ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА



Сущность права

Сущность социального явления- это главная внутренняя, относительно устойчивая качественна основа явления, ко­торая отражает его истинную природу- и назначение в обществе  


Основная трудность поиска определений сущности права: если математические дефиниции создают само понятие, то фило­софские дефиниции только объясняют это понятие.

Для постижения сущности права недостаточно знать содер­жание законодательства различных стран и народов. Сущность права не может быть постигнута методами практической юрис­пруденции, не может быть постигнута ни сравнительным право­ведением, ни даже общей теорией права.

Выявление сущности права - предмет науки философии права

Три основные концепции сущноспш права:

1.Одни юристы придерживаются нормативистскойкон­цепции, утверждая, что формой существования права как соци­ального явления являются слова, определения, тексты законов (право-слово)

2. Другие - что тексты законов действуют только тогда, ко­гда доводятся до всеобщего сведения и воспринимаются общест­венным сознанием, даже если они воспринимаются и осуществ­ляются не так, как это было задумано законодателем. Впрочем и сам законодатель, принимая законы может противоречить сам себе или общепризнанным нормам современного ему общества. На эти доводы опирается естественно-правовая (и близкая к ней психологическая) концепция права (право-сознание)

3. Третьи, сторонники социологической концепции, указы­вают, что ни тексты законов, ни их восприятие в общественном правосознании не становятся правом до тех пор. пока не вопло­щаются в общественных отношениях, в поведении субъектов права и соответственно, не обеспечены защитой в заранее опре­деленной процессуальной форме (право-порядок).

Сущность права- это главная внутренняя, относительно устой­чивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначения в обществе  

 

 


Любое из определений сущности права идеологично по своей природе. Философия пока не выработата универсального метода изу­чения общественных явлений. Использование в таком качестве как рационализма (И. Кант), так и материалистически-классового подхода (сущность права - возведенная в закон воля экономически господ­ствующего класса) не позволяет полностью выразить сущность права

Основные современные концепции социальной сущности и назначения права

1) В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой являются нормы конституции государства Далее идут нормы, закре­пленные в законах и других нормативных правовых актах. Юридиче­ская сила каждой нормы определяется вышестоящей нормой права которая имеет большую юридическую силу. Источником права является государство, которое само есть организованный правопорядок.

2) Социологическая концепция возникла во второй поло­вине XIX в. Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы - всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы - государствен­ные чиновники, сами граждане. Поэтому главное в праве - реаль­ные общественные отношения, создаваемые гражданами, долж­ностными лицами, органами и организациями, которые охраня­ются и защищаются государством. И решение правового вопроса основано на выяснении сути данного отношения между- людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права.

3) Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию. Право - это эмоции, обязательственно-притязательные переживания, вызванные определенным событием, и отношение к нему. И это психологическое состояние определяет поведение и деятельность человека и является реальным правом.

4) Согласно теории естественного права каждому чело­веку как социальному существу, с момента рождения принадле­жат права и свободы. А затем они находят свое выражение в пра­ве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории И. Кант утверждал, что каждый человек вправе действо­вать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещать­ся с произволом другого равноправного с ним индивида.

5) Классовая, марксистско-ленинская теория характери­зует право как волю господствующего класса, возведенную в за­кон, волю, содержание которой определяется материальными ус­ловиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим, устанавливает право, отвечаю­щее его интересам, и подавляет интересы других классов.

6) Согласно позитивистской теории, правом признается реально действующее право. Для того, чтобы познать право необхо­димо изучать его таким, какое оно есть. Юридико-позитивистское понимание права исходит из того, что право - это система детерми­нант, порождающих строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функцио­нирования государственных институтов: законов, прецедентов, су­дов, парламентов, правительств, чиновников и т. п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, под­вергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществ­ления государственной политики.

Этатический позитивизм рассматривает право как систему велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, ло­гически и исторически связанные между собой, по другую - гра­жданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные инте­ресы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства.

Основные характеристики элементов сущности права

Право - социальный регулятор, рассчитанный на конфликтную ситуацию

 

Особенность права как социального регулятора состоит в том, что оно изначально нацелено на конфликтную среду' и стро­ится так, чтобы организовывать поведение субъектов в условиях столкновений их интересов. Чтобы действия людей по удовле­творению их потребностей в результате действия правовых ин­ститутов не приводили бы к более острой конфликтной ситуации.

Право как формальное равенство

Понятие «равенство» является результатом абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым явлениями.

Основанием для уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая в форме его правоспособности и правосубъектности.

Правовое равенство как равная мера свободы означает тре­бование наличия эквивалента в отношениях между свободными индивидами.

Право - общий масштаб, равная свобода индивида. Причем, в социальной сфере равенство людей достижимо только как фор­мально-правовое равенство.

Исходные фактические различия между- людьми, рассмот­ренные и урегулированные с точки зрения абстрактно-всеобщего правового принципа равенства, предстают в итоге в виде нера­венства в уже приобретенных правах.

Право, как форма отношений индивидов по принципу ра­венства не уничтожает исходных различий между индивидуума­ми, но формализует и упорядочивает их, трансформирует неоп­ределенные фактическое различия в формально-определенные неравные права независимых, свободных личностей.

Право как свобода

Всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры свободы означает от­рицание произвола.

Правовая мера всеобща лишь постольку, поскольку она ос­тается равной (единой) для различных субъектов. Всеобщность права следовательно относительна - она ограничена пределами действия единой меры в различных отношениях. Само равенство здесь состоит в том, что субъекты данного круга отношений под­падают по действие единой, общей меры.

Своей всеобщей мерой право отмеряет свободу индивидов по единому масштабу, свободу в действиях, поступках, во внешнем по­ведении людей. Дозволения и запреты права представляют собой пределы достигнутой свободы.

Право как справедливость

Разрешение конфликта по праву означает справедливое ре­шение спора. Изображение богини справедливости Фемиды ил­люстрирует это символическими средствами: присущее праву аб­страктно-формальном равенство (повязка на глазах) как необхо­димое условие и основа для объективного суждения о справедли­вости (весы) при наличии принуждения (меч).

Более того, только право и справедливо. Ведь справедли­вость потому собственно и справедлива, что воплощает собой общезначимую правильность, а это в рационализированном виде предстает как всеобщая правомерность.

Право как неизбежность

В той мере, в какой в природе закономерно появление чело­века как носителя разума, которому присуща социальная форма существования, в такой же мере закономерно появление права как необходимого элемента механизма существования и развития людей, их сообщества. Право - это элемент социума, который способен преодолеть негативные стороны свободы и обеспечить оптимальное функционирование условий и стимулов, приводя­щих к поступательному развитию человеческого рода.

Поэтому право - обязательное, существенное звено на пути развития человечества, звено без которого человеческий прогресс невозможен в принципе.

Право как «свое»

Определение и формальное закрепление границ свободы со­стоит не только в установлении неких барьеров, закрепляющих и охранительных механизмов. Для права характерно определение каждому «своего», построение механизмаограждения этого «своего» от посягательств каждого другого. Этот элемент сущности права стал складываться на ранних стадиях биосоциальной истории человечества Именно через кате­горию «свое» право проникает в самые недра механизмов, опреде­ляющих поведение людей - в область интересов и воли человека.

При помощи субъективных юридических прав «свое» в эти-ко-психологическом понимании переключается во «внешнее свое», когда вступает в действие сложный юридический инстру­ментарий, комплекс юридических механизмов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.016 с.)