Направления, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики



Общий перечень возможных направлений государственного

вмешательства в экономику выглядит развернуто:

• разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

• создание государственного сектора и управление им;

• перераспределение доходов;

• разработка и реализация программ развития экономики;

• борьба искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

• контроль над ценами и заработной платой;

• регулирование учетной ставки;

• установление сроков, норм и методов амортизации;

• регулирование налогов;

• эмиссионная деятельность;

• стимулирование внешнеэкономической деятельности, фирм и компаний;

• защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Методы государственного регулирования экономики делятся на: правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил и норм поведения фирм-производителей и потребителей. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики. Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.

Прямо воздействовать на экономику государство может и через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям: 1) развитие государственного предпринимательства — осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях. Например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров; 2) субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулирования и включают:

1) Финансовую политику — предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

2) Денежно-кредитную политику - предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. При помощи средств денежно-кредитной политики государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

3) Программирование, прогнозирование и планирование -их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Инструментами ГРЭ являются:

1. В кредитной политике.

нормирование обязательных банковских резервов. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов ЦБ. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Увеличение нормы резервов ведет к сокращению денежной массы, и наоборот;

• варьирование учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка рефинансирования -это ставка процента, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышение учетной ставки ведет к сокращению предложения денег в экономике, а ее снижение — к увеличению предложения денег;

• проведение операций на валютном рынке. Этот инструмент де-нежного регулирования предполагает покупку или продажу ЦБ страны государственных ценных бумаг. Покупая ценные 'бумаги у коммерческих банков, ЦБ тем самым увеличивает денежные ресурсы коммерческих банков, повышая их кредитные возможности, и способствует предложению денег. Эффект от продажи ценных бумаг - обратный.

2. В бюджетной политике:

рёгулирование государственных расходов;

• осуществление государственных закупок;

• выпуск государственных внутренних займов;

• поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.,

3. В фискальной политике.

регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

• введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике.

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во Внешнеэкономической политике.

• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

• использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все приведенные методы и инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из методов не может оказать положительного эффекта.

Для ГРЭ существуют ограничения. Например, в рыночной экономике недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и др.). Однако государство не должно полностью отказаться от планирования. Планирование на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ является необходимым элементом рыночной экономики. Но нё надо забывать, что рынок во многом является саморегулирующейся системой, и в основным влиять на него следует косвенными, экономическими методами.

Денежная система государства и ее элементы.

Деньги — важнейшая макроэкономическая категория. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие активы (ценные бумаги, имущество предприятий, патенты, недвижимость и т.д.)

В каждом государстве существует национальная денежная система. Денежная система — это форма организации денежного обращения .* в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.

Основные элементы денежной системы:

• денежная единица (рубль, доллар, евро): масштаб цен способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

• виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

• порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие);

• регламентация безналичного оборота;

• государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения.

Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги — это денежные средства в виде бумажных денег — банковских билетов (банкнот) и разменных монет. Безналичные деньги — это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой. Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной экономикой наибольшее распространение. Функционирование этих счетов обеспечивается посредством чеков. Чек — это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

Совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент, определяет денежную массу. Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты — это виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного Состава. Чаще всего используются следующие:

• М„ — наличные деньги;

• М, — наличные деньги, чеки, вклады до востребования в банках;

• М2— наличные деньги, чеки, вклады до востребования и не большие срочные вклады; р • М3 — наличные деньги, чеки, любые вклады; — наличные деньги, чеки, вклады к ценные бумаги (акции, облигации, ГКО, ОФЗ, коммерческие бумаги). ' Цена денег формируется на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения денег. Спрос на деньги - это общее количество денег, которое домашние хозяйства, бизнёс и правительство хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по не денежным активам. •

Общий спрос на деньги распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям и правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

; • объема номинального ВВП, с ростом которого спрос на деньги увеличивается;

• скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот.

Спрос на деньги как средство сохранения богатства объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Существует 3 варианта сбережения:

• сохранять доходы в виде наличных денег;

• покупать ценные бумаги; n.'

• приобретать недвижимость и другие материальные ценности (особенно в период инфляции).

В нормально функционирующей экономике выбор обычно осуществляется между деньгами и ценными бумагами. У каждого из этих. вариантов есть достоинства и недостатки.

Деньги не приносят дохода, но они абсолютно ликвидные. Это их преимущество. При этом издержки хранения денег равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк. Ценные бумаги (для упрощения сведем их все к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но они менее ликвидные. Существует также и определенный риск, связанный с падением курса ценных бумаг. Выбор между деньгами и облигациями определяет колебание процентной ставки. Ее повышение ведет к спросу на облигации и сокращению спроса на деньги. Снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом спроса на деньги. Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Предложение денег — это количество денег, которое предлагается в данный момент центральным и коммерческими банками на рынке. Выделяют две основные формы предложения денег. Первая предложение собственно денег. В этом случае предложение денег связано с наличными деньгами и вкладами на текущих счетах. Вторая — предложен не почти денег, то есть денежных средств, выполняющих основные функции денег (денежные чеки, краткосрочные сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации). Спрос и предложение денег определяется состоянием денежного рынка. Равенство спроса на деньги и предложения денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Цена равновесия — это равновесная ставка процента или «цена денег».

Подвижная ставка процента удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.03 с.)