Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические принципы реализации целостного коррекционно-педагогического процесса

Поиск

В коррекционной педагогике есть понятие общедефектологические принципы обучения и воспитания детей с ОПФР (сформулированы в 70-х годах 20 в. Т.А. Власовой):

- принцип коррекционной направленности

- принцип дифференцированного обучения.

Применительно к тифлопедагогике принцип коррекционной направленности раскрыл И.С. Моргулис:

Положения принципа коррекционной направленности обучения детей с нарушениями зрения по И.С. Моргулису
1. Как можно более раннее включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс (эффект профилактики).
2. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы (распространяется на все виды деятельности ребенка).
3. Опора в коррекционно-педагогической работе на сохранные анализаторы и потенциальные возможности познавательной деятельности ребенка (интеллектуализация обучения), а также на сильные стороны его психофизического развития.
4. Наглядно-действенный характер обучения за счет активного и сознательного взаимодействия с объектами внешней среды.
5. Широкое использование внешних регуляторов учебно-познавательной деятельности и поведения детей с нарушениями зрения (сигнальных опор, планов, алгоритмов, памяток и др.)

Применительно к тифлопедагогике принцип дифференцированного обучения раскрыла Г.С. Бубнова.

2 уровня решения проблемы дифференциации:

1 уровень строится на глобальном представлении о нарушении (характер и степень первичного нарушения, разнообразие и степень вторичных отклонений, уровень потенциальных возможностей), в зависимости от которого ребенок обучается по тому или иному образовательному маршруту. Здесь определяются цель и задачи образования, его содержание (учебный план, программа)

2 уровень – дифференциация обучения внутри школы (образовательного маршрута). Суть ее реализации – нахождение общего для фронтальной и групповой работы и различного для индивидуальной работы.

На основе систематического изучения учащихся тифлопедагог может составить обоснованную характеристику класса, где выделит общие, характерные для всех ограничения, а также характерные для отдельных групп и только для отдельных учащихся.

Дифференцированное обучение детей с нарушениями зрения осуществляется с учетом:

- функциональных зрительных возможностей детей (характера глазного заболевания, степени нарушения зрения, времени нарушения зрения, сформированности компенсаторных знаний и умений);

- типологических особенностей (тип темперамента: возбудимый, торпидный, уравновешенный);

- уровня обучаемости (темп и степень усвоения знаний, прочность их сохранения и активность использования на практике);

- уровня обученности.

Сильной стороной специального образования всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. С приходом в общеобразовательную школу учащихся с ОПФР учителя стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью.

В тифлопедагогике выделяют принципы организации коррекционной работы со слепыми учащимися по И.С. Моргулису:

- усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся

- формирование сенсорного опыта

- развитие осязательной деятельности

- интеллектуализация учебно-познавательной деятельности

- формирование соотносительной деятельности (восприятие предметов и явлений во взаимосвязи и взаимодействии, в причинной обусловленности, движении и развитии).

Л.И. Солнцева говорит о возможности существования только 3 самостоятельных принципов.

- усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся

- формирование сенсорного опыта

- интеллектуализация учебно-познавательной деятельности.

Задание: Используя материалы учебника «Основы тифлопедагогики», заполните таблицу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.006 с.)