Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок как регулятор производства товаров
Сущность рынка а функции рынка
Рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок — есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок -это форма движения общественного продукта и услуг. Рынок в узком смысле слова — это место купли-продажи товаров и услуг, заключение торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В широком смысле слова рынок — это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ним категорий (цена, кредит, финансы). Зарождение рынка связано с формированием следующих условий. • Во-первых, необходимость разгосударствления и приватизации; • Во-вторых, ликвидация товарного голода (превышение предложения над спросом); • В-третьих, жесточайшая антимонопольная политика и обеспечение условий для реальной конкуренции; • В-четвертых, продуманная налоговая политика; • В-пятых, социальная защита малоимущих и нетрудоспособных слоев населения; • В-шестых, государственное финансирование бюджетной сферы; • В-седьмых, защита населения от преступности. Рынок в своем развитии проходит два этапа: • первый этап — стихийный рынок (XV—XIX вв.); • второй этап — организованный рынок (XX в.), который функционирует под определенным воздействием со стороны государства. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономический функций. Регулирующая функция. Рынок дает ответ на вопросы поставленные П.Самуэльсоном: Что производить? Для кого производить? Как производить?
Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Санирующая функция. Рынок, развивая конкуренцию, очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Ценообразующая функция. При помощи этой функции происходит процесс образования, формирования цен на товары и услуги. Различают две основные системы ценообразования: 1) рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения; 2) централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. Связующая функция. Рынок выступает связующим звеном между производством и потреблением. Рынок обеспечивает окончательное признание обществом значимости данного продукта и труда, затраченного на его изготовление. Эта функция рынка действует только при следующих условиях: • во-первых, отсутствие монополизма со стороны производителя; • во-вторых, отсутствие дефицита; • в-третьих, равновесие между спросом и предложением. Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать: • кто готов купить данный товар или услугу; • почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу; • в каком виде потребитель желает получать ваш товар; • в какое время он намерен покупать ваш товар; • где он хотел бы покупать ваш товар; • какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д. Надо знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация — это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами: • неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними; • свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества; • неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы; • наличием у каждого участника полной информации о рынке; • стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции; • на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению. В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем: • рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения; • не создает условий для реализации права на труд; • не гарантирует полную занятость населения; В не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования; • не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований; •не защищает среду обитания человека от загрязнения. В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства. В силу этих обстоятельств, — утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства. Существует два метода регулирования рынка: 1) прямое регулирование. Оно осуществляется посредством государственного заказа; 2) косвенное регулирование. Осуществляется посредством: • цен; • финансово-кредитных рычагов; • рекламы; • политики доходов.
Виды рынков
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Возможно также деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов: 1. Рынок средств производства. Торговля средствами производства — это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов.
2. Рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. 3. Рынок капитала и финансов. В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит — непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг — акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству. 4. Рынок потребительских товаров. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. 5. Рынок информационных материалов и информационных услуг. Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
ЗАКОНЫ РЫНКА
Экономические законы — устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов. В рыночной экономике действуют присущие ей экономические законы: стоимости, спроса, предложения.
Закон стоимости Закон стоимости — это закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях рыночной экономики. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. Это то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке, в который товаропроизводители должны укладываться. Лишние затраты труда не создают стоимости, т. е. не признаются обществом, отсекаются им. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основной массы товаров данного вида. Каковы функции закона стоимости? Закон стоимости стимулирует производителей, чтобы их индивидуальное время на производство единицы товара или равнялось общественно необходимому или было общественно необходимого, а это означает, что закон стоимости требует постоянного развития производительных сил. Закон стоимости действует не прямо через сравнение индивидуального и общественно необходимого времени, а через цену, в основе которой как раз и лежит общественно необходимое время. На цену влияют также спрос и предложение.
Спрос. Закон спроса
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Спрос — фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей приобрести данный товар. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Закон спроса можно изобразить графически. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси.
Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
В общем виде: Qd = f (P), где Qd — величина спроса (demand); Р — цена (price). На величину спроса будет влиять цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса. На сам спрос будут влиять неценовые факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др. Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево. Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1. Рост цен на товар, который является субститутом, данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления. Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения. В экономической науке принято говорить об эластичности и неэластичности спроса. Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса в зависимости от изменения цен. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса: Кс = Изменение объема спроса товаров в % / Изменение цены в % Эластичный спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичный спрос бывает тогда, когда существенное снижение цены ведет к незначительному изменению спроса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.039 с.) |