![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В тифлопсихологической литературе описание эмоциональных состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению (А.Крогиус, Ф.Цех, К.Бюрклен и др.). Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. С другой стороны, слепые и слабовидящие, так же, как и зрячие, имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличными от таковых у зрячих (А.Г.Литвак, K.Pringle, B.Gomuliki, N.Gibbs, D.Warren)1. Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» и означает возбуждать, волновать, потрясать. В исследовании эмоций и их проявлении у человека Ю.В.Гранской2 показана связь с потребностями, раскрыта структура эмоций, в которую входят и субъективный, и познавательный компоненты. Проявление эмоций осуществляется в выразительных движениях -мимике, пантомимике, в вокальной мимике, т.е. в интонациях и тембре голоса. Особое внимание уделяется раскрытию функций эмоции, их мно- ' WarrenlTBImdriess~and early Childhood Development. AFB. NY. 1977. P. 222-225. 2 Гранская Ю.В. Человеческие эмоции и особенности их проявлений у человека // Психология. - М.: Проспект, 1998. - С. 199-202.
Коммуникативная функция эмоций играет важную роль в познании другого человека. «Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии» \ Детерминация эмоционального развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением зрения также двоякая и эмоциональное развитие зависит как от генетических, так и социальных компонентов. Этот факт с большой достоверностью показал в сравнительном исследовании эмоционального развития слепых и нормально видящих младенцев РЖ. Мухамедрахимов2. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих младенцев показал факт генетической составляющей в эмоционшгьных проявлениях, особенно в первые недели жизни, появлении названной учеными «эндогенной» улыбки. Между шестью неделями и тремя месяцами возникает «экзогенная» улыбка, вызванная внешними событиями. Ее уже можно считать социальной. Она также свойственна и слепым, так как по данным Р.Ж.Мухамедрахимова первая социальная улыбка появляется по преимуществу на голос матери, что доступно и восприятию слепых, а позже таким стимулом становится лицо. Причина изменения качества улыбки состоит в том, что младенец уже стремится получить на улыбку ответ от окружающих близких людей, и, в первую очередь, от матери. В первые месяцы жизни изменения в эмоциональных проявлениях происходят благодаря развитию врожденных тенденций. Так, Д.Штерн утверждает это на основании схожести появления и развертывания во времени эмоциональных проявлений у младенцев, воспитывающихся в разных социальных условиях. Р.Ж.Мухамедрахимов, подтверждая этот факт, говорит: «Еще более убедительным являются данные наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть и имитировать улыбку, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свою улыбку. До четырех-шести месяцев улыбка слепых младенцев была сравнима с улыбкой зрячих и проходила те же стадии и временные периоды развития. Однако после этого возраста у слепых детей стали наблюдаться угнетение и при- 1Гранская Ю.В. Человеческие эмоции и особенности их проявлений у человека // Психология. - М.: Проспект, 1998. - С. 201. 2Мухамедрахимов Р.Ж. Эмоциональное развитие младенцев //Психология. - М: Проспект, 1998. - С.202-209.
глушенность выразительности лица в целом, их улыбка была менее ослепительной и привлекательной»1. Этот факт показывает, что для дальнейшего развития эмоциональных проявлений слепому требуется не только получение обратной связи, но и социальное воздействие в виде коррекционной помощи в воспитании. Отрицательные эмоции, выражение недовольства, плача проходят те же ступени развития, что улыбка и смех, но некоторые исследователи отмечают более раннее появление плача, хотя к третьему месяцу он также превращается в инструмент взаимодействия с окружающими. Для слепого, так же как и зрячего, в процессе эмоционального развития появляются страхи, тревоги при изменении ситуации, появлении ее новизны. Незнакомый человек, пространство, временная разлука с матерью вызывают у детей отрицательные эмоции. Время их появления приурочивается к периоду от 7 до 12 месяцев. Сравнительное исследование восприятия, понимания и оценки эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, проведенное Г.В.Григорьевой показало их значительное отличие от нормально видящих детей как при восприятии выразительных средств эмоций, так и при их воспроизведении. Словесное описание и обозначение разных эмоций, представленных детям в серии рисунков (гнев, удивление, страх, страдание, радость, нейтральное) на основании восприятия детьми мимики лица показало, что у детей с нарушением зрения имеются очень нечеткие малочисленные и глобальные, малодифференцированные представления об эмоциях, как информативной характеристике состояния человека в процессе коммуникации. Средний показатель правильных ответов был около половины, как у шестилеток, так и семилеток (34% и 51%), тогда как у нормально видящих он составляет 66% и 76% соответственно. Воспроизведение мимики лица по тем же тестовым материалам показало, что для значительного числа детей с нарушением зрения это задание оказалось достаточно трудным. Они либо отказывались от его выполнения, либо при воспроизведении шести предъявленных мимических выражений эмоций принимали одно и то же выражение, что говорит об отсутствии у них ощущения мимических движений из-за малого чувственного опыта. Около половины (48%) шестилеток и 34% семилеток опирались при воспроизведении только на один выделенный ими элемент, тогда как у нормально видящих превалировало выделение всех данных в рисунке элементов выражения эмоций и у шестилеток, и у се- 1 Мухамедрахимов Р.Ж. Эмоциональное развитие младенцев //Психология. - М.: Проспект, 1998. - С.204.
милеток (39% и 47%), а один признак, характеризующий эмоции — только 11% и 6% соответственно. Таким образом, дети с нарушением зрения показали более низкие результаты понимания и воспроизведения мимики эмоций. Эти данные свидетельствуют о том, что, не владея мимикой лица, они не могут показать свое эмоциональное состояние. В их лицах наблюдалась амимичность, отсутствие мышечных ощущений выразительных движений. В связи с этим они не в состоянии оценить и эмоции партнера. С другой стороны, достаточно большие различия в результативности воспроизведения выражений эмоций у шестилеток и семилеток говорит о том, что в этот промежуток времени дети, даже без специальной работы, усваивают опыт выражения своих эмоций и что он является благоприятным временем для проведения с детьми коррекционной работы. При исследовании оценки поз с позиции характеристики эмоционального выражения, дети с нарушениями зрения показали, что описание эмоциональных состояний занимает самое последнее место. Всего 7% шестилеток и 6% семилеток с нарушением зрения и 23% и 30% нормально видящих детей увидели в пантомимике выражение эмоционального состояния человека. Два варианта заданий — подбор мимики к позам и поз к мимике лица свидетельствовали о том, что дети, основываясь на несущественных признаках предъявляемых рисунков, не ориентировались на их смысловые значения. Недостаточная обобщенность и четкость представлений о невербальных средствах выражения чувств затрудняло детям устанавливать связь между позой и мимикой и характеризовать предложенные тест-объекты как выражение определенных видов эмоционального состояния. Материалы исследования Г. В. Григорьевой показывают необходимость специальной коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на обучение способам выражения своих эмоций и, на этой основе, умений воспринимать и понимать выразительные движения как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и в общении1. В экспериментальных исследованиях слепых в основном рассматриваются проблемы с грубыми эмоциональными нарушениями, где трудно разделить, что является причиной этих нарушений — то ли влияние слепоты и глубоких нарушений зрения и социальных условий воспитания, то ли они связаны с общим нарушением деятельности центральной нервной системы, в которой эмоциональные нарушения выступают наравне со слепотой, как первичные. Дэвид Уорен отмечает также, что 1 Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушением зрения //Дефектология. - 1998. - №5.
180
многие из исследований, связанных со сравнением слепых и зрячих в области эмоциональной жизни неудовлетворительны, гак как в них не созданы те же условиях, что и у зрячих, поскольку исследование проводилось по тем же тестам, что и для зрячих, лишь переведенными на Брайль. Исследования слепых детей с ретролентальной фиброплазией (Chase, Warren1) показывают среди них значительное количество детей с эмоциональными нарушениями по типу аутизма. Однако отсутствие точных данных по всем категориям слепых позволяет только предположить более высокое количество детей с нарушением зрения, страдающих эмоциональными нарушениями, чем среди нормально видящих детей. Джеральдина Сколл2 приводит критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих, указывая при этом, что достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев. Это: неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка; неспособность успешно «роить межперсональные отношения с учащимися и учителями; неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах; преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным; тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами. В сравнительных экспериментах исследований со зрячими отмечается большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. Хастингс (Hastings), сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, используя калифорнийский тест личности, нашел, что они более ранимы, чем зрячие, особенно по шкале самооценки. При этом слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. Заслуживает обсуждения и тот факт, что дети из школ-интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это свидетельствует о важном и большом значении социального окружения и условий для формирования эмоций и чувств у детей с нарушением зрения, так как слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. Следует учитывать тот немаловажный факт, что для того, чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог достичь того же уровня развития и получить те же знания, что и зрячий, ему приходится работать значи- ' Warren D. Blindness and early Childhood Development. A.F.B.N.Y., 1997. P.222-225. 2 Scholl G.T. Visual Impairment and other Exceptionalities. In: Foundation of Education for Blind and Visually Handicapped Children and Youth. A.F.B.N.Y., 1986. P.140-141.
тельно больше. Это вызывает у детей неравнозначные эмоциональные реакции, связанные с типом его нервной системы, с утомляемостью, индивидуальными особенностями и системой взаимоотношений со взрослыми. Анализируя свой опыт работы со слепыми детьми, Нора Гиббс' отмечает, что не у всех слепых детей наблюдается напряженность, обеспокоенность, связанные с неопределенностью вещей и событий для них, и не все имеют эмоциональные нарушения. Однако встречающиеся трудности вызывают у них различные эмоциональные реакции. Многие из детей погружаются в пассивность или фантазии, страшась неизвестных предметов и ситуаций, тем более, что для слепых и слабовидящих детей существует больше неизвестных предметов, воздействия которых они боятся, так как не могут их идентифицировать и понять. Уилле (Wills) называет это неуверенностью (anxiety), дистрессом и показывает его отрицательное влияние на развертывание творческой игры, сужающее поле деятельности ребенка. Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами. Однако этот страх появляется у детей лишь при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами. Исследование Н.С.Царик, посвященное обследованию живых объектов, показало наличие страха и боязни их обследования слепыми школьниками, преодоление которого связано с умелыми направлением и руководством познавательными интересами и развитием познавательных потребностей слепых детей. Исследование по диагностике эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте по методике А.Д.Андреевой2 было проведено нами3 в специальной школе для слепых и слабовидящих детей. В эксперименте принимали участие 20 школьников старших классов, из них 8 человек тотально слепых и 12 человек с остаточным зрением, владеющих чтением и письмом увеличенного обычного печатного шрифта. Слепые отмечали свои ответы по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом). 1Nora Gibbs. Emotional Difficulties in Blind Children. In: What is special Education? 2Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных педагогических методик. - М.: АПН СССР, 1988. - С.129-146. 3Исследование проводилось совместно с М.А.Солнцевой.
Результаты анализа полученных данных сравнивались с результатами исследования детей старшего школьного возраста массовой школы (Т.К.Мухина)1. Возраст участвовавших в тестировании был от 16 до 18 лет, что дает возможность говорить о достаточном развитии рефлексии, самоанализа и самооценки. Сравнение результатов двух выборок позволяет нам увидеть общие закономерные связи учебной деятельности с эмоциональными негативными переживаниями и тревожностью, а также выявить некоторые специфические особенности слепых и слабовидящих детей, для которых учебная деятельность и познавательная активность является важной составной частью их социальной реабилитации, обеспечивающей им успешное поступление в ВУЗ, или благоприятное трудоустройство. Поэтому отношение к учебе связано у них с глубокими эмоциональными переживаниями, с беспокойством о будущем, с устремленностью в будущее, что является неотъемлемым качеством всех старшеклассников. Для тестирования предлагался опросник, разработанный А.Д.Андреевой. Опросник состоит из двух частей, каждая из которых включает в себя по 30 утверждений. Здесь же приводятся 4 варианта ответа: почти всегда, иногда, часто, почти никогда. Испытуемый выбирает из этих вариантов тот, который соответствует его ответу. В первой части опросника содержатся утверждения, относящиеся к поведению и эмоциональному самочувствию подростка в быту, на улице, дома, во второй — к его самоощущению в школе на уроке. Анализ ответов осуществлялся с позиции познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний учащихся в процессе учебной деятельности на фоне активности, тревожности и негативных переживаний вне школы. В учебной деятельности старших школьников школы слепых проявляются эмоции, связанные с овладением знаниями; они связываются также с уровнем тревожности, являются мотивами учебной деятельности и отражают переживания возможной реализации поставленных ими жизненных и учебных целей. Для учителя школы важно, чтобы учебная деятельность старшеклассников была окрашена положительными эмоциями, поскольку они обеспечивают ее продуктивность. Анализ результатов тестирования познавательной активности старшеклассников с нарушением зрения как вне школы, так и в школе на уроках показывает, что для них характерны средняя и высокая степень познавательной активности; 60% и 70% учащихся достигают высокого уровня по- 1 Мухина Т.К. Использование психолого-педагогических методик (тестов) для выявления значимости общеобразовательных стандартов и других способов обучения в поведении усвоения знаний (Рукопись).
знавательной активности вне школы и в школе соответственно. Тестирование не выявило детей с низким уровнем познавательной активности на уроках. Это касается как тотально слепых, так и слепых с остаточным зрением. Однако было гораздо большее число учащихся, чья познавательная активность вне школы характеризуется как низкая (15% детей). В то же время в массовой школе было отмечено 10% учащихся, имеющих низкую познавательную активность вне школы и 4% детей — в школе. Такое значительное различие в познавательной активности слепых и слабовидящих низкого уровня вне школы и на уроках (15% и 0% соответственно) говорит о необходимости серьезной работы, включения этих детей в активную познавательную деятельность в кружках, походах, посещениях музеев, театров и т.д., то есть усиление и развитие внешкольной познавательной активности детей. Отмеченные высокий (70%) и средний (30%) уровни познавательной активности учащихся на уроках в школе свидетельствуют о рациональных методах преподавания, вызывающих у старшеклассников повышенный интерес к процессу обучения. Проведенное ранее исследование мотивации учебной деятельности этих детей (Л.И.Солнцева1) показывает, что получение знаний, поступление в ВУЗ являются доминирующими мотивами, что корреспондирует с отсутствием в старших классах детей с низким уровнем познавательной активности на уроках в школе. Анализ результатов тестов по шкале тревожности показал, что дети с нарушением зрения достаточно сильно различаются по состоянию тревожности вне школы и в школе на уроке. Низкий уровень тревожности вне школы отмечены у 25% детей, а на уроке в школе 40%. Это свидетельствует о том, что нахождение в интернате в течение всей недели обеспечивает почти половине учащихся стабильность и благополучие эмоциональной обстановки, способствующей осуществлению успешной учебной деятельности. Это сочетается с данными уровней познавательной активности. Низкая тревожность (25% детей) сочетается с высоким уровнем познавательной активности, что говорит не только о соответствии низкого уровня тревожности высокому уровню познавательной активности, но и об их внутренней связи и зависимости. Для слепых и слабовидящих детей наиболее характерно состояние тревожности среднего уровня вне школы (65%), в то время как у детей массовой школы средний уровень тревожности меньше и характеризует 55% учащихся. 1 Солнцева Л.И. Мотивация педагогической деятельности учителей и особенности мотивов учебной деятельности старшеклассников школы для слепых детей и слабовидящих. - М, 1999.
Больший процент детей (25%) с высокой тревожностью именно в школе, в классе, и 10% детей высокой тревожности вне школы, говорит о сильном эмоциональном напряжении, вызываемом школьной программой, обучением и отношениями в школе. Высокий уровень эмоциональной тревожности на уроках в специальной школе почти равен уровню тревожности в массовой (23%). Поскольку четверть учащихся относятся к высокому уровню тревожности, они требуют специальной работы по его снижению, чтобы стимулировать познавательную активность. И это, безусловно, связано с индивидуальной работой учителя, классного руководителя и психолога на специальных занятиях по психокоррекции. Превалирование на уроках в школе слепых и вне ее среднего и низкого уровней тревожности (75% и 90% детей соответственно) все-таки свидетельствует об общем спокойном уровне эмоционального настроя учащихся, обеспечивающего рабочую обстановку в классе и школе. Негативные эмоциональные переживания служат показателем явного неблагополучия в учебной деятельности школьника. И эти состояния детерминированы двояко, как и все развитие психики — социально (зависят от степени воспитанности учащегося) и биологически (зависят от состояния нервной системы, ее заболеваний). У детей с нарушениями зрения одной из причин слепоты и слабовидения являются нарушения деятельности нервной системы, которые могут быть одновременно и причинами, вызывающими эмоциональные нарушения, вне зависимости от слепоты и слабовидения. С другой стороны, у этой категории детей наблюдается меньшая активность по отношению к внешнему миру. Как правило, для детей с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний характерно равенство переживаний и вне школы и на уроке. Слепые и слабовидящие школьники с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний в обоих случаях составляют по 20%. Для учащихся массовой школы — 33% и 32% соответственно. Это подтверждает утверждение А.Д.Андреевой, что при высоких и низких уровнях негативных эмоциональных переживаний вне школы у учащихся, как правило, наблюдается сохранение соответствующего переживания на уроке. Для детей как массовой, так и специальной школы характерен средний уровень негативных эмоциональных переживаний. В массовой школе на уроках - 47%, вне школы - 57%. Дети школы для слепых и слабовидящих показали несколько больший процент вне школы - 65% и меньший на уроках — 45%. Повышение уровня негативных эмоциональных переживаний на уроке по сравнению с фоном, обозначенном вне его, уже является сигналом неблагополучия учащегося. Поэтому разница в 20% между негатив-
ными переживаниями (низкого уровня) дома и в школе в пользу последних, заставляет задуматься о том, что для детей необходимо создание положительно окрашенной атмосферы как дома, так и, особенно, в школе-интернате, где дети проводят большую часть своего времени. Особенно это касается выпускников, которым предстоит сдача выпускных и вступительных экзаменов в ВУЗ, что сопровождается высоким накалом переживаний и стрессовых ситуаций. Данные проведенного исследования говорят о достаточно схожих результатах старшеклассников с нарушением зрения и учащихся массовой школы. Однако отмечается их большая эмоциональная напряженность, связанная с получением знаний для будущей конкуренции со зрячими вне школы. Чувства выполняют функции, необходимые человеку в общественной жизни, отражая его адаптацию в общественной среде, ее изменениям. Характерной особенностью чувств является понимание человеком причины их вызывающей, в то время как эмоции выражают активные формы проявления потребности как компонент безусловно-рефлекторного акта, возникающего где-то между потребностью и действием для ее удовлетворения, т.е. отражают объективные отношения человека к его нуждам как организма1. Эмоции оказываются под меньшим влиянием патологии зрения, чем чувства. Хотя Ф.Цех2, например, говорит о том, что у слепого, предоставленного самому себе, легко развиваются «низменные» чувства, например, при удовлетворении потребности в еде. Он даже говорит о том, что слепые склонны к прожорливости, а А.А.Крогиус3 отмечает повышенный интерес к половой жизни, объясняя это значительной отрешенностью от внешнего мира, замкнутостью, усиленным вниманием к своему внутреннему состоянию. Распространено также мнение о том, что слепые менее эмоциональны; отмечается их спокойствие и уравновешенность, что объясняется отсутствием отражения своих переживаний в мимике, жестах, позах. Наибольшую выразительность слепые показывают в речи, интонации, темпе, громкости и т.д. Исследования же Т.В.Корневой4 понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи на основе аудиторского анализа свидетельствует о том, что слепые обнаруживают большую 1Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972. - С.54. 2Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. - М.: Учпедгиз, 1934. - С.21. 3Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и 4Корнева Т.В. Особенности эмоционально-коммуникативной деятельности слепых //Психология аномального развития. - Вильнюс, 1986. - С.32-35.
точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. А.А.Крогиус также отмечал исключительные способности слепых понимать эмоциональные состояния на основе изучения самых «тонких изменений голоса собеседника». Возникновение удовольствия и неудовольствия при удовлетворении жизненных потребностей зависит от их места и значения в жизни и структуре потребностей и, в значительной мере, индивидуально как у слепых, так и у зрячих. Если же потребность связана с деятельностью зрительного анализатора, то ее удовлетворение или неудовлетворение может вызвать различие в эмоциях зрячих и лиц, имеющих глубокие нарушения зрения. Многие объекты не вызывают у слепых и слабовидящих интереса и эмоционального отношения из-за невозможности воспринять и оценить их. А.Г.Литвак совершенно справедливо утверждает, что «слепота, ограничивая возможности накопления чувственного опыта и изменяя характер и динамику потребностей, влечет за собой сужение сферы эмоциональной жизни, некоторые изменения в эмоциональном отношении к определенным (труднопознаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций»1. В отличие от эмоций чувства представляют новую, только человеческую форму отражения и имеют социальный характер. Различаемые в общей психологии виды чувств (моральные, интеллектуальные и эстетические) свойственны также и слепым. Их модальность и глубина зависят от социальных условий жизни и отношения к слепым и слабовидящим со стороны зрячих. В.П.Гудонис2 показал, что негативный стереотип представлений о незрячих как убогих, несчастных с ограниченными возможностями людях до сих пор является господствующим в обществе. «Отношение зрячих к инвалидам по зрению можно условно разделить на три категории: боязнь слепых, чувство сострадания к слепым и брезгливость к слепым. Такое отношение вызывает у слепого, с одной стороны, чувство дискомфорта, а с другой — формирует моральные черты иждивенчества, отсутствия чувства долга, себялюбие»3. Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует раз- 1Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М: Просвещение, 1985. - С.202. 2Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением. - Аетореф.докт.дисс. - 1995. 3Сычев И.И. Интеграция слепых в обществе //Проблемы социальной реабилитации слепых. - М.: ВОС. - С. 16
витию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга. Элен Келлер говорила о том, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слепому. Выделенные Л.Н.Силкиным1 4 типа личности по степени адаптированное™ показывают, что два из них характеризуются хорошей психологической адаптацией, а два - плохой. Характеризуя личности всех четырех типов, он показывает зависимость возникающих негативных и позитивных моральных качеств от обстоятельств жизни и факторов социальной среды. Stephens & Simpkins исследовали моральные чувства у слепых детей в возрасте от 6 до 18 лет на основе анализа реакций детей на серию гипотетических ситуаций, включающих правила, обязанности, наказания и т.д., и пришли к заключению о малых различиях между слепыми и зрячими. Слепые показали даже более генерализованные моральные суждения. Развитие интеллектуальных чувств слепых непосредственно связано с образованием и участием их в умственной деятельности. Развитие мышления в процессе обучения связано также и с формированием интеллектуальных чувств, проявляющихся уже в дошкольном и школьном возрасте в желании решать «трудные задачи» и в чувстве удовлетворения от их выполнения или огорчения при неправильном решении. Возможности высокого интеллектуального развития слепых показали их достижения в области теоретической и прикладной математики, в литературе, экономике, юриспруденции, педагогике и других науках, где трудятся слепые доктора и кандидаты наук, а также известный всему миру эксперимент, проведенный в Московском государственном Университете - обучение по специальности «психолог» четырех слепоглухих студентов. Трудности при обучении преодолевались благодаря компенсаторным возможностям, обеспечивающим усвоение знаний, развитие умственной деятельности и благодаря возникновению интереса к приобретению нового знания и развитию интеллектуальных чувств. Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих в значительно большей мере связано с нарушением или потерей зрения, так как выключает из сферы их восприятия целую гамму чувств, возникающих при зрительном восприятии природы, изобразительного искусства, архитектуры. Однако эстетические чувства, связанные с восприятием мира на основе сохранных анализаторов, позволяют слепому и слабовидящему наслаждаться природой, поэзией, музыкой, архитектурой. 1 Силкин Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. - М.: ВОС, 1983. - С.63-73.
Исторически так сложилось, что одним из направлений в творчестве слепых стала музыка, исполнительское творчество, в процессе которого развивается и совершенствуется эстетическое восприятие музыки. В.П.Гудонис1 показал, что из перечня имен, достигших высокого профессионального мастерства в различных областях познания мира, почти треть были связаны с музыкальной деятельностью. Формирование эстетических чувств связано с воспитанием. О.И.Егорова2 говорит, что способности эстетически наслаждаться развиваются прежде всего не в сфере созерцания, а в сфере деятельности. Рисунки, скульптуры учащихся московской школы слепых показывают возможности эстетического развития в области изобразительного искусства. Курс тифлографики не только учит детей читать, понимать и создавать рельефные рисунки, но и развивает их эстетические вкусы, формирует взгляды на искусство. Это относится также к частично видящим и слабовидящим детям, которые в процессе обучения восприятию картин становятся способными на основании использования нарушенного зрения понимать и чувствовать красоту ее замысла, оценить композицию, ее тональность, отраженную в цветовой гамме. Все это находит большой эмоциональный отклик у детей с нарушением зрения и формирует правильное представление о прекрасном и эстетическое к нему отношение. Эмоциональные состояния Эмоциональные состояния представляют собой общее настроение, аффективное поведение, стресс, возникновение которых связано как с социальными условиями жизни, так и с взаимоотношениями с окружающими людьми и предметным миром. Естественно, что грубые нарушения зрения оказывают влияние на возникновение и протекание эмоциональных состояний. Значительное количество отечественных и зарубежных тифлопсихологов отмечали у слепых изменения в активности, в появлении напряженности, неуравновешенности, неуверенности, подавленности в отношениях с окружающими. Особое место в появлении эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений и лимитации в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Нако- 1Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц 2Егорова О.И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в школе слепых детей // Обучение, нравственное воспитание и физическое развитие учащихся в школе для слепых детей. - М.: ВОС, 1982. - С.82-83.
нец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения. Изучение стресса при слепоте проводилось в рамках психологической реабилитационной работы. М.М.Сорокина1 говорит о том, что чрезмерная сосредоточенность на своей проблеме вызывает ощущение безысходности, избавиться от которого и чувствования себя самыми несчастными помогает психотерапевтическая работа в ШВТС. Исследование стресса при слепоте Р.Бандзявичене2 выделяет вегетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный и социально-психологический субсиндромы стресса, показывая этим, что слепота нарушает относительное равновесие в системе отношений человека с предметной и социальной сферой жизни, с самим собой и окружающими людьми. Стресс усугубляет трудности и ограничения в познании, практической деятельности, общении, понимании себя как ценной личности. Психореабилитационная и психологическая помощь в таких случаях связана не с пассивным принятием дефекта зрения, а с активной деятельностью самого слепого, направленной на реорганизацию психологической установки, включающей понимание возможности найти место в жизни, создание новой жизненной перспективы. При ориентации в пространстве, особенно в незнакомой местности, слепой испытывает трудности определения направления движения, его проверки, что также вызывает у него эмоциональную напряженность. Само передвижение в незнакомом пространстве создает для слепого стрессовую ситуацию. Обучение способам и средствам ориентации на основе сохранных анализаторов, использование карт и планов местности, речи в процессе общения с незнакомыми людьми способствует снятию напряжения и стрессовой ситуации. Психологическая коррекция таких негативных последствий слепоты, как эмоциональные нарушения, требует индивидуальной работы психолога по определению психологической структуры и динамики стрессовых реакций в зависимости от внутреннего состояния человека, условий возникновения стрессовой ситуации, выявления условий и позиций, на которые можно опираться в нивелировании дефекта. 1Проблемы социальной реабилитации слепых /М.М.Сорокина. - М: ВОС,1990. -С.41. 2Бандзявичене Р. Стресс при слепоте: постановка проблемы //Психологияаномальных развитии. - Вильнюс, 1986. Воля слепых Целенаправленность и саморегулирование своего поведения, связанные со способностью преодолевать пр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.02 с.) |