным уровнем сформированности их психологической готовности к школе. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1.

 

Соотношение видов направленности личности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного и старшего школьного возраста и детей старшего дошкольного возраста (в %)

Методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе проводилась с этими же респондентами и была направлена на изучение уровня притязаний. Обработка результатов показала, что у большинства младших школьников и старших школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются заниженный уровень притязаний. В контрольной группе у половины обследуемых детей старшего дошкольного возраста адекватный уровень притязаний, завышенный уровень притязаний наблюдается в 20 % случаев, детей с заниженным уровнем притязаний в данной группе значительно меньше (30%) по сравнению с экспериментальной группой. Результаты исследования отражены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Показатели уровня притязаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся старших дошкольников (в %)

Группа испытуемых Завышенный уровень притязаний Адекватный уровень притязаний Заниженный уровень притязаний
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью (ЭГ) 25% 10% 65%
Старшие школьники с интеллектуальной недостаточностью (ЭГ) 25% 10% 65%
Старшие дошкольники (КГ) 20% 50% 30%

Также в исследовании изучен еще один аспект уровня притязаний – адекватность учёта результатов выполнения. Результаты выполнения выбранных заданий представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Показатели учета результатов выполнения заданий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и контрольной группы старших дошкольников (в %)

Класс С учётом результатов Без учёта результатов
ЭГ (младшие школьники) 45% 55%
ЭГ (старшие школьники) 40% 60%
КГ (старшие дошкольники) 65% 35%

 

Исследование показало, что уровень адекватной оценки результатов, зависящих от ситуации «успеха» или «неуспеха», у школьников с интеллектуальной недостаточностью, зависит не от возраста, а от складывающейся ситуации и уровня умственного развития.

Испытуемые контрольной группы адекватно результату подбирали задание в 65 % случаев, что значительно превышает показатели школьников с интеллектуальной недостаточностью. Все дети спокойно, размеренно, с интересом выполняли предложенные задания.

Таким образом, направленность личности школьников с интеллектуальной недостаточностью зависит от возраста учащихся, а также от уровня их умственного развития. Уровень притязания школьников начальной и старшей школы одинаков и наблюдаются только небольшие различия при выборе заданий по уровню сложности (следует учитывать уровень психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью). Но, также следует отметить, что он зависит и от умственных способностей детей. Так как у старших дошкольников уровень притязаний, по результатам исследования в 50% адекватный, а у школьников с интеллектуальной недостаточностью только в 10% случаев. Направленность личности зависит от уровня притязаний, который определяет выбор деятельности школьника с интеллектуальной недостаточностью, его направленность на общение с людьми, выполнение поставленных задач и способствует достижению определенного социального статуса.

 

 

Список цитированных источников:

1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"/ С. Я. Рубинштейн.- 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.

2. Ксенофонтова, Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива/ Г. Ф. Ксенофонтова //Дефектология. – 2001. – № 5, С. 64-69.

3. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Шипицына, Л. М. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.007 с.)