Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Правотворчество и законодательный процесс 4 чСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Правотворчество: понятие и виды. 2. Принципы правотворчества. 3. Законодательный процесс как основной вид правотворческого и его основные стадии. 4. Законодательная техника и ее правила. 5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Методические рекомендации Правотворчество: понятие и виды. При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо исхдить из того, что правотворчество – это деятельность государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по приянтию, изменению и отмене юридических норм. Необходимо назвать, кто выступает субъектами правотворчества, чем отличается правотворчество от нормотворчества и законотворчества, каковы признаки правотворчества. Принципы правотворчества. Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах. В рамках данного вопроса следует дать понятие принципа правотворчества, назвать конкретные принципы правотворчества и раскрыть их содержание. Законодательный процесс как основной вид правотворческого и его основные стадии. При рассмотрении третьего вопроса следует сформулировать понятие законодательного процесса, перечислить стадии и дать их общую характеристику. Помимо этого следует порассуждать об особенностях законодательного процесса в РФ. Выявить и обсудить проблемы законотворчества субъектов РФ. Законодательная техника и ее правила. При рассмотрении четвертого вопроса следует дать определение законодательной техники, сосредоточить внимание на основных ее приемах и правилах. Обратить внимание на критерии оценки качества закона. В данном вопросе необходимо рассмотреть различные подходы к пониманию юридической техники, как соотносятся понятия «законодательная техника» и «юридическая техника». В частности, под юридической техникой понимается совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых актов.(С.С. Алексеев) Также нужно акцентировать внимание на то, что из себя представляют средства, приемы, способы, методы юридической техники. В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юридическая техника - это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. В этом вопросе необходимо в первую очередь выделить критерии классификации юридической техники (стадии правового регулирования). В связи с этим нужно рассмотреть основные характеристики следующих видов: правотворческая техника, техника опубликования нормативных актов, интерпретационная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника. Также нужно отметить содержание юридической техники, а именно выделить общие правила юридической техники. К ним относятся: познавательно-юридические, нормативно-структурные, логические, язоковые, документально-технические, процедурные правила. Систематизация нормативных актов: понятие и виды. При рассмотрении данного вопроса следует сформулировать понятие систематизации законодательства. При этом необходимо учитывать, что систематизация — разновидность юридической деятельности. Разграничивая формы систематизации законодательства, следует указать его критерии. Необходимо охарактеризовать такую форму систематизации законодательства, как инкорпорация. Особое внимание должно быть обращено на определение субъектов инкорпорации, ее предмета и эффективности в практике органов внутренних дел. Также при рассмотрении названного вопроса необходимо охарактеризовать такую форму систематизации законодательства, как кодификация. Особое внимание должно быть обращено на определение субъектов кодификации, ее предмета и соотношению с иными формами систематизации. Подробно следует рассмотреть такие виды систематизации как: свод законов как высшая форма систематического собрания нормативных юридических актов, систематизация с использованием возможностей компьютерной техники. Также важно рассмотреть специализацию и ее виды: предметная, функциональная, региональная, смешанная, а также ее формы: дифференциация, конкретизация, детализация. Будет правильным соотнести специализацию с унификацией. Задания для самостоятельной подготовки – 4 ч 1. Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «правотворчество», «правообразование», «принципы правотворчества», «субъекты правотворчества»; «законодательный процесс», «стадии законодательного процесса». «систематизация нормативно-правовых актов», «инкорпорация», «кодификация», «консолидация», «кодекс», «устав». 2. Схематично отразите процедуру правотворчества в Российской Федерации. 3. Определите соотношение понятий «сборник нормативно-правовых актов» и «свод законов». 4. Какой вид систематизации нормативно-правовых актов является наиболее эффективным. Ответ аргументируйте.
Темы докладов и сообщений 1. Кодифицированные акты: понятие, виды, место в системе нормативных актов. 2. Юридическая техника, юридический стиль и язык. 3. Систематизация законодательства как способ его развития 4. Концепции развития российского законодательства Контрольные вопросы 1. Что такое правотворчество и законотворчество, их соотношение? 2. Обладают ли правоохранительные органы правом законодательной инициативы? В чем это выражается? 3. Назовите принципы, формы и виды правотворчества. 4. Зачем применяется систематизация нормативно-правовых актов? 5. Какова роль юридической техники в процессе правотворчества? 6. Дайте понятие юридического процесса и юридической процедуры. 7. Назовите признаки инкорпорации, консолидации и кодификации. 8. Определите понятие и значение юридической техники. 9. В чем состоит содержание юридической техники? 10. Какие правила юридической техники применяются, для того, чтобы сделать юридические документы социально адекватными? 11. Правотворческий процесс в РФ включает в себя стадию: а) правоприменения; б) выбора и анализа нормы права; в) законодательной инициативы; г) реализации прав и обязанностей; д) толкования норм права. 12. Процесс воздействия (с помощью юридических средств) на развитие общественных отношений с целью их упорядочения, - это... а) директивное управление б) правоприменение в) законотворческий процесс г) правовое регулирование 13. Деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм, - это... а) правореализация б) правотворчество в) правоприменение г) толкование права 14. Упорядочение нормативных актов - это... а) толкование б) реализация права в) систематизация г) юридическая техника 15. Без проведения референдума не может быть изменена эта глава Конституции: a) первая b) вторая c) девятая d) все вышеперечисленные 16. Систематизация законодательства — это... a) деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему; b) сбор государственными органами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам; c) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов; d) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу; e) подготовка и принятие новых актов, в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания. 17. Учет нормативных актов — это... a) деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему; b) сбор государственными органами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам; c) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов; d) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу; e) подготовка и принятие новых актов, в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания. 18. Инкорпорация законодательства — это... a) деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему; b) сбор государственными органами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам; c) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов; d) подготовка и принятие укрупненных актов па базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу;. e) подготовка и принятие новых актов, в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания. f) Консолидация законодательства — это... g) деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему; h) сбор государственными органами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам; i) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов; j) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу; k) подготовка и принятие новых актов, в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания. 19. Кодификация законодательства — это... a) деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему; b) сбор государственными органами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам; c) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов; d) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу; e) подготовка и принятие новых актов, в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и иные нормативные предписания. 20. Подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу — это... a) учет нормативных актов; b) инкорпорация законодательства; c) консолидация законодательства; d) кодификация законодательства.
Основная литература Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ 2. Федеральный закон от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ. 3. Указ Президента РФ от 11 января 1993 г. № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 г.№3. 4. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. 28 мая. 5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. N 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» (редакция от 07.07.2011 г.). 6. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» (редакция от 20.02.2010 г.).
Литература 7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2003. 8. Матузов Н И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2008. 9. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. 10. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2007. 11. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. 2-е изд. М., 2000. Дополнительная литература 12. Абрамова Н.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал российского права. 2006. № 3. 13. Абрамова Н.И., Рахманина Т.Н. О практике опубликования правовых актов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. №9. 14. Адаруева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал российского права. 2000. № 3. 15. Алибарнов С.Ю. Законодательство о референдумах (сравнительный анализ) // Государство и право. 1992. № 4. 16. Байтин М.И. Некоторые общетеоретические вопросы в свете регионального законотворчества Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: мат-лы конф. Саратов, 1998. 17. Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. № 8. 18. Баландин В.Н., Павлушина А.А. О видах юридического процесса // Правоведение. 2002. № 4. 19. Баландин В.Н., Павлушина А.А. Проблемы соотношения «материального» и «процессуального» в праве и ее значение для определения понятия «юридический процесс» // Журнал российского права. 2002. № 6. 20. Бессарабов В. Парламент и законотворчество // Законность. 1999. №4. 21. Бойков А.Д. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Государство и право. 1992. №11. 22. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997. 23. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. 24. Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.Я. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор) // Государство и право. 1998. № 9. 25. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. №8. 26. Дрейшев Б.В. Процессуально-правовое обеспечение технологии подготовки и издания нормативных актов государственного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6, вып. 3. 27. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования //Государство и право. 1993. № 10. 28. Дюрягин И.Я. Язык закона// Правоведение. 1991. № 5. 29. Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. 1995. № 5. 30. Законодательный процесс: науч.-практ. пособие / Под ред. Р.Ф. Васильева. М., 2000. 31. Исаков В.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. 1997. №7. 32. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. № 9. 33. Карташов В.Н Теория правовой системы общества: учебное пособие: в 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1. 34. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. 1991. № 6. 35. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998. 36. Колдаева Н.И. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 2. 37. Концепции развития российского закона. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998. 38. Коробова А.П. О понятии и природе правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № I. 39. Котелевская И В. Информация и законодательный процесс // Советское государство и право. 1990. № 9. 40. Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. Саратов, 2009. 41. Литягин Н. П. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4. 42. Лукьянова К.Г. Тенденция развития процессуального законодательства в свете общей теории права // Государство и право. 2003. № 2. 43. Любимов А.Д. Соотношение законодательных предложений (обращений) граждан и профессиональных лоббистов // Журнал российского права. 1999. № 1. 44. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. №8. 45. Муратшин Ф.Р. Законодательство субъекта Федерации - реальность, требующая осмысления // Журнал российского права. 1999. №9. 46. Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии // Правоведение. 2005. №6. 47. Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Правоведение. 2000. № 1. 48. Пекарь Л. Систематизация законодательства // Законность. 2003. № 7. 49. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. 50. Правила подготовки ведомственных нормативных актов // Хозяйство и право. 1993. № 10. 51. Правовая политика: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Мату- зова, А.В. Малько. М., 2004.Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998. 52. Проблемы юридической техники / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000. 53. Протасов В Н. Юридическая процедура. М., 1991. 54. Рарог А.И., Грачева Ю.В. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения // Государство и право. 2002. № 4. 55. Розенфельд В.Г., Сергеев А.А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. 2000. № 6. 56. Сенякин И.Н. Проблемы упорядочивания терминологии нормативно-правовых актов Российской Федерации // Вопросы теории государства и права. Новые идеи и подходы: межвуз. сборник науч. трудов. Саратов, 2000. Вып. 2(11). 57. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства. Проблемы теории и практики. Саратов, 1993. 58. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1. 59. Сырых Е.В. О критериях качества федеральных законов в сфере экономики // Журнал российского права. 2000. № 2. 60. Сычев А.Л. Нормотворчество субъекта Российской Федерации (на примере Новосибирской области) //Журнал российского права. 2001. № 1. 61. Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М., 1995. 62. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1. 63. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. 2003. № 3. 64. Упорядочение законотворчества - насущная потребность правого государства // Журнал российского права. 1997. № 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.008 с.) |