1. Правотворчество: понятие, принципы, виды и формы
Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.
|
Демократизм –обязательность выявления и выражения в нормах права и воли интересов народа
|
Законность– соблюдение процедуры и компетентности принятия актов
|
Научность– обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права
|
Современность –правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений
|
Профессионализм –компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов
|
Исполнимость –учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать
|
Планирование –четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам времени
|
Дифференциация правотворческой компетенции –правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав
|
Правотворчество имеет две стороны:
1. Внешняя (формальная) сторона представляет собой формулирование и написание текста нормативного правового акта - закона, указа, постановления как определенного письменного документа. Для наиболее успешного решения этого вопроса привлекаются лингвисты, специалисты по русскому языку, юристы-профессионалы, которые используют определенные приемы и способы построения структуры и написания текста нормативного правового акта.
2. Внутренняя (содержательная) сторона правотворчества представляет собой выражение и закрепление в нормативных правовых актах интересов и потребностей небольшой группы, клана, находящихся у власти лиц, либо большинства населения. При этом в зависимости от того, чьи интересы выражаются в праве, процедура правотворчества может быть различной.
непосредственное правотворчество народа (референдум)
|
правотворчество государственных органов правотворчество должностных лиц государства
|
совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений
|
по способу придания юридической силы
|
делегированное правотворчество
|
санкционированное правотворчество
|
по наличию и отсутствию лоббирования
|
лоббируемое правотворчество
|
нелоббируемое правотворчество
|
Правотворчество осуществляется
В различных формах
1. Правоустановительная деятельность управомоченных государственных органов. Данные вид в современных государствах применяется наиболее широко.
Наряду с законотворческой деятельностью парламента, правотворчеством занимаются и другие государственные органы, такие, как президент, правительство, министерства. Они принимают на основании и во исполнение законов подзаконные нормативные правовые акты.
2. Санкционирование, т. е. утверждение или признание в качестве норм права правил, которые сложились в обществе независимо от государственных органов. К таким правилам относятся обычаи, деловые обыкновения, нормы, выработанные негосударственными организациями, например профсоюзами, партиями и др.
Санкционирование может осуществляться в двух формах:
- в форме утверждения сложившегося в обществе правила без включения его в нормативный правовой акт,
- с непосредственным включением его в текст нормативного правового акта.
3. Непосредственное правотворчество народа в форме референдумов, в результате проведения которых принимаются нормативные правовые акты. Они не требуют утверждения государственных органов и не могут быть изменены или отменены ими.
Референдумы могут быть общегосударственными, в результате которых принимаются нормативные правовые акты, действующие на всей территории страны, а также региональными и местными.
4. Заключение соглашений или договоров, содержащих нормы права. Такие соглашения могут быть двухсторонними или многосторонними, внутригосударственными и межгосударственными.
5. Установление правового прецедента судом или административным государственным органом. В этом случае судебное решение или административный акт по конкретном}' делу является образцом при принятии решений по анатогичным делам в будущем. В результате судебных или административных прецедентов формируется прецедентное право.
Законодательный процесс
Стадии законодательного процесса
|
1. Законодательная инициатива - это право субъектов Законодательной Инициативы
(ст. 104 Конституции РФ) возбуждать перед законодательным
органом вопрос об издании, изменении или отмене закона,
влекшее обязательное рассмотрение
|
2. Подготовка проекта закона
|
3.Обсуждение. принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях)
|
Подписание и обнародование (опубликование) закона Президентом
|
4. Одобрение закона Советом Федерации
|
Процедура приятия, одобрения, подписания и обнародования федерального закона
|
Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания)
|
Федеральный закон принимается большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы и в течении
пяти дней передается на рассмотрение
|
Совету федерации (верхняя палата Федерального Собрания)
|
если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов Совет Федерации
|
если в течении 14 дней он не будет рассмотрен в Совет Федерации
|
в этом случае он подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой
|
е случае несогласия Государственной Думы с решением СФ закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа членов ГД
|
Принятый Федеральный закон в течении пяти дней поступает Президенту РФ
|
Президент РФ в течении 14 дней с момента поступления
|
подписывает закон и обнародует его
|
отклоняет закон, т.е. не подписывает и не обнародует его
|
В этом случае Государственная Дума
и Совет Федерации в установленном
порядке вновь рассматривают данный
закон. Если при повторном рассмотрении
закон будет одобрен в ранее принятой
редакции большинством не менее 2/3 от
общего числа депутатов Государственной
Думы и членов Совета Федерации, он
подлежит подписанию Президентом РФ
в течении 7 дней и обнародованию
|
Порядок принятия, одобрения, подписания и обнародования федеральных конституционных законов
|
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он
одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный
конституционный закон в течении 14 дней подлежит подписанию
Президентом Российской Федерации и обнародованию
|
Законодательная инициатива
1. Стадия законодательного процесса.
2. Совокупность норм права, регулирующих порядок внесения законопроектов.
3. Субъективное юридическое право определенного субъекта принять участие в законодательном процессе.
Юридическое значение
- упорядочивает законодательный процесс;
Субъекты законодательной инициативы - те участники,
законодательного процесса, которые прямо указаны в ст. 104
Конституции РФ и которым предоставлено полномочие предложить
принять, изменить и отменить тот или иной законодательный акт.
Указанное предложение порождает юридическую обязанность
законотворческого органа рассмотреть его
|
законопроект, внесенный субъектом законодательной инициативы обязателен для рассмотрения.
Субъекты законодательной инициативы
|
Высший Арбитражный Суд России
|
Совет Федерации Федерального Собрания России
|
Члены Совета Федерации Федерального Собрания России
|
Депутаты Государственной Думы
|
Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации
|
Конституционный Суд России
|
Юридическая техника
Юридическая техника - совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов
|
Правотворческая (законодательная)
|
Правореализационная (правоприменительная)
|
Виды средств юридической техники
|
Средства юридического
выражения воли
законодателя
|
нормативное построение - норма права
должна быть выражена в виде
нормы-предписания (гипотеза -диспозиция;
гипотеза санкция)
|
системное построение - норма права
должна быть выражена в виде логической
нормы (гипотеза-диспозиция-санкция)
|
отраслевая типизация - каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права
|
Средства словесно-документального изложения текста документа
|
реквизиты (наименование акта, его
заголовок, дата принятия, вступление в
действие, подписи и т.п.)
|
структурное построение - определенный
порядок расположения материала, его
расчлененность и согласованность
|
юридическая терминология- совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия
|
стиль правового акта - система приемов
наиболее целесообразного использования
языковых средств в нормативных документах
|
Виды юридических терминов
|
Общеупотребительные дом, стол, машина, дерево и т.п.
|
специальные неюридические эпидемия, эпизоотия и т.п.
|
специальные юридические прокурор, адвокат, статут, подозреваемый и т.п.
|
Приемы (способы) юридической техники
|
по степени обещания конфетных показателей
|
абстрактный - при формулировании
нормы права используется обобщающая
формулировка
|
казуистический - при формулировании
нормы права последовательно
перечисляются условия, при которых она
действует
|
по способу изложения
элементов юридической
техники
|
прямой - гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье правого акта
|
ссылочный - отдельные элементы нормы
(или гипотеза; или диспозиция; или
санкция) изложены в других конкретных
статьях конкретного закона и к ним сделана
отсылка
|
бланкетный - разновидность ссылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще
всего путем упоминания
соответствующих правил, инструкций,
иных законодательных актов
|
Примечания в нормативном правовом
акте - особый прием юридической техники, представляющий собой элемент вспомогательной графики. Используется
при оформлении содержания нестандартного, дополнительного
материала и может содержать
законодательные дифиниции, схемы,
таблицы, перечни
|
Особые средства юридической техники
|
Правовые презумпции -предположение о
наличии
или отсутствии
определенных
фактов, подтвержденное
предшествующим опытом
|
Правововые фикции -
несуществующее
положение, признаваемое
в соответствии с
законодательством
последствия. Фикции в нормативных
актах выражаются словами "как бы", "как если бы", "допустим".
|
Правововой символ -
это охраняемый
государством условный
образ, отличительный знак,
представляющий собой
видимое либо слышимое
образование, которому
субъект правотворчества
предает особый
политико-правовой смысл,
не связанный с сущностью
образования. Правовые
символы - своеобразные
средства формализации
юридического содержания в
целях придания ему
четкости, определенности,
образности
|
ТЕМА 14. ПРАВОМЕРНОЕ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ