Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения



 

Варапай Д.А., студентка 5 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Вахобжонова З.Б., преподаватель

 

Проблема познавательного развития детей с нарушениями зрения до настоящего времени остается актуальной для теории и практики тифлопедагогики. Познавательное развитие– непрерывный процесс, который начинается сразу после рождения и длится на протяжении всей жизни человека, т.е. процесс, в котором происходит развитие познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, памяти, восприятия, творческого воображения.

Целью познавательного развития является развитие познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально – чувственного опыта. Главной задачей познавательного развития является формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Существует несколько способов познавательного развития детей, одним из которых является моделирование.

Моделирование в настоящее время привлекает пристальное внимание и получило необычайно широкое применение во многих областях знаний: от философских и других гуманитарных разделов знаний до ядерной физики и других разделов физики, от проблем радиотехники и электротехники до проблем механики и гидромеханики, физиологии и биологии и т. д.

Анализ литературных данных позволил уточнить понятие «моделирование». В исследованиях многих авторов овладение моделированием рассматривается как предпосылка умственного развития (Венгер Л.А., Гамезо М.В., Муравьев Е.С., Турчин А.С.), как необходимое условие эффективного обучения (Гальперин ПЛ., Давыдов В.В., Фридман Л.М.), а также как критерий готовности детей к школе (Глотова Г.А., Салмина Н.Г., Смольникова Е.Е., Суворова О.В.).

А.Н. Аверьянов дает следующее определение моделирования: «Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [1].

Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В младшем школьном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. С помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Моделирование используется и для истолкования (интерпретации) каких-либо объектов, с тем, чтобы сделать их использование более удобным, легким и понятным. Например, в школе по ряду учебных предметов изучаются разного рода правила, алгоритмы. Для того чтобы ученики могли ими легче пользоваться, эти словесные правила (алгоритмы) заменяют их графическими моделями, которые служат интерпретациями этих правил.

С помощью моделей у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность [1].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что моделированию не уделяется должное внимание как способу познавательного развития детей с нарушениями зрения. В связи с этим особое значение приобретает проблема использования моделирования как способа развития познавательных процессов младших школьников с нарушениями зрения.

Цель работы: разработать методические рекомендации по использованию моделирования в процессе познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения.

2. Определить моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения.

3. Изучить уровень познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения.

4. Разработать методические рекомендации и систему упражнений, способствующих познавательному развитию младших школьников.

Теоретический анализ исследований по проблеме использования моделирования (Богданова Т.Г., Семаго Н.Я) позволил определить методику констатирующего эксперимента, направленного на исследование уровня познавательного развития младших школьников, а именно уровень сформированности вербально – логического мышления, объем кратковременной зрительной памяти, объем кратковременной слуховой памяти, объем и устойчивость внимания.

Как известно, познавательное развитие детей с нарушениями зрения происходит по законам формирования психики детей нормально видящих, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие [3]. Это можно проследить и по результатам эксперимента, который показал, что младшие школьники с нарушениями зрения находятся на более низком уровне (30%) познавательного развития, нежели их нормально видящие сверстники (5%). Это связано с тем, что ребенок с нарушениями зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире, что, безусловно, отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения, восприятия, представления, речи, памяти, внимания, воображения, мышления).

Младшие школьники с нарушениями зрения хуже справлялись с выполнением предложенных методик, они либо не смогли справиться с заданиями вообще, либо их выполнение вызывало у них затруднения, в результате которых учащиеся не успевали выполнять задания в отведенное для них время, называли цифры не в той последовательности, которого требовала методика, давали не правильные определения понятий, не зачеркивали нужные буквы, исключали не те слова.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что у нормально видящих младших школьников познавательное развитие находится на более высоком уровне (70%), нежели у младших школьников с нарушениями зрения (10%), поэтому необходимо проводить коррекционно – развивающую работу, главным элементом которой являлось бы моделирование.

Изучив особенности познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения, были предложены следующие рекомендации:

· целенаправленно и систематически вести работу по познавательному развитию с использованием моделирования.

· Включать моделирование во все задания по всем разделам программы обучения.

· Работая с моделью, формировать у детей умения описывать порядок действий для достижения заданной цели.

· Использовать мнемотаблицы и мнемодорожки, как разновидности моделирования.

· Создавать модели по собственному замыслу.

· Использовать модели в виде раздаточного материала для лучшего рассмотрения объекта с выделением их существенных признаков.

· Использовать моделирования для развития диалогической речи.

· Кодировать и декодировать звуки, слова, предложения по средствам моделирования.

Опираясь на выше перечисленные рекомендации можно предложить следующие упражнения и задания:

«Модельеры». Содержание: ведущий объявляет участникам, что именно сегодня им оказана честь стать модельерами известного дома моды. И перед ними стоит задача изготовить модели платьев к новому показу «Весна -2011» (могут быть изготовлены к любому другому сезону). Причём эти модели должны быть изготовлены из бумажных полотенец. Моделями выступают другие участники, а если игра проводится с небольшим количеством участников (1 – 2) моделью выступает кукла.

«Смоделируй настроение». Содержание: участникам предлагается смоделировать определённые эмоции на тарелке с манной крупой. После чего модели сравниваются с эталонными, изображёнными на картинках.

Также можно использовать такие задания как: «Отгадай и прочитай», «Зашифруй», «Составление мнемотаблиц», «Модель», «Составление загадки», «Мнемотаблица»,«Составь текст».

Разработанные упражнения и задания будут способствовать развитию познавательных процессов младших школьников с нарушениями зрения и повысят уровень их познавательного развития.

 

Список цитированных источников:

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. / А.Н. Аверьянов. – М., 1999. - 263 с.

2. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Роспедагентство, 1994. - 68 с.

3. Земцова, М.И. Особенности познавательной деятельности слепых / М.И Земцова. Ленинград, 1991. - 175 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.01 с.)