Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы государственного регулирования ПДСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации. 25.Методы и средства государственного регулирования К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся: определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах; государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др. Методами косвенного регулирования экономических процессов являются: налогообложение; уровень обложения и система налоговых льгот; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы. Как видно, в состав прямых методов включены разнопорядковые явления: цели развития экономики, государственные заказы и контракты (последние, по мнению большинства ученых-цивилистов, есть вид гражданско-правового договора); административные средства (требования к качеству и сертификации, запреты и ограничения). В научной литературе термин «средство» также имеет различное понимание и толкование. На наш взгляд, любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования ПД представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства. Мы поддерживаем деление всех средств на две большие группы: правовые и неправовые'. Однако считаем, что в основе такойклассификации лежат не цели применения, а видовые отличия в рамках категории «средство». В частности, к неправовым относятся политические, организационно-технические и экономические средства. Как отмечает К. К. Лебедев, «в экономической политике гос-ва ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.»1. В связи с этим можно сделать некоторые замечания: а) в логическом ряду денежное обращение и денежные средства первое место занимают средства; равном образом ценные государственные бумаги, а не эмиссия ценных бумаг; б) некорректно включать в состав понятия «экономические нормативы» налоги и сборы (даже и через их размеры). Словосочетание «экономические нормативы» применяется в строго определенной сфере (например, норматив оборотных средств, норма тив обязательных резервов банка); в) в контексте использования термина «экономические средства» правильнее говорить о ценах и тарифах Другая информация: Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования ПД. Под государственным регулированием ПД следует понимать деятельность гос-ва в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления ПД. Гос. регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и гос-ва, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства. Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы: 1. охрана окружающей среды; 2. выравнивание экономического цикла; 3. обеспечение нормального уровня занятости населения; 4. защита жизни и здоровья граждан; 5. поддержка конкуренции на рынке; 6. поддержка и развитие малого предпринимательства; 7. специальные меры защиты прав предпринимателей и др. Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что гос. регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям. Методы государственного регулирования ПД можно разделить на две группы: 1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих ПД. К их числу относятся: · государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей; · государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; · налогообложение; · лицензирование отдельных видов ПД; · выдача предписаний антимонопольным органом и т. д. 2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на ПО с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся: · прогнозирование и планирование; · предоставление налоговых льгот; · льготное кредитование; · государственный (муниципальный) заказ и др. 26.Общая характеристика требований, предъявляемых к осуществлению ПД Требования, предъявляемые к ПД, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.
Гос. регулирование ПД осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.
Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам ПД, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.
Классифицировать требования можно исходя из хар-радеятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.
Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению ПД. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов. 27.Понятие и виды контроля за осуществлением ПД 31. Понятие и виды контроля за осуществлением ПД Государство регулирует ПД, закрепив в законодательных актах право государственных органов на контроль (надзор) за ее осуществлением.
Государственный контроль - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, на государственных инспекторов Госстандарта России возложена функция надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и контроля за обеспечением единства измерений. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль засоблюдением антимонопольных требований хозяйствующими субъектами. Правила осуществления государственного контроля предусмотрены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора). Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по гос. контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. · налогового контроля; · валютного контроля; · бюджетного контроля; · банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке; · транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации); · государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов; · государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте; · таможенного контроля; · иммиграционного контроля; · лицензионного контроля; · контроля безопасности при использовании атомной энергии; · контроля за обеспечением защиты государственной тайны; · санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; · контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ; · оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия; · государственного метрологического контроля (надзора). 28.Виды и формы проверок в сфере предпринимательства. Права хозяйствующих субъектов при проведении проверки Проверки могут проводиться в форме документарной проверки или выездной проверки. Сроки проведения проверок Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений сотрудников, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. При этом стоит иметь ввиду, что срок проведения каждой проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица. 29.Общая характеристика лицензирование ПД Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ Правительство РФ в соответ с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики гос-ва: - утверждает положения о лицензировании конкретных видов д-ти; - определяет фед органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов д-ти; - устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Вид д-ти, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юр лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: - заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно - правовой формы юр лица, места его нахождения - для юр лица; - фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; - лицензируемого вида деятельности, кот юр лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; - копии учредительных документов 30.Порядок лицензирования (предоставление и аннулирование лицензии, приостановление и прекращение действия лицензии) Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Аннулирование лицензии возможно: а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии; б) в судебном порядке, т.е. решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности гос-ва, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. 31.Понятие технического регулирования ПД Основным нормативным правовым актом, устанавливающим правила технического регулирования ПД, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(230) (далее - Закон о техническом регулировании). С принятием данного Закона началось реформирование системы стандартизации и сертификации продукции и услуг, действовавшей в России в течение длительного времени. С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании Законы РФ от 10 июля 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" и N 5151-I "О сертификации продукции и услуг"*(231) прекратили свое действие. Техническое регулирование охватывает три области отношений и определяется Законом как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами: - применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - соответствия технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития; - независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - единой системы и правил аккредитации; - единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; - недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; - недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; - недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; - недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Радикальные изменения произошли прежде всего в области установления обязательных государственных требований ПД. Взамен разрозненных требований, предъявляемых к отдельным видам безопасности товаров и содержащихся в различных нормативных актах, в Законе о техническом регулировании установлена система требований, предъявляемых к товарам и иным объектам для обеспечения их безопасности. Безопасность продукции, а также процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Законом как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, гос. или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. 32.Технические регламенты
Технический регламент [ в Российской Федерации ] - документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты принимаются в целях: Важные выдержки из Закона "О техническом регулировании": 33.Правовое регулирование стандартизации Важная роль в законодательстве, призванном обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации. Среди них основополагающая роль отводится Закону РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 "О стандартизации" (далее — Закон о стандартизации, или Закон), который устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, являющиеся едиными и обязательными для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, подрядчиков, исполнителей услуг, конструкторские, проектные, транспортные и на другие организации и предприятия. Закон о стандартизации не регулирует отношения, связанные с государственными образовательными стандартами. безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Эти цели отражают двойственный характер стандартизации, поскольку, с одной стороны, основная ее цель — установление обязательных требований по безопасности, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции и безопасности хозяйственных объектов, а с другой — разработка рекомендаций по потребительским показателям (характеристикам) продукции исходя из необходимости повышения ее качества и экономии ресурсов. При этом вторая сторона может быть названа стандартизацией лишь условно, ибо вырабатываемые характеристики не являются обязательными. В отличие от Законов РФ "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг" Закон о стандартизации содержит в основном нормы публичного характера, регулирующие вертикальные властеотношения, что предопределяется природой стандартизации как деятельности гос-ва в лице уполномоченных органов по установлению обязательных требований и контролю за их соблюдением. Реализация норм Закона в подавляющем большинстве случаев не порождает горизонтальных отношений, как при сертификации продукции и услуг. В связи с этим нормы ГК РФ могут применяться к отношениям в области стандартизации только тогда, когда из них вытекают гражданские отношения, скажем, при реализации и приобретении стандартов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.012 с.) |