Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины затруднения формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Кухаренко Т.С., аспирант (г. Минск, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования») Научный руководитель – Шинкаренко В.А., кандидат педагогических наук, доцент
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) представляют собой особую группу, которая требует создания специальных условий для формирования социального опыта. Как показано рядом белорусских и зарубежных исследователей в области специальной педагогики, социальный опыт детей с ОПФР формируется в тех сферах жизнедеятельности, которые узконаправленны на освоение навыков самообслуживания, учебную и трудовую деятельность [1,2]. Такой узконаправленный подход обедняет возможности социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью, что требует усовершенствования воспитательного процесса в специальных (вспомогательных) школах и коррекционных центрах. Известно, что в процессе социализации ребенок осваивает и активно воспроизводит общественный (социальный) опыт, приобретает необходимые для жизни в социуме знания, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учится ориентироваться в системах социальных норм и правил [3]. На наш взгляд, социальный опыт учащихся с интеллектуальной недостаточностью – система переданных ему от предыдущих поколений теоретических знаний, практических умений и навыков во всех сферах жизнедеятельности, а также выработанный самостоятельно на их основе уникальный комплекс знаний, умений, навыков, способов мышления, деятельности, общения, интериоризированных ценностных ориентаций, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью полноценно проживать в обществе здоровых на равноправной основе. Среди особенностей социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью перечислим: – во-первых, социальный опыт содержит опыт здоровой части общества и специфический опыт людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Необходимы знания о характере и тяжести своего заболевания, помощи и самопомощи при ухудшении состояния здоровья, создании комфортных условий для проживания и осуществления самообслуживающей и других видов деятельности; – во-вторых, социальный опыт учащихся с интеллектуальной недостаточностью накапливается медленнее, чем их здоровыми сверстниками, в любом случае необходима специальная организация передачи, усвоения и воспроизведения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью; – в-третьих, социальный опыт у учащихся с интеллектуальной недостаточностью может формироваться в условиях дифференцированной (раздельной) и интегрированной (совместной) среды. Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей с детьми с интеллектуальной недостаточностью подразумевает совместное пребывание на определённой территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности, что трактуется как «функциональная интеграция» [4]. Освоение социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью является затруднительным по ряду причин: 1) характер и тяжесть имеющегося нарушения препятствует созданию правильного мысленного образа действия или последовательности действий, что отражается в неточном, неправильном или небезопасном для здоровья выполнении необходимой операции. 2) Характер имеющегося нарушения не позволяет полностью или частично повторить необходимую последовательность действий и закрепить практический навык. 3) Отсутствует специальная система подготовки, учебники и учебные пособия, наглядный материал, демонстрирующие правила выполнения практических действий и операций. 4) Родители учащихся с интеллектуальной недостаточностью и специалисты, работающие с ними, не показывают в практической жизни и в процессе обучения и воспитания правила выполнения практических действий и операций. Специфика организации социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью включает в себя: ♦ создание комфортных условий для выполнения предметно-практической деятельности; ♦ наличие дополнительных технических устройств для выполнения предметно-практической деятельности; ♦ проведение специально организованных занятий по освоению различных видов деятельности; ♦ использование полученных навыков не только в специально организованных условиях, но и в реальной жизни; ♦ более длительное по времени выполнение операций, их многократный повтор, деление операций на мелкие подоперации; ♦ участие каждого учащегося с интеллектуальной недостаточностью в деятельность; ♦ освоение не только доступных по физическим возможностям предметно-практических операций, а всего имеющегося разнообразия в арсенале народа на современном этапе развития общества. История многоаспектного осмысления проблемы формирования социального опыта личности представлена в трудах многих отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов, педагогов. В современных зарубежных социально-педагогических теориях, как отмечает Ю.И. Кривов, феномен социального опыта выступает своеобразным итоговым показателем результативной успешности процессов социализации; при этом общество выступает в статусе своеобразной «антропоморфизированной доминанты», активно воздействующей на внутренние структуры личности. В рамках культурной антропологии (М. Мид) овладение ребенком социально значимыми ценностями, нормами и образцами поведения показывает эффективность влияния культуры на личность как главного фактора человеческой жизни, который «учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе». Усвоение социального опыта происходит в процессе деятельности. Важнейшее значение для психического развития ребенка и процесса усвоения социального опыта имеет социальное взаимодействие и совместная деятельность с другими людьми. Известно, что деятельность ребенка с интеллектуальной недостаточностью в силу ее специфических особенностей нуждается в специальной организации (И.В. Белякова, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн и др.). Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем менее самостоятельной является деятельность ребенка и тем более она нуждается в специальном педагогическом руководстве. В силу этого методика обучения учащихся с выраженными формами интеллектуальной недостаточности глубоко специфична (А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, В.А. Шинкаренко и др.). Известно, в частности, что они испытывают серьезные трудности в выполнении действий по подражанию, по словесной инструкции, в воспроизведении простейшего образца. Проблемы в использовании учащимися названных форм усвоения социального опыта необходимо учитывать в методике проведения любого урока. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированной среды могут освоить следующие виды деятельности: самообслуживующий труд (работа с бытовыми приборами, приготовление пищи, стирка и уборка дома, ремонт), работа с растениями и землёй (цветоводство и огородничество), использование технических устройств (компьютер, печатная машинка и т.д.), художественно-прикладной труд. В олигофренопедагогике особенности овладения детьми способами усвоения социального опыта и методика коррекционно-развивающей работы в данном направлении наиболее полно представлена С.И. Давыдовой, А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой. Ими описываются способы усвоения общественного опыта. В этой связи укажем, что понятия социальный опыт и общественный опыт совпадают в своем значении, т.к. слова «социальный» и «обшественный» – синонимы [5, с.101]. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребенка; употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировки [3, с. 92]. В журнале «Дефектология» за 2009 год появилась серия статей, посвящённая ассистивным (помогающим) устройствам. К ним можно отнести устройства, помогающие воспринимать устную речь, отправлять и принимать звонки и электронные сообщения; устройства, служащие для напоминания важных дат, событий, действий. Последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий привели к бурному развитию и использованию компьютерной техники дома, в быту [6,7]. Таким образом, причины затруднения усвоения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью могут решаться при систематическом обучении, усложнении рабочих материалов, контроле и помощи взрослых. В специальной (вспомогательной) школе и коррекционном центре дети с интеллектуальной недостаточностью могут быть включены во многие виды деятельности. Главным условием успешности социального развития и усвоения социального опыта ребёнка с интеллектуальной недостаточностью является использование способов усвоения социального опыта в учебном процессе, позволяющих формировать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью важнейшие человеческие качества и способности, а так же с помощью них социальный опыт формируется быстрее, является прочным и охватывает большее число видов деятельности.
Список цитированных источников: 1. Гладкая, В.В. Формы, типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке во вспомогательной школе. // Дефектология. – 2009. – №5. – C. 48-56. 2. Burgstahler, S. The role of technology in preparing youth with disabilities for postsecondary education and employment. [Text]. / S. Burgstahler. //JSET. – 2004. – Vol. 18(4). 3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А.Дошкольная олигофренпедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. 4. Фуряева, Т. ФРГ: о совместном обучении и воспитании лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями). // Дошкольное воспитание. – 1999. –№9. – C.153-157. 5. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 47. – М.: ТЕРРА, 2006. – 592 с. 6. Набокова, Л.А Современные ассистивные устройства для лиц с когнитивными нарушениями. // Дефектология. – 2009. – №3. – C. 84-91. 7. Набокова, Л.А Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Дефектология. – 2009. – №4. – C. 73-80.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭМИЛЯ ЖАК - ДАЛЬКРОЗА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.011 с.) |