Основные группы характеристик, используемых при описании детей с ОПФР, ориентиры при расстановке акцентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные группы характеристик, используемых при описании детей с ОПФР, ориентиры при расстановке акцентов



Задание: Определите основные группы характеристик и сами характеристики, используемые при описании детей с ОПФР. При заполнении таблицы используйте источник (Гайдукевич С.Е. Современные акценты восприятия ребенка с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания).

Группы характеристик Характеристики, используемые при описании детей с ОПФР
Позитивные стороны физического, психического и личностного облика ребенка. Позитивный облик ребенка с ОПФР формируется благодаря осознанной, целенаправленной последовательной фиксации в сознании учителя реально сильных и привлекательных сторон его развития: физического (сила, подвижность, выносливость и др.); психического (внимательность, хорошая память, эмоциональность и др.); личностного (доброжелательность, послушность, вежливость и др.).
Ограничения жизнедеятельности. Ранее основной причиной ограничений у так называемых «инаких» считали нарушения функций отдельных органов, функций физиологических систем, а также психических функций. В этой связи многие из них считались не преодолимыми. Сегодня ограничения жизнедеятельности рассматриваются как явления обусловленное комплексом причин, где наряду с нарушениями значимую роль играют факторы окружающей среды (организация пространства; конструктивные особенности зданий и мебели; специальные приспособления, усиливающих мобильность и познавательные возможности; структуризация времени и деятельности и др.).
Социальный прогноз. Социальный прогноз представляет собой краткосрочную и долгосрочную оценку степени самостоятельности ребенка в повседневной жизнедеятельности (самообслуживании, быту, коммуникации и т.д.), перспектив профессионально-трудовой подготовки и трудоустройства, возможностей вовлечения в творческую деятельность, спорт, досуг. Социальный прогноз позволяет педагогам увидеть, как будет жить ребенок (самостоятельно, самостоятельно с частичной помощью или будет нуждаться в постоянной помощи), к чему мы его готовим (набор основных социальных функций и ролей).
Нарушения психофизического развития. Она по сути ничего не говорит нам о личности ребенка: о его достижениях, о его позитивных качествах, о его интересах и желаниях. Данная информация обеспечивает понимание сущности компенсаторных процессов, которые будут задействованы у данного конкретного ребенка, а также выбор адекватных им средств педагогической работы.

В некоторых странах Западной Европы и США имеет место многоуровневый подход к пониманию нарушения и ограничения.

Disorder (медицина) Дефект – физический или психический недостаток, медицинский диагноз (н: гемипарез, гидроцефалия, атрофия зрительного нерва).
Impairment (медицина, психология) Нарушение анатомической структуры, физиологических, физических и психических функций (н: нарушение подвижности и равновесия нейродинамических процессов, нарушение светоощущения, снижение болевой чувствительности, координации и силы движений, дифференцированности, целостности восприятия и др.).
Disability (педагогика) Неспособность или ограничение в выполнении какой-либо функции / деятельности (передвижение, ориентировка в пространстве, понимание текста, прием пищи и т.д.).
Handicap (педагогика, социальная педагогика) Ограничение включения в социальное взаимодействие, выполнения социальных ролей.

Обратите внимание, с чем работает педагог – это неспособность и ограничение.

Отсюда и специальная терминология при обозначении людей, с которыми работает специальная педагогика:

1) аномальные, дефективные

2) с нарушениями психофизического развития / с особенностями психофизического развития (ОПФР)

3) с ограниченными возможностями жизнедеятельности

4) с особыми образовательными потребностями

Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.

Диагногенез – процесс "навешивания" ярлыков, при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или расстройства.

Задание: Изучите статью Штюрце Д. «Принцип нормализации жизнедеятельности лиц с ограничениями», выполните следующие задания:

1. Перечислите идеи, раскрывающие значение принципа нормализации для социального прогресса.

Ответ: Принцип нормализации является основой для многих современных течений, реформ и концепций педагогической деятельности, в частности такой концепции, как участие людей с ограничениями в устройстве своего жизненного уклада. Идея нормализации выражается следующими словами: жизнь человека с ограничениями должна быть организована «настолько нормально, насколько это возможно». Это означает, что важные области жизнедеятельности человека (жильё, работа, досуг и т.д.) должны быть организованы как можно более естественно. При этом условия и достижения повседневной жизни в определенной степени находятся в распоряжении людей с ограничениями, что сближает их с массой остального населения. Все фазы жизни людей с ограничениями должны быть устроены настолько нормально, насколько, это возможно, другими словами: речь идёт об организации культурных ролевых отношений, присущих определённому возрасту и полу.

2. Перечислите основные положения принципа нормализации.

Ответ:

- Нормальный дневной ритм (сон, подъём, одевание, приём пищи, работа, свободное время).

- Недельный ритм. Речь идёт, прежде всего, о разделении таких областей жизнедеятельности как проживание, работа и свободное время.

- Годовой ритм. Люди с ограничениями должны принимать участие наравне с основной частью населения в таких мероприятиях как путешествия во время отпуска, походы в гости, торжества и праздники.

- Естественный жизненный путь (стадии жизни). Отношения и требования к людям с ограничениями должны быть строго соизмеримы с возрастом.

- Уважение потребностей. Значение этого пункта состоит в выяснении потребностей людей с ограничениями.

- Соответствующий контакт между полами. Естественная потребность в контакте с другим полом должна быть учтена в любом возрасте.

- Нормальный экономический стандарт. В рамках социального законодательства люди с ограничениями должны быть обеспечены финансовыми и социальными гарантиями наравне с остальным населением.

- Стандарты обстановки. Стандарты обстановки также должны быть «нормальными». Здесь учитываются такие критерии как размеры, положение, загруженность помещений, их оснащение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.008 с.)