Научно-методическая характеристика сложных средств обучения детей с нарушениями зрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методическая характеристика сложных средств обучения детей с нарушениями зрения.



а) особенности использования аудиовизуальных средств

Особенности использования телевизора и видео

Системы увеличения для чтения текстов

Составить метод рекомендации для родителей на ПЗ

б) особенности использования электронных информационно-коммуникационных средств

Значение:

- получать доступ к информации в адаптированном и наиболее удобном для себя варианте;

- создавать условия для эффективной самостоятельной учебной работы.

Компьютерные технологии обеспечиваются:

специальными аппаратными средствами

- тактильные дисплеи с брайлевской строкой

- брайлевские принтеры

- читающие машины (сканер, преобразующий информацию в звуковую и воспроизводящий ее с помощью синтезатора речи)

специальными программными средствами

1) специализированная информационная технология «читающая машина» - ПК, оснащенный программой невизуального доступа к информации, синтезатором речи и брайлевским дисплеем, сочетает в себе преимущества говорящей и брайлевской книги. Программы невизуального доступа к информации (на базе синтезатора речи): Jaws, Virgo; эти программы позволяют выводить текст на брайлевский дисплей

2) программы увеличения изображения на экране: Magic, Zoom Text (для детей с остаточным зрением) увеличивают и озвучивают текст на экране.

3) разнообразные обучающие программы (ПО, СБО, ЗВ)

Ассистирующие технологии см.Приложение 2. Кордун З.М. Некоторые примеры современных ассистирующих технологий // Дефектология. 2004. №6.

Ассистирующие технологии

Ассистирующие технологии обозначает широкий диапазон всевозможных вспомогательных, адаптационных и реабилитационных приспособлений, которые можно бы было условно назвать функциональными протезами новейшего времени. А также процессов, связанных с выбором, размещением и использованием таких приспособлений. Существующие АТ можно разделить на несколько групп:

- механические приспособления (костыли, коляски и т.д.);

- устройства-ассистенты (резиновые поручни, наклонные доски и т.д.);

- сложные приспособления с использованием электроники и компьютерной техники (кресло со встроенным двигателем и т.д);

- специальное методическое обеспечение.

Устройство для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ассистирующие устройства для людей с нарушениями зрения.

Ассистирующие устройства для людей с нарушениями слуха.

Ассистирующие устройства для людей с нарушениями для людей с интеллектуальными и речевыми нарушениями.

в) учебная тифлотехника, возможности ее использования (принципы действия самостоятельно)

- прибор для письма по брайлю

- блокнотный прибор для письма по брайлю

- шестиклавишная машинка

- прибор прямого чтения

- прибор для рисования

- аппаратура для прослушивания звукозаписей (низкие скорости, 4 дорожки)

- учебные принадлежности с брайлевской разметкой (линейка, транспортир, рулетка и др.)

- учебные принадлежности с усиленным визуальным сигналом (линейка, транспортир, рулетка и др.)

- лупы (ручная, строчная, …)

- светозащитные фильтры

- фотофон (дает возможность получать условные звуковые сигналы трех видов: 1) изменяющийся по высоте, как и в фоноскопе; 2) постоянного тона — возникающий при переводе светоприемника со светлого участка на более темный; 3) постоянного тона — возникающий при переводе светоприемника с темного участка на светлый. С помощью фотофона и специально приспособленного лабораторного оборудования уч-ся школ для слепых могут выполнять лабораторные работы по химии, биологии и физике (включая изучение световых явлений)..)

- фоноскоплепые получают возможность с помощью фоноскопа различать светлые и темные участки поверхности, определять контуры удаленных предметов на контрастном фоне. Условным звуковым сигналом характеризуется светлота обследуемого участка пространства: чем светлее предмет, тем выше тон сигнала.)

Тифлотехника начала развиваться в советское время (с 50-х) годов: Р.С. Муратов, В.С. Сверлов, М.И. Земцова. В наше время: Алексеев О.Л., Ермаков В.П., Смирнов В.Н., Воронин В.М.

 

Требования к отбору и предъявлению средств обучения учащимся с нарушениями зрения.

Отбор наглядных пособий

- в зависимости от дидактической цели (формирование образа предмета, частная дидактическая задача)

- в зависимости от степени нарушения зрения

- в зависимости от этапа усвоения материала

3. Методика предъявления наглядных пособий (специальные правила)

Обеспечение лучшей видимости:

- подъем

-подсветка

- демонстрация изображения под углом

Обеспечение более качественного восприятия:

- контурирование

- экранирование

- фонирование

- привлечение ручных обследований (восприятие мелких деталей заостренной палочкой)

- обеспечение полисенсорного восприятия

- многократное восприятие

- начинаем в большинстве случаев с натуры

- не более 1-2 объектов

- время предъявления не менее 1-2 мин

- комбинированная демонстрация (натуральные объекты + изображения)

- параллельная демонстрация (натуральные объекты + изображения)

- алгоритмизация восприятия (натуральных объектов, изображений), обеспечивающая разностороннее восприятие

- речевая проработка

Обеспечение качества восприятия с учетом характера и степени нарушения зрения: см. материалы Соколовой А.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.009 с.)