Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
Похожие статьи вашей тематики
1. Особенности использования методов стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Методы
| Приемы реализации методов
| Методы эмоционального стимулирования
1) создание ситуаций успеха в обучении
2) поощрения и порицания
3) игр и игровых форм организации учебного процесса
4) постановка системы перспектив
| Вызвать положительные эмоции по отношению к учебной деятельности: к ее содержанию, способам осуществления, формам.
- подбор группы заданий с нарастающей сложностью;
- дифференцированная помощь при выполнении заданий одной сложности (образцы выполнения, карточки-консультации, планы деятельности);
- похвала;
- оказание доверия, отказ в доверии;
- расширение и ограничение прав ребенка;
- Элементарное стимулирование (взглядом, голосом, физическим контактом)
- короткие игры;
- игровые оболочки (игровая оболочка этапа урока. Урока, серии уроков);
- длительные развивающие игры (несколько дней, недель)
- постановка ближних перспектив;
- постановка средних перспектив;
- постановка дальних перспектив;
| Методы развития познавательного интереса
1) формирование готовности к восприятию учебного материала
2) выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета
3) стимулирования занимательным содержанием
4) создания проблемных ситуаций
| Вызвать интерес к результату и процессу учебно-познавательной деятельности.
- актуализации имеющегося словаря;
-актуализации имеющихся знаний и умений
- интерес самого учителя (заражение)
- организация совместной деятельности
- неожиданное событие
- потенциально существующий интерес
- использование яркого образного материала;
- использование детского опыта или близкого детям опыта;
- ситуации эмоционального сопереживания;
- ситуации удивления;
- ситуация выбора
| Методы формирования долга и ответственности
1) предъявления учебных требований
2) осознания значимости обучения
3) оперативного контроля
| Вызвать переживание долга и ответственности за ближайшие и перспективные результаты
- прямое требование;
- косвенное требование;
- пример других учащихся,
- пример учителя
- привлечение примеров близких людей для разъяснения значимости учения;
- организация деятельности, позволяющей убедиться в значимости приобретаемых знаний и умений (сделали конверт, закладку, просчитали бюджет, вычислили площадь пола и т.д.);
- озабоченность неуспехом ребенка;
- внимание к успехам ребенка, совместное переживание группой (классом) успехов ребенка;
- соотнесение учебных заданий с определенными качествами личности ребенка (сильные, умелые, ссобразительные)
- наблюдение
- постановка вопросов
- выполнение действий
| Методы развития творческих способностей
1) творческих заданий
2) создания ситуаций творческого поиска
3) создания креативного поля
|
- сочинения
- иллюстрирования
- составление кроссвордов и ребусов
-
| Специфика:
- широкое использование элементарного стимулирования
- широкое использование эмоционально насыщенных ситуаций
- удельный вес стимуляции больше
- возрастает роль учителя как образца отношения к учебно-познавательной деятельности
2. Особенности использования методов организации учебно-познавательной деятельности
Метод
| Общедидактические приемы
| Специфические приемы
| По источнику получения информации
Словесные
рассказ
беседа
объяснение
дискуссия
устное изложение уч-ся
работа с книгой
|
- сообщение (повествование)
- описание
- рассуждение
- убеждение
- аргументация (док-во)
- инструктаж
- постановка вопросов
- обсуждение ответов
- формулировка выводов
- чтение
- пересказ
- анализ фактов
- сопоставление фактов
| - предварительной активизации и уточнения образов;
- опора на житейский опыт ребенка;
- максимальная конкретизация речи (наглядная, звуковая, двигательная, с помощью образной речи);
- замена представлений другими представлениями;
- замена представлений понятиями;
- вопросы, требующие использования сохранных анализаторов;
- расчленение вопросов;
- включение изучаемых объектов в разнообразные ситуации и связи (яблоко)
| Наглядные
наблюдение
демонстрация (иллюстрация)
| - показ
- совместное обсуждение
- совместное рассматривание
- совместное обсуждение
-
| - предварительного наблюдения (перед демонстрацией);
- расчленения показа (алгоритм обследования, алгоритм рассматривания);
- переход от восприятия натурального объекта к его изображению и наоборот;
- прием использования ручных обследований;
приемы обеспечения лучшей видимости объектов:
- подъем
- подсветка
- демонстрация на наклонной плоскости
- фонирование (контрастный, прямой, обратный)
- экранирование
- использование тифлоприборов
| Практические
Упражнения
лабораторно-практические работы
учебно-производительный труд
| - постановка задания
- ориентировка в задании
- планирование выполнения задания
- анализ итога работы
| -алгоритмизация деятельности (инструкционные карты)
- поэтапное усвоение действий
- совместная деятельность ученика и учителя
- приемы выполнения действий без зрительного контроля
| Приемы активизации познавательной деятельности:
Внимание
- целевые установки
- усиление образности
- вызов ученика
- проблемные и игровые ситуации
- постановка вопросов
- ошибочные вопросы и описания
Мышление
- выделение главного и второстепенного
- сравнение
- установление связей и отношений
- классификация
- систематизация
- резюмирование
Память
- выделение смысловых опор
- пересказ
- составление планов
- составление тезисов
- составление схем
- установление связей и отношений
- поиск ассоциаций
|
|