Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о педагогике как науке, предпосылки ее возникновения, становление и развитие педагогической науки.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ КУРС ЛЕКЦИЙ Вопросы к зачету по педагогике (курсы «Педагогика современной школы»). 2 курс физмата. 3 семестр. Зимняя сессия. 1. Педагогика как наука, предпосылки ее возникновения, краткая история становления и развития. 2. Объект и предмет педагогической науки, проблемы ее исследования. 3. Основные категории педагогики. 4. Связь педагогики с другими науками. 5. Общее понятие о методологии. 6. Методологические уровни педагогики как науки. 7. Методологические посылки развития теории обучения и воспитания. 8. Дифференциация педагогики по отраслям. 9. Методы педагогического исследования, их характеристика. 10. Воспитание как социальное явление и специально организованный педагогический процесс. 11. Цель и задачи воспитания. 12. Закономерности и принципы воспитания. Характеристика важнейших принципов воспитания. 13. Понятие о самовоспитании и перевоспитании как неотъемлемых компонентах процесса воспитания. 14. Сущность понятия «методы воспитания». 15. Классификация методов воспитания. 16. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания. 17. Понятие о приемах воспитательной работы. Средства и формы воспитания. 18. Сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социальная сущность личности. 19. Источники и движущие силы развития личности. 20. Ведущие факторы развития личности. 21. Активность личности в собственном развитии, роль собственной активности личности ребенка в процессе воспитания. 22. Сущность мировоззрения как важнейшего признака личностного развития человека. Виды мировоззрения. 23. Структура и функции мировоззрения. 24. Пути и средства формирования научного мировоззрения школьников. 25. Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания. 26. Формирование гражданской культуры личности учащегося в современной школе в Республике Беларусь. 27. Сущность понятий «экология», «экологические проблемы», «экологический кризис», «экологическое воспитание», «экологическое образование». 28. Экологическая культура, методы и пути ее формирования у школьников. 29. Компоненты экологического образования и воспитания. 30. Понятие о детском воспитательном коллективе, роль коллектива в становлении и развитии личности учащегося. 31. Динамика, этапы становления детского воспитательного коллектива. 32. Семья – основная воспитательная среда ребенка. Виды и типы семей, особенности их влияния на развитие личности ребенка. 33. Методы и формы взаимодействия школы с семьями учащихся. 34. Понятие о педагогическом общении. 35. Этапы организации учителем педагогического общения с учащимися. 36. Характеристика стилей общения педагога с воспитанниками. Продуктивные и непродуктивные стили общения в системе взаимодействия «учитель – ученик». 37. Сущность понятия «конфликт», особенности педагогических конфликтов. 38. Пути и средства преодоления учителем конфликтов педагогического характера. Понятие о педагогике как науке, предпосылки ее возникновения, становление и развитие педагогической науки. Термин “педагогика” возник в древней Греции от словосочетания “peida agogos”, что в буквальном переводе звучит как “детовождение”, “детоводство”, “детоводительство”. В древней Греции педагогами звали рабов, которые сопровождали детей аристократов в школу. Начиная с XVII столетия этим термином называют науку о воспитании, образовании и обучении. Кроме того, под этим термином понимают область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности [5, с. 7]. В педагогических учебных заведениях термин “педагогика” означает учебный предмет, научную дисциплину. Основная задача изучения данного предмета — профессиональная подготовка педагога, учителя, воспитателя. Во всех названных выше аспектах педагогика обозначает один общий объект — область образовательно-воспитательной деятельности. Эта деятельность может быть представлена как научно-исследовательская, учебная или как практическая работа педагога с учащимися. В связи с этим И.И. Прокопьев и Н.В. Михалкович, авторы учебника “Педагогика”, определяют педагогику как науку о воспитании, образовании и обучении и искусство обучающе-воспитательной практики по развитию и формированию личности [ 5, с. 9 ]. Педагогическая отрасль человеческих знаний, воспитательная деятельность являются едва ли не самыми древними и неотделимы от развития общества. Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества, совместной деятельности, люди стремились передавать этот опыт последующим поколениям. Так возникло воспитание как передача накопленного общественного опыта от поколения к поколению. Оно стало важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. В дородовом обществе и при родовом строе воспитание носило спонтанный характер, дети усваивали производственный и моральный опыт в повседневном общении со старшими, то есть не было ни специальных учебно-воспитательных учреждений, ни лиц, которые специально занимались бы педагогической деятельностью. Такое положение долго сохранялось и в рабовладельческую эпоху. Но в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры встречается первое упоминание о школе. Это была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников начаткам арифметики и геометрии. Развивалось и усложнялось производство, накапливались знания об окружающем мире. Это привело к необходимости специально организованного обучения и воспитания. Начиная со зрелой рабовладельческой эпохи, человечество стало создавать специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых специально выделенные для работы в них лица обучали и воспитывали детей. Примечательно, что право учиться имели только дети аристократии, обучение рабов, например, в древней Греции, каралось законом. Этот факт говорит о классовом характере обучения, образования и воспитания, который сохраняется в некоторой степени и в современном обществе. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Воспитание постепенно выделяется в особую общественную функцию, то есть возникают специальные учебно-воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Накапливаются специальные знания об учебно-воспитательной деятельности. Долгое время их обобщение происходило в рамках науки философии. Немало глубоких мыслей по вопросам обучения и воспитания содержалось в трудах древнегреческих философов (Фалеса из Милета [конец 7 — первая половина 6 века до н.э.], Гераклита [ок. 530 — 470 гг. до н. э.], Демокрита [460 — нач. 4 в. до н.э.], Сократа [469 — 399 гг. до н.э.], Платона [427 — 347 гг. до н.э.], Аристотеля [384 — 322 гг. до н.э.], Эпикура [341 — 270 гг. до н.э.] и др.). Внесли вклад в развитие педагогической мысли древнеримские философы Лукреций Кар (ок. 99 — 55 гг. до н.э.), Марк Квинтилиан Фабий (42 — 118 гг. до н.э.) и др. Педагогическая мысль развивалась в трудах мыслителей средневековья и эпохи Возрождения. Однако, несмотря на интенсивность развития воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII века была частью философии. Она была вычленена из системы философских знаний английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561 — 1626). В своем трактате “О достоинстве и увеличении наук” (1623) он предпринял попытку классифицировать науки. В качестве отдельной отрасли научного знания философ назвал педагогику, под которой понимал “руководство чтением”. Статус педагогики как самостоятельной науки о воспитании и образовании закрепил великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670), создавший свой знаменитый труд “Великая дидактика”, в котором он разработал основные вопросы теории и организации обучения. Большой вклад в развитие педагогической теории был сделан английским философом Дж. Локком (1632 — 1704), французским педагогом, писателем мыслителем Жан-Жаком Руссо (1712 — 1778), швейцарским педагогом Иоганом Генрихом Песталоцци (1746 — 1827), немецкими педагогами Иоганом Гербартом (1776 — 1841) и Адольфом Дистервегом (1790 — 1866) и др. Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в отечественных славянских странах (России, Белоруссии). Известны “Поучения князя Владимира Мономаха детям” (XII век), мысли о воспитании Симеона Полоцкого, о значении образования в жизни человека — Франциска Скарины... Большой вклад в развитие педагогической науки в XVIII веке внес великий русский ученый М.В. Ломоносов, он создал ряд учебных книг: “Риторику” (1748), “Российскую грамматику” (1755) и др. Огромен вклад в развитие научной педагогической теории К.Д. Ушинского (1824 — 1870), известного русского педагога, его единомышленников и продолжателей Н.И. Пирогова (1810 — 1881), В.И. Водовозова (1825 — 1886), П.Ф. Лесгафта (1937 — 1909), П.Ф. Каптерева (1849 — 1922) и мн. др. В настоящее время педагогика представляет собой сложную самостоятельную науку, которая продолжает развиваться, обогащаться все новыми и новыми знаниями об обучении и воспитании подрастающих поколений.
2. Объект и предмет педагогической науки, проблемы ее исследования. Как самостоятельная фундаментальная наука педагогика имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом исследования педагогики понимают «педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что изучает педагогика как наука. Объектом исследования педагогики является сфера обучения и воспитания людей» [Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с. – С. 98]. Под предметом педагогики вообще следует понимать некоторую целостную часть объекта изучения данной науки. А.С. Макаренко, известный советский педагог, ученый и практик, в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают предметом педагогического исследования растущего человека, ребенка, но это слишком общее представление (ведь человек является объектом исследования многих наук) и в принципе неверное. По мнению известного педагога, предметом исследования научной педагогики является “педагогический факт (явление)”. При этом ребенок (человек) не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. И.Ф. Харламов отмечает в своих учебниках педагогики, что в качестве предмета педагогики традиционно было принято считать само воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Но по мере развития педагогической теории все более и более становились ясными упрощенность и неточность такого определения. Во-первых, если считать предметом исследования педагогики как науки только воспитание, тогда ее задачи ограничиваются разработкой воспитательных методов и приемов, правил, что превращает педагогику из фундаментальной науки в прикладную. Во-вторых, слабость такого определения предмета педагогики состоит и в том, что оно не определяет главного — на какой же основе в педагогике разрабатывается методика учебно-воспитательной деятельности? По мнению ученого, предметом исследования педагогики как науки являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности. Таким образом, предмет педагогики — исследование сущности развития и формирования человеческой личности в процессе воспитания и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса [ 8, с. 23 ]. В 50-х годах прошлого столетия такую точку зрения на предмет исследования педагогики как науки высказывал советский ученый А.Ф. Протопопов. Он писал: “Предметом советской педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания” [Протопопов, А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки / А.Ф. Протопопов // Сов. педагогика. — 1959. — № 5. — С. 36]. Иными словами, речь как раз и идет о том, что предметом исследования педагогической науки являются те связи, которые в закономерном порядке возникают между развивающейся личностью и теми условиями, в которые она помещается в процессе обучения и воспитания. Это положение может быть изображено в следующей схеме:
предмет исследования педагогики
Личность -------------------------------------------------------Воспитание (человек) закономерные связи между развитием человеческой личности и воспитанием как специально организованным процессом.
Определение предмета исследования педагогики позволяет вычленить теоретические проблемы, которые решаются в рамках педагогической науки. Под проблемой следует понимать осознание субъектом невозможности разрешения определенных трудностей и противоречий в определенный данный момент при помощи имеющихся в наличии знаний и опыта и стремление к их преодолению путем поиска новых знаний и средств разрешения возникших противоречий. В рамках педагогики как науки и разрешаются противоречия в педагогической действительности, возникающие в какое-то конкретное время и требующие новых педагогических знаний, выводов, обобщений. К проблемам исследования педагогики относятся: 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях воспитания как специально организованного процесса. 2. Определение целей воспитания. 3. Разработка содержания воспитания и обучения. 4. Исследование и совершенствование методов и форм воспитания и обучения. Знание предмета и проблем исследования педагогики позволяет определить ее основные функции — теоретическую и технологическую. Теоретическаяфункция педагогики реализуется на трех уровнях: — описательном или объяснительном (изучение передового и новаторского педагогического опыта); — диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагогов и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих); — прогностическом (экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности с целью совершенствования педагогического процесса). На последнем уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающих педагогическую практику. Технологическая функция педагогической науки предлагает также три уровня реализации: — проективный (связан с разработкой соответствующих методических материалов — учебных планов, программ, учебников, педагогических рекомендаций и т.д., которые воплощают в себе теоретические концепции и определяют “нормативный или регулятивный” (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер); — преобразовательный (направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования); — рефлексивный и корректировочный (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности). Определение сущности педагогической науки, предмета ее исследования и проблем исследования и функций позволяет вычленить и раскрыть сущность важнейших педагогических понятий, которые названы категориями педагогической науки. К ним относятся: воспитание, обучение, образование.
3. Основные категории педагогики. Необходимо понять сущность самого термина “категория” (от греч. kategoria — высказывание, обвинение, признак). В философии под категориями понимаются наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отражают существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Так, например, Платон признавал пять основных категорий — сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель выделял уже десять категорий, отражающих объективную реальность: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. В новое время мыслители выдвигали различные системы категорий, трактуя их как материалистически, так и идеалистически. Каждая наука имеет свой категориальный аппарат, то есть оперирует наиболее общими понятиями, включающими в себя менее обобщенные. Категории являются узловыми пунктами познания, “ступеньками”, моментами проникновения мышления в сущность вещей, явлений, процессов. Понятий в рамках определенной науки может быть много, их обобщение и составляет научные категории, которых, как правило, в силу широты их значений бывает только несколько. Как уже отмечалось, педагогическими категориями, обобщенными понятиями, являются образование, воспитание, обучение. В.А. Сластенин и В.П. Каширин отмечают, что человек становится личностью в процессе социализации, которая предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем в основном эти процессы происходят в специально созданных человеком общественных институтах, они социально управляемы. Управление социализацией и называется образованием, которое в широком смысле представляет собой специально организованный процесс. Понятие “образование” происходит от слова “образ”. Получить образование, образоваться — это значит самому создать свой социальный облик. Поэтому в широком смысле В.А. Сластенин и В.П. Каширин определяют сущность данной категории следующим образом: под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность)[6, с. 135]. В узком профессионально-педагогическом смысле под образованием следует понимать специально организованный процесс овладения обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, в котором они приобретают личностный облик и индивидуальное своеобразие [9, с.124]. Само понятие “овладение” имеет двоякое значение: в одном случае обозначает процессуальную сторону усвоения учащимся определенной системы ЗУН (ов) [аббревиатура обозначает — знания, умения, навыки], в другом мыслится как результат обучения и овладения основами наук. В связи с этим и категория “образование” в профессионально-педагогическом смысле имеет несколько значений: образование как процесс овладения системой ЗУН(ов), приобретения личностного облика и как результат этого процесса (например: он получил высшее образование). Категорию “образование” можно рассматривать как самое широкое понятие педагогической науки, так как это “единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации”, который включает в себя и обучение, и воспитание. Категория “воспитание” употребляется также в различных значениях. В обыденном, житейском смысле под воспитанием понимают подготовку подрастающих поколений к жизни. Эта подготовка может протекать и в специально организованной воспитательной деятельности, и в процессе жизни в целом, под влиянием на детей окружающих условий, в общении со старшими. В философском значении под воспитанием имеется ввиду передача общественного опыта от поколений к поколениям. Это определение имеет общий, не раскрывающий педагогическую сущность воспитания смысл. Но в чем же состоит сущность воспитания как педагогической категории, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность? Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно она ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формирующуюся личность. Поэтому во многих учебниках по педагогике воспитание рассматривается как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее социальных свойств и качеств. Однако такое определение данной категории отражает только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем известно, что само по себе внешнее воспитательное воздействие может и не дать желаемого результата, если не вызывает у воспитанника положительного отношения, не опирается на его внутренние ресурсы (интерес, мотивацию, способности и т.д.). В связи с этим правильнее рассматривать сущность категории воспитания с точки зрения как внешнего воздействия на воспитанника, так и его собственной деятельности. С этой точки зрения И.Ф. Харламов дает следующее определение рассматриваемой педагогической категории: “Под воспитанием следует понимать двусторонний, целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной разнообразной деятельности учащихся, направленной на овладение ими общественным опытом” [9]. В данном определении сущности воспитания как педагогической категории налицо воспитательная деятельность педагога (организация разнообразной деятельности учащихся) и деятельность самих воспитанников (овладение общественным опытом, под которым имеется ввиду система научных знаний, практических умений и навыков, творческие способности, нравственно-эстетические взгляды и мировоззренческие идеи). Категория “обучение” тесно связана с понятием “воспитание”. Разделение обучения и воспитания носит теоретический характер и довольно условно. В педагогической деятельности они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Воспитание трудолюбия, например, предполагает взаимосвязанное обучение трудовым умениям и навыкам на основе определенных знаний и воспитание интереса к трудовой деятельности, положительного эмоционального отношения к ней. Из этого следует, что нельзя осуществлять воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать, не воспитывая. Как и воспитание, обучение является двусторонним процессом. С одной стороны, в нем выступает обучающий (он преподает — организовывает учебно-познавательную деятельность обучающихся), с другой — обучающийся (он учится — выполняет учебно-познавательную деятельность). Обучение, как и воспитание, — целенаправленный и специально организованный процесс. Необходимо осмыслить главное различие данных категорий: в процессе воспитания учащиеся овладевают не только определенной системой ЗУН (ов), но и социальными и духовными (нравственными, эстетическими и др.) отношениями и происходит это в процессе разнообразной и активной воспитательной деятельности, организованной педагогами. В процессе обучения педагог организовывает активную учебно-познавательную деятельность учащихся (учение), результатом которой в первую очередь является усвоение определенных ЗУН(ов), хотя на их основе школьники овладевают и социальными, духовными отношениями. Таким образом, обучение — это двусторонний, специально организованный, целенаправленный процесс, в котором учитель организовывает и стимулирует активную учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на овладение ими системой научных знаний, практических умений и навыков, на развитие их творческих способностей, формирование нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идеалов. Правильное понимание сущности основных категорий педагогики (образование, воспитание, обучение), их соотношений обеспечивает глубокое проникновение в педагогическую теорию, что в свою очередь является важнейшим условием эффективного осуществления практической работы учителя.
4. Связь педагогики с другими науками. Для более полного понимания тенденций развития современной педагогики как науки необходимо осмыслить ее место в системе человеческого знания. Эта система в основном представлена несколькими направлениями: все науки разделены на естественно-математические, технические и гуманитарные. Науки естественно-математического и технического циклов исследуют законы развития природы и человека как ее части (физика, биология, химия и др.). В рамках гуманитарных наук (от лат. humanitas – человеческая природа; слово “гуманитарный» обозначает «имеющий отношение к сознанию человека и человеческому обществу» [БСЭ]) исследуются законы развития общества и человека как его части. Естественно, что педагогика как наука о развитии, воспитании и образовании личности является ярко выраженной гуманитарной наукой. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения и анализа ее связей с другими науками. Наиболее длительной, продуктивной и устойчивой является связь педагогики с философией, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, они определяют ракурс педагогического поиска и служат методологическим основанием педагогики. Процесс получения педагогического знания подчиняется наиболее общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта, создания педагогических идей и концепций. Традиционной является связь педагогики с психологией. Все выдающиеся педагоги выдвигали требование учитывать в процессе обучения и воспитания потребности и возможности человека, механизмы и законы психической деятельности развивающейся личности. Однако, как отмечает В.В. Давыдов, психология личности хоть и должна учитываться в педагогическом процессе, но она «не диктатор», поскольку жизнь и детей, и педагогов обусловлена все же не столько психологизмом, сколько социально-педагогическими условиями, которые во многом определяют и психологические закономерности развития личности. Педагогика тесно связана и с науками, которые изучают человека как индивида, то есть отдельного представителя человеческого рода. Это такие науки, как биология, анатомия и физиология человека, антропология, медицина и др. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал знаний о человеке в целом, который накопился в рамках антропологии как науки, интегрирующей знания о феномене человека в единую теоретическую конструкцию, рассматривающую природу человека в его многомерности и многоликости. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является изучение закономерностей развития и образования детей, имеющих приобретенные или врожденные психофизические отклонения. Развитие педагогики постоянно связано с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений, поэтому установлено достаточно устойчивое взаимодействие между педагогикой и социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли современного знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. Связи педагогики с социологией послужили появлению особо значимой сегодня отрасли педагогических знаний – социальной педагогики. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась (и является) отражением идеологии государства. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок. Есть все основания утверждать о наличии связей между педагогикой и математикой, кибернетикой (наукой об управлении). В педагогических исследованиях используются методы статистического анализа, опыт управления сложными процессами обучения и воспитания. Анализ связей педагогики с другими науками позволяет определить следующую логику взаимодействия педагогики с иными отраслями человеческого знания: Ø использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук (связи с философией, этикой, эстетикой, психологией и т.д.); Ø творческое заимствование и использование методов исследований, применяемых в этих науках, использование определенной терминологии (из психологии, социологии, экономики, медицины, физиологии человека и т.д.); Ø применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в медицине, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках; Ø участие педагогики в комплексных исследованиях человека (возникновение новых отраслей педагогического знания на стыке с разными науками, связи с антропологией).
Гражданское воспитание - это организация в педагогическом процессе разнообразной деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и действия с позиций интересов общества. В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по патриотическому и интернациональному воспитанию. Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в нем отыгрывает работа по изучению государственных символов Республики Беларусь – Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного. Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей. Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения, так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств» (К. Маркс). Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственно-эстетическое воспитание». В общем, философском плане эстетическое воспитание – это процесс формирования чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д. Педагогическая наука дает узко-профессиональное определение эстетического воспитания (см. глоссарий). По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относятся: v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического; v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми. Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает развитие эстетических восприятий, художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания в тесной связи с жизнью детей. Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской. Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших факторов, которые обусловливают нравственно-эстетическое развитие школьников, результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся: v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся; v демократизация отношений между учителями и учащимися; v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого школьника; v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду; v эстетизация всех сторон жизни школьников. На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали следующие задачи нравственно-эстетического воспитания: 1. Создание нравственно-эстетической школьной среды развития учащихся, предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных отношений всех участников педагогического процесса. 2. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных межличностных отношений. 3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать опыт творческого, эстетического самовыражения. 4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственно-эстетическим критериям. 5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной, внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и критериев семьи, школы, общества. 6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственно-эстетического воспитания.
Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные компоненты в соответствии со структурой нравственно-эстетического сознания, которое является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся: v формирование моральных, нравственно-эстетических знаний школьников в процессе преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 10492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.78 (0.013 с.) |