Перспективные направления развития современной тифлопедагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективные направления развития современной тифлопедагогики



Задание: Заполните таблицу, для выполнения задания просмотрите журналы «Спецыяльная адукацыя», «Дефектология», а также сборники научных материалов факультета специального образования за последние два года.

 

Перспективные направления развития современной тифлопедагогики Ведущие белорусские и зарубежные исследователи
Научно-методическое обеспечение системы ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения  
Научно-методическое обеспечение интегрированного обучения детей с нарушениями зрения  
Научно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития  
Научно-методическое обеспечение работы с родителями детей с нарушениями зрения  
Научно-методическое обеспечение организации адаптивной, развивающей, безбарьерной образовательной среды для детей с нарушениями зрения  
Научно-методическое обеспечение использования информационных технологий в образовании детей с нарушениями зрения  

 

 

Тема 1.2. Педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Цели 1. Познакомить с основными группами детей с ОПФР, выделенными в соответствии с МКБ 10 и с учетом функционального подхода. 2. Обеспечить понимание основных групп характеристик, используемых при описании детей с ОПФР. 3. Сформировать представление о педагогической характеристике детей с нарушениями зрения. 4. Воспитывать оптимистическое отношение к потенциальным возможностям ребенка с нарушением зрения.
Вопросы 1. Основные группы детей с ОПФР в соответствии с МКБ 10 и с учетом функционального подхода. 2. Основные группы характеристик, используемых при описании детей с ОПФР, ориентиры при расстановке акцентов. 3. Современные подходы к характеристике детей с нарушениями зрения.
Категориальный аппарат Нозологический диагноз, функциональный диагноз, нарушения психофизического развития, ограничения жизнедеятельности, дети с полной утратой зрения (слепые, ослепшие, частичнозрячие), дети с частичной утратой зрения (слабовидящие), дети с пониженным зрением

Литература

Основная

1. Гайдукевич, С.Е. Современные акценты восприятия ребенка с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания // Народная Асвета. – 2013. - № 1. – С.24.- 27.

2. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушениями зрения и вторичных отклонений в развитии. – Мн: БГПУ, 2010.

3. Штюрце Д. Принцип нормализации жизнедеятельности // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей /С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск, БГПУ, 2007. – 144 с.

Дополнительная

4. Основные показатели развития системы специального образования в РБ: Информационный бюллетень, вып. №15.

5. Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-ого пересмотра (МКБ 10) в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Мн., 2008.

 

Основные группы детей с ОПФР в соответствии с МКБ 10 и с учетом

Функционального подхода

По состоянию на 15.09.2013 г. в республиканском банке данных содержится персонифицированная информация о 134.945 детях.

Из общего числа детей, состоящих на учете в банке данных:

Дети с нарушениями речи – 93,9%

Дети с интеллектуальной недостаточностью9,34%

Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 7,61%

Дети с нарушениями зрения – 2,33%

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 1,75%

Дети с нарушением слуха – 1,39%

Дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями1,27%

Дети с РАС (расстройства аутистического спектра)

Инвалидами являются 7,65% детей с ОПФР

Эти категории соответствуют МКБ 10.

Задание: Изучите таблицу, обратите внимание на изменение терминологии в правом столбике. Данная терминология рекомендована Министерством образования Республики Беларусь к использованию в качестве профессиональной лексики учителя-дефектолога.

Медицинская классификация нарушений Психолого-педагогическая классификация нарушений
Глухота (потеря слуха свыше 84 дБ): - врожденная - раноприобретенная - приобретенная Глухие: - глухие - ранооглохшие - познооглохшие
Снижение слуха Слабослышащие с грубым недоразвитием речи
Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ) Слабослышащие с относительно развитой речью
Слепота обоих глаз Слепые: - абсолютно слепые (снижение остроты центрального зрения от 0 до 0.005 с коррекцией очками на лучше видящем глазу или сужение поля зрения до 10-15 градусов при более высокой остроте зрения) - частичнозрячие (снижение остроты центрального зрения от 0.005 до 0.04 с коррекцией очками на лучше видящем глазу или сужение поля зрения до 10-15 градусов при более высокой остроте зрения)
Понижение зрения обоих глаз Слабовидящие: - глубокое слабовидение (снижение остроты центрального зрения от 0.05 до 0.08 с коррекцией очками на лучше видящем глазу или сужение поля зрения до 30 градусов при более высокой остроте зрения); - обычное слабовидение (снижение остроты центрального зрения от 0.09 до 0.2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу или сужение поля зрения до 30 градусов при более высокой остроте зрения)
Специфические расстройства развития речи и языка: - специфические расстройства речевой артикуляции - расстройство экспрессивной речи - расстройство рецептивной речи - приобретенная афазия - расстройства речи и языка неуточненные С тяжелыми речевыми нарушениями - дислалия - моторная алалия - сенсорная алалия - детская афазия - неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР)
Детский аутизм С нарушением общения
Специфические расстройства развития учебных навыков: - специфическое расстройство чтения - специфическое расстройство спеллингования - специфическое расстройство арифметических навыков - смешанное расстройство учебных навыков - расстройство развития учебных навыков неуточненное Смешанные специфические расстройства психологического развития   Общие расстройства психологического характера С трудностями в обучении:   - дислексия - дисграфия - дискалькулия - задержка психического развития психогенного характера - задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма конституционального происхождения) - задержка психического развития церебрально-органического происхождения - задержка психического развития соматогенного происхождения или в следствие минимальной мозговой дисфункции
Умственная отсталость Интеллектуальная недостаточность, обусловленная умственной отсталостью: - легкой (IQ 50-69) - умеренной (IQ 35-49) - тяжелой (IQ 20-34) - глубокой (IQ ниже 20)
Тяжелые множественные нарушения: - сложные сенсорные (слепоглухота) - сенсорные и физические (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) - физические, психические и интеллектуальные (нарушения опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, шизофрения, умственная отсталость) - сенсорные, психические и интеллектуальные (нарушения слуха, зрения, эпилепсия, шизофрения, умственная отсталость)

 

Данная терминология отражает клинический диагноз и не дает представления о тех трудностях ребенка, которые должен ему помочь преодолеть педагог. Поэтому для нас важно не только знать классификацию детей, но и их характеристику, т.е. уметь их описывать. В этой связи наряду с клиническим диагнозом выделяют функциональный диагноз. Функциональный диагноз – это комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя:

- оценку проявления нарушений;

- оценку сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных).

Сверх задача функционального диагноза – определение приоритетов в коррекционно-развивающей работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.005 с.)