Тема 13. Правотворчество. Законодательный процесс, юридическая техника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Правотворчество. Законодательный процесс, юридическая техника



1. Правотворчество: понятие, принципы, виды и формы

Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.

 

 

Принципы правотворчества
Демократизм –обязательность выявления и выражения в нормах права и воли интересов народа
Законность– соблюдение процедуры и компетентности принятия актов    
Научность– обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права
Современность –правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений
Профессионализм –компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов
Исполнимость –учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать
Планирование –четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам времени
Дифференциация правотворческой компетенции –правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав

 

 


 

 

Правотворчество имеет две стороны:

1. Внешняя (формальная) сторона представляет собой формулирование и написание текста нормативного правового ак­та - закона, указа, постановления как определенного письменного документа. Для наиболее успешного решения этого вопроса при­влекаются лингвисты, специалисты по русскому языку, юристы-профессионалы, которые используют определенные приемы и способы построения структуры и написания текста нормативного правового акта.

2. Внутренняя (содержательная) сторона правотворче­ства представляет собой выражение и закрепление в норматив­ных правовых актах интересов и потребностей небольшой груп­пы, клана, находящихся у власти лиц, либо большинства населе­ния. При этом в зависимости от того, чьи интересы выражаются в праве, процедура правотворчества может быть различной.

Виды правотворчества
По субъекту
непосредственное правотворчество народа (референдум)
правотворчество государственных органов правотворчество должностных лиц государства
совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений
по способу придания юридической силы
делегированное правотворчество
санкционированное правотворчество
по наличию и отсутствию лоббирования
лоббируемое правотворчество
нелоббируемое правотворчество

 

 


 

Правотворчество осуществляется

В различных формах

 

1. Правоустановительная деятельность управомоченных государственных органов. Данные вид в современных государст­вах применяется наиболее широко.

Наряду с законотворческой деятельностью парламента, пра­вотворчеством занимаются и другие государственные органы, та­кие, как президент, правительство, министерства. Они принима­ют на основании и во исполнение законов подзаконные норма­тивные правовые акты.

 

2. Санкционирование, т. е. утверждение или признание в каче­стве норм права правил, которые сложились в обществе независимо от государственных органов. К таким правилам относятся обычаи, деловые обыкновения, нормы, выработанные негосударственными организациями, например профсоюзами, партиями и др.

Санкционирование может осуществляться в двух формах:

- в форме утверждения сложившегося в обществе правила без включения его в нормативный правовой акт,

- с непосредственным включением его в текст нормативно­го правового акта.

 

3. Непосредственное правотворчество народа в форме рефе­рендумов, в результате проведения которых принимаются норма­тивные правовые акты. Они не требуют утверждения государствен­ных органов и не могут быть изменены или отменены ими.

Референдумы могут быть общегосударственными, в результате которых принимаются нормативные правовые акты, действующие на всей территории страны, а также региональными и местными.

 

4. Заключение соглашений или договоров, содержащих нормы права. Такие соглашения могут быть двухсторонними или много­сторонними, внутригосударственными и межгосударственными.

 

5. Установление правового прецедента судом или админи­стративным государственным органом. В этом случае судебное решение или административный акт по конкретном}' делу являет­ся образцом при принятии решений по анатогичным делам в бу­дущем. В результате судебных или административных прецеден­тов формируется прецедентное право.

 

 

Законодательный процесс

Стадии законодательного процесса
1. Законодательная инициатива - это право субъектов Законодательной Инициативы (ст. 104 Конституции РФ) возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона, влекшее обязательное рассмотрение
2. Подготовка проекта закона
3.Обсуждение. принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях)
Подписание и обнародование (опубликование) закона Президентом
4. Одобрение закона Советом Федерации

 


 

 

Процедура приятия, одобрения, подписания и обнародования федерального закона
Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания)
Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течении пяти дней передается на рассмотрение
Совету федерации (верхняя палата Федерального Собрания)
Закон одобрен
Закон отклонен
если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов Совет Федерации
если в течении 14 дней он не будет рассмотрен в Совет Федерации
в этом случае он подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой
е случае несогласия Государственной Думы с решением СФ закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа членов ГД
Принятый Федеральный закон в течении пяти дней поступает Президенту РФ

 

 


 

Президент РФ в течении 14 дней с момента поступления
подписывает закон и обнародует его
отклоняет закон, т.е. не подписывает и не обнародует его
В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию
Закон вступает в силу

 

 


 

Порядок принятия, одобрения, подписания и обнародования федеральных конституционных законов
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию

 

 


 

 

Законодательная инициатива

 

1. Стадия законодательного процесса.

2. Совокупность норм права, регулирующих порядок внесе­ния законопроектов.

3. Субъективное юридическое право определенного субъек­та принять участие в законодательном процессе.

Юридическое значение

- упорядочивает законодательный процесс;

Субъекты законодательной инициативы - те участники, законодательного процесса, которые прямо указаны в ст. 104 Конституции РФ и которым предоставлено полномочие предложить принять, изменить и отменить тот или иной законодательный акт. Указанное предложение порождает юридическую обязанность законотворческого органа рассмотреть его
законопроект, внесенный субъектом законодательной инициативы обязателен для рассмотрения.

 

 

Субъекты законодательной инициативы
Президент России
Высший Арбитражный Суд России
Верховный Суд России
Совет Федерации Федерального Собрания России
Члены Совета Федерации Федерального Собрания России
Депутаты Государственной Думы
Правительство России
Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации
Конституционный Суд России

 


 

Юридическая техника

Юридическая техника - совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов

 

 


Виды юридической техники
Правотворческая (законодательная)
Интерпретационная
Правореализационная (правоприменительная)

 

Виды средств юридической техники
Средства юридического выражения воли законодателя
нормативное построение - норма права должна быть выражена в виде нормы-предписания (гипотеза -диспозиция; гипотеза санкция)
системное построение - норма права должна быть выражена в виде логической нормы (гипотеза-диспозиция-санкция)
отраслевая типизация - каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права
Средства словесно-документального изложения текста документа
реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т.п.)
структурное построение - определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность
юридическая терминология- совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия
стиль правового акта - система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах

 


 

Виды юридических терминов
Общеупотребительные дом, стол, машина, дерево и т.п.
специальные неюридические эпидемия, эпизоотия и т.п.
специальные юридические прокурор, адвокат, статут, подозреваемый и т.п.

 

 


Приемы (способы) юридической техники
по степени обещания конфетных показателей
абстрактный - при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка
казуистический - при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует
по способу изложения элементов юридической техники
прямой - гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье правого акта
ссылочный - отдельные элементы нормы (или гипотеза; или диспозиция; или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка
бланкетный - разновидность ссылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов
особые  
Примечания в нормативном правовом акте - особый прием юридической техники, представляющий собой элемент вспомогательной графики. Используется при оформлении содержания нестандартного, дополнительного материала и может содержать законодательные дифиниции, схемы, таблицы, перечни

 

Особые средства юридической техники
Правовые презумпции -предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, подтвержденное предшествующим опытом
Правововые фикции - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами "как бы", "как если бы", "допустим".
Правововой символ - это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества предает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью образования. Правовые символы - своеобразные средства формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, образности

 

 


ТЕМА 14. ПРАВОМЕРНОЕ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.051 с.)