Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Сущность, понятие и функции праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность права
Основная трудность поиска определений сущности права: если математические дефиниции создают само понятие, то философские дефиниции только объясняют это понятие. Для постижения сущности права недостаточно знать содержание законодательства различных стран и народов. Сущность права не может быть постигнута методами практической юриспруденции, не может быть постигнута ни сравнительным правоведением, ни даже общей теорией права. Выявление сущности права - предмет науки философии права Три основные концепции сущноспш права: 1. Одни юристы придерживаются нормативистской концепции, утверждая, что формой существования права как социального явления являются слова, определения, тексты законов (право-слово) 2. Другие - что тексты законов действуют только тогда, когда доводятся до всеобщего сведения и воспринимаются общественным сознанием, даже если они воспринимаются и осуществляются не так, как это было задумано законодателем. Впрочем и сам законодатель, принимая законы может противоречить сам себе или общепризнанным нормам современного ему общества. На эти доводы опирается естественно-правовая (и близкая к ней психологическая) концепция права (право-сознание) 3. Третьи, сторонники социологической концепции, указывают, что ни тексты законов, ни их восприятие в общественном правосознании не становятся правом до тех пор. пока не воплощаются в общественных отношениях, в поведении субъектов права и соответственно, не обеспечены защитой в заранее определенной процессуальной форме (право-порядок).
Любое из определений сущности права идеологично по своей природе. Философия пока не выработата универсального метода изучения общественных явлений. Использование в таком качестве как рационализма (И. Кант), так и материалистически-классового подхода (сущность права - возведенная в закон воля экономически господствующего класса) не позволяет полностью выразить сущность права Основные современные концепции социальной сущности и назначения права 1) В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой являются нормы конституции государства Далее идут нормы, закрепленные в законах и других нормативных правовых актах. Юридическая сила каждой нормы определяется вышестоящей нормой права которая имеет большую юридическую силу. Источником права является государство, которое само есть организованный правопорядок. 2) Социологическая концепция возникла во второй половине XIX в. Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы - всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы - государственные чиновники, сами граждане. Поэтому главное в праве - реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями, которые охраняются и защищаются государством. И решение правового вопроса основано на выяснении сути данного отношения между- людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права. 3) Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию. Право - это эмоции, обязательственно-притязательные переживания, вызванные определенным событием, и отношение к нему. И это психологическое состояние определяет поведение и деятельность человека и является реальным правом. 4) Согласно теории естественного права каждому человеку как социальному существу, с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем они находят свое выражение в праве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории И. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. 5) Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим, устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов. 6) Согласно позитивистской теории, правом признается реально действующее право. Для того, чтобы познать право необходимо изучать его таким, какое оно есть. Юридико-позитивистское понимание права исходит из того, что право - это система детерминант, порождающих строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функционирования государственных институтов: законов, прецедентов, судов, парламентов, правительств, чиновников и т. п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, подвергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществления государственной политики. Этатический позитивизм рассматривает право как систему велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, логически и исторически связанные между собой, по другую - гражданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные интересы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства. Основные характеристики элементов сущности права Право - социальный регулятор, рассчитанный на конфликтную ситуацию
Особенность права как социального регулятора состоит в том, что оно изначально нацелено на конфликтную среду' и строится так, чтобы организовывать поведение субъектов в условиях столкновений их интересов. Чтобы действия людей по удовлетворению их потребностей в результате действия правовых институтов не приводили бы к более острой конфликтной ситуации. Право как формальное равенство Понятие «равенство» является результатом абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым явлениями. Основанием для уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая в форме его правоспособности и правосубъектности. Правовое равенство как равная мера свободы означает требование наличия эквивалента в отношениях между свободными индивидами. Право - общий масштаб, равная свобода индивида. Причем, в социальной сфере равенство людей достижимо только как формально-правовое равенство. Исходные фактические различия между- людьми, рассмотренные и урегулированные с точки зрения абстрактно-всеобщего правового принципа равенства, предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах. Право, как форма отношений индивидов по принципу равенства не уничтожает исходных различий между индивидуумами, но формализует и упорядочивает их, трансформирует неопределенные фактическое различия в формально-определенные неравные права независимых, свободных личностей. Право как свобода Всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры свободы означает отрицание произвола. Правовая мера всеобща лишь постольку, поскольку она остается равной (единой) для различных субъектов. Всеобщность права следовательно относительна - она ограничена пределами действия единой меры в различных отношениях. Само равенство здесь состоит в том, что субъекты данного круга отношений подпадают по действие единой, общей меры. Своей всеобщей мерой право отмеряет свободу индивидов по единому масштабу, свободу в действиях, поступках, во внешнем поведении людей. Дозволения и запреты права представляют собой пределы достигнутой свободы. Право как справедливость Разрешение конфликта по праву означает справедливое решение спора. Изображение богини справедливости Фемиды иллюстрирует это символическими средствами: присущее праву абстрактно-формальном равенство (повязка на глазах) как необходимое условие и основа для объективного суждения о справедливости (весы) при наличии принуждения (меч). Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой общезначимую правильность, а это в рационализированном виде предстает как всеобщая правомерность. Право как неизбежность В той мере, в какой в природе закономерно появление человека как носителя разума, которому присуща социальная форма существования, в такой же мере закономерно появление права как необходимого элемента механизма существования и развития людей, их сообщества. Право - это элемент социума, который способен преодолеть негативные стороны свободы и обеспечить оптимальное функционирование условий и стимулов, приводящих к поступательному развитию человеческого рода. Поэтому право - обязательное, существенное звено на пути развития человечества, звено без которого человеческий прогресс невозможен в принципе. Право как «свое» Определение и формальное закрепление границ свободы состоит не только в установлении неких барьеров, закрепляющих и охранительных механизмов. Для права характерно определение каждому «своего», построение механизмаограждения этого «своего» от посягательств каждого другого. Этот элемент сущности права стал складываться на ранних стадиях биосоциальной истории человечества Именно через категорию «свое» право проникает в самые недра механизмов, определяющих поведение людей - в область интересов и воли человека. При помощи субъективных юридических прав «свое» в эти-ко-психологическом понимании переключается во «внешнее свое», когда вступает в действие сложный юридический инструментарий, комплекс юридических механизмов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.65.1 (0.008 с.) |