Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность мировоззрения, его виды.

Поиск

Уровень личностного развития человека во многом определяется тем, насколько он овладел научным мировоззрением. Мировоззрение является важнейшим компонентом базовой культуры личности (см. глоссарий). Осмысливая сущность мировоззрения как важнейшей личностной характеристики человека, следует, прежде всего, обратить внимание на лексическую структуру этого термина. Он состоит из двух слов «мир» и «воззрение». Последнее означает «взгляд, взирание» вокруг, то есть осознание окружающего. В общем плане мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в нем. В философском понимании «мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 86]. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире, его возникновении и развитии. Какие-то свои представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но их качественная характеристика различна в зависимости от житейского опыта и научной подготовки. В связи с этим различают два основных вида мировоззрения:

- обыденное или житейское мировоззрение ( оно есть на разных уровнях у каждого человека, основано на здравом смысле и житейском опыте);

- научное мировоззрение ( в его основе лежит теоретическое осмысление сущности и причинно-следственных связей, т.е. закономерностей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Можно говорить о различных полноте и глубине научного мировоззрения. В процессе школьного обучения и воспитания необходимо формировать именно научное мировоззрение как специфическую форму сознания человека, в которую включены система научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений, выражающих его отношение к развитию природы и общества, определяющих жизненную, гражданскую позицию.

Можно выделить и такие виды мировоззрения, как религиозное (понимание человеком окружающей действительности с точки зрения веры в бога, глубокой убежденности в божественном происхождении жизни на земле, в существовании божественного предопределения жизни каждого человека), политическое (видение сущности всего происходящего через призму определенных политических взглядов и убеждений). Система взглядов человека на окружающую действительность может носить сугубо художественно-эстетический характер, когда человек воспринимает мир через призму определенных художественно-эстетических воззрений. Существует гуманистическое мировоззрение как совокупность идей, в основе которых лежит признание человека, его жизни и личностного достоинства центром всего сущего. Все виды мировоззрений имеют право на существование, кроме тех систем восприятия и понимания мира, которые лежат в основе поступков, деятельности, наносящих непоправимый ущерб жизни на земле, личности человека. В этом смысле можно говорить о технократическом мировоззрении, в соответствии с которым цель оправдывает любые средства ее достижения и этой целью является не развитие личности человека, а, допустим, средства достижения материального благополучия. Печально известны такие системы взглядов, как нацизм и расизм, допускающие возможность уничтожения людей только за то, что они не принадлежат к определенной нации или расе.

23. Структура и функции мировоззрения.

Приведенные определения сущности мировоззрения и примеры его видов позволяют представить его общую структуру. В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают:

а) система знаний (мы определили как наиболее востребованное обществом на современном этапе научное мировоззрение, поэтому речь идет о системе научных знаний);

б) взгляды;

в) убеждения;

г) идеалы.

Знания являются объективным компонентом мировоззрения и представляют собой систему научных истин и фактов, которые воспринимаются и осмысливаются, понимаются как объективные проявления природы и общества. В этом смысле эти истины, факты, информация воспринимаются людьми одинаково (как, например, законы природы, описание исторических событий). Но не объективные знания определяют мировоззрение человека. Иоганн Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня». Иными словами, знания приобретают для каждого человека субъективный смысл и становятся взглядами и убеждениями, в которых и проявляется мировоззрение. Взгляды – это суждения, основанные на знаниях и выражающие собственное отношение человека к тому, что он познал.

Убеждение – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, теории, концепции, в которые человек верит как в непреложную истину и которые являются для него руководством к действию. Взгляды, несомненно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение, но прямой переход от взгляда к поступку, к действию может и не произойти, если взгляды не превратились в убеждения. Убеждения – это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания и отношение к ним, перешедшие во внутреннюю позицию человека. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Убеждения заключают в себе веление действовать в соответствии с познанной человеком необходимостью. Убеждения в рамках научного мировоззрения основывается на понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Они основываются на достоверных научных фактах (элементах научного знания). Факты действительности становятся фактами науки как основы научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности. На протяжении формирования научного мировоззрения у школьников необходимо вырабатывать именно мировоззренческие обобщения.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущностное, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания, лежащего в основе научного мировоззрения. Поэтому в процессе формирования научного мировоззрения учащихся надо уделять особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания.

Научное мировоззрение во всей полноте его структуры выполняет ряд важных функций:

- просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций;

- воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые на основе познанного взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (воспитывается воля, твердость характера, гуманизм, чувства ответственности и долга, формируются эстетические идеалы общественной и личной жизни);

- развивающая функция заключается в том, что работа по усвоению мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делает его гибким, творческим, изучающим явления в движении, взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества;

- организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Научное мировоззрение является активным организующим началом в жизни человеческого общества, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни;

- прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов природного и общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении направлений, тенденций общественного бытия, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образование формируется у школьников в целостном педагогическом процессе (в процессе обучения и воспитания), одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных знаний, взглядов и убеждений, критического отношения к антинаучным и антиобщественным представлениям. Его неотъемлемой частью являются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, умение объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твердого проявления воли, решительности при реализации своих убеждений.

Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического (эстетического, художественного воспитания), экономического и экологического воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.009 с.)