Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания. Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории. Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика». Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам, явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев). Мораль в прямом значении этого слова - это обычай, нрав. Правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» (буквально – привычка, обыкновение, обычай). В другом значении этика трактуется как философская наука о морали и нравственности. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности (см. глоссарий). Человек может знать нормы морали и не следовать им, нарушая их в своей жизни, нанося вред другим людям. Тогда о нем судят как о моралисте и безнравственном человеке. Под нравственностью можно понимать личностную характеристику человека, в которой объединяются такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д. Эти качества регулируют индивидуальное поведение людей в обществе. В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье. Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственно-эстетические идеалы находят свое отражение в сознании. Нравственно-эстетическое сознание – сложное явление, которое складывается из следующих компонентов: v нравственно-эстетические представления; v нравственно-эстетические понятия, они переживаются человеком как нравственно-эстетические чувства (чувства совести, долга, собственного достоинства и т.д.). v нравственные потребности и воля, вне которых нравственно-эстетическое развитие человека невозможно; v нравственно-эстетические привычки и навыки, определяющие проявление нравственно-эстетического сознания, уровень нравственной воспитанности. Сформированность нравственно-эстетического сознания человека – это и есть его нравственно-эстетическая культура, развитие и формирование которой осуществляется в системе нравственно-эстетического воспитания в условиях семьи, школы, общественности. Нам важно осмыслить и усвоить его сущность и содержание в условиях педагогического процесса в школе. Нравственное и эстетическое воспитание (см. глоссарий) – это организация педагогами разнообразной деятельности учащихся, развития отношений и общения, в которых формируется нравственно-эстетическое сознание развивающейся личности. В педагогической теории и практике выработано содержание воспитательной работы по формированию нравственного сознания и поведения учащихся в педагогическом процессе школы. В целом эта работа включает в себя формирование моральных отношений детей к окружающему их миру: v Отношение к политике государства, к Родине, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, национальное самоопределение, интернационализм). v Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность в труде, трудовая дисциплинированность, понимание того, что труд – основа жизни и счастья человека). v Отношение к природе, материальным ценностям, общественному и личному достоянию (экологическое сознание, включающее в себя понимание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, видение себя частью природной среды, любовь к природе, эстетическое ее восприятие; бережливость и экономность, аккуратность в использовании вещей и т.д.). v Отношение к людям (гуманность, коллективизм и демократизм, вежливость, сформированность культуры общения, доброжелательность к окружающим, уважение чужого личностного достоинства). v Отношение к себе (наличие собственного чувства личностного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях, скромность, адекватная самооценка). Особо следует остановиться на группе отношений к другим людям, что предполагает с точки зрения нравственно-эстетического воспитания формирование гуманизма – мировоззрения, центром которого является понимание человека как высшей ценности на Земле. Гуманизм как мировоззрение содержит не только оценку мира (как объективной реальности человека), но и оценку отдельной личностью своего места в жизни, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение все отношения, о которых шла речь в плане содержания нравственного воспитания (отношение к Родине, к другим народам, к обществу, к духовным и материальным ценностям, к труду, к природе). Создавая в педагогическом процессе условия для развития гуманистических взглядов и убеждений учащихся на основе познанного в учебно-воспитательном процессе, учитель решает задачи нравственно-эстетического воспитания в целом, способствует формированию гуманности как системообразующего личностного качества воспитуемого. Представляется правомерным рассматривать гуманность именно как качество личности, а не черту характера, поскольку качество – «это объективная и всеобщая характеристика человека, обнаруживающаяся в совокупности, интегрированности его многих свойств и черт характера. Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств, интегративное качество личности, в котором выражается осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей жизненной ценности. Это качество личности раскрывается в проявлении доброты и дружелюбия, милосердия, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в умении понять другого человека, сопереживать ему, быть терпимым, порядочным и т.д. Одновременно гуманность проявляется и в добром, заботливом отношении к миру природы, ко всему живому на Земле, в созидательном труде на благо человека, общества, природы. Проявления гуманности исключают такие негативные личностные проявления, как агрессивность, раздражительность, злопамятность, высокомерие по отношению к людям, вандализм по отношению к природе и вещам, созданным умом и руками других людей. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в межличностных отношениях. Признаки бездушия, черствости, нечестности у воспитанников не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Он обязан создавать в жизни детей такие ситуации, в которых учащиеся могут совершить свой нравственный выбор в пользу гуманности, в которых это качество способно развиваться и формироваться. Особая роль в воспитании гуманности принадлежит личному положительному примеру педагога. Его гуманитарная профессиональная культура состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, насколько учитель сам умеет поддержать ученика в трудные моменты, помочь найти выход из затруднительных жизненных ситуаций. Важным моментом нравственного воспитания является формирование ценностного отношения человека к явлениям общественной жизни. Эти отношения интегрируются в таком личностном качестве, как гражданственность. Оно включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру и уважение к другим народам (интернационализм). Гражданское воспитание - это организация в педагогическом процессе разнообразной деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и действия с позиций интересов общества. В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по патриотическому и интернациональному воспитанию. Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в нем отыгрывает работа по изучению государственных символов Республики Беларусь – Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного. Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей. Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения, так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств» (К. Маркс). Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственно-эстетическое воспитание». В общем, философском плане эстетическое воспитание – это процесс формирования чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д. Педагогическая наука дает узко-профессиональное определение эстетического воспитания (см. глоссарий). По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относятся: v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического; v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми. Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает развитие эстетических восприятий, художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания в тесной связи с жизнью детей. Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской. Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших факторов, которые обусловливают нравственно-эстетическое развитие школьников, результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся: v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся; v демократизация отношений между учителями и учащимися; v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого школьника; v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду; v эстетизация всех сторон жизни школьников. На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали следующие задачи нравственно-эстетического воспитания: 1. Создание нравственно-эстетической школьной среды развития учащихся, предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных отношений всех участников педагогического процесса. 2. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных межличностных отношений. 3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать опыт творческого, эстетического самовыражения. 4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственно-эстетическим критериям. 5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной, внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и критериев семьи, школы, общества. 6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственно-эстетического воспитания.
Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные компоненты в соответствии со структурой нравственно-эстетического сознания, которое является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся: v формирование моральных, нравственно-эстетических знаний школьников в процессе преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие нравственно-эстетических представлений и понятий; v на их основе – выработка нравственно-эстетических чувств, так понятия переживаются человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д. v помощь учащимся в определении собственных нравственно-эстетических жизненных позиций и выработке нравственно-эстетических потребностей и воли; v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения, вежливости, развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного в жизни. Конкретными компонентами нравственно-эстетического воспитания являются те направления воспитательной работы, которые определены как приоритетные для современных учебно-воспитательных учреждений в Республике Беларусь. Они находят свое отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Подробно с данным документом, его содержанием вы ознакомитесь на практических занятиях, в лекции мы только обозначим структуру нравственно-эстетического воспитания в соответствии с ним: v воспитание культуры отношений личности к себе и другим людям, психологической культуры личности, культуры поведения, внешнего вида и т.д.; v воспитание эстетической культуры; v воспитание культуры отношений личности к обществу, результатом усилий педагогов в этом направлении является сформированность национальной, гражданской, правовой, политической культуры личности школьника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.009 с.) |