Современная педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения .



В качестве точки отсчета используется клинический показатель – состояние зрительных функций. Соответственно выделяют 4 группы детей:

- слепые

- ослепшие

- частичнозрячие

- слабовидящие

Каждая группа детей характеризуется также с позиций:

- возможности познавательной деятельности

- основные ограничения жизнедеятельности

- направления коррекционно-развивающей работы

Смотри материалы хрестоматии (Гайдукевич С.Е. Педагогическая характеристика школьников с нарушениями зрения).

Чтобы правильно отнести ребенка к группе слепых, частичнозрячих или слабовидящих необходимо учитывать характер глазного заболевания и динамику его развития. Смотри материалы хрестоматии (Гайдукевич С.Е. Классификация детей с нарушениями зрения с учетом характера заболевания).

 

Педагогу важно понимать функциональные особенности и возможности детей с нарушениями зрения. Клинико-функциональная классификация детей с нарушениями зрения предложена В.З.Денискиной.

Задание: Изучите статью Денискиной В.З. «К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии», заполните таблицу.

Группа детей Особенности зрительного восприятия Учет особенностей зрительного восприятия в учебной работе
слепые (тотально) При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Обучение в первую очередь на сохранные анализаторы: слуховые, осязание
слепые со светоощущением Видят только свет, то есть отличают свет от тьмы, При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Чтение и письмо по системе Брайля.
слепые со светоощущением и цветоощущением Отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета. Необходимость научить дефференцировать различные светлоты: темнее, светлее. Обучение передвижения в пространстве. Чтение и письмо по системе Брайля
слепые (0,005-0,009) При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение.
слепые (0,01-0,04) Осязательно и слуховое восприятие. Зрительное восприятие является вспомогательным способом ориентировки. Специфическая система письма и чтения рельефно – точечного шрифта Брайля.
слабовидящие (0,05-0,09) Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. При обучении этих детей необходимо использовать систему специальных технических и оптических средств (различные лупы, бинокли, монокли и др.). В учебном и коррекционно-воспитательном процессах эти дети требуют повышенного внимания педагогов. Их надо сажать за первые парты, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме и, по возможности, в индивидуальном пользовании. Среди детей этой группы многих необходимо параллельно обучать системе Брайля.
слабовидящие (0,1-0,2) Сужение поля зрения, при этом страдают светобоязнью. Учиться с использованием плоскостного способа письма и чтения им легче, чем детям первой группы. Так, при чтении и письме по причине нарушения периферического зрения ребенок нуждается в хорошем освещении, но в таком, которое освещало бы только рабочую поверхность. Кроме того, для работы вблизи, такому ребенку нужны очки для близи, а для передвижения и списывания с доски - очки для дали. Чтение и письмо плоским шрифтом (при обучении чтению используется модифицированный шрифт, при обучении письму подбираются индивидуальные разлиновки тетрадей).
слабовидящие (0,3-0,4) Недостаточное удовлетворение зрительного восприятия Слабовидящие дети этой группы инвалидами пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики.

Ответьте на вопросы:

1. Почему целесообразно выделять в группе «слепые дети» 5 подгрупп?

Ответ:

Приведенная градация слепых детей на группы очень важна для рациональной организации дифференцированной абилитационной или реабилитационной работы с этой подкатегорией детей с нарушением зрения. Например, ребенка, имеющего светоощущение с правильной проекцией, надо специально учить использовать эту особенность зрения при самостоятельном передвижении в пространстве. Для этого незрячему, имеющему светоощущение с правильной проекцией, необходимо только запомнить, напротив какого окна (светлого пятна) находится то или иное помещение (класс, кабинет и др.). Если ребенок видит не только свет, но и имеет цветоощущедие, то его сначала необходимо

научить дифференцировать различные светлоты (темнее, светлее) и цвета, а затем использовать эту возможности его зрения при ориентировке в пространстве. Зачем нужно знать зрительные возможности каждого ребенка и соотносить их с классификацией?

2. Где учатся дети с функциональными нарушениями зрения, проводится ли с ними коррекционная работа?

Ответ:

Детей с функциональными нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием. У подавляющего большинства детей с амблиопией и косоглазием зрение поддается восстановлению за счет специально организованного лечения в условиях специального компенсирующего или коррекционного образовательного учреждения либо в кабинете охраны зрения при поликлинике. Специалисты этих учреждений призваны заниматься не только лечебной работой, направленной на восстановление зрения детей, но и корригировать (предупреждать и преодолевать) вторичные отклонения в их развитии, возникающие в период зрительной патологии.

Задание: Запишите в таблицу определения перечисленных понятий

Понятие Определение понятия
нозологический диагноз раскрывает общее в отдельном через существенное особенное, устанавливая род и вид заболевания, подводя болезнь под определенный класс, группу и рубрику действующей классификации и номенклатуры болезней.
функциональный диагноз это комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка.
нарушения психофизического развития Это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста.
ограничения жизнедеятельности Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.

 

 

 

Тема 1.3. Система образования детей с нарушениями зрения (УСРС)
Цели 1. Познакомить с нормативно-правовыми основами системы образования школьников с нарушениями зрения. 2. Сформировать представление о системе непрерывного образования школьников с нарушениями зрения. 3. Воспитывать желание и потребность защищать права школьников с нарушениями зрения в сфере образования.
Вопросы 1. Нормативно-правовые основы организации образования детей с нарушениями зрения в Республике Беларусь. 2. Модель непрерывного образования детей с нарушениями зрения. 3. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения.
Категориальный аппарат специальное образование, специальные условия для получения специального образования, коррекционно-педагогическая помощь, учреждение специального образования, иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования

Литература

Основная

1. Кодекс об образовании Республики Беларусь. – Мн., 2011.

2. Нормативные документы, регулирующие отношения в системе специального образования Республики Беларусь.

Дополнительная

3. Подборка статей по проблеме интегрированного обучения детей с ОПФР (Э/Х).

 

 

1. Нормативно-правовые основы организации образования детей с нарушениями зрения в Республике Беларусь

В системе образования Республики Беларусь выделяется такой структурный компонент как система специального образования, которая обеспечивает образовательными услугами детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Целями специального образования являются:

- реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи, путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий;

- социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.

Задание: Дайте определение понятия «специальное образование», Раскройте понятие «специальные условия для получения специального образования», перечислите основные условия. Определите понятие «коррекционно-педагогическая помощь». Задание выполняется с использованием статей 14 и 15 Кодекса об образовании.

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.

Деятельность системы специального образования регулируется:

- Кодексом об образовании Республики Беларусь (2011)

- Положениями и инструкциями об открытии и деятельности учреждений образования разных типов

- Инструкцией о патронате лиц с особенностями психофизического развития

- Инструктивно-методическими письмами министерства образования по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР

 

Лицам, получающим специальное образование, предоставляются определенные государственные гарантии.

1. Обязательное обучение независимо от степени психофизического нарушения (нет необучаемых детей).

2. Обучение с возможно минимальной изоляцией от общества (интеграция, инклюзия).

3. Соответствие содержания и методики обучения и воспитания познавательным возможностям лиц с ОПФР.

4. Обучение лиц с ОПФР в адекватной их здоровью и функциональным возможностям образовательной среде.

5. Бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта.

6. Продолжительность начального и основного образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет.

Задание: Определите состав специального образования. Сроки получения специального образования:

Для разных уровней образования На разных ступенях образования
Уровень образования сроки Ступень образования сроки
Общее базовое образование От 9 до 10 лет. 1 степень От 4 до 5 лет.
Общее среднее образование От 11 до 12 лет. 2 ступень 5 лет.
Общее среднее образование в вечерних школах и вечерних классах От 12 до 13 лет. 3 ступень В вечерних школах, вечерних классах 2 года 3 года
Общее среднее образование в первом отделении вспомогательной школы От 10 до 12 лет.    
Общее среднее образование во втором отделении вспомогательной школы 9 лет.    
Общее среднее образование в ЦКРОиР 9 лет.    

Задание выполняется с использованием статей 256 и 259 Кодекса об образовании.

Задание: Дайте характеристику учреждениям образования, реализующим образовательные программы специального образования:

Учреждение специального образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования. Иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, могут реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при условии реализации ими образовательной программы дошкольного образования.
Виды учреждений специального образования. Учреждения специального образования могут быть следующих видов: - специальное дошкольное учреждение; - специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат); - вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат); - центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; - иное учреждение специального образования. Иными учреждениями образования могут являться. К иным учреждениям образования, иным организациям, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующим образовательные программы специального образования, относятся: - учреждения дошкольного образования; - учреждения общего среднего образования; - детские дома; - специальные учебно-воспитательные учреждения; - специальные лечебно-воспитательные учреждения; - образовательно-оздоровительные центры; - иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; - индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
   

Задание выполняется с использованием статей 261 и 267 Кодекса об образовании.

«Истинный путь открытий – не поиски новых земель, а взгляд новыми глазами» Марсель Пруст

Задание: Раскройте понятие «интегрированное обучение и воспитание». Опишите формы организации интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения:

 

Дошкольное образование
Специальная группа Группа интегрированного обучения и воспитания
категория детей наполняемость группы категория детей наполняемость группы 10 – 12 воспитанников, из них:
- для незрячих детей; - для слабовидящих детей в возрасте от трех до восьми лет; - для детей с амблиопией в возрасте от трех до восьми лет; - для детей с косоглазием в возрасте от трех до восьми лет. - для слепоглухих детей   6 воспитанников 10 воспитанников     10 воспитанников   10 воспитанников   2 воспитанника - лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании незрячих детей, (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) - лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабовидящих детей, (трудностями в обучении); - лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития Не более двух.     не более четырех   не более трех

 

 

Школьное образование
Специальный класс Класс интегрированного обучения и воспитания
категория детей наполняемость класса категория детей наполняемость класса не должна превышать 20 учащихся, из них:
- для незрячих детей; - для слабовидящих детей; - для слепоглухих детей; 8 учащихся 12 учащихся 3 учащихся - лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании незрячих детей (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); - лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении слабовидящих детей (трудностями в обучении); - лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития не более трех     не более шести     не более четырех

Задание выполняется с использованием статей 267 и 268 Кодекса об образовании.

Задание: Охарактеризуйте особенности получения специального образования:

- на дому

Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или государственным учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.

- в организациях здравоохранения

Лицам с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования и которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

- в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

Лицам с особенностями психофизического развития, осваивающим содержание образовательных программ специального образования и направленным в составе организованных групп в санаторно-курортные и оздоровительные организации, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

- в учреждениях социального обслуживания.

Лицам с особенностями психофизического развития, находящимся в учреждениях социального обслуживания, создаются условия для получения специального образования.

Образовательный процесс для получения специального образования в учреждении социального обслуживания организуется учреждением образования по месту нахождения учреждения социального обслуживания.

Задание выполняется с использованием статей 271-274 Кодекса об образовании.

Задание: Охарактеризуйте особенности аттестации лиц с особенностями психофизического развития.

Аттестация лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Текущая и промежуточная аттестация учащихся с особенностями психофизического развития I — III классов, I ступени обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.

Учащиеся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи вместе с другими выпускными экзаменами сдают экзамен по русскому или белорусскому языку в зависимости от языка обучения и воспитания.

Итоговая аттестация учащихся с нарушением слуха по русскому или белорусскому языку проводится в форме письменного экзамена (изложение).

Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проходят только текущую аттестацию. Текущая аттестация этих учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности, без выставления отметок.

Итоговая аттестация учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) проводится в форме выпускного экзамена по трудовому обучению.

 

Задание выполняется с использованием статей 275-277 Кодекса об образовании.

 

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации относится к учреждениям специального образования.

Задание: Дайте характеристику основных направлений деятельности ЦКРОиР

Основные направления деятельности Содержание работы по каждому направлению
1. Диагностическая работа Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией
2. Образовательный процесс В ЦКРОиР осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Вопросы организации образовательного процесса в ЦКРОиР регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Образовательный процесс в ЦКРОиР организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся определяется учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 6 до 8 часов, 9–10,5 часа, 12 часов. В исключительных случаях по решению учредителя время пребывания обучающихся в ЦКРОиР может составлять 24 часа.
3. Ранняя комплексная помощь В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.
4. Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
5. Консультативная работа Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося.
6. Методическая работа ЦКРОиР осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед ЦКРОиР. Содержание методической деятельности обеспечивает: методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития; методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста; оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством; своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования; сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования; выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
7. Социально-психологическая работа Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлены на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития. Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи осуществляется в виде: -психологической коррекции; -консультирования; -психологической профилактики; -психолого-педагогического просвещения. В рамках оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи проводится психологическая диагностика, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения.
8. Информационно-аналитическая работа Информационно-аналитическая деятельность ЦКРОиР обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.  

Задание выполняется с использованием материала Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Пункт коррекционно-педагогической помощи не относится к учреждениям специального образования. Почему?

Задание: Дайте характеристику основных направлений деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи

Основные направления деятельности Содержание работы по каждому направлению
1. Диагностическая работа Изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи; формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;
2. Коррекционно-развивающая работа Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.
3. Консультативная работа В случае отказа законного представителя, обучающегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования обучающегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.
4. Содействие ЦКРОиР в выявлении и учете детей с ОПФР Обучающиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.

Задание выполняется с использованием материала Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи.

2. Модель непрерывного специального образования

Детей с нарушениями зрения.

Непрерывное образование детей с нарушениями зрения включает в себя 7 основных блоков:

- ранняя комплексная помощь (детям до 3 лет)

- дошкольное образование

- общее базовое образование

- общее среднее образование

- профессионально-техническое образование

- среднее специальное образование

- высшее образование

Раннюю комплексную помощь детимогут получить в учреждениях здравоохранения и учреждениях, обеспечивающих получение специального образования (ЦКРОиР, дошкольное учреждение). Ранняя комплексная помощь включает в себя: диагностику психофизических нарушений, профилактику или устранение ограничений активности, сопровождение развития ребенка, консультирование и обучение родителей.

Дошкольное образование дети могут получить: в специальных учреждениях дошкольного образования, в ЦКРОиР, в специальных и интегрированных группах при детских садах общего типа, в условиях семейного воспитания.

Школьное образование дети могут получить: в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), в ЦКРОиР, в специальных и интегрированных классах при массовой школе, на дому, в лечебном учреждении, в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, в учреждении социального обслуживания.

В учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего базового и среднего образования создаются пункты коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование дети могут получить: 1) в Центрах социальной и профессиональной реабилитации, созданных при учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования; 2) в специальных училищах (в РБ отсутствуют; в России: музыкальное училище в Курске, медицинское училище в Кисловодске); 3) в специальных и интегрированных группах при учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (группа массажистов при гродненском медицинском училище, слабовидящих берут в кулинарное училище, училище связи и некоторые другие).

Высшее образование лица с нарушениями зрения могут получать интегрированно, либо на спец. факультетах (отделениях) высших учебных заведений.

3. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения и воспитания

Задание: Определите основные понятия по теме самостоятельно, используя Кодекс об образовании РБ

Понятие Определение понятия
специальное образование обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
специальные условия для получения специального образования Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования.
коррекционно-педагогическая помощь обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
учреждение специального образования учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования К иным учреждениям образования, иным организациям, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующим образовательные программы специального образования, относятся: -учреждения дошкольного образования; -учреждения общего среднего образования; -детские дома; -специальные учебно-воспитательные учреждения; -специальные лечебно-воспитательные учреждения; -образовательно-оздоровительные центры; -иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; -индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

Отчет по УСРС:

1. Письменный отчет (заполненные таблицы).

2. Письменный тест по материалу темы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.076 с.)