Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники



1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов; обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами; продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

51.Правовое регулирование расчетов наличными деньгами

Правовое регулирование расчетов наличными деньгами

В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими ПД, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.

На основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:

1) по размеру - в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб.

При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью, например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам, при осуществлении выплат по аккредитиву;

2) по порядку расчетов - в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица - получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет.

В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисление (перечисления) на счет получателя, что является самостоятельной банковской операцией15.

Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает возможность введения подобных ограничений и в отношении них, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления ПД, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно.

Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к ПД граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.

Перечисление налогов и сборов через банки без открытия в них банковских счетов могут производить только физические лица. Юридические лица такой операции производить не вправе16.

Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему НК РФ могут производить только физические лица и только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такой возможности соответственно, в законах субъектов РФ или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58). Выводы

Порядок осуществления расчетов наличными деньгами, помимо существа денежного обязательства (частноправовое или публично-правовое), во исполнение которого производятся расчеты, зависит также и от субъективного состава расчетного правоотношения. Если получателем денег является гражданин, платеж во всех случаях может осуществляться путем личного вручения. При осуществлении расчетов по обязательствам с участием физических лиц наличные деньги возможно перечислить получателю через предприятие связи. Если наличные расчеты осуществляются между юридическими лицами, то деньги должны вноситься непосредственно в кассу юридического лица - получателя средств или в строго ограниченных законом случаях - в депозит нотариуса или суда (ст. 327 ГК).

52.Правовое регулирование безналичных расчетов

1. Порядок осуществления денежных расчетов

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими ПД, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ) - никаких ограничений на такие расчеты закон не устанавливает.
Однако порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими ПД, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
2. Безналичные расчеты

В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П, утвержденным Центральным банком РФ 3 октября 2002 г. (с изменениями от 3 марта 2003 г.) (далее - Положение о безналичных расчетах).
Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Формы безналичных расчетов
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор).

53.Понятие и виды цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

- уровня потребительского спроса на продукцию;

- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

– возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

- мер государственного регулирования ценообразования;

- уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений. Деятельность организаций по формированию цен подчинена определенным нормативным актам и правилам. Эти правила различаются в зависимости от того, с ценой какого вида мы имеем дело. Можно выделить несколько видов цен.

1. В зависимости от роли в ценообразовании гос-ва цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и,

2.. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые

3.. Объективные экономические законы развития хозяйства позволяют провести деление цен на оптовые и розничные

54.Правовые основы государственного регулирования цен. Способы регулирования цен

Данными актами определена государственная ценовая политика (государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.

ПП РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат гос. регулированию. В настоящее время утверждены три перечня:

· Перечень продукции, товаров, услуг, гос. регулирование цен на которые осуществляют ПП РФ и федеральные органы исполнительной власти (например, продукция ядерно-топливного цикла, оборонного значения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и другие);

· Перечень продукции, товаров и услуг, гос. регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (например, газ, реализуемый населению; твердое топливо, керосин, реализуемые населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и другие);

· Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительному власти субъектов РФ предоставлено право вводить гос. регулирование тарифов и надбавок (например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и другие).

Гос. регулирование цен по каждой из групп товаров и услуг, включенных в указанные перечни, осуществляется специальными нормативными актами.

Способы государственного регулирования цен можно подразделить на:

· Способы директивного (прямого) регулирования – установление:

· фиксированных цен (фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

· предельных (максимальных и минимальных) цен (предельные уровни тарифов на электроэнергию, потребляемую населением);

· базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (при расчете тарифов за услуги связи, в зависимости от категории потребителей, времени суток, дня недели);

· индексации цен (при регулировании тарифов на ж/д перевозки грузов);

· предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (регулируются торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости);

· предельного уровня рентабельности;

· гарантированных цен (предусматривается возможность применения гарантированных закупочных цен при реализации непосредственно государству с/х продукции, сырья и продовольствия).

· Меры экономического (косвенного) регулирования:

· Бюджетные дотации,

· Компенсации затрат производителям,

· Льготное кредитование и налоговые льготы (что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен).

Нормативными актами предусмотрена необходимость преобладания мер экономического управления ценами над директивными и максимального увязывания прав субъектов РФ по регулированию цен с возможностями их бюджетов.

ПП РФ от 30.06.2004 №332 (в редакции от 27.07.2007) «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам (ФСТ)»:

ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Руководство деятельностью ФСТ осуществляет Правительство РФ.

ФСТ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.

ФСТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.

55.Понятие и правовое регулирование торговой деятельности

Основы законодательного регулирования торговой деятельности. Под торговой деятельностью (или торговлей) понимается вид ПД, связанный с приобретением и продажей товаров и направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика включает в себя совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов торговой деятельности.

 

Среди видов торговли выделяют:

 

1) оптовую (мелкооптовую) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в ПД (в том числе для перепродажи). Сюда также относится любая продажа в иных целях, не связанная с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием объектов торговой деятельности. Мелкооптовая торговля – разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации;

 

2) розничную (мелкорозничную) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях. Такого рода операции не должны быть связаны с осуществлением ПД. Мелкорозничная торговля представляет собой разновидность розничной торговли, связанную с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

 

Специальными субъектами, ведущими торговлю и специализирующимися в данной сфере, выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Среди них следует особо выделить:

 

– хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

 

– хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в ПД, в том числе для продажи или перепродажи.

 

Указанные выше субъекты могут вступать в отношения по поводу организации и осуществления торговой деятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые специальными субъектами, ведущими торговлю, не являются.

 

По видам товаров выделяют: нематериальные товары (например, информационные продукты) и материальные товары (например, твердые, жидкие и др.); потребительские товары (служат для удовлетворения нужд основных групп населения) и товары производственного назначения (предназначенные для продажи с целью их использования во внутрихозяйственной деятельности организаций). Для конечного потребителя наибольшее значение имеют продовольственные товары, т.е. продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки и др.

 

Таким образом, предметом торговли могут выступать материальные вещи, готовая продукция, здания и оборудование, продовольственные товары и услуги, а также объекты интеллектуальной деятельности. Итак, международная и национальная торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Многие товары продаются через магазины розничной торговли, а также через торговые сети, которые представляют собой совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

 

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, а также законодательными актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Кроме того, в рамках собственных полномочий органы местного самоуправления также вправе издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

 

Вместе с тем базовым законодательным актом, который определяет принципы государственного регулирования торговой деятельности в нашей стране, выступает Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

 

Следует отметить, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

 

– внешнеторговой деятельности;

 

– деятельности по проведению организованных торгов;

 

– деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

 

– купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

 

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. Подобные ограничения первоначально были установлены указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". Затем перечень таких товаров был расширен рядом законов, например Законами РФ от 20.08.1993 № 5663-1 "О космической деятельности", от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Федеральными законами от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

 

Среди целей правового регулирования отношений в сфере торговли можно выделить:

 

1) обеспечение единства экономического пространства страны путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

 

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

 

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;

 

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной

 

власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

 

Статья 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ устанавливает методы государственного регулирования в данной сфере. Гос. регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

 

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

 

2) антимонопольного регулирования торговой деятельности;

 

3) информационного обеспечения сферы торговли;

 

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

 

В торговом праве к основным направлениям реализации государственной политики в сфере торговли можно отнести:

 

– развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;

 

– лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке;

 

– сертификацию продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;

 

– реализацию государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах, установленных законодательством;

 

– поддержку отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;

 

– финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;

 

– государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов РФ в сфере торговли;

 

– разработку и реализацию комплексной программы развития отрасли, а также региональных целевых программ в сфере потребительского рынка.

 

Среди принципов торговой деятельности, закрепляемых на международном и внутригосударственном уровне, можно особо выделить: принцип свободы торговли, принцип добросовестности, принцип недискриминации, принцип взаимной выгоды, принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип свободы транзита и др.

 

Анализ законодательства показывает, что в Российской Федерации управление потребительским рынком поднято на самый высокий уровень государственного регулирования и, несмотря на то что полномочия в данной сфере разделены, де-факто здесь наблюдается централизованное регулирование торговых отношений по сравнению с другими странами. В связи с этим следует особо отметить механизмы распределения полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций в области регулирования торговой деятельности.

 

Так, Правительство РФ в исследуемой области осуществляет:

 

1) проведение собственной государственной политики в области торговой деятельности;

 

2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

 

3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год и др.

56.Субъекты и объекты торговой деятельности

 

Торговая деятельность - инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров с целью получения прибыли.

 

Субъекты торговой деятельности. Ими являются предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации.

 

К коммерческим организациям относятся: полные товарищества; коммандитные товарищества (товарищества на вере); ООО, ОДО, ОАО, ЗАО; производственные кооперативы; гос.и мун.унитарные предприятия.

 

Указанные организации можно классифицировать не только по организационно-правовой форме, но и по функциональному признаку. Так, по выполняемым функциям различают торговые дома, дилеров, трейдеров, дистрибьюторов, брокеров, стокистов, экспортно-импортные фирмы, торговые агентства. Перечисленных субъектов называют независимыми посредниками.

 

К специальным субъектам коммерческой деятельности относятся оптовые ярмарки, оптово-продовольственные рынки, товарные биржи. Основная цель этих участников торгового оборота заключается в создании условий для купли-продажи, в организации товарного рынка.

 

Некоммерческие организации м/б субъектами коммерческого права лишь постольку, поскольку вправе в соответствии со своими уставами заниматься торговой деятельностью (потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства, фонды).

 

Помимо названных субъектов, в торговом обороте могут также участвовать РФ, ее субъекты, мун.образования.

 

Объекты торгового оборота – это ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом. Таковыми являются товары и товарораспорядительные документы (складские свидетельства, коносаменты, накладные), поскольку продажа последних влечет и переход права на эти товары.

 

Под товаром понимается любой продукт производственно-экономической деятельности, существующий в материально-вещественной форме и предназначенный для реализации.

 

Складские свидетельства. Различают двойное складское свидетельство и простое складское свидетельство. С их помощью оформляется заключение договора хранения на товарном складе.

 

Двойное складское свидетельство позволяет заложить товар. Оно состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого, при этом каждая из частей также является ценной бумагой. Все они относятся к ордерным ценным бумагам, то есть передаются вместе или порознь по передаточным надписям (индоссаментам).

 

Коносамент – товарораспорядительный документ в морской перевозке грузов, на основании которого перевозчик получает товар и передает его грузополучателю. В результате купли-продажи коносамента возможна передача имущественных прав на груз, в отношении которого выдан коносамент. Коносамент является ценной бумагой с обязательными реквизитами. Различают три вида коносамента: 1) именной коносамент – выдается на имя определенного получателя; 2) ордерный коносамент – выдается согласно приказу отправителя или получателя; 3) коносамент на предъявителя.

 

Накладные используется для оформления перевозки грузов на всех видах транспорта, кроме морского. Она содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т. д.) и иных условий перевозки (скорость перевозки, время принятия груза и т. д.).

 

Накладная является именным документом.

 

Соответственно, не включаются в число товаров нематериальные объекты, и в частности имущественные права (права требования, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и др.), действия (оказание услуг, выполнение работ), личные права (честь, деловая репутация, связи, личные авторские права и др.), информация. Не признаются объектами ценные бумаги, кроме товарораспорядительных документов, передача которых приравнивается к передаче самого товара.

 

В силу своей специфики не включаются в число объектов - электроэнергия, тепло, вода, газ и недвижимость, а также товары, изъятые из торгового оборота и ограниченные в торговом обороте.

57.Торговые договоры

Важнейшим средством правового регулирования торговой деятельности является договор. Гражданский кодекс РФ определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Торговый договор является разновидностью гражданского и подчиняется общим требованиям гражданско-правового регулирования. Законодательство РФ не дает определения торгового договора. В литературе выделяют следующие его признаки:

цель заключения – осуществление коммерческой деятельности;

особый субъектный состав участников;

возмездный характер договора.

 

При определении объектов таких договоров следует исходить из их коммерческого хар-раи особенностей оборота товаров. Следовательно объектом торгового может быть имущество, за исключением тех его видов, которые по своей природе не могут быть товаром в коммерческих отношениях (недвижимое имущество, ценные бумаги, нематериальные блага), а также тех объектов, которые принято исключать из коммерческого оборота в силу особенностей содержания и порядка исполнения обязательств, связанных с ними (тепло, электроэнергия, вода).

Таким образом, торговый договор можно определить как соглашение, сторонами которого являются субъекты коммерческой деятельности об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей по перемещению объектов коммерческого оборота от изготовителей к потребителям.

В юридической литературе торговые договоры в зависимости от их значения в торговом обороте условно подразделяются на четыре группы:

- реализационные;

- посреднические;

- договоры, содействующие торговле;

- организационные.

Ядро торгового оборота составляют реализационные договоры, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд, товарный кредит.

Посреднические договоры способствуют совершению лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота.

К данной группе относятся, прежде всего, договоры поручения, комиссии, агентирования, коммерческой концессии (франшизы), внешнеторговой комиссии (консигнации), дистрибьюторские договоры.

По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.

Коммерческие представители - посредники, постоянно и самостоятельно представительствующие от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере товарного обращения.

Поверенные - посредники, которые по поручениям участников товарного рынка содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей.

Комиссионеры - посредники, содействующие по поручениям участников товарного рынка (комитентов) сбыту и приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими лицами.

Агенты - посредники, совершающие по поручению участника товарного рынка (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Дистрибьюторы - оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают импортные товары продавцам, заключая контракты купли-продажи.

Содействующие договоры могут иметь как торговое, так и общегражданское применение. К их числу относятся договоры на выполнение маркетинговых исследований, оказание рекламных и информационных услуг, хранение товаров, страхование товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции.

К организационным договорам относят соглашения об исключительной продаже товаров, договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров, договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров, договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам торговли.

58.Понятие деятельности по оказанию услуг. Договоры на оказание услуг

Предмет договора возмездного оказания услуг - нематериальные услуги. В разделе подробно описан предмет договора возмездного оказания услуг согласно действующему законодательству РФ и приведены примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.161 с.)