Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание содержательных областей СФГОС для детей с нарушениями речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реализация основных теоретических позиций СФГОС обосновывает новый подход к организации учебного процесса, связанного с необходимостью учета различных стартовых возможностей усвоения цензового уровня детьми с нарушениями речи (см. материалы Макета) Цензовый уровень задает обязательные результаты обучения, на которые должны ориентироваться учителя-логопеды, работающие на логопункте в общеобразовательной школе и в специальной школе 5 вида для детей с нарушениями речи. Это обеспечивает значительной части школьников с нарушениями речи различной степени выраженности устранение проявлений речевой патологии и одновременно эквивалентность начального образования, полученного в разных условиях обучения, заданному государственным стандартом уровню общеобразовательной подготовки. Ориентация на доступные детям с нарушениями речи обязательные результаты с одновременным применением комплекса логопедических методик, логично встроенных в процесс обучения, дает возможность наиболее полно раскрыть потенциальные способности ученика и сформировать положительную мотивацию учения. Важнейшим условием освоения основной образовательной программы начального общего образования является дифференциация учащихся с нарушениями речи по степени готовности к усвоению ими учебным (речевым в том числе) материалом. Не подлежит сомнению, что обучение в общеобразовательной школе одному из основных учебных предметов– русскому языку – для детей с нарушениями речи является сложнейшей дидактической задачей, поскольку у них изначально в разной степени нарушены или не сформированы необходимые предпосылки для его усвоения – полноценное фонематическое восприятие, нормальный уровень лексико-грамматического развития, связная речь. Типичным является ограниченная речевая практика и низкая коммуникативная активность. Предшествующий лингвистический опыт детей с нарушениями речи не позволяет приступить к усвоению ряда учебных предметов на общих основаниях без включения в содержание обучения специфических уроков и логопедических занятий, в обязательном порядке предусмотренных программой и учебным планом, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности. Поэтому необходимо: · Согласовать СОП учащихся с нарушениями речи с возможностями усвоения программного содержания по русскому языку, математике и др. · Идентифицировать реальный уровень речевой готовности к усвоению русского языка и определить релевантные направления коррекционной работы и соответствующие педагогические условия (общеобразовательная школа, логопедический класс в структуре общеобразовательной школы, СКОУ V вида). · Изучить параметры индивидуальной обучаемости детей с различными образовательными потребностями и в соответствии с этим показателем определить содержание и соотношение фронтальных и индивидуальных методов коррекционной работы по устранению проявлений речевого недоразвития. «Язык и речевая практика» - для детей с нарушениями речи, обучающихся по 1-му варианту ФГОС. Ребенок, обучающийся по первому варианту стандарта, овладевает грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения в рамках цензового образования, сопоставимого по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обучение «Языку и речевой практике» осуществляется при изучении курса «Русского языка», являющегося как самостоятельной учебной дисциплиной, так и входящих в его состав учебных предметов «Развитие речи» и «Литературное чтение», которые направлены на содействие в развитии у учащегося грамотной устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму, а также овладению навыками пользования устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту социально-коммуникативных задач. Курс «Русского языка» занимает центральное место в зоне общеобразовательных областей, поскольку знание русского родного языка, языка отечественной науки, творчества, национальной и общественной культуры, является непременным условием социализации и интеграции человека в обществе. Содержание курса «Русского языка» в общеобразовательной школе определяется содержанием и уровнем развития науки о языке, его спецификой как учебного предмета, а также данными о психо-речевом развитии учащихся, а именно сведениями об их способности и готовности к качественному усвоению базовой учебной программы. Задачей курса «Русского языка» является подготовка грамотных людей, в широком смысле слова, обладающих определенной суммой знаний как о самом языке и его грамматическом строе, вооруженных всеми средствами его пользования, оптимально владеющими навыками правильного и четкого произношения, выразительного чтения, владеющих навыками каллиграфии, чисто- и правописания, умения построить и грамотно оформить со всех точек зрения устную и письменную речь, так и обладающих языкотворческими способностями, готовых к осмысленному самостоятельному использованию языка в целях самореализации и социализации. Непреложным компонентом образования ребенка, обучающегося по первому варианту стандарта при изучении общего курса «Русского языка», является развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем его возрасту и развитию. Важно гармоничное и пропорциональное соотношение академического и социального жизненного компонента в образовании детей данной группы. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая логопедическая помощь, оказывающая пропедевтическое и коррекционное воздействие на появление школьных трудностей в усвоении программы русского языка и формирования необходимых социально-коммуникативных компетенций, соответствующих возрасту ребенка. Изучение «Русского языка» как предмета направлено · на овладение произносительными, лексическими и грамматическими нормами; · усвоение навыков грамотного чтения и письма; · приобретение необходимых знаний о самом языке, его грамматическом строе и словарном составе, законах и истории развития и совершенствования языка; · получение представлений о роли языка в общественной, деловой, профессиональной, культурной, творческой и научной деятельности человека и общества; · умение практически применять литературный язык в устной и письменной форме в зависимости от различных коммуникативно-речевых ситуаций и условий; · динамическое развитие навыков чтения, совершенствование выразительной речи и эпистолярного жанра; · воспитания навыков социально-деловой речи; · обогащение жизненных коммуникативно-речевых компетенций; · развитие языкового чутья и вкуса языкотворчества; · и стимулирование творческой активности в речевой практике. Учебный предмет «Развитие речи» ставит перед собой задачу подготовить учащихся и вооружить их знаниями и умениями грамотно пользоваться устной и письменной речью в такой степени, в какой потребуется ее использование в различных коммуникативно-речевых ситуациях и в зависимости от того, в каких условиях активной творческой, профессиональной и общественной жизни она будет востребована. Предмет «Развитие речи» направлен · на обогащение словарного запаса учащихся; · овладение нормами русского литературного языка (произношение, словообразование, построение словосочетаний и моделирование различных синтаксических конструкций, ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и пр.); · формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Предметный курс «Литературное чтение» является обязательным компонентом образовательной программы, как неотъемлемая часть цивилизации и культуры современного общества. Данный предмет имеет общенаучное, культурно-историческое и социально-интегративное значение в особенности для учащихся с ООП. Данному предмету уделяется особое внимание как метапредметному учению, играющему важную взаимосвязующую роль между различными образовательными дисциплинами. Изучение «Литературного чтения» направлено 1. на формирование техники чтения (правильности, скорости, способа, выразительности); 2. понимание смысловой стороны чтения (понимание прочитанного, навык пересказа: сохранение цельности, логики и последовательности при пересказе; умения логически и связно рассуждать о прочитанном, умения сравнивать, делать обобщения правильные выводы и пр.); 3. овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4. изучение литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи исторически и социально значимых традиций, культурно-нравственных и общественных ценностей; 5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными изданиями для понимания и получения дополнительной информации; 6. осознание значимости чтения для личного развития, формирование читательского интереса и потребности в систематическом чтении. «Язык и речевая практика» для детей с нарушениями речи, обучающихся по 2-му варианту ФГОС. «Русский язык» представляет собой интегрированную дисциплину, включающую в себя специфические для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида курсы «Произношение» и «Развитие речи», а также общеобразовательные предметы «Обучение грамоте», «Родной язык», «Литературное чтение». Основная цель - решить комплекс коммуникативно-когнитивных задач, необходимых для усвоения основного программного содержания данного учебного предмета; · восполнить пробелы в речевом развитии учащихся: устранить дефекты произношения, проявления фонологического дефицита, аграмматизма, расширить лексический запас, то есть создать необходимую базу для металингвистических операций, необходимых для усвоения теоретического курса русского языка, как учебного предмета; · активизировать речевую практику, развить диалогическую и монологическую речь на основе обогащения и уточнения лексического запаса и практического использования основных закономерностей грамматического строя русской речи. В системе обучения языку раздел «Произношение» обеспечивает практику общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения, представляющим наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости. Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1 классе или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь), формирование навыков четкого правильного произношения звуков речи и совершенствование фонематического восприятия: закрепление навыков произношения и различения звуков, произношения слов различной слоговой структуры, предложений, внятности, темпа и плавности речи; включает в себя: 1. развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова; 2. преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся и затруднений в овладении произношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением двух-трех согласных, трех-четырехсложных различного слогового состава и т.п.) и предложений, в анализе и синтезе звукового состава речи; 3. формирование готовности к обучению грамоте, письму и чтению, профилактику дисграфии и дислексии; 4. воспитание адекватного использования в речевой практике интонационных средств выразительной четкой речи. Раздел «Развитие речи» направлен на формирование основных видов речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности:- устной (говорения и слушания; разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) и письменной – письма и чтения; · на практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи, формирование и развитие лексического строя речи; · развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, представляющей собой единое целое, обладающей самостоятельностью и законченностью, имеющей тему и выполняющей коммуникативную функцию; · создание позитивного отношения и устойчивых мотивов к изучению родного языка, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; · приближение процесса обучения к процессу коммуникации, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; · формирование базовых психических процессов и функций, в наибольшей степени ответственных за полноценное развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся. «Обучение грамоте» 1. формирование навыков правильного чтения с соблюдением интонации, понимания читаемого и грамотного письма; 2. профилактика дисграфии и дислексии; 3. развитие тонкой моторики кистей рук и координации движений; 4. воспитание трудолюбия, усидчивости, навыков организации учебного пространства, положительного отношения к учебной деятельности. «Литературное чтение» 1. формирование технических компонентов (правильности, скорости, способа, выразительности) и смысловой стороны чтения; 2. профилактика и устранение нарушений письменной речи посредством чтения как эффективного коррекционного средства; 3. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 4. осознание значимости чтения для личного развития, формирование потребности в систематическом чтении; 5. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 6. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными изданиями для понимания и получения дополнительной информации. «Язык и речевая практика» для детей с нарушениями речи, обучающихся по 3-му варианту ФГОС. Ребенок, обучающийся по третьему варианту стандарта, овладевает грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения в рамках соответствующих уровню индивидуальных возможностей детей данной категории. При этом значительно редуцируется академический компонент образования, усиливается его прагматическая составляющая, максимально развивается область жизненной компетенции. Обучение «Языку» и освоение «речевой практике» организовано в специальных классах, которые создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении V вида с целью максимально возможной социальной адаптации детей с ТНР и вовлечения их в процесс социальной интеграции и личностной самореализации. «Язык и речевая практика» развиваются и совершенствуются на уроках «Произношение» и «Развитие речи», а также общеобразовательные предметы «Обучение грамоте», «Родной язык», «Литературное чтение». Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития, т.к. основной целью уроков русского языка – является формирование речи как средства общения и познания жизненного опыта, как способа социализации и интеграции учащегося. В процессе обучения проводится коррекционная логопедическая работа по устранению недостатков всех сторон речи ребенка. На специализированных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления, развивается просодическая сторона речи. В соответствии с основной целью практической направленности курса «русского языка» пополняется словарный запас и уточняются лексико-грамматические представления таким образом, что теоретические сведения отбираются с учетом частотности употребления той или иной грамматической категории, ее практического значения для совершенствования речевой деятельности. Отобранная таким образом языковедческая информация создает определенный запас знаний о составе слова, о простейших способах словообразования и сочетаний слов друг с другом для составления простых предложений и фраз, а также позволяет учащимся орфографически правильно определять окончания слов при их записи. Работа по освоению синтаксиса и пунктуации осуществляется за счет использования в речи различных синтаксических конструкций и в то же время доступных для индивидуального усвоения каждым обучающимся, создавая тем самым оптимальные предпосылки к обогащению и качественному улучшению речевой практики учащихся данной категории. При отборе языкового материала принимается во внимание, что для данной категории школьников затруднительны абстрактные понятия и обобщения, обозначающие многоаспектные языковые признаки в связи с чем в значительной мере значительно редуцируется академический компонент знаниевой области учащихся и значительно усиливается практический жизненный компонент образования, представляющий социальную и интегративную значимость. Изучение курса русского языка направлено на получение элементарного, но в то же время законченного объема знаний и умений в области грамматики и правописания и получении некоторых представлений о языковом и литературном творчестве. Раздел «Произношение» направлен на 1. устранение недостатков произносительной стороны речи; 2. качественное улучшение темпо-ритмической организации речи, ее мелодики и интонационной окрашенности; 3. создание предпосылок для формирования грамотного чтения и письма; 4. профилактику дислексических и дисграфических нарушений; 5. воспитание стремления к чистой внятной грамотной и выразительной речи; правильного речевого поведения, адекватного коммуникативно-речевой ситуации. Раздел «Развитие речи» направлен на 1. исправление дефектов речи и отработку произносительных навыков; 2. уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса; 3. развитие умение грамматически правильно оформлять предложения; 4. коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи; 5. формирование интонационной выразительности речи; 6. выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме. Раздел «Обучение грамоте» направлен на 1. обогащение и уточнение словаря; 2. Усвоение элементарных лексических средств и грамматических категорий; 3. формирование простых языковых общений; 4. развитие умения правильно строить простые предложения и фразы; умения грамотно (со всех точек зрения) оформлять устную и письменную речь; 5. формирование осознанного употребления различных типов и видов предложений и фраз в зависимости от различных коммуникативно-речевых ситуаций. Раздел «Литературное чтение» направлен на 1. формирование технической стороны чтения (правильности, скорости, способа, выразительности) и смысловой стороны чтения; 2. пропедевтика и коррекция нарушений письменной речи; 3. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 4. осознание значимости чтения для личного развития, формирование потребности в систематическом чтении; 5. умение самостоятельно выбирать интересующую/жизненно необходиму литературу; пользоваться справочными изданиями для понимания и получения дополнительной информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.18 (0.011 с.) |