Принципы коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения



Основные положения принципа Сущность основных положений принципа
Формирование сенсорного опыта  
Развитие осязательной деятельности  
Интеллектуализация учебно-познавательной деятельности  
Нормирование соотносительной деятельности  
Усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся  

Таким образом, целостный коррекционно-педагогический процесс с детьми с нарушениями зрения регулируется 2 группами принципов:

- общими(обучения и воспитания)

- специфическими (общедефектологическими и принципами организации коррекционной работы).

Категориальный аппарат

Понятие Определение понятия
педагогический процесс специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
коррекционно-педагогический процесс система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
принципы обучения это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.
принципы воспитания это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов.

 

Тема 2.2. Научно-методические основы организации образовательной среды для детей с нарушениями зрения
Цели 1. Сформировать представление об основных положениях средового подхода в образовании. 2. Сформировать знания об особенностях организации образовательной среды для школьников с нарушениями зрения. 3. Познакомить с алгоритмом моделирования образовательной среды для школьников с нарушениями зрения. 4. Стимулировать потребность анализировать и совершенствовать образовательную среду школьника с нарушениями зрения.
Вопросы 1. Идеи средового подхода в образовании детей с нарушениями зрения. 2. Характеристика образовательных ресурсов и средовых комплексов. 3. Адаптация средовых ресурсов к особым образовательным потребностям детей с нарушениями зрения. 4. Моделирование образовательной среды для детей с нарушениями зрения.
Категориальный аппарат Средовой подход в образовании, образовательная среда, средовой комплекс

Литература

Основная

1. Гайдукевич С.Е. «Средовой подход в инклюзивном образовании»

2. Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения. – Мн.: 2006. – 98 с.

3. Гайдукевич С.Е., Прокопьева Е.С. Научно-методические основы дифференциации и отбора упражнений зрительной гимнастики для школьников с нарушением зрения // Дэфекталогія. - № 3. – 2003.

Дополнительная

4. Кириллова Л.И. Гигиена и охрана зрения у слабовидящих детей// Совершенствование

процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Сб. науч. тр. – М., 1986.

5. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. – М., 1999. – С.

12-18.

 

1. Идеи средового подхода в образовании детей с нарушениями зрения

Основным понятием средового подхода является «образовательная среда».В большинстве современных исследований образовательная среда определяется как психолого-педагогическая реальность, представляющая собой совокупность влияний и условий формирования личности.

   
Образовательная среда как источник разнообразного культурного опыта представляет собой совокупность влияний. Элементы культуры, подобранные и скомпонованные в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания, преобразуются вобразовательные средовые ресурсы.
Среда как гарант успешного присвоения культурного опыта представляет собой совокупность условий. Условия направляют и поддерживают процессы взаимодействия в системе «ребенок – социальный опыт». В зависимости от педагогических устремлений они акцентируются, специально создаются, усиливаются, ослабляются или нейтрализуются. Каждое такое условие также представляет собой образовательный средовой ресурс.

Образовательная среда должна быть наделена образовательной функцией, которая может быть выражена через следующие образовательные цели:

- стимулировать двигательную активность;

- стимулировать учебную деятельность;

- стимулировать развитие мелкой моторики и координации движений;

- стимулировать зрительную активность

- стимулировать творческое воображение;

- стимулировать речевую деятельность, коммуникативное поведение;

- обеспечивать отдых и уединение.

При этом таких целей может быть очень много, более общего, более частного порядка.

Задание. Изучите статью С.Е. Гайдукевич «Средовой подход в инклюзивном образовании», ответьте на следующие вопросы.

1. Какие основные положения средового подхода, являются актуальными для обучения и воспитания детей с ОПФР?

Ответ:

• Выделена дополнительная группа так называемых специфических средовых ресурсов. Это особые ресурсы, которые способствуют доступности и оптимизации различных видов детской деятельности и в первую очередь познавательной.

• Определены образовательные средовые ресурсы, обладающие наибольшим стимулирующим и поддерживающим потенциалом. Они выявлены на уровне предметных, пространственных, организационно-смысловых и социально-психологических ресурсов.

• Сформулированы принципы проектирования и организации образовательной среды. При этом они были дифференцированы на две группы: общие и специфические.

• Разработаны рекомендации по реализации дифференцированного подхода к моделированию и организации образовательной среды с учетом характера и степени ограничений детей.

• Определен набор установок, определяющих специфику организации социально-психологической среды в условиях инклюзивного образования. Совместное обучение и воспитание здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития выдвигает на передний план вопрос взаимного принятия, причем как на уровне детского, так и взрослого сообщества.

 

2. В чем заключается основная функция педагога при реализации средового подхода?

Ответ:

Средовой подход исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: педагога, ребенка и окружающей среды. При этом, основная задача педагога – превратить среду в образовательную, сделать из нее своего активного союзника и помощника.

 

3. Какие значимые характеристики с позиции средового подхода приобретает образовательная среда?

Ответ:

С позиций средового подхода образовательная среда может приобретать ряд значимых характеристик. Она является развивающей, личностно ориентированной, если обеспечиваемые ею влияния, условия и возможности стимулируют процесс развития ребенка, учитывают его разнообразные потребности, интересы, способствуют жизненному самоопределению и самореализации. Среда является адаптивной, если в ней предусмотрены условия и возможности для успешного присвоения опыта каждым ребенком, с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и индивидуальных возможностей.

С позиций средового подхода образовательная среда может приобретать ряд значимых характеристик. Она является развивающей, личностно ориентированной, если обеспечиваемые ею влияния, условия и возможности стимулируют процесс развития ребенка, учитывают его разнообразные потребности, интересы, способствуют жизненному самоопределению и самореализации. Среда является адаптивной, если в ней предусмотрены условия и возможности для успешного присвоения опыта каждым ребенком, с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и индивидуальных возможностей.

2. Характеристика образовательных ресурсов и средовых комплексов

Задание. Изучите материал книги Гайдукевич С.Е. «Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения» и статью С.Е. Гайдукевич «Средовой подход в инклюзивном образовании», ответьте на следующие вопросы.

1. Почему выделяют четыре группы средовых ресурсов?

Ответ: Приспособительные изменения затрагивают различные сферы, окружающей ребенка среды, которые условно определяют как: предметную, пространственную, организационно-смысловую, социально-психологическую. Выделение аспектов образовательной среды позволяет определить соответствующую каждому из них группу средовых ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых и социально-психологических), с помощью которых обеспечивается ее преобразование. Подобная дифференциация помогает лучше понять основное функциональное назначение, как отдельных групп средовых ресурсов, так и каждого ресурса в отдельности.

2.Какие ресурсы входят в каждую группу? Найдите их в учреждении образования.

Ответ: Ресурсы, связанные с адаптационными изменениями объектов образовательной среды, и ресурсы, связанные с оптимизацией взаимодействия ребенка с данными объектами

Важно понимать, что специфические средовые ресурсы обучения и воспитания не всегда существуют сами по себе, в большинстве случаев они специально создаются и (или) моделируются для определенных ситуаций. При этом обязательно учитываются несколько факторов: 1) образовательный результат, который мы хотим получить; 2) ограничения, которые испытывает ребенок во взаимодействии с окружающим. Логика рассуждений учителя-дефектолога, обеспечивающего специальную организацию образовательной среды, может выглядеть примерно так, как это представлено в таблице.

Отбор и модификация средовых ресурсов обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

Образовательные задачи Ограничения жизнедеятельности, мешающие их реализации Средовые ресурсы, способствующие профилактике, ослаблению и преодолению ограничений
обогащать представления об окружающем концентрировать и удерживать внимание на заданном объекте яркие контрастные цвета, оптимальные расстояния, хорошая освещенность, исключение отвлекающих факторов, алгоритм обследования, рассматривания объекта
обогащать словарный запас соотносить слова с конкретными образами объектов тематические серии предметов и иллюстраций, табло и бирки с названиями объектов, правило оречевления детьми и взрослыми наблюдаемых объектов  

Задание. Изучите материал книги Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения, ответьте на следующие вопросы.

1. Что такое средовый комплекс или зона образовательной среды?

Образовательная среда – это совокупность влияний, условий и возможностей

развития личности ребенка.

Изучение опыта обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей позволяет выделить несколько групп подобных мероприятий. Первая группа обеспечивает формирование у ребенка специальных умений компенсаторного характера, вторая – создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, третья – специальную адаптацию самих этих объектов. Необходимо заметить, что две последние группы мероприятий непосредственно связаны с преобразованием среды. Именно они выполняют одну из ведущих ролей в обеспечении коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса и образуют так называемые средовые ресурсы образования ребенка с нарушениями зрения.

2. Какие можно выделить зоны в образовательной среде для детей с нарушениями зрения?

В зависимости от совокупности факторов в классных комнатах могут создаваться следующие функциональные зоны:

учебная зона; игровая зона; двигательная зона; зона информирования; зона познавательной активности; зона творчества; зона отдыха.

Размещение всех перечисленных функциональных зон в одной классной комнате, имеющей четко заданные пространственные возможности, затруднено. Поэтому при ее планировочной организации все чаще предпочтение отдается вариативным подходам. Универсальным основанием для структурирования помещения класса на функциональные зоны, позволяющим учитывать традиционные размеры учебных помещений, является установка личности на вид деятельности (управленческую, социальную, гуманитарную, научно-исследовательскую) (В.В. Гуленко). Каждой из них можно отвести свою часть классной комнаты и произвести соответствующее оснащение.

Образовательная средасостоит из разнообразных средовых ресурсов: предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических.

 

Состав образовательной среды

 

При этом данные ресурсы в своей совокупности указывают на то, что среда – это не отдельно взятые предметы, дидактические материалы, пространства или правила, а многомерное образование, где каждая группа ресурсов характеризует только одну из ее сторон.

 

 

Многомерность образовательной среды

 

Таким образом, образовательная среда представляет собой специальным образом организованную реальность, которая предназначена для достижения определенных целей, продумано ее наполнение и возможные виды деятельности в ней, заданы основные установки, мотивы и правила функционирования. Целенаправленно подобранные средовые ресурсы, сосуществуя в среде, переплетаясь и взаимодействуя, образуют так называемые средовые комплексы.

Основной характеристикой средовых комплексов является их функциональность, т.е. направленность на цель/результат:

- информировать

- сформировать новые знания и умения

- развивать познавательные, двигательные и коммуникативные способности

- обеспечить раскрытие творческого потенциала и др.

Кроме того, отличительной особенностью любого средового комплекса является направленность на стимулирование у ребенка самостоятельности и инициативы. Например, средовой комплекс «мастерская»:

Цель: помочь ребенку удовлетворить потребность в творческой активности, раскрыть свой творческий потенциал.

Наполнение: представляет собой ограниченный (например, цветом стены, пола или коврового покрытия) участок пространства, в котором размещены стеллаж с разнообразными материалами (карандашами, фломастерами, красками, мелками, пластилином, бумагой, тканью, проволокой, природными материалами и т.д.) и инструментами (кисточками, ножницами, стеками, скрепками и т.д.), стол с нескольким рабочими местами, умывальник, рисовальная стена, полки и специальные приспособления на стенах для демонстрации результатов детского творчества.

Деятельность: рисование, лепка, аппликация, шитье, конструирование т.д.

Установка: каждый имеет право творить, не бывает хороших и плохих работ, нужно уметь увидеть в каждой работе ее индивидуальную особенность и привлекательность, любое творчество достойно похвалы.

Мотивы: интерес к творческому процессу и его результатам, взаимопомощь, желание сделать приятное себе и другим.

Правила: правиларегулируют отношения детей с предметами, наполняющими среду (как брать материалы и инструменты, как с ними обращаться, как поддерживать порядок и т.д.), с пространством (как передвигаться, какие трансформации можно производить, какие и где необходимо соблюдать дистанции); правила дают представления о режиме работы и нормах взаимодействия с другими детьми. По мере необходимости в мастерской на специально отведенных местах могут располагаться планы и алгоритмы выполнения отдельных видов работ.

Средовые комплексы дифференцируются на монофункциональные и полифункциональные. Монофункциональные комплексы обеспечивают решение частных образовательных целей. Монофункциональными комплексами являются: «уголок наблюдения за природой», «зона презентации успехов детской деятельности», «рисовальная стена» и т.д. Полифункциональные комплексыпозволяют одновременно реализовывать несколько образовательных целей. К ним можно отнести такие комплексы, как: «зимний сад», «игротека», «этнический уголок», «спортивный уголок», «мастерская», «музей». При работе с детьми с ОПФР используют специфические комплексы. Специфическими монофункциональнымикомплексами являются разнообразные стенды: тактильной стимуляции (включают в себя материалы разные по фактуре, толщине, весу, температуре); моторной стимуляции (включают материалы, тренирующие разнообразные захваты, координированные мелкомотоные движения одной и двумя руками); аудиальной стимуляции (включают материалы, издающие разнообразные звуки). Специфическими полифункциональными комплексами являются: «сенсорный коридор», «сенсорная комната», «сенсорный сад» и другие.

Средовый комплекс чаще всего представляется в 2 формах: уголок и зона.

- учебная зона

- зона сенсоматорного развития

- зона экспериментирования

- экологическая зона

- зона речевого развитя

- зона двигательной активности

- зона творчества

- зона отдыха

- зона уединения

- зона информирования

Педагог призван быть квалифицированным специалистом не только в отношении ребенка, но и среды его жизнедеятельности. Умение проектировать, моделировать и организовывать продуктивную образовательную среду является одним из основных требований к профессиональной компетентности современного педагога, учителя-дефектолога.

 

3. Адаптация средовых ресурсов к особым образовательным потребностям детей с нарушениями зрения

Задание: Заполните таблицу «Правила организации образовательной среды

для детей с нарушениями зрения», используйте материал Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения / Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2005. – 98 с.

Аспекты образовательной среды Правила организации образовательной среды для детей с нарушениями зрения
Предметный аспект среды Предметная среда детей с нарушениями зрения насыщается разнообразными сигнальными опорами, которые облегчают поиск и распознавание объектов. Предметная среда любого помещения, а тем более, учебного должна отвечать эргономическим требованиям. -охрана здоровья и в первую очередь остаточного зрения; -комфортное рабочее место; -поддержание работоспособности; -беспрепятственное и безопасное перемещения внутри школьного здания и на прилегающих территориях; -безопасное и удобное пребывания в местах общественного пользования (гардероб, столовая, библиотека, туалетная
Пространственный аспект среды -автономность функциональных зон, позволяющая детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; -стационарность функциональных зон (постоянство пространственного расположения); -непересечение функциональных зон с основными путями движения; -непересечение основных путей движения к зонам между собой; -удобные и безопасные подходы к ресурсному обеспечению функциональных зон.
Организационный аспект среды Жизнедеятельность детей в учреждении образования выстраивается в определенном режиме и в соответствии с определенными правилами. Распознавать у детей с нарушениями зрения признаков интеллектуального и зрительного утомления и своевременное принятие соответствующих мер по его профилактике и преодолению.
Социально-психологический аспект среды Учреждение образования открывает для детей с нарушениями зрения широкие возможности межличностного взаимодействия. Его содержание, характер, интенсивность представляют собой активные средовые образовательные ресурсы. В первую очередь необходимо помочь незрячим и слабовидящим поддерживать привлекательный внешний вид и избегать выпячивания, демонстрации внешних признаков, воспринимаемых как отклонение от нормы. В детской группе должно формироваться мнение о том, что нарушение зрения не является сверх отличительным признаком.

4. Моделирование образовательной среды для детей с нарушениями зрения: этапы работы по моделированию, принципы моделирования.

Процесс создания функциональной образовательной среды имеет определенную этапность. Практика показывает, что он обычно включает в себя следующие этапы:

- постановка образовательных целей

- отбор средовых ресурсов

- объединение ресурсов в средовые комплексы.

Задание: Характеристику каждого этапа изучите самостоятельно, используя материал книги Гайдукевич С.Е. «Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения» и статью С.Е. Гайдукевич «Средовой подход в инклюзивном образовании».

Процесс проектирования и организации образовательной среды подчиняется общими специфическим принципам. Система общих принципов, реализуется в отношении всех детей, независимо от их возраста и индивидуальных особенностей, она представлена следующими требованиями:

- обеспечение уважения потребностей, интересов и мнений ребенка;

- обеспечение высокой функциональности среды;

- обеспечение активного взаимодействия в среде;

- обеспечение опережающего характера обучения в среде;

-обеспечение динамичности и незавершенности среды(Например, часть стен заполнена детскими рисунками, другая часть пустая, «пока!», на некоторых деревьях «волшебного леса» висят сделанные детьми птички, на некоторых – нет).

Существующая практика внесения приспособительных изменений в образовательную среду для различных категорий детей с особенностями психофизического развития указывает, что процесс ее проектирования и организации подчиняется не только общим, но и специфическим принципам.

Принцип безопасности среды. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные приспособления, правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия без риска для своего здоровья.

Пример: В школе имеются пандусы, лифты, поручни, сигнальные опоры. Структурирование пространства на специально организованные зоны.

Специальная организация основных маршрутов передвижения.

Специальная организация рабочего поля и рабочего места ребенка.

Принцип насыщения среды культурно значимыми объектами. Образовательная среда стремится постоянно обеспечивать ребенку контакт с разнообразными носителями информации, поэтому плотность их представленности в окружающем ребенка пространстве значительно высокая, он должен просто натыкаться на разнообразные объекты, дающие определенные сведения об окружающем мире. Именно такая ситуация в значительной мере стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.

Пример: В классе имеются объекты с выраженными существенными и опознавательными признаками.

Принцип доступности элементов среды для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений. Средовые влияния и условия выстроены таким образом, что ребенок вынужден в процессе взаимодействия использовать различные анализаторы, поскольку именно такой подход позволит ему получить наиболее адекватные представления о предметах, расстояниях, времени, чувствах и т.д.

Пример: Имеется уголок для творчества: глина и краска для рисования пальцами; песок, вода, тесто как материал для упражнений.

Принцип смысловой упорядоченности среды. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил. Данные правила просты и оптимальны по количеству. Они обеспечивают ситуацию, когда окружающее становится для ребенка более понятным, открытым, а, следовательно, более доступным и комфортным. Понимание и выполнение ребенком заданных образовательной средой правил значительно повышает эффективность его жизнедеятельности.

Принцип погружения в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность с окружающими людьми, стимулирует активное взаимодействие и сотрудничество с ними. При этом имеет место не только расширение контактов, но и их углубление, которое выражается в усилении эмоциональной насыщенности и сопереживании.

Принцип охраны и развития нарушенных анализаторных систем, использования реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды умышленно ставит ребенка перед необходимостью регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные и интеллектуальные возможности. Данная деятельность организуется при соблюдении всех необходимых рекомендаций, связанных с профилактикой переутомлений и прогрессирования нарушений. При этом для ребенка регулярно создаются ситуации решения житейских задач как в зоне актуального, так и ближайшего развития.

Принцип профилактики гиперопеки. Предполагает, что среда стимулирует самостоятельность и инициативу ребенка, обеспечивает ему свободу выбора деятельности, темпа ее реализации и форму организации (один, пара, группа). Кроме того, в среде создается система продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.

Перечисленные общие и специфические принципы выступают в роли основных ориентиров при проектировании и моделировании, как комплексной образовательной среды, так и локальных сред, обеспечивающих решение оперативных задач обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

 

Категориальный аппарат

Понятие Определение понятия
средовой подход в образовании это теория и технология опосредованного (через среду) управления образовательным процессом, в котором основной акцент делается на включение внутренней активности ребенка, его самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
образовательная среда это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка. При этом, влияния – это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений); условия – гарант успешного его присвоения (переживания, сопереживания, многократные повторения); возможности – символ активного начала не только среды, но и самого ребенка, который может осуществлять выбор объектов «собственной» активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними.
средовой комплекс Организованная образовательная среда, которая представляет собой не отдельно взятые ресурсы, а многомерные образования.
Тема 3.1. Целеполагание в целостном коррекционно-педагогическом процессе
Цели 1. Показать роль целеполагания в структуре педагогической деятельности, уточнить представления об основных видах целей в коррекционно-педагогическом взаимодействии. 2. Сформировать представления о современных требованиях к формулировке, конкретизации целей, интерпретации целей в целевые установки. 3. Познакомить со схемой анализа урока (занятия) с точки зрения целеполагания и реализации поставленных целей.
Вопросы 1. Целеполагание как компонент педагогической деятельности. 2. Особенности определения и формулировки целей при работе с учащимися с нарушениями зрения. 3. Анализ урока с точки зрения целеполагания и реализации поставленных целей.
Категориальный аппарат цель обучения (воспитания), задача обучения (воспитания), целеполагание (целеобразование)

Литература

Основная

1. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к уроку. – М., 1999. – С.6-7 [электронный ресурс].

2. Логинова И.Н., Гладкая В.В. Целеполагание в коррекционно-педагогической работе с детьми с особенностями психофизического развития [электронный ресурс].

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.014 с.)