Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания

Поиск

Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания.

Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории.

Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».

Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам, явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев).

Мораль в прямом значении этого слова - это обычай, нрав. Правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» (буквально – привычка, обыкновение, обычай). В другом значении этика трактуется как философская наука о морали и нравственности. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности (см. глоссарий). Человек может знать нормы морали и не следовать им, нарушая их в своей жизни, нанося вред другим людям. Тогда о нем судят как о моралисте и безнравственном человеке. Под нравственностью можно понимать личностную характеристику человека, в которой объединяются такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д. Эти качества регулируют индивидуальное поведение людей в обществе.

В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.

Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственно-эстетические идеалы находят свое отражение в сознании. Нравственно-эстетическое сознание – сложное явление, которое складывается из следующих компонентов:

v нравственно-эстетические представления;

v нравственно-эстетические понятия, они переживаются человеком как нравственно-эстетические чувства (чувства совести, долга, собственного достоинства и т.д.).

v нравственные потребности и воля, вне которых нравственно-эстетическое развитие человека невозможно;

v нравственно-эстетические привычки и навыки, определяющие проявление нравственно-эстетического сознания, уровень нравственной воспитанности.

Сформированность нравственно-эстетического сознания человека – это и есть его нравственно-эстетическая культура, развитие и формирование которой осуществляется в системе нравственно-эстетического воспитания в условиях семьи, школы, общественности. Нам важно осмыслить и усвоить его сущность и содержание в условиях педагогического процесса в школе.

Нравственное и эстетическое воспитание (см. глоссарий) – это организация педагогами разнообразной деятельности учащихся, развития отношений и общения, в которых формируется нравственно-эстетическое сознание развивающейся личности. В педагогической теории и практике выработано содержание воспитательной работы по формированию нравственного сознания и поведения учащихся в педагогическом процессе школы. В целом эта работа включает в себя формирование моральных отношений детей к окружающему их миру:

v Отношение к политике государства, к Родине, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, национальное самоопределение, интернационализм).

v Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность в труде, трудовая дисциплинированность, понимание того, что труд – основа жизни и счастья человека).

v Отношение к природе, материальным ценностям, общественному и личному достоянию (экологическое сознание, включающее в себя понимание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, видение себя частью природной среды, любовь к природе, эстетическое ее восприятие; бережливость и экономность, аккуратность в использовании вещей и т.д.).

v Отношение к людям (гуманность, коллективизм и демократизм, вежливость, сформированность культуры общения, доброжелательность к окружающим, уважение чужого личностного достоинства).

v Отношение к себе (наличие собственного чувства личностного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях, скромность, адекватная самооценка).

Особо следует остановиться на группе отношений к другим людям, что предполагает с точки зрения нравственно-эстетического воспитания формирование гуманизма – мировоззрения, центром которого является понимание человека как высшей ценности на Земле. Гуманизм как мировоззрение содержит не только оценку мира (как объективной реальности человека), но и оценку отдельной личностью своего места в жизни, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение все отношения, о которых шла речь в плане содержания нравственного воспитания (отношение к Родине, к другим народам, к обществу, к духовным и материальным ценностям, к труду, к природе).

Создавая в педагогическом процессе условия для развития гуманистических взглядов и убеждений учащихся на основе познанного в учебно-воспитательном процессе, учитель решает задачи нравственно-эстетического воспитания в целом, способствует формированию гуманности как системообразующего личностного качества воспитуемого. Представляется правомерным рассматривать гуманность именно как качество личности, а не черту характера, поскольку качество – «это объективная и всеобщая характеристика человека, обнаруживающаяся в совокупности, интегрированности его многих свойств и черт характера.

Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств, интегративное качество личности, в котором выражается осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей жизненной ценности. Это качество личности раскрывается в проявлении доброты и дружелюбия, милосердия, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в умении понять другого человека, сопереживать ему, быть терпимым, порядочным и т.д. Одновременно гуманность проявляется и в добром, заботливом отношении к миру природы, ко всему живому на Земле, в созидательном труде на благо человека, общества, природы.

Проявления гуманности исключают такие негативные личностные проявления, как агрессивность, раздражительность, злопамятность, высокомерие по отношению к людям, вандализм по отношению к природе и вещам, созданным умом и руками других людей.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в межличностных отношениях. Признаки бездушия, черствости, нечестности у воспитанников не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Он обязан создавать в жизни детей такие ситуации, в которых учащиеся могут совершить свой нравственный выбор в пользу гуманности, в которых это качество способно развиваться и формироваться. Особая роль в воспитании гуманности принадлежит личному положительному примеру педагога. Его гуманитарная профессиональная культура состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, насколько учитель сам умеет поддержать ученика в трудные моменты, помочь найти выход из затруднительных жизненных ситуаций.

Важным моментом нравственного воспитания является формирование ценностного отношения человека к явлениям общественной жизни. Эти отношения интегрируются в таком личностном качестве, как гражданственность. Оно включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру и уважение к другим народам (интернационализм).

Гражданское воспитание - это организация в педагогическом процессе разнообразной деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и действия с позиций интересов общества.

В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по патриотическому и интернациональному воспитанию.

Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в нем отыгрывает работа по изучению государственных символов Республики Беларусь – Герба, Флага, Гимна, символики других стран.

Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного.

Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей. Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения, так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств» (К. Маркс).

Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственно-эстетическое воспитание».

В общем, философском плане эстетическое воспитание – это процесс формирования чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д.

Педагогическая наука дает узко-профессиональное определение эстетического воспитания (см. глоссарий).

По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят прямые и косвенные задачи.

К прямым задачам относятся:

v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического;

v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми.

Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает развитие эстетических восприятий, художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания в тесной связи с жизнью детей.

Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской. Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших факторов, которые обусловливают нравственно-эстетическое развитие школьников, результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся:

v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся;

v демократизация отношений между учителями и учащимися;

v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого школьника;

v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду;

v эстетизация всех сторон жизни школьников.

На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали следующие задачи нравственно-эстетического воспитания:

1. Создание нравственно-эстетической школьной среды развития учащихся, предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных отношений всех участников педагогического процесса.

2. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных межличностных отношений.

3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать опыт творческого, эстетического самовыражения.

4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственно-эстетическим критериям.

5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной, внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и критериев семьи, школы, общества.

6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственно-эстетического воспитания.

 

Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные компоненты в соответствии со структурой нравственно-эстетического сознания, которое является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся:

v формирование моральных, нравственно-эстетических знаний школьников в процессе преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие нравственно-эстетических представлений и понятий;

v на их основе – выработка нравственно-эстетических чувств, так понятия переживаются человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д.

v помощь учащимся в определении собственных нравственно-эстетических жизненных позиций и выработке нравственно-эстетических потребностей и воли;

v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения, вежливости, развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного в жизни.

Конкретными компонентами нравственно-эстетического воспитания являются те направления воспитательной работы, которые определены как приоритетные для современных учебно-воспитательных учреждений в Республике Беларусь. Они находят свое отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Подробно с данным документом, его содержанием вы ознакомитесь на практических занятиях, в лекции мы только обозначим структуру нравственно-эстетического воспитания в соответствии с ним:

v воспитание культуры отношений личности к себе и другим людям, психологической культуры личности, культуры поведения, внешнего вида и т.д.;

v воспитание эстетической культуры;

v воспитание культуры отношений личности к обществу, результатом усилий педагогов в этом направлении является сформированность национальной, гражданской, правовой, политической культуры личности школьника.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.009 с.)