Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциальная диагностика моторной алалииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И СХОЖИХ СОСТОЯНИЙ Павлюкевич В.Б., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Харитонова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент
В настоящее время диагностика моторной алалии представляет определенные трудности, т.к. этот вид нарушения имеет много общего с другими состояниями. Моторную алалию следует отграничивать от сенсорной алалии, слухонемоты, ЗРР, фонематической дислалии, анартрии и дизартрии, моторной афазии, органической (механической) дислалии, афонии, нарушений развития речи, обусловленных интеллектуальной недостаточностью, РДА. Дифференциальная диагностика моторной алалии от схожих состояний является актуальным вопросом различных отраслей дефектологической науки. Вопросов дифференциальной диагностики безречевых детей в своих работах касались такие авторы, как Лурия А.Р., Волкова Г. А., Ковшиков В.А.,Кириллова Е.В., Верещагина Н.В., Лапина Н.М., Пятница Т.В. и др. В логопедии существует много вариантов определения алалии. Алалия (гр. а- приставка, означающая отрицание или отсутствие качества + греч. lalia речь) - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма [1]. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка [2]. Алалия - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи) [3]. Алалией называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов [4]. Алалия - глубокое системное недоразвитие речи на органической основе [5]. Алалия - это проявляющееся в структуре нервно-соматических и нервно-психических заболеваний расстройство развития языковой способности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и проявляется в фонематических, лексических, морфологических, синтаксических нарушениях [6]. Алалия - общее название полного отсутствия речи у детей или глубокой задержки речевого развития различной этиологии. Под определением «алалия» понимается ряд признаков, проявляющихся в том, что слышащий ребенок с нормальным интеллектом или совсем не начинает говорить, или говорит очень мало, не в соответствии с возрастной нормой [7]. Алалия - это глубокая задержка речевого развития ребенка, которая может проявляться в форме полного отсутствия речи или значительного нарушения ее развития [8]. Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет при хорошем физическом слухе), обусловленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи [9]. Таким образом, алалия - это системное недоразвитие речевой деятельности при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте, проявляющееся в языковых нарушениях и обусловленное поражением или недоразвитием корковых речевых зон, наступившем до начала формирования речи. Анализ представленных определений алалии позволил выявить некоторые их недостатки: недостаточно точно описаны механизмы, симптоматика; под одно определение можно подвести и дизартрию; невозможно разграничить алалию и афазию. Это подтверждает сложность установления диагноза безречевым детям. Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха и некоторые др. категории детей. Общим для всех безречевых детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость [10]. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалии: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне, имеет место соответствующее возрасту понимание речи. При сенсорной алалии дети слышат, но не понимают обращённую речь. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты. При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции; возможность спонтанного усвоения языка, наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи. У глухого вне специального обучения речь не проявляется. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от тугоухости. Наиболее информативным является то, что дети с тугоухостью пытаются всматриваться в лицо говорящего. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развитая. При экспрессивной алалии: имеется не только задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде всего, патологическое развитие языка — нарушение структурно- функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития; дети с задержкой речевого развития нередко спонтанно, вне специального обучения, полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии. При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы. Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии - только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций - выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской моторной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологических факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии — после 3-х лет. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органической (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органической дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии. При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного интеллектуальной недостаточности. Алалия - это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а именно результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, являются результатом патологии познавательной деятельности. Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера). У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы. Дети с алалией обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалией отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии. При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма; у детей с моторной алалией наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций. У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях [10, 11]. Таким образом, проблема отграничения моторной алалии от схожих состояний имеет важное значение в дифференциальной логопедической диагностике и является актуальной.
Список цитированных источников: 1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - С. 38. - 400 с. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. - С. 331. 3. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 1989. - С. 115. 4. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей / М.Е. Хватцев. - М., СПб., 1996. - С. 314. 5. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. - 2-е издание, доп. и перераб. - М., 1973. - С. 179. 6. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. - Л., 1994. 7. Беккер, К.-П. Логопедия: Пер. с нем / К.-П. Беккер, М. Совак. - М., 1981. - С. 100. 8. Синяк, В.А. Логопедия: Учебное пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед ин-тов / В.А. Синяк. - М., 1985. - С. 53. 9. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М.Ф. Фомичёва. - 4-е изд. - М, 1997. - С. 48. 10. Кириллова, Е.В. Вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей: кандидат педагогических наук / Е.В. Кириллова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 3. – С. 25 – 31. 11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб., 2003. – 144 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.012 с.) |