Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К проблеме формирования коммуникативных уменийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Вахобжонова З.Б., аспирантка (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Хабарова С.П., кандидат педагогических наук, доцент
На современном этапе развития логопедии особую значимость обретают вопросы формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи(ТНР). Актуальность данной проблемы определяется: – современными тенденциями развития логопедической теории и практики, стимулирующими поиски новых подходов к предупреждению и преодолению речевых нарушений; – необходимостью социальной адаптации дошкольников с ТНР, важнейшим условием которой является владение коммуникативными умениями; – необходимостью разработки модели формирования коммуникативных умений у данной категории детей в условиях образовательной интеграции. На сегодняшний день существует ряд исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается проблема коммуникации Многие современные исследователи (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Рассмотрение коммуникации как смыслового аспекта общения и социального взаимодействия определяет выделение следующих базовых компонентов коммуникации: · потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; · владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; · позитивное отношение к процессу сотрудничества; · ориентация на партнера по общению; · умение слушать собеседника [4]. Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина рассматривают коммуникативные умения как совокупность умений, характеризующих личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. Большинство современных исследователей относят к коммуникативным умениям следующие: - умение говорить самостоятельно; - умение высказываться экспромтом; - умение говорить в нормальном темпе выразительно; - умение ориентироваться в ситуации, условиях общения; - умение использовать невербальные средства общения; - умение прогнозировать результат своего высказывания или реплику собеседника; - умение вступать в общение и поддерживать его с учетом социального статуса собеседника и определения его личностных и эмоциональных особенностей; - умение инициировать завершение общения в социально принятой форме; - умение использовать эмоционально-выразительные компоненты речи; - умение общаться в рамках различных видов общения (личностного, делового, публичного) и др. [1; 2; 4]. Сформированность коммуникативных умений имеет важное значение для успешной адаптации и интеграции дошкольника с тяжелыми нарушениями речи. В ряде публикаций (Л.С. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Исследования М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой позволили выделить трудности общения, наиболее характерные для дошкольников: импульсивность и заторможенность, несформированность потребности в общении, вытеснение мотивов общения другими мотивами и целями, трудности организации связных высказываний и др. У дошкольников с ТНР эти трудности усугубляются и дополняются типичными нарушениями: позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас, нарушения слоговой структуры слов, выраженный аграмматизм, дефекты произношения, недостаточная речевая активность (Л.В.Лопатина, С.А.Миронова, Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева и др.). Анализ научных исследований позволил определить особенности в отношении отдельных собственно коммуникативных умений у данной категории детей – это снижение мотивационной потребности в общении, что проявляется в неумении поддерживать разговор, симулировать собеседника на его продолжение; несоответствие связного высказывания коммуникативной задаче; трудности учета взаимодействия интонации и смысловых и синтаксических отношений между репликами; употребление отдельных ситуативных односложных речевых высказываний; ограниченность и неадекватность реализуемых коммуникативных тактик; однообразие коммуникативных типов высказываний и др. Таким образом, данные анализа психолого-педагогической литературы позволяют сделать вывод о том, что необходима системная целенаправленная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Список цитированных источников: 1. Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество ее коррекции / Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. тр-ов / С.В. Артамонова // ред. кол. А.П.Германович и др.– Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. – С. 55-57. 2. Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией / О.Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 2. – С. 12-18. 3. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / 4. Шипицина, Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб: ЛОИУУ, 1995. – 304 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.009 с.) |