Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовка источников, движущих сил,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
20. Факторов развития и формирования личности. Личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, особенно в условиях специально организованного образовательно-воспитательного процесса, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий “развитие” и “формирование” личности. Понятия “развитие” и “формирование” являются философскими категориями. Безотносительно к личности развитие прежде всего означает процесс количественных и качественных изменений всех явлений окружающей действительности. Когда речь идет о развитии человека как личности, прежде всего имеются в виду те количественные и качественные изменения, которые происходят в личностных качествах человека. Например, физический рост ребенка, увеличение его отдельных органов и систем, обогащение словарного запаса, овладение множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек представляют собой количественные изменения. Мы уже знаем, что по закону диалектики количественные изменения переходят в качественные. Так, например, совершенствование речи влечет за собой повышение уровня познавательных способностей человека, обогащение его чувственно-волевой сферы. В процессе познавательной деятельности развивается мышление, логическая память, формируется мировоззрение как система знаний, взглядов и убеждений. Эти изменения в процессе личностного становления человека относятся к качественным. Примерами качественных изменений служат также повышение способности к управлению собственным поведением, рост чувства долга перед другими, возникновение отношений к окружающему миру, система которых лежит в основе характера каждого конкретного человека. Таким образом, под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности, мировоззрения (И.Ф. Харламов). Понятие “формирование” тесно связано с понятием “развитие”, так как представляет собой какой-то результат процесса количественных и качественных изменений. Формирование — это результат развития личности, означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Условно принято считать, что личностное формирование происходит к 18 годам (возраст, когда в основном завершается физическое созревание, человек получает среднее образование, по большому счету овладевает основами общественных отношений), однако личностное развитие может происходить и происходит и в дальнейшей жизни человека. Говоря о содержании понятий развитие и формирование личности относительно детского возраста, Л.И. Божович указывала: “Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня эффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу его характера. И, наконец, развитие общественной направленности школьника, то есть обращенности к коллективу сверстников...” [1, с. 291]. Очень важны для педагогики вопросы о том, каковы же источники и движущие силы развития личности, при каких условиях (факторах) это развитие происходит. Существуют различия в понимании этих вопросов. В идеалистической педагогике, как мы уже знаем, личностное развитие понимается как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение тех свойств, которые заложены в человеке изначально. Последователи диалектического материализма рассматривают личностное развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности рассматривается как сложный и противоречивый процесс, в котором двигают личностные изменения именно противоречия между новым и старым. Таким образом, движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе количественных и качественных изменений человека. К таким противоречиям относятся: — противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; — противоречия между растущими требованиями со стороны общества, определенной группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий) [11, с 125]. Понимание противоречий (между старым и новым, между потребностями и возможностями человека) как движущих сил развития личности позволяет определить, что источником личностного развития служат потребности человека. В психологии понятие “ потребность” трактуется как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности) [9, с. 287]. В связи с этим условно принято различать низшие потребности, (обеспечивающие биологическое существование человека — питание, воздух, тепло или прохлада и т.д.) и высшие (потребности в деятельности, творчестве, общении, переживании высоких чувств и т.д.). Гармоничная совокупность данных потребностей и является источником личностного развития. Причем чрезмерное преобладание низших потребностей обусловливает недостаточность личностного развития человека, преобладание в нем животного начала, может привести к деградации человека как личности. Пренебрежение низшими потребностями ослабляет физическое развитие человека, ведет его к болезням, к физической гибели. Различие форм культуры (предметная и функциональная), а соответственно материальных и духовных, низших и высших потребностей относительно и определяется содержанием развития производства. Удовлетворение потребности человеком есть, в сущности, процесс присвоения им определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности и являются источником активности личности, источником ее развития [9, с.287]. Подведем итог вышесказанному, источником личностного развития человека являются потребности, движущими силами — те противоречия, которые возникают между тем, что человек имеет и тем, к чему он стремится на основе уже имеющегося. Развитие личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека в процессе его личностного развития и называют факторами формирования личности. Обстоятельств, от которых зависит личностное развитие человека, очень много, это многообразие практически нельзя познать и учесть в полном объеме, поэтому в человековедческих науках принято обобщенно считать самыми важными, основными факторами развития личности следующие: v среда, в которой происходит развитие личности человека; v воспитание как специально организованная среда для личностного развития, как определяющий его фактор; v наследственность; v собственная активность личности. Эти основные факторы классифицируются как внешние и внутренние факторы развития личности. К внешним относятся среда и воспитание (воспитание — это тоже средовой фактор развития личности, но средовое влияние вообще может быть стихийным, спонтанным, что не позволяет целенаправленно влиять на развитие и формирование человека как личности, поэтому воспитание и выделено в педагогике как отдельный, очень важный, определяющий фактор личностного развития), к внутренним — наследственность и собственная активность личности. Вопросы о роли данных факторов в жизни человека, в его личностном развитии являются чрезвычайно важными для педагогической науки и практики, их знание и правильное осмысление позволяют педагогам правильно осуществлять организацию педагогического процесса, создавать оптимальные условия для личностного развития учащихся, поэтому необходимо более подробно рассмотреть их сущность. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит формирование еголичности (действительность природная и социальная). В настоящее время в педагогике понятие “социальная среда” употребляется в двух смыслах. Во-первых, это широкая социальная действительность, макросреда (материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, внутренняя и внешняя политика государства, система производственных и общественных отношений, функционирование различных социальных учреждений и т.д.). Во-вторых, это среда, непосредственно окружающая ребенка и так или иначе влияющая на его личностное развитие и формирование — микросреда (семья, детское дошкольное воспитательное учреждение, классный коллектив, референтные группы сверстников и взрослых людей и т.д.). Микросреда меняется в разные возрастные периоды развития человека (ребенок — семья, ребенок — воспитатели и группа детей в дошкольном воспитательном учреждении, школьник — классный коллектив, взрослый — учебный коллектив в профессиональном учебном заведении, трудовой коллектив и т.д.). Наибольшее влияние на личностное развитие человека оказывает социальная микросреда, так как семейное воспитание, по сути, определяет в самом начале жизни человека направленность его личности. Выбор ближайшей среды в последующем во многом определяется спецификой семейного воспитания, а также индивидуальными и возрастными особенностями развивающейся личности, отношением к нему окружающих взрослых, характером воспитания как целенаправленного, специально организованного педагогического процесса. От того, какие люди входят в микросреду, окружающую ребенка, с кем он общается, каков характер этих взаимоотношений, насколько профессионально и эффективно педагоги осуществляют его обучение и воспитание, во многом зависит уровень личностного развития ребенка, его будущее. Природная среда (климат, растительность, географические условия) тоже существенно влияет на развитие человека в целом, но она оказывает косвенное, опосредованное влияние на личностное развитие человека, в частности. Речь идет о влиянии определенной природной среды на физическое развитие организма, на развитие психики. Например: дети, живущие в полосе лесов и в степном краю, имеют разный обмен веществ, разное психическое восприятие окружающей действительности; ребята, живущие в сельской и городской местности, тоже имеют существенные различия. Так, в лаборатории возрастной антропологии есть фотография двух близнецов, которые в силу семейных обстоятельств чуть ли не сразу после рождения были разлучены. Один остался жить в городе, другой развивался в условиях деревенской жизни. Их встреча произошла спустя 12 лет. Внешне они оставались на редкость похожими, но в облике, осанке, выражении лиц были большие различия. Мальчик, выросший в деревне, выглядел неторопливым, рассудительным, более спокойным и взвешенным человеком по сравнению с горожанином. Влияние среды всегда преломляется через жизненный опыт, индивидуально-психологические особенности человека. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития ребенка. Среда человека — это не просто его окружение, а та окружающая действительность, которую он воспринимает по-своему. Каждый из нас реагирует на среду в соответствии со своими индивидуальными особенностями, в индивидуальном порядке вступает с ней в контакт, взаимодействует. Для примера осмыслите пролог к пьесе Назыма Хикмета “Чудак”: “Вьется тропинка, идут люди. На тропинке камень: мешает идти. Один прохожий, молодой и ловкий, перескочил через камень и зашагал дальше. Другой не заметил камня и больно ушиб ногу. Третий с трудом протиснулся рядом. Четвертый поставил ногу на камень, чтобы зашнуровать ботинок. Пятый с трудом отодвинул камень в сторону, чтобы другие могли пройти. Шестой устало опустился на отодвинутое препятствие, чтобы передохнуть. А седьмой, воровато оглянувшись, водворил камень обратно на тропинку и хихикнул в предвкушении того, как люди будут об него спотыкаться”. Как видим, разные люди в зависимости от своей индивидуальности, личного жизненного опыта по-разному реагируют на одни и те же предметы, факты, явления и процессы, по-своему с ними взаимодействуют. В связи с этим не среда, взятая безотносительно к ребенку, а активные взаимоотношения с ней растущего человека, обладающего определенными биологическими, индивидуальными и возрастными особенностями, которые направляются воспитывающими его взрослыми, являются факторами развития и формирования человека как личности. Чем выше творческо-преобразующее воздействие человека на среду, тем более благоприятными оказываются условия для его собственного личностного развития. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром (природой и обществом) получил название социализация личности. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения [11]. Второй внешний фактор развития и формирования личности — воспитание, специально организованный педагогический процесс, целью которого и является создание условий для личностного развития человека (следует вспомнить конкретную глобальную цель воспитания — создание условий для всестороннего и гармоничного личностного развития человека: интеллектуального, нравственно-духовного, физического). Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, и как отдельный фактор внешнего воздействия на него с целью личностного формирования. Будущему учителю важно осознать очень важную роль воспитания в жизни общества и отдельно взятого человека, так как педагог — это лицо, специально уполномоченное обществом для выполнения обучающе-воспитательной функции. Само же воспитание — это и специальная функция общества, и важнейшая предпосылка его развития. В связи с этим правильно рассматривать воспитание в контексте данной лекции все же не как составную часть среды, а как самостоятельный определяющий фактор личностного развития человека. Итак, воспитание — очень важный фактор развития человека как личности, однако сила его воздействия зависит от ряда обстоятельств. Приоритетно то обстоятельство, что воспитание может играть определяющую роль в развитии личности в той социальной среде, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития своих граждан. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к общественному опыту без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Если сопоставить формирующее влияние среды в целом (и природной, и социальной в макро- и микропроявлениях), то мы увидим, что среда вообще воздействует на развитие личности в известной мере стихийно, спонтанно и пассивно. Она выступает лишь как возможность, потенциальная предпосылка для развития личности вообще. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе, без специальных усилий по отношению к каждому конкретному растущему человеку не в состоянии обеспечить решение сложнейшей задачи приобщения его к общественному опыту с учетом собственных индивидуальных возможностей, склонностей и способностей. Чтобы отдельно взятый человек овладел основами научных знаний в системе, способами профессиональной деятельности в зависимости от своих потребностей и возможностей, сформировал в себе необходимые морально-эстетические качества, требуется воспитание как специально запланированный и организованный процесс. То же самое относится и к биологическим задаткам человека (задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности индивида, составляющие природную основу развития его способностей). Для того, чтобы эти задатки проявились, развились в способности, нужны ведь не только определенные природные и социальные условия, достаточно высокий уровень научного, технического, духовного развития общества, но и соответствующее воспитание для каждого отдельно взятого человека как личности, специальная его подготовка к участию в той или иной сфере общественной деятельности. Итак, основными, обобщенными внешними факторами развития и формирования человека как личности выступают среда и воспитание, причем воспитание является определяющим фактором личностного развития в силу своей целенаправленности и специальной организации. К внутренним факторам личностного развития человека относятся наследственность и собственная активность личности. Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или “как свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений” [И.Ф. Харламов]. Она сохраняет человека как природное существо, уникальную популяцию (вид) в биологическом мире, развитие “собственно человеческих задатков” (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, формирование мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности. Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, группу крови и резус-фактор, задатки; программирует также свойства нервной системы (тип нервной системы, темперамент и т.д.; свойства зрительных и слуховых органов). Генетическая программа наследственности, как известно, заложена в молекулярных структурах ДНК. В них могут быть заложены по наследству и различные аномалии, заболевания (болезнь крови — гомофелия, сахарный диабет, шизофрения, ряд эндокринных расстройств — карликовость, гигантский рост и т.д.). Отмечается, что быстротечные внешние воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению древних генетических кодов и памяти, к сокращению или, наоборот, увеличению сроков жизни и необратимым генным мутациям. Об этом можно говорить в связи с такими внешними воздействиями, как повышенный фон радиации, широкое применение в современной медицине химических, особенно гармональных препаратов, использование в быту канцерогенов — алкоголя, табака, наркотиков и мн.др. Наследственными являются задатки человека к определенным видам деятельности, которые в свою очередь рассматриваются как потенциальные условия формирования способностей человека. Учеными доказано, что основным показателем высокого уровня личностного развития являются сформированные способности человека. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных общих видах деятельности. Это “умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других” [6, с. 318 — 319]. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Речь идет о математических, музыкальных, литературных, технических, спортивных и т.д. способностях. Значительная часть способностей обусловлена природно (особенно это касается специальных способностей), среда и воспитание являются лишь условиями для их проявления и развития. Однако вне этих условий способности не проявятся и не разовьются (пример с детьми-маугли). Это доказывает, что решающим, основным в развитии человека является общение с людьми, обеспечивающее усвоение человеческого опыта. Вторая сигнальная система, унаследование общечеловеческих задатков развиваются только в обществе людей, в соответствующей системе воспитания, в которой обеспечивается интеллектуальное развитие. Социологи полагают, что у людей с высоким уровнем интеллекта увеличивается продолжительность жизни, хотя для этого, конечно, необходим еще ряд определенных условий — достаточно хороший материальный уровень жизни, самореализованность личности в обществе, что обеспечивает комфортное психологическое состояние и т.д. И.И. Прокопьев и Н.В. Михалкович связывают личностное развитие человека прежде всего с развитием его способностей. Наследственные возможности человека в этом смысле достаточно велики, но реализовать их в качестве личности он сможет только в процессе своей социальной жизни, в деятельности [7, с. 111 — 112 ]. Это положение указывает на важную роль наследственности как фактора личностного развития и на его тесную связь с двумя внешними факторами развития и формирования личности, рассмотренными нами выше. Иными словами, биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Доктор психологических наук, профессор К.К. Платонов отмечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, то есть, в конечном итоге развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия, особенно воспитание. Указывая на важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых явлений и воспитания. В названии данной лекции подчеркивается, что личность не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Известные педагоги всегда подчеркивали значение в педагогическом процессе активности самой личности, ее творчески-преобразующей деятельности. Именно активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию во многом определяют уровень развития его личности. Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддерживания ими жизненно значимых связей с окружающим миром [9, с. 14]. В данном контексте под активностью можно понимать способность к “самостоятельной силе реагирования” (Ф. Энгельс) на окружающую действительность. Применительно к пониманию собственной активности личности учащегося в воспитательном процессе речь идет о таких внутренних механизмах развития его личности, как потребности, интересы, мотивация в выполняемой деятельности. Именно эти механизмы обеспечивают в воспитательном процессе саморазвитие личности ребенка. Хотя развитие личности и происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют человека к работе над собой, над своим личностным развитием. В этой связи в педагогике, социологии и психологии появился термин “персонификация воспитания”. Под персонификацией воспитания понимается “сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления” [5, с. 54]. Данное понятие лежит в основе субъект-объект-субъектной парадигмы обучения и воспитания, нового педагогического мышления, в котором ребенок рассматривается не как пассивный объект воздействия педагогов, а как активный участник (субъект) педагогического процесса. ??. Индивидуальные особенности развития личности, их учет в процессе воспитания. Процесс развития конкретной личности всегда специфичен, так как люди в зависимости от природных задатков и условий своей жизни существенно отличаются друг от друга. Эти отличия, как мы уже отмечали в первом вопросе данной лекции, проявляются в тесно связанном с понятием “личность” понятии “индивидуальность”. Индивидуальность — это совокупность качеств, которые делают человека отличным от других, неповторимым, в своем роде уникальным. «Индивидуальность — это то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им своеобразную красоту и неповторимость» [13, с. 62]. В психологическом словаре дается следующее определение индивидуальности — “это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей” [ 9, с. 136]. Эффективность педагогического процесса невозможна без учета индивидуальных свойств и качеств развивающейся личности учащихся. Под учетом индивидуальных проявлений школьников в педагогическом процессе понимают адаптацию обучения и воспитания к их индивидуальности. К сожалению, отдельные учителя, не владеющие вопросами теории педагогики, на практике поступают с точностью до наоборот, то есть они пытаются изменить индивидуальность ребенка, подстраивая его под требования образовательной системы, что приводит к серьезным педагогическим ошибкам. Какие же проблемы должен решать учитель в связи с необходимостью учета индивидуальных различий в личностях школьников? Прежде всего — проблему изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников. Для решения данной проблемы необходимо четко знать общую структуру индивидуальности ребенка: v изучение физического состояния и здоровья школьников; v диагностика особенностей познавательной деятельности каждого учащегося, специфики их познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения); v учителю необходимо знать учебные склонности и интересы детей, изучать мотивацию их учения. Обязательным для педагога является изучение уровней обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости школьников, чтобы выстраивать индивидуальную программу учебно-воспитательной работы с ними (например, планировать индивидуальные занятия с отстающими в учении и сильными учащимися, нуждающимися в дополнительном материале об изучаемом предмете и т.д.); v диагностика особенностей психики, чувственно-эмоциональной сферы учащихся (типа центральной нервной системы, темперамента, волевых и чувственных проявлений, характера); v изучение наклонностей, задатков, способностей школьников; v сложным, но необходимым является ознакомление педагога с домашними условиями жизни и воспитания детей, их внешкольными увлечениями и контактами, которые не входят в структуру индивидуальности человека, но во многом ее определяют [2, с.34 — 38]. Необходимо подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание индивидуальных особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета их в процессе обучения и воспитания, для создания условий их личностного развития. Вторая проблема, которую необходимо решать каждому педагогу в связи с рассматриваемым нами вопросом — это владение методиками учета индивидуальных особенностей детей в педагогическомпроцессе. Овладевать данными методиками вам предстоит не только в курсе изучения различных дисциплин психолого-педагогического цикла (например, теории обучения, теории воспитания и методики воспитательной работы, частных методик преподавания, основ педагогического мастерства и т.д.), но и в процессе вузовской и самостоятельной педагогической практики, в процессе профессионального самообразования. ??. Проблема возрастных особенностей развития личности в педагогике. Возрастная периодизация школьников. Личностное развитие несет на себе печать особенностей возраста человека. Возрастные особенности — это типологические специфические характеристики деятельности, мышления, запросов и интересов, социальных проявлений человека в определенный временной период его развития. Известно, что в каждом возрасте все вышеназванные проявления имеют свои возможности и ограничения. Например, для развития речи, мышления, памяти наиболее сензитивным [от лат. sensus — чувство, ощущение; предрасположенность к чему-то] периодом является детство, ранняя юность; для осуществления правового воспитания наиболее предрасположены подростки. Учителю, воспитателю нельзя забегать вперед в процессе воспитания детей, так как можно нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка. Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей человека в процессе обучения и воспитания поставлен в педагогике давно, с момента ее формирования как науки (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Л.Н. Толстой и др.). Одна из первых возрастных периодизаций была сделана еще в период развития педагогических идей в рамках философии. Так, Аристотель, основываясь на метафизических взглядах на развитие человека, выделял три этапа в его становлении: каждый этап якобы длится 7 лет и каждому из них соответствует свое состояние души — животное, растительное и разумное. Я.А. Коменский попытался научно обосновать различные возрастные периоды в воспитании: 1. От рождения ребенка — до шести лет, “материнская школа”. 2. От 6 лет — до 12, обучение в начальной школе. 3. От 12 — до 18 лет, обучение в гимназии. 4. От 18 — до 24, завершение обучения в академии и путешествия. Как видим, в данной периодизации не находят отражения некоторые принципиальные для развития личности проявления, речь идет только о периодизации учебно-познавательной деятельности ребенка. Ж.-Ж. Руссо первым периодом в развитии человека считал время от рождения — до двух лет и главное в это время — вскармливание и забота о физическом здоровье растущего человека. Второй период (от 2 лет — до 12), по его мнению, время “сна разума” и воспитания “внешних чувств”, поведения ребенка, подготовки его к обучению. Третий период (от 12 — до 15 лет) философ и педагог отводил умственному и трудовому воспитанию, а с 15 — до 18 лет (“период бурь и страстей”) необходимо особое внимание уделять нравственному воспитанию. Недостаток такого видения возрастных периодов в развитии человека проявляется, прежде всего, в том, что ее автор каждому периоду определяет свой вид воспитания. А.И. Герцен в романе “Былое и думы” и Л.Н. Толстой в трилогии “Детство”, “Отрочество” и “Юность” создали своеобразные возрастные периодизации, в которых на высоком художественном уровне, с тонким пониманием психики ребенка показывают особенности развития человека в эти три важнейших для него возрастные периода. Однако это, конечно же, не научные возрастные периодизации, хотя каждому педагогу полезно прочесть эти классические литературные произведения, так как в них отражены непреходящие ценности жизни детей, подростков и юных людей. В советской педагогике возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Так, в основу возрастной периодизации, созданной советским психологом Д.Б. Элькониным, положены три ведущих принципа: v количество лет; v особенности ребенка, развивающейся личности анатомо-физиологические, психофизические, появление психических новообразований; v ведущая деятельность развивающегося человека в этот период. В соответствии с этими принципами разработаны следующие основные периоды развития школьника: 1. Младший школьный возраст (от 6 — до 10 лет, анатомофизиологические особенности характеризуются как усиленный рост мускулатуры, чем обусловливается большая подвижность младших школьников; развитие и окостенение конечностей и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности; идет усиленное развитие мозга и совершенствование нервной деятельности, усиленно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, происходят качественные изменения, совершенствование памяти, внимания; ведущая деятельность — учебная с сохранением игровой). 2. Подростковый возраст, его в быту называют «переходным», «трудным», «кризисным», так как в этот период происходит переход от детства к юности, возникает «кризис переходного возраста». Временные рамки: от 11 — до 15 лет. С точки зрения анатомо-физиологического развития ребенка характеризуется быстрым ростом его физических сил, причем этот рост может быть неравномерным и со значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Отмечается неравномерность в процессе самого роста школьников: он то замедляется в отдельные периоды, то происходит слишком интенсивно. В этот период происходит окостенение скелета и уменьшение в организме хрящевого вещества. Все это в совокупности делает подростка несколько угловатым, иногда непропорциональным в развитии тела, неуклюжим. Наблюдаются диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы — сердце растет быстрее, развитие сосудов несколько отстает, что может вызывать возрастные шумы в сердце, повышение кровяного давления и связанные с ним головные боли. В кровь поступает много гормонов в связи с интенсивным развитием эндокринной системы, что вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, это, в свою очередь, определяет возникновение перепадов в настроении подростка, некоторую раздражительность, а иногда апатию и уход в себя. Для этого возраста характерны большие сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности, стремление к постижению глубинных причин изучаемых предметов и явлений. Подростки уже не воспринимают объяснения учителя на веру, требуют аргументации, обоснования, иногда задают «каверзные» вопросы. Сложно и многогранно в этот период психическое развитие школьника. Он переживает возрастной кризис, который так и называется “кризис переходного возраста”. Результатом разрешения данного кризиса является психическое новообразование — осознание своего собственного психического “я”, появление чувства взрослости, которое в свою очередь приходит в противоречие с социальным статусом школьника — чувствуя себя взрослым, он в обществе еще таковым не является. Все трудности подросткового возраста требуют от педагогов их глубинного знания, понимания и учета в педагогическом процессе. Ведущая деятельность подростков — общение со сверстниками, что тоже требует педагогического внимания и понимания. 3.Ранняя юность, или старший школьный возраст. Временные рамки: от 16 — до 18 лет. Возрастной период характеризуется наступлением в основной массе школьников физической и психической зрелости. Повышается м
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.6 (0.013 с.) |