Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Правотворчество и законодательный процесс 4 ч

Поиск

1. Правотворчество: понятие и виды.

2. Принципы правотворчества.

3. Законодательный процесс как основной вид право­творческого и его основные стадии.

4. Законодательная техника и ее правила.

5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Методические рекомендации

Правотворчество: понятие и виды. При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо исхдить из того, что правотворчество – это деятельность государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по приянтию, изменению и отмене юридических норм. Необходимо назвать, кто выступает субъектами правотворчества, чем отличается правотворчество от нормотворчества и законотворчества, каковы признаки правотворчества.

Принципы правотворчества. Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах. В рамках данного вопроса следует дать понятие принципа правотворчества, назвать конкретные принципы правотворчества и раскрыть их содержание.

Законодательный процесс как основной вид право­творческого и его основные стадии. При рассмотрении третьего вопроса следует сформулировать поня­тие законодательного процесса, перечислить стадии и дать их общую характеристику. Помимо этого следует порассуждать об особенностях законо­дательного процесса в РФ. Выявить и обсудить проблемы законотворчества субъектов РФ.

Законодательная техника и ее правила. При рассмотрении четвертого вопроса следует дать определение зако­нодательной техники, сосредоточить внимание на основных ее приемах и правилах. Обратить внимание на критерии оценки качества закона.

В данном вопросе необходимо рассмотреть различные подхо­ды к пониманию юридической техники, как соотносятся понятия «законодательная техника» и «юридическая техника». В частности, под юриди­ческой техникой понимается совокупность средств и приемов, ис­пользуемых в соответствии с правилами при выработке и систе­матизации правовых актов.(С.С. Алексеев)

Также нужно акцентировать внимание на то, что из себя представ­ляют средства, приемы, способы, методы юридической техники.

В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юри­дическая техника - это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. В этом вопросе необходимо в первую очередь выделить критерии классификации юридической техники (стадии правового регулирования).

В связи с этим нужно рассмотреть основные характеристики следующих видов: правотворческая техника, техника опубликова­ния нормативных актов, интерпретационная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника.

Также нужно отметить содержание юридической техники, а имен­но выделить общие правила юридической техники. К ним относят­ся: познавательно-юридические, нормативно-структурные, логичес­кие, язоковые, документально-технические, процедурные правила.

Систематизация нормативных актов: понятие и виды. При рассмотрении данного вопроса следует сформулировать поня­тие систематизации законодательства. При этом необходимо учитывать, что систематизация — разновидность юридической деятельности. Раз­граничивая формы систематизации законодательства, следует указать его критерии.

Необходимо охарактеризовать та­кую форму систематизации законодательства, как инкорпорация. Особое внимание должно быть обращено на определение субъектов инкорпора­ции, ее предмета и эффективности в практике органов внутренних дел.

Также при рассмотрении названного вопроса необходимо охарактеризовать такую форму систематизации законодательства, как кодификация. Особое внимание должно быть обращено на определение субъектов кодифика­ции, ее предмета и соотношению с иными формами систематизации.

Подробно следует рассмотреть такие виды систематизации как: свод законов как высшая форма систематического собрания нормативных юриди­ческих актов, систематизация с использованием возможностей ком­пьютерной техники. Также важно рассмотреть специализацию и ее виды: предметная, функциональная, региональная, смешанная, а также ее формы: дифференциация, конкретизация, детализация. Бу­дет правильным соотнести специализацию с унификацией.

Задания для самостоятельной подготовки – 4 ч

1. Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «правотворчество», «правообразование», «принципы правотворчества», «субъекты правотворчества»; «законодательный процесс», «стадии законодательного процесса». «систематизация нормативно-правовых актов», «инкорпорация», «кодификация», «консолидация», «кодекс», «устав».

2. Схематично отразите процедуру правотворчества в Россий­ской Федерации.

3. Определите соотношение понятий «сборник нормативно-правовых актов» и «свод законов».

4. Какой вид систематизации нормативно-правовых актов является наиболее эффективным. Ответ аргументируйте.

 

Темы докладов и сообщений

1. Кодифицированные акты: понятие, виды, место в системе нормативных актов.

2. Юридическая техника, юридический стиль и язык.

3. Систематизация законодательства как способ его развития

4. Концепции развития российского законодательства

Контрольные вопросы

1. Что такое правотворчество и законотворчество, их соотно­шение?

2. Обладают ли правоохранительные органы правом законо­дательной инициативы? В чем это выражается?

3. Назовите принципы, формы и виды правотворчества.

4. Зачем применяется систематизация нормативно-правовых актов?

5. Какова роль юридической техники в процессе правотворчества?

6. Дайте понятие юридического процесса и юридической процедуры.

7. Назовите признаки инкорпорации, консолидации и кодификации.

8. Определите понятие и значение юридической техники.

9. В чем состоит содержание юридической техники?

10. Какие правила юридической техники применяются, для того, чтобы сделать юридические документы социально адекватными?

11. Правотворческий процесс в РФ включает в себя стадию:

а) правоприменения;

б) выбора и анализа нормы права;

в) законодательной инициативы;

г) реализации прав и обязанностей;

д) толкования норм права.

12. Процесс воздействия (с помощью юридических средств) на развитие общественных отношений с целью их упорядочения, - это...

а) директивное управление

б) правоприменение

в) законотворческий процесс

г) правовое регулирование

13. Деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм, - это...

а) правореализация

б) правотворчество

в) правоприменение

г) толкование права

14. Упорядочение нормативных актов - это...

а) толкование

б) реализация права

в) систематизация

г) юридическая техника

15. Без проведения референдума не может быть изменена эта глава Конституции:

a) первая

b) вторая

c) девятая

d) все вышеперечисленные

16. Систематизация законодательства — это...

a) деятельность по приведению нормативных актов в еди­ную, упорядоченную систему;

b) сбор государственными органами и другими учрежде­ниями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хране­ние, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

c) подготовка и издание различного рода собраний и сбор­ников нормативных актов;

d) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объ­единения норм разрозненных актов, изданных по одному во­просу;

e) подготовка и принятие новых актов, в которых поме­щаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания.

17. Учет нормативных актов — это...

a) деятельность по приведению нормативных актов в еди­ную, упорядоченную систему;

b) сбор государственными органами и другими учрежде­ниями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хране­ние, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

c) подготовка и издание различного рода собраний и сбор­ников нормативных актов;

d) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объ­единения норм разрозненных актов, изданных по одному во­просу;

e) подготовка и принятие новых актов, в которых поме­щаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания.

18. Инкорпорация законодательства — это...

a) деятельность по приведению нормативных актов в еди­ную, упорядоченную систему;

b) сбор государственными органами и другими учрежде­ниями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хране­ние, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

c) подготовка и издание различного рода собраний и сбор­ников нормативных актов;

d) подготовка и принятие укрупненных актов па базе объ­единения норм разрозненных актов, изданных по одному во­просу;.

e) подготовка и принятие новых актов, в которых поме­щаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания.

f) Консолидация законодательства — это...

g) деятельность по приведению нормативных актов в еди­ную, упорядоченную систему;

h) сбор государственными органами и другими учрежде­ниями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хране­ние, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

i) подготовка и издание различного рода собраний и сбор­ников нормативных актов;

j) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объ­единения норм разрозненных актов, изданных по одному во­просу;

k) подготовка и принятие новых актов, в которых поме­щаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания.

19. Кодификация законодательства — это...

a) деятельность по приведению нормативных актов в еди­ную, упорядоченную систему;

b) сбор государственными органами и другими учрежде­ниями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хране­ние, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

c) подготовка и издание различного рода собраний и сбор­ников нормативных актов;

d) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объ­единения норм разрозненных актов, изданных по одному во­просу;

e) подготовка и принятие новых актов, в которых поме­щаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания.

20. Подготовка и принятие укрупненных актов на ба­зе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу — это...

a) учет нормативных актов;

b) инкорпорация законодательства;

c) консолидация законодательства;

d) кодификация законодательства.

 

Основная литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

2. Федеральный закон от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

3. Указ Президента РФ от 11 января 1993 г. № 11 «О порядке опуб­ликования международных договоров Российской Федерации» // Соб­рание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 г.№3.

4. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубли­кования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. 28 мая.

5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. N 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» (редакция от 07.07.2011 г.).

6. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» (редакция от 20.02.2010 г.).

 

Литература

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2003.

8. Матузов Н И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

9. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лаза­рева. М., 2005.

10. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2007.

11. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. 2-е изд. М., 2000.

Дополнительная литература

12. Абрамова Н.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал российского права. 2006. № 3.

13. Абрамова Н.И., Рахманина Т.Н. О практике опубликования право­вых актов субъектов Российской Федерации // Журнал российского пра­ва. 2001. №9.

14. Адаруева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельно­сти Государственной Думы // Журнал российского права. 2000. № 3.

15. Алибарнов С.Ю. Законодательство о референдумах (сравнитель­ный анализ) // Государство и право. 1992. № 4.

16. Байтин М.И. Некоторые общетеоретические вопросы в свете регио­нального законотворчества Российской Федерации // Законотворческая дея­тельность субъектов Российской Федерации: мат-лы конф. Саратов, 1998.

17. Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой проце­дуры // Журнал российского права. 2000. № 8.

18. Баландин В.Н., Павлушина А.А. О видах юридического процесса // Правоведение. 2002. № 4.

19. Баландин В.Н., Павлушина А.А. Проблемы соотношения «материаль­ного» и «процессуального» в праве и ее значение для определения понятия «юридический процесс» // Журнал российского права. 2002. № 6.

20. Бессарабов В. Парламент и законотворчество // Законность. 1999. №4.

21. Бойков А.Д. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Го­сударство и право. 1992. №11.

22. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

23. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнози­рование. М., 1993.

24. Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.Я. Федеральный законо­дательный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор) // Госу­дарство и право. 1998. № 9.

25. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. №8.

26. Дрейшев Б.В. Процессуально-правовое обеспечение технологии подготовки и издания нормативных актов государственного управле­ния // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6, вып. 3.

27. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совер­шенствования //Государство и право. 1993. № 10.

28. Дюрягин И.Я. Язык закона// Правоведение. 1991. № 5.

29. Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. 1995. № 5.

30. Законодательный процесс: науч.-практ. пособие / Под ред. Р.Ф. Ва­сильева. М., 2000.

31. Исаков В.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. 1997. №7.

32. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Жур­нал российского права. 2001. № 9.

33. Карташов В.Н Теория правовой системы общества: учебное по­собие: в 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1.

34. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворче­ского процесса // Правоведение. 1991. № 6.

35. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.

36. Колдаева Н.И. Конституционные основы систематизации законо­дательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 2.

37. Концепции развития российского закона. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

38. Коробова А.П. О понятии и природе правовой политики // Право­вая политика и правовая жизнь. 2003. № I.

39. Котелевская И В. Информация и законодательный процесс // Со­ветское государство и право. 1990. № 9.

40. Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное по­собие. Саратов, 2009.

41. Литягин Н. П. Ревизия и систематизация законодательства // Го­сударство и право. 2003. № 4.

42. Лукьянова К.Г. Тенденция развития процессуального законода­тельства в свете общей теории права // Государство и право. 2003. № 2.

43. Любимов А.Д. Соотношение законодательных предложений (об­ращений) граждан и профессиональных лоббистов // Журнал россий­ского права. 1999. № 1.

44. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. №8.

45. Муратшин Ф.Р. Законодательство субъекта Федерации - реаль­ность, требующая осмысления // Журнал российского права. 1999. №9.

46. Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии // Пра­воведение. 2005. №6.

47. Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Правоведение. 2000. № 1.

48. Пекарь Л. Систематизация законодательства // Законность. 2003. № 7.

49. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

50. Правила подготовки ведомственных нормативных актов // Хозяй­ство и право. 1993. № 10.

51. Правовая политика: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Мату- зова, А.В. Малько. М., 2004.Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.

52. Проблемы юридической техники / под ред. В.М. Баранова. Н. Нов­город, 2000.

53. Протасов В Н. Юридическая процедура. М., 1991.

54. Рарог А.И., Грачева Ю.В. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения // Государство и право. 2002. № 4.

55. Розенфельд В.Г., Сергеев А.А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. 2000. № 6.

56. Сенякин И.Н. Проблемы упорядочивания терминологии норма­тивно-правовых актов Российской Федерации // Вопросы теории госу­дарства и права. Новые идеи и подходы: межвуз. сборник науч. тру­дов. Саратов, 2000. Вып. 2(11).

57. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законо­дательства. Проблемы теории и практики. Саратов, 1993.

58. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в реше­нии задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1.

59. Сырых Е.В. О критериях качества федеральных законов в сфере экономики // Журнал российского права. 2000. № 2.

60. Сычев А.Л. Нормотворчество субъекта Российской Федерации (на примере Новосибирской области) //Журнал российского права. 2001. № 1.

61. Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М., 1995.

62. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1.

63. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. 2003. № 3.

64. Упорядочение законотворчества - насущная потребность правого государства // Журнал российского права. 1997. № 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.008 с.)