Развитие умений устной и письменной речи. Язык. Правописание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие умений устной и письменной речи. Язык. Правописание



 

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
I. Речевая линия (32 часа в течение года) 1. Аудирование(4 часа в течение года)  
Роль слушания как вида речевой деятельности. Слушание–понимание текстов, относящихся к разговорно-бытовому, художественному, научно-художественному, научно-популярному стилям (170–250 слов). Жанры произведений для слушания: сказка, рассказ-миниатюра (или отрывок из большего по объёму произведения), пьеса (отрывок из неё), стихотворение, загадка, скороговорка, а также высказывание на языковую тему. Понимание фактического содержания, темы, основной мысли произведения, а также эмоциональной окраски произведения. Связь общего тона, темпа, громкости речи с её содержанием и условиями общения. Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного. Восприятие точного, меткого, образного слова. Собственное мнение ученика по поводу прослушанного текста. Опора при слушании на данный план высказывания (4–5 пунктов). Развитие внимания при слушании, слуховой памяти. Восприятие на слух более длинных, чем в 3 классе, рядов языковых единиц: слов (из 6–10 звуков), распространённых словосочетаний, предложений (1–10 слов) Ученик/ученица: объясняет, какую роль играет внимательное слушание, понимание прослушанного; понимает после одного прослушивания содержание предложений, текстов, выполняя такие задания: соотносит иллюстрацию и предложение, текст; выполняет с одного прослушивания инструкцию, данную в аудиотексте; выбирает один из двух (трёх) вариантов в вопросах по тексту (о фактическом содержании, основной мысли произведения, образном выражении); устанавливает соответствие/несоответствие данного плана прослушанному; определяет и объясняет общий тон прослушанного текста, темп, громкость речи; называет некоторые образные слова и выражения из прослушанного текста; объясняет, какие образы возникли в воображении при слушании; находит среди прослушанных (при беглом темпе речи) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам (количество и сложность материала выше, чем в 3 классе); группирует по самостоятельно определённому признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух
2. Говорение (8 часов в течение года)    
Сферы речевой деятельности: персональная, образовательная, социальная, профессиональная. Построение высказываний, имеющих коммуникативную направленность, ориентированных на конкретных слушателей Ученик/ученица: строит высказывание, учитывая интересы собеседника (слушателя); объясняет, какие особенности речи, правила поведения в диалоге влияют на успешность общения
Диалогическая речь(4 часа в течение года)    
Речевой этикет. Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, поощрять собеседника высказываться, уважать его мнение, высказывать своё мнение без категоричности, соблюдать правила речевого этикета и др.). Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление вопросов и ответов по прослушанному или прочитанному тексту, по иллюстрации и др. Составление диалогов (4–5 реплик) с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на темы, близкие интересам детей). Обобщённое содержание диалогов (ориентировочно): вопрос — ответ — встречный вопрос — ответ — реакция на ответ; просьба — отказ — вопрос — ответ — реакция на ответ; предложение — вопрос — ответ — совет — ответ Ученики: составляют диалоги на основе коллективного обсуждения возможного содержания с опорой на вспомогательные материалы; составляют диалоги, содержащие описание или рассуждение, дополняющие прочитанный или прослушанный текст; составляют диалог, самостоятельно обсуждая предложенную или избранную самостоятельно тему (поочередно задают вопросы и отвечают на них); оценивают содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств; дополняют (исправляют) диалог, в содержании, форме которого были отмечены недочёты; обсуждают цель совместной работы, последовательность её выполнения, распределение ролей; ход и способы выполненной работы, причины успехов и неудач
Устная монологическая речь (4 часа в течение года)  
Основные требования к устному высказыванию: связность, последовательность, соразмерность частей, наличие своей точки зрения, учёт интересов слушателя, ситуации общения. Пересказ (подробный, выборочный) прослушанного и обсуждённого текста (повествования с элементами описания и/или рассуждения) — самостоятельно или с опорой на вспомогательные материалы (план, серия рисунков, ключевые сочетания слов). Пересказ самостоятельно прочитанного текста. Дополнения к пересказу (описание, рассуждение). Устное рассказывание с опорой на предварительное обсуждение содержания и языковых средств. Самостоятельные высказывания учащихся на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.   Ученик/ученица: объясняет и соблюдает требования к устному высказыванию; пересказывает предварительно обсуждённый текст с опорой на вспомогательные материалы или самостоятельно; пересказывает самостоятельно прочитанный повествовательный текст с элементами описания и/или рассуждения; дополняет пересказ, выражая своё отношение к сказанному; продумывает устное высказывание по данному началу, началу и концу, данному плану, опорным сочетаниям слов и т. п.; строит связное высказывание самостоятельно на основе жизненного опыта; оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя)
3. Чтение (12 часов в течение года)    
Совершенствование чтения вслух и молча. Чтение вслух, ориентированное на слушателя. Чтение молча незнакомого текста; понимание содержания, основной мысли, эмоциональной окраски. Развитие умения следить за развитием мысли при чтении и предугадывать следующее слово, содержание ещё не прочитанной части (вероятностное прогнозирование). Новое и известное (для читателя) в тексте. Совершенствование техники зрительного восприятия. Расширение оперативного поля зрения. Просматривание текста. Расширение круга чтения. Фольклорные произведения, авторские сказки, рассказы, стихотворения, отрывки из повестей и пьес для детей. Работа над текстом. Развитие умений определять тему и главную мысль произведения. Развитие умения видеть составные части содержания, их последовательность, связи между ними. Развитие умений понимать логику представленных событий и причино-следственные связи. Развитие умений находить в тексте художественные средства: эпитеты, сравнения, слова, употреблённые в переносном значении, осознавать их роль для создания литературного образа. Развитие умений понимать характер действующих лиц, давать им характеристику, в том числе и по поступкам. Соотнесение текста со своим жизненным опытом, формирование собственного мнения о прочитанном. Развитие творческого воображения при чтении. Выполнение творческих заданий в связи с прочитанным текстом   Ученик/ученица: читает вслух стихотворные и прозаические тексты (после предварительной подготовки), ориентируя чтение на слушателей, стремясь донести смысл, эмоциональную окраску незнакомого для них текста; участвует в чтении в лицах; читает молча незнакомый текст (после некоторой предварительной подготовки), обнаруживает понимание прочитанного, выполняя такие задания: задает вопросы по тексту и отвечает на вопросы; находит в тексте предложение, соответствующее указанному содержанию; предугадывает ещё не прочитанную часть текста; различает в тексте известное и новое для него (неё); читает, толкует задания и тексты учебника, словарные статьи; просматривает отрывок текста, быстро находя в нём указанный элемент; объясняет особенности чтения вслух и молча, суть упражнений, которые используют для их совершенствования; различает жанры художественных произведений; знает имена и фамилии авторов художественных произведений; различает соответствие/несоответствие данного плана прочитанному тексту; составляет план текста; объясняет причино-следственные сведения находит в тексте художественные средства, осознаёт их роль; выбирает один из вариантов ответов на вопросы по тексту (о фактическом содержании, теме, основной мысли произведения, его эмоциональной окраске, значении образных слов и выражений); даёт характеристику действующим лицам, высказывает оценочное суждение; выполняет творческие задания на основе прочитанного произведения
4. Письменная речь(8 часов в течение года)    
Составление 4–5 предложений и объединение их в связное высказывание. Изложение — письменный пересказ (исходный текст — до 60 слов). Самостоятельное письменное высказывание (5–6 предложений) на свободную тему (о том или ином событии в жизни класса или семьи, отношении к прочитанному произведению, обсуждаемой проблеме и др Ученик/ученица: составляет 4–5 предложений на заданную тему и объединяет их в текст; пересказывает текст письменно; дополняет текст, данный для изложения, описывая на основе воображения отдельные картины, образы, высказывая своё отношение к содержанию текста, связывая его со своим жизненным опытом; пишет мини-сочинение на свободную тему; вносит правки в написанный текст, учитывая советы учителя, одноклассников; объясняет, каким должно быть письменное высказывание, понятное и интересное для других
ІІ. Языковая линия (32 часа) 1. Текст (6 часов)  
Части содержания текста. Их последовательность, связи между ними. Абзац. Ключевые слова в тексте. Связь предложений в тексте: синоним, слова он (она, оно, они), этот (эта, это, эти), такой (такая, такое, такие). Типы текстов. Практическое распознавание повествования, описания, рассуждения   Ученик/ученица: делит текст на части (с опорой на вспомогательные материалы) и объясняет их содержание, последовательность; подбирает заголовки к частям текста; восстанавливает порядок следования частей в деформированном тексте; определяет соответствие/несоответствие частей текста теме; находит в тексте части содержания, составляющие отдельный абзац, и те, которые изложены в нескольких абзацах; выделяет в сплошном тексте абзацы; просматривает текст по выделенным ключевым словам, составляет общее представление о его содержании; выделяет ключевые слова в тексте (в совместной работе учителя и учеников); находит средства связи предложений в тексте; объединяет несколько предложений в текст, используя нужные средства связи; практически различает типы текстов и их стилистические особенности (с помощью учителя); применяет знания о тексте в процессе построения собственных высказываний  
2. Предложение (6 часов)    
Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Предложения-реплики в диалогах. Предложения с однородными членами. Способы связи между ними. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение (без использования термина). Конструирование сложных предложений (из двух простых) по образцу, графической схеме. Союзы и, что, чтобы, потому (практически). Запятая перед союзами   Ученик/ученица: ставит вопросы к выделенным главным членам предложения и к второстепенным членам предложения; распространяет предложение по вопросам; выделяет однородные члены предложения; различает средства связи при однородных членах (союзы и, или, а, но); читает (произносит) интонационно правильно предложения с однородными членами; ставит запятые при однородных членах (при списывании); конструирует сложное предложение из предложенных двух простых
3. Значение слова (4 часа)    
Многозначность слова/ Слова с прямым и переносным значением. Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (Красная строка. Вешать нос. Задирать нос. Язык без костей. Молоть языком.)   Ученик/ученица: находит в учебном словаре однозначное и многозначное слово; находит среди данных примеры употребления слова в прямом и переносном значении; объясняет значение слова, устойчивого сочетания (с опорой на вспомогательные материалы, по образцу); составляет предложения с устойчивым сочетанием слов, со словом, употреблённым в разных значениях, в прямом и переносном значении (после обсуждения слова или работы со словарём); находит разницу в значениях русского и украинского слова (с опорой на вспомогательные материалы); исправляет ошибки в употреблении слов, значения которых различаются в русском и украинском языках  
Грамматическая форма слова (в течение года)  
Вопросы к словам, относящимся к разным частям речи (без терминов). Употребление слова в нужной грамматической форме (практически):  падежные формы имён существительных лоб, рот (со лба, на лбу, во рту, изо рта и др.);  формы именительного и творительного падежей множественного числа имён существительных 1 склонения (руки — руками);  формы именительного падежа множественного числа имён существительных с основой на шипящий звук и ц (ножи, камыши, пальцы);  формы имён прилагательных в сочетании с именами существительными, которые различаются по роду и числу в русском и украинском языках (маленький щенок, молодые листья, длинные волосы);  формы повелительного наклонения глаголов на мягкий губной (ставь). Употребление предлогов у, в, под, над, к, от, из, с, по с пространственным, временным и др. значениями   Ученик/ученица: ставит вопросы к словам, относящимся к различным частям речи; правильно произносит, списывает слова (словосочетания, предложения с ними) в нужной грамматической форме; строит сочетание слов, предложение, употребляя слово в нужной грамматической форме, используя нужный предлог; находит ошибку в образовании формы слова (практически, на материале проработанных грамматических форм слова); объясняет разницу в значении похожих, но не одинаковых сочетаний слов, образованных с помощью разных предлогов; переводит сочетания слов, предложения с украинского языка на русский    
4. Состав слова. Правописание (16 часов)    
Значимые части слова. Однокоренные слова. Образование слова с помощью префикса, суффикса (по образцу). Наблюдения над значением производных слов (без термина). Употребление слов, которые неодинаково образуются в русском и украинскомязыках. Написание букв безударных гласных в корне слова. Написание букв парных звонких-глухих согласных звуков в корне слова. Написание ъ, ь перед я, ю, е, ё, и. Обозначение непроизносимых согласных звуков в корне слова. Написание слов с удвоенными буквами в корне слова. Перенос слова с сочетанием согласных. Проверка написанного по образцу.   Ученик/ученица: называет обозначенные в слове значимые части слова; обозначает значимые части слова после совместного разбора слова с использованием вспомогательных материалов; находит в ряду данных слов однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами, суффиксами; переводит слово с украинского языка на русский и делает вывод, одинаково ли они образованы (учень — ученик, читач — читатель и т. п.); образует слово (по образцу); объясняет значение слов с одинаковым префиксом, суффиксом; произносит слово по правилам произношения и находит те позиции в слове, которые требуют проверки; списывает слова на данные правила и подчёркивает буквы, написание которых нужно проверять; находит проверочное слово в ряду данных слов, применяя правило об обозначении на письме безударных гласных, звонких-глухих и непроизносимых согласных; делает вывод о написании разделительных ъ, ь на основе анализа слова с обозначенными частями слова; пишет под диктовку (по памяти) те слова на данные правила, которые были проработаны на уроках; проверяет написанное (по образцу)
5. Правописание (в течение года, в ходе работы над языковыми темами)    
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Подготовительная работа над правилами об обозначении на письме безударных гласных, парных звонких-глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; правилом о написании ъ, ь перед я, ю, е, ё, и. Перенос слова с сочетанием согласных. Знаки препинания в простом предложении.   Список слов для запоминания: рассказывать, точка, раньше, позже, прилетел, зелёный, завтра, возле, может быть, надо, идти, теперь, горят, ласково, почти, удивить, нашёл, поймать, счастье, цвести, желать, экскурсия, вечер, вокзал, коллекция, лежит, понравилось, пирожки, откуда, оттуда, везде, пойдёт, ужасный, поздно, чудесный, троллейбус, суббота, классная, честный, который, так как, лучше, теперь, весна, поймать, дорога, ставь, золотой, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, учительница, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, воскресенье, выходной, неужели, разве, сколько, несколько, столько, компьютер, магнитофон, аллея, завтрак, обед, овощи, прекрасный, приветливо, путешествие, автомобиль, спасибо, телефон (80 слов)   Ученик/ученица: произносит слово по правилам произношения, находит те позиции в слове, которые требуют проверки, уточняет их написание (по словарю, правилу); списывает слово и подчёркивает буквы, написание которых нужно проверять в соответствии с теми правилами, работа над которыми является подготовительной (см. список); применяет указанные выше правила на основе вспомогательных материалов; правильно произносит, списывает слова (словосочетания, предложения с ними) в нужной грамматической форме; списывает текст, пишет зрительно-слуховой диктант; пишет под диктовку те слова на указанные выше правила, работа над которыми проводилась на уроке; слова на правила, обязательные для применения в 4 классе, слова из списков для 2–4 классов (предложения, тексты с этими словами); проверяет написанное (по образцу, по правилу); ставит знаки препинания в простом предложении (при списывании)
ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)    
Закрепление и расширение знаний, полученных в 1–3 классах. Название страны, в которой живут дети, её столица. Государственные и народные символы. Государственный, русский и другие языки. Правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми, старшими или младшими по возрасту, с лицами противоположного пола. Культура общения в общественных местах (театр, кинотеатр, музей, библиотека, вокзал). Этикетные формулы, используемые в общении: Давай познакомимся. Познакомь меня с… Приходите, пожалуйста. Обязательно буду! Приду! Счастливого пути! Желаю удачи! Спасибо за пожелание! Очень интересно, я и не думал, что … Расскажи подробнее. Разве это возможно? Это замечательно! Советую вам! Трудно сказать. Я бы так не сказал. Как ты считаешь? Входите, пожалуйста. Садитесь. Присаживайтесь. Вы не согласитесь (пойти, взять, …)? Вы не возражаете, я (возьму, дам, …)? Если вам не трудно, … С удовольствием. К сожалению, я не могу выполнить вашу просьбу. Лучше бы вы… Приятного аппетита! Хотите (чаю, сказать, …)? Налить вам ещё? Угощайтесь. Попробуйте … Положить вам …? Не беспокойтесь, всё в порядке. Приходите ещё! Передайте привет! Как вы себя чувствуете? Вам лучше? — Спасибо, уже лучше! Как ваше здоровье? Будьте здоровы! Не болейте   Материальная русская культура. Декоративное искусство. Народные ремёсла. Русские пословицы о труде, мастерстве и трудолюбии. Национальный костюм (праздничный, повседневный). Культура внешнего вида. Духовная культура. Моральные ценности разных народов Украины. Общее и различное в них. Русские пословицы и поговорки о моральных ценностях, положительных качествах человека. Художественная литература как хранительница моральных ценностей Ученик/ученица: знает и рассказывает про Украину как многонациональное государство, государственные и народные символы; понимает значение языка в жизни каждого народа, роль русского языка и культуры в собственной жизни; знает правила вежливого поведения со знакомыми и незнакомыми людьми (взрослыми и детьми, лицами противоположного пола) в общественных местах; умеет устанавливать элементарные коммуникативные контакты с ровесниками и взрослыми во время выполнения тех или иных социальных ролей в разных жизненных ситуациях; соблюдает правила общения, использует этикетные формулы; знает и объясняет национальную символику в декоративном оформлении продуктов материальной культуры (одежда, посуда, игрушки); использует русские пословицы и поговорки в собственных высказываниях; имеет представление о специфике национального костюма (праздничного, повседневного, мужского, женского, детского) разных регионов Украины; проявляет интерес к моральным ситуациям в детской литературе; принимает участие в инсценировке русских народных и современных литературных сказок, авторских рассказов, пьес; выражает оценочное суждение; называет фамилии известных русских писателей, деятелей изобразительного искусства, названия их произведений; толерантно относится к позиции автора произведения, действующих лиц    
ІV. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ (в течение года)  
Совершенствование техники письма. Культура оформления письменной работы в тетради и на доске: вписывание слов в таблицу, обозначение значимых частей слова, подчёркивания и др. Ученик/ученица: пишет достаточно быстро и разборчиво; не смешивает буквы русского и украинского алфавитов; оформляет письменную работу правильно, аккуратно

 

Програму підготували:

І. М. Лапшина, доцент кафедри педагогіки та методики дошкільної та початкової освіти Вінницького державного педагогічного університету імені Михайла Коцюбинського, кандидат педагогічних наук;

Гудзик І. П., завідувач лабораторії навчання російської мови та мов інших етнічних меншин Інституту педагогіки НАПН України, доктор педагогічних наук;

О. В. Вербецька, учитель початкових класів ЗНЗ № 40 м. Одеси, вчитель-методист;

Л. Г. Купцова, учитель початкових класів ЗНЗ № 40 м. Одеси, вчитель-методист

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.009 с.)