Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Современная педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения .
Похожие статьи вашей тематики
В качестве точки отсчета используется клинический показатель – состояние зрительных функций. Соответственно выделяют 4 группы детей:
- слепые
- ослепшие
- частичнозрячие
- слабовидящие
Каждая группа детей характеризуется также с позиций:
- возможности познавательной деятельности
- основные ограничения жизнедеятельности
- направления коррекционно-развивающей работы
Смотри материалы хрестоматии (Гайдукевич С.Е. Педагогическая характеристика школьников с нарушениями зрения).
Чтобы правильно отнести ребенка к группе слепых, частичнозрячих или слабовидящих необходимо учитывать характер глазного заболевания и динамику его развития. Смотри материалы хрестоматии (Гайдукевич С.Е. Классификация детей с нарушениями зрения с учетом характера заболевания).
Педагогу важно понимать функциональные особенности и возможности детей с нарушениями зрения. Клинико-функциональная классификация детей с нарушениями зрения предложена В.З.Денискиной.
Задание: Изучите статью Денискиной В.З. «К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии», заполните таблицу.
Группа детей
| Особенности зрительного восприятия
| Учет особенностей зрительного восприятия в учебной работе
| слепые
(тотально)
| При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
| Обучение в первую очередь на сохранные анализаторы: слуховые, осязание
| слепые со светоощущением
| Видят только свет, то есть отличают свет от тьмы, При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
| Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно
могут использовать зрение. Чтение и письмо по системе Брайля.
| слепые со светоощущением и цветоощущением
| Отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
| Необходимость научить дефференцировать различные светлоты: темнее, светлее. Обучение передвижения в пространстве. Чтение и письмо по системе Брайля
| слепые
(0,005-0,009)
| При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов.
| Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно
могут использовать зрение.
| слепые
(0,01-0,04)
| Осязательно и слуховое восприятие. Зрительное восприятие является вспомогательным способом ориентировки.
| Специфическая система письма и чтения рельефно – точечного шрифта Брайля.
| слабовидящие
(0,05-0,09)
| Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.
Затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала.
| При обучении этих детей необходимо использовать систему специальных технических и оптических средств (различные лупы, бинокли, монокли и др.). В учебном и коррекционно-воспитательном процессах эти дети требуют повышенного внимания педагогов. Их надо сажать за первые парты, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме и, по возможности, в индивидуальном пользовании. Среди детей этой группы многих необходимо параллельно обучать системе Брайля.
| слабовидящие
(0,1-0,2)
| Сужение поля зрения, при этом страдают светобоязнью.
| Учиться с использованием плоскостного способа письма и чтения им легче, чем детям первой группы. Так, при чтении и письме по причине нарушения периферического зрения ребенок нуждается в хорошем освещении, но в таком, которое освещало бы только рабочую поверхность. Кроме того, для работы вблизи, такому ребенку нужны очки для близи, а для передвижения и списывания с доски - очки для дали. Чтение и письмо плоским шрифтом (при обучении чтению используется модифицированный шрифт, при обучении письму подбираются индивидуальные разлиновки тетрадей).
| слабовидящие
(0,3-0,4)
| Недостаточное удовлетворение зрительного восприятия
| Слабовидящие дети этой группы инвалидами пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики.
| Ответьте на вопросы:
1. Почему целесообразно выделять в группе «слепые дети» 5 подгрупп?
Ответ:
Приведенная градация слепых детей на группы очень важна для рациональной организации дифференцированной абилитационной или реабилитационной работы с этой подкатегорией детей с нарушением зрения. Например, ребенка, имеющего светоощущение с правильной проекцией, надо специально учить использовать эту особенность зрения при самостоятельном передвижении в пространстве. Для этого незрячему, имеющему светоощущение с правильной проекцией, необходимо только запомнить, напротив какого окна (светлого пятна) находится то или иное помещение (класс, кабинет и др.). Если ребенок видит не только свет, но и имеет цветоощущедие, то его сначала необходимо
научить дифференцировать различные светлоты (темнее, светлее) и цвета, а затем использовать эту возможности его зрения при ориентировке в пространстве. Зачем нужно знать зрительные возможности каждого ребенка и соотносить их с классификацией?
2. Где учатся дети с функциональными нарушениями зрения, проводится ли с ними коррекционная работа?
Ответ:
Детей с функциональными нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием. У подавляющего большинства детей с амблиопией и косоглазием зрение поддается восстановлению за счет специально организованного лечения в условиях специального компенсирующего или коррекционного образовательного учреждения либо в кабинете охраны зрения при поликлинике. Специалисты этих учреждений призваны заниматься не только лечебной работой, направленной на восстановление зрения детей, но и корригировать (предупреждать и преодолевать) вторичные отклонения в их развитии, возникающие в период зрительной патологии.
Задание: Запишите в таблицу определения перечисленных понятий
Понятие
| Определение понятия
| нозологический диагноз
| раскрывает общее в отдельном через существенное особенное, устанавливая род и вид заболевания, подводя болезнь под определенный класс, группу и рубрику действующей классификации и номенклатуры болезней.
| функциональный диагноз
| это комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка.
| нарушения психофизического развития
| Это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста.
| ограничения жизнедеятельности
| Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.
|
Тема 1.3.
| Система образования детей с нарушениями зрения (УСРС)
| Цели
| 1. Познакомить с нормативно-правовыми основами системы образования школьников с нарушениями зрения.
2. Сформировать представление о системе непрерывного образования школьников с нарушениями зрения.
3. Воспитывать желание и потребность защищать права школьников с нарушениями зрения в сфере образования.
| Вопросы
| 1. Нормативно-правовые основы организации образования детей с нарушениями зрения в Республике Беларусь.
2. Модель непрерывного образования детей с нарушениями зрения.
3. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения.
| Категориальный аппарат
| специальное образование, специальные условия для получения специального образования, коррекционно-педагогическая помощь, учреждение специального образования, иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования
|
Литература
Основная
1. Кодекс об образовании Республики Беларусь. – Мн., 2011.
2. Нормативные документы, регулирующие отношения в системе специального образования Республики Беларусь.
Дополнительная
3. Подборка статей по проблеме интегрированного обучения детей с ОПФР (Э/Х).
1. Нормативно-правовые основы организации образования детей с нарушениями зрения в Республике Беларусь
В системе образования Республики Беларусь выделяется такой структурный компонент как система специального образования, которая обеспечивает образовательными услугами детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Целями специального образования являются:
- реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи, путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий;
- социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.
Задание: Дайте определение понятия «специальное образование», Раскройте понятие «специальные условия для получения специального образования», перечислите основные условия. Определите понятие «коррекционно-педагогическая помощь». Задание выполняется с использованием статей 14 и 15 Кодекса об образовании.
Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.
Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.
Деятельность системы специального образования регулируется:
- Кодексом об образовании Республики Беларусь (2011)
- Положениями и инструкциями об открытии и деятельности учреждений образования разных типов
- Инструкцией о патронате лиц с особенностями психофизического развития
- Инструктивно-методическими письмами министерства образования по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР
Лицам, получающим специальное образование, предоставляются определенные государственные гарантии.
1. Обязательное обучение независимо от степени психофизического нарушения (нет необучаемых детей).
2. Обучение с возможно минимальной изоляцией от общества (интеграция, инклюзия).
3. Соответствие содержания и методики обучения и воспитания познавательным возможностям лиц с ОПФР.
4. Обучение лиц с ОПФР в адекватной их здоровью и функциональным возможностям образовательной среде.
5. Бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта.
6. Продолжительность начального и основного образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет.
Задание: Определите состав специального образования. Сроки получения специального образования:
Для разных уровней образования
| На разных ступенях образования
| Уровень образования
| сроки
| Ступень образования
| сроки
| Общее базовое образование
| От 9 до 10 лет.
| 1 степень
| От 4 до 5 лет.
| Общее среднее образование
| От 11 до 12 лет.
| 2 ступень
| 5 лет.
| Общее среднее образование в вечерних школах и вечерних классах
| От 12 до 13 лет.
| 3 ступень
В вечерних школах, вечерних классах
| 2 года
3 года
| Общее среднее образование в первом отделении вспомогательной школы
| От 10 до 12 лет.
|
|
| Общее среднее образование во втором отделении вспомогательной школы
| 9 лет.
|
|
| Общее среднее образование в ЦКРОиР
| 9 лет.
|
|
| Задание выполняется с использованием статей 256 и 259 Кодекса об образовании.
Задание: Дайте характеристику учреждениям образования, реализующим образовательные программы специального образования:
Учреждение специального образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
| Иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования.
Иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, могут реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при условии реализации ими образовательной программы дошкольного образования.
| Виды учреждений специального образования.
Учреждения специального образования могут быть следующих видов:
- специальное дошкольное учреждение;
- специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат);
- вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат);
- центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- иное учреждение специального образования.
| Иными учреждениями образования могут являться.
К иным учреждениям образования, иным организациям, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующим образовательные программы специального образования, относятся:
- учреждения дошкольного образования;
- учреждения общего среднего образования;
- детские дома;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- специальные лечебно-воспитательные учреждения;
- образовательно-оздоровительные центры;
- иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
- индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
|
|
| Задание выполняется с использованием статей 261 и 267 Кодекса об образовании.
«Истинный путь открытий – не поиски новых земель, а взгляд новыми глазами» Марсель Пруст
Задание: Раскройте понятие «интегрированное обучение и воспитание». Опишите формы организации интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения:
Дошкольное образование
| Специальная группа
| Группа интегрированного обучения и воспитания
| категория детей
| наполняемость группы
| категория детей
| наполняемость группы
10 – 12 воспитанников, из них:
| - для незрячих детей;
- для слабовидящих детей в
возрасте от трех до восьми лет;
- для детей с амблиопией в
возрасте от трех до восьми лет;
- для детей с косоглазием в возрасте от трех до восьми лет.
- для слепоглухих детей
| 6 воспитанников
10 воспитанников
10 воспитанников
10 воспитанников
2 воспитанника
| - лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании незрячих детей, (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием)
- лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабовидящих детей, (трудностями в обучении);
- лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития
| Не более двух.
не более четырех
не более трех
|
Школьное образование
| Специальный класс
| Класс интегрированного обучения и воспитания
| категория детей
| наполняемость класса
| категория детей
| наполняемость класса не должна превышать 20 учащихся, из них:
| - для незрячих детей;
- для слабовидящих детей;
- для слепоглухих детей;
| 8 учащихся
12 учащихся
3 учащихся
| - лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании незрячих детей (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
- лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении слабовидящих детей (трудностями в обучении);
- лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития
| не более трех
не более шести
не более четырех
| Задание выполняется с использованием статей 267 и 268 Кодекса об образовании.
Задание: Охарактеризуйте особенности получения специального образования:
- на дому
Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или государственным учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.
- в организациях здравоохранения
Лицам с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования и которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
- в санаторно-курортных и оздоровительных организациях
Лицам с особенностями психофизического развития, осваивающим содержание образовательных программ специального образования и направленным в составе организованных групп в санаторно-курортные и оздоровительные организации, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
- в учреждениях социального обслуживания.
Лицам с особенностями психофизического развития, находящимся в учреждениях социального обслуживания, создаются условия для получения специального образования.
Образовательный процесс для получения специального образования в учреждении социального обслуживания организуется учреждением образования по месту нахождения учреждения социального обслуживания.
Задание выполняется с использованием статей 271-274 Кодекса об образовании.
Задание: Охарактеризуйте особенности аттестации лиц с особенностями психофизического развития.
Аттестация лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Текущая и промежуточная аттестация учащихся с особенностями психофизического развития I — III классов, I ступени обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Учащиеся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи вместе с другими выпускными экзаменами сдают экзамен по русскому или белорусскому языку в зависимости от языка обучения и воспитания.
Итоговая аттестация учащихся с нарушением слуха по русскому или белорусскому языку проводится в форме письменного экзамена (изложение).
Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проходят только текущую аттестацию. Текущая аттестация этих учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности, без выставления отметок.
Итоговая аттестация учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) проводится в форме выпускного экзамена по трудовому обучению.
Задание выполняется с использованием статей 275-277 Кодекса об образовании.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации относится к учреждениям специального образования.
Задание: Дайте характеристику основных направлений деятельности ЦКРОиР
Основные направления
деятельности
| Содержание работы по каждому направлению
| 1. Диагностическая работа
| Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией
| 2. Образовательный процесс
| В ЦКРОиР осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Вопросы организации образовательного процесса в ЦКРОиР регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Образовательный процесс в ЦКРОиР организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся определяется учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 6 до 8 часов, 9–10,5 часа, 12 часов.
В исключительных случаях по решению учредителя время пребывания обучающихся в ЦКРОиР может составлять 24 часа.
| 3. Ранняя комплексная помощь
| В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.
| 4. Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа
| ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
| 5. Консультативная работа
| Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося.
| 6. Методическая работа
| ЦКРОиР осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед ЦКРОиР.
Содержание методической деятельности обеспечивает:
методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития;
методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста;
оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;
своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;
сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования;
выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
| 7. Социально-психологическая работа
| Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлены на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития.
Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи осуществляется в виде:
-психологической коррекции;
-консультирования;
-психологической профилактики;
-психолого-педагогического просвещения.
В рамках оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи проводится психологическая диагностика, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения.
| 8. Информационно-аналитическая работа
| Информационно-аналитическая деятельность ЦКРОиР обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
| Задание выполняется с использованием материала Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Пункт коррекционно-педагогической помощи не относится к учреждениям специального образования. Почему?
Задание: Дайте характеристику основных направлений деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи
Основные направления
деятельности
| Содержание работы по каждому направлению
| 1. Диагностическая работа
| Изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи; формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;
| 2. Коррекционно-развивающая работа
| Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.
| 3. Консультативная работа
| В случае отказа законного представителя, обучающегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования обучающегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.
| 4. Содействие ЦКРОиР в выявлении и учете детей с ОПФР
| Обучающиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.
| Задание выполняется с использованием материала Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи.
2. Модель непрерывного специального образования
Детей с нарушениями зрения.
Непрерывное образование детей с нарушениями зрения включает в себя 7 основных блоков:
- ранняя комплексная помощь (детям до 3 лет)
- дошкольное образование
- общее базовое образование
- общее среднее образование
- профессионально-техническое образование
- среднее специальное образование
- высшее образование
Раннюю комплексную помощь детимогут получить в учреждениях здравоохранения и учреждениях, обеспечивающих получение специального образования (ЦКРОиР, дошкольное учреждение). Ранняя комплексная помощь включает в себя: диагностику психофизических нарушений, профилактику или устранение ограничений активности, сопровождение развития ребенка, консультирование и обучение родителей.
Дошкольное образование дети могут получить: в специальных учреждениях дошкольного образования, в ЦКРОиР, в специальных и интегрированных группах при детских садах общего типа, в условиях семейного воспитания.
Школьное образование дети могут получить: в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), в ЦКРОиР, в специальных и интегрированных классах при массовой школе, на дому, в лечебном учреждении, в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, в учреждении социального обслуживания.
В учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего базового и среднего образования создаются пункты коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
Профессионально-техническое и среднее специальное образование дети могут получить: 1) в Центрах социальной и профессиональной реабилитации, созданных при учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования; 2) в специальных училищах (в РБ отсутствуют; в России: музыкальное училище в Курске, медицинское училище в Кисловодске); 3) в специальных и интегрированных группах при учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (группа массажистов при гродненском медицинском училище, слабовидящих берут в кулинарное училище, училище связи и некоторые другие).
Высшее образование лица с нарушениями зрения могут получать интегрированно, либо на спец. факультетах (отделениях) высших учебных заведений.
3. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения и воспитания
Задание: Определите основные понятия по теме самостоятельно, используя Кодекс об образовании РБ
Понятие
| Определение понятия
| специальное образование
| обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
| специальные условия для получения специального образования
| Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования.
| коррекционно-педагогическая помощь
| обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
| учреждение специального образования
| учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
| иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования
| К иным учреждениям образования, иным организациям, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующим образовательные программы специального образования, относятся:
-учреждения дошкольного образования;
-учреждения общего среднего образования;
-детские дома;
-специальные учебно-воспитательные учреждения;
-специальные лечебно-воспитательные учреждения;
-образовательно-оздоровительные центры;
-иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
-индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
|
Отчет по УСРС:
1. Письменный отчет (заполненные таблицы).
2. Письменный тест по материалу темы.
Тема 2.1.
| Теория целостного коррекционно-педагогического процесса
| Цели
| 1. Уточнить представления о целостном педагогическом процессе, его функциях.
2. Сформировать представление о коррекционной направленности педагогического процесса с учащимися с нарушением зрения.
3. Сформировать представление об особенностях реализации общедидактических принципов в целостном коррекционно-педагогическом процессе.
4. Обеспечить понимание и применение специфических принципов реализации целостного ко |
|