![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины затруднения формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Кухаренко Т.С., аспирант (г. Минск, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования») Научный руководитель – Шинкаренко В.А., кандидат педагогических наук, доцент
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) представляют собой особую группу, которая требует создания специальных условий для формирования социального опыта. Как показано рядом белорусских и зарубежных исследователей в области специальной педагогики, социальный опыт детей с ОПФР формируется в тех сферах жизнедеятельности, которые узконаправленны на освоение навыков самообслуживания, учебную и трудовую деятельность [1,2]. Такой узконаправленный подход обедняет возможности социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью, что требует усовершенствования воспитательного процесса в специальных (вспомогательных) школах и коррекционных центрах. Известно, что в процессе социализации ребенок осваивает и активно воспроизводит общественный (социальный) опыт, приобретает необходимые для жизни в социуме знания, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учится ориентироваться в системах социальных норм и правил [3]. На наш взгляд, социальный опыт учащихся с интеллектуальной недостаточностью – система переданных ему от предыдущих поколений теоретических знаний, практических умений и навыков во всех сферах жизнедеятельности, а также выработанный самостоятельно на их основе уникальный комплекс знаний, умений, навыков, способов мышления, деятельности, общения, интериоризированных ценностных ориентаций, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью полноценно проживать в обществе здоровых на равноправной основе. Среди особенностей социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью перечислим: – во-первых, социальный опыт содержит опыт здоровой части общества и специфический опыт людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Необходимы знания о характере и тяжести своего заболевания, помощи и самопомощи при ухудшении состояния здоровья, создании комфортных условий для проживания и осуществления самообслуживающей и других видов деятельности;
– во-вторых, социальный опыт учащихся с интеллектуальной недостаточностью накапливается медленнее, чем их здоровыми сверстниками, в любом случае необходима специальная организация передачи, усвоения и воспроизведения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью; – в-третьих, социальный опыт у учащихся с интеллектуальной недостаточностью может формироваться в условиях дифференцированной (раздельной) и интегрированной (совместной) среды. Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей с детьми с интеллектуальной недостаточностью подразумевает совместное пребывание на определённой территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности, что трактуется как «функциональная интеграция» [4]. Освоение социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью является затруднительным по ряду причин: 1) характер и тяжесть имеющегося нарушения препятствует созданию правильного мысленного образа действия или последовательности действий, что отражается в неточном, неправильном или небезопасном для здоровья выполнении необходимой операции. 2) Характер имеющегося нарушения не позволяет полностью или частично повторить необходимую последовательность действий и закрепить практический навык. 3) Отсутствует специальная система подготовки, учебники и учебные пособия, наглядный материал, демонстрирующие правила выполнения практических действий и операций. 4) Родители учащихся с интеллектуальной недостаточностью и специалисты, работающие с ними, не показывают в практической жизни и в процессе обучения и воспитания правила выполнения практических действий и операций. Специфика организации социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью включает в себя: ♦ создание комфортных условий для выполнения предметно-практической деятельности; ♦ наличие дополнительных технических устройств для выполнения предметно-практической деятельности; ♦ проведение специально организованных занятий по освоению различных видов деятельности; ♦ использование полученных навыков не только в специально организованных условиях, но и в реальной жизни;
♦ более длительное по времени выполнение операций, их многократный повтор, деление операций на мелкие подоперации; ♦ участие каждого учащегося с интеллектуальной недостаточностью в деятельность; ♦ освоение не только доступных по физическим возможностям предметно-практических операций, а всего имеющегося разнообразия в арсенале народа на современном этапе развития общества. История многоаспектного осмысления проблемы формирования социального опыта личности представлена в трудах многих отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов, педагогов. В современных зарубежных социально-педагогических теориях, как отмечает Ю.И. Кривов, феномен социального опыта выступает своеобразным итоговым показателем результативной успешности процессов социализации; при этом общество выступает в статусе своеобразной «антропоморфизированной доминанты», активно воздействующей на внутренние структуры личности. В рамках культурной антропологии (М. Мид) овладение ребенком социально значимыми ценностями, нормами и образцами поведения показывает эффективность влияния культуры на личность как главного фактора человеческой жизни, который «учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе». Усвоение социального опыта происходит в процессе деятельности. Важнейшее значение для психического развития ребенка и процесса усвоения социального опыта имеет социальное взаимодействие и совместная деятельность с другими людьми. Известно, что деятельность ребенка с интеллектуальной недостаточностью в силу ее специфических особенностей нуждается в специальной организации (И.В. Белякова, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн и др.). Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем менее самостоятельной является деятельность ребенка и тем более она нуждается в специальном педагогическом руководстве. В силу этого методика обучения учащихся с выраженными формами интеллектуальной недостаточности глубоко специфична (А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, В.А. Шинкаренко и др.). Известно, в частности, что они испытывают серьезные трудности в выполнении действий по подражанию, по словесной инструкции, в воспроизведении простейшего образца. Проблемы в использовании учащимися названных форм усвоения социального опыта необходимо учитывать в методике проведения любого урока. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированной среды могут освоить следующие виды деятельности: самообслуживующий труд (работа с бытовыми приборами, приготовление пищи, стирка и уборка дома, ремонт), работа с растениями и землёй (цветоводство и огородничество), использование технических устройств (компьютер, печатная машинка и т.д.), художественно-прикладной труд. В олигофренопедагогике особенности овладения детьми способами усвоения социального опыта и методика коррекционно-развивающей работы в данном направлении наиболее полно представлена С.И. Давыдовой, А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой. Ими описываются способы усвоения общественного опыта. В этой связи укажем, что понятия социальный опыт и общественный опыт совпадают в своем значении, т.к. слова «социальный» и «обшественный» – синонимы [5, с.101]. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребенка; употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировки [3, с. 92].
В журнале «Дефектология» за 2009 год появилась серия статей, посвящённая ассистивным (помогающим) устройствам. К ним можно отнести устройства, помогающие воспринимать устную речь, отправлять и принимать звонки и электронные сообщения; устройства, служащие для напоминания важных дат, событий, действий. Последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий привели к бурному развитию и использованию компьютерной техники дома, в быту [6,7]. Таким образом, причины затруднения усвоения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью могут решаться при систематическом обучении, усложнении рабочих материалов, контроле и помощи взрослых. В специальной (вспомогательной) школе и коррекционном центре дети с интеллектуальной недостаточностью могут быть включены во многие виды деятельности. Главным условием успешности социального развития и усвоения социального опыта ребёнка с интеллектуальной недостаточностью является использование способов усвоения социального опыта в учебном процессе, позволяющих формировать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью важнейшие человеческие качества и способности, а так же с помощью них социальный опыт формируется быстрее, является прочным и охватывает большее число видов деятельности.
Список цитированных источников: 1. Гладкая, В.В. Формы, типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке во вспомогательной школе. // Дефектология. – 2009. – №5. – C. 48-56. 2. Burgstahler, S. The role of technology in preparing youth with disabilities for postsecondary education and employment. [Text]. / S. Burgstahler. //JSET. – 2004. – Vol. 18(4). 3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А.Дошкольная олигофренпедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. 4. Фуряева, Т. ФРГ: о совместном обучении и воспитании лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями). // Дошкольное воспитание. – 1999. –№9. – C.153-157. 5. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 47. – М.: ТЕРРА, 2006. – 592 с. 6. Набокова, Л.А Современные ассистивные устройства для лиц с когнитивными нарушениями. // Дефектология. – 2009. – №3. – C. 84-91. 7. Набокова, Л.А Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Дефектология. – 2009. – №4. – C. 73-80.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭМИЛЯ ЖАК - ДАЛЬКРОЗА
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.134.53 (0.011 с.) |