Предложение. Закон предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение. Закон предложения



 

Предложение — это количество товаров, которое выносится на рынок.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со сто­роны предложения, то легко заметим, что зависимость величины пред­ложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество това­ра (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. На­пример, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

В общем виде: Qs= f (P), где Qs — величина предложения (supply); Р — цена (price)

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукт называется законом предложения.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения можно изобразить графически.

 

 

Изображенная кривая 3 (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага X в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ

по более высокой цене.

На предложение влияют различные факторы. Изменение цены еди­ницы продукции означает движение по кривой предложения.

 

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество про­давцов и др.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокра­щение предложения, то есть сдвиг кривой 5 в положение 51. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличе­ние предложения, что приведет к сдвигу кривой 3 в положение 82.

Коэффициент эластичности предложения определяется следующим образом:

Кпр = Изменение объемов предложения товаров в % / Изменение цен в %

Эластичным предложение становится тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена.

Неэластичным предложение бывает тогда, когда оно не изменяет­ся при изменении цены.

 

Рыночное равновесие

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения.

Равновесная цена — это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишков, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эк­вивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурент­ной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равно­весная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением.

При прочих равных условиях, равновесная рыночная цена устанав­ливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количе­ство товаров, которое потребители хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

 

КОНКУРЕНЦИЯ

 

Конкуренция и ее виды

 

Рынок немыслим без конкуренции. Американские профессоры эко­номики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что «сущ­ность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономи­ческой власти внутри составляющих экономику двух главных совокуп­ностей — предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупа­тель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы за­метно повлиять на цену».

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, техноло­гии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимуще­ство рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

 

Виды конкуренции

 

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую по­требность, можно удовлетворить очень различными способами. И, со­ответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, явля­ются функциональными конкурентами.

Видовая конкуренция — следствие того, что имеются товары, пред­назначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомо­били одного класса, но с разными по мощности двигателями.

Предметная конкуренция — результат того, что фирмы выпуска­ют, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изго­товления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иног­да называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

 

Совершенная и несовершенная

Рыночная конкуренция

 

Существует четыре возможные конкурентные структуры, опреде­ляющие собой вид рынка:

1. Чистая (совершенная) конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Чистая монополия.

Рынок, на котором преобладает чистая (совершенная) конкурен­ция — состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фир­мы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, по­литики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий ми­нимальна.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыноч­ной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объяс­няется способностью продавцов предложить покупателям разные ва­рианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга ка­чеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствую­щих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и гото­вы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения то­варам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В свя­зи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в услови­ях монопольного рынка.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары мо­гут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомо­били, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конку­рентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже сниже­нием цен, либо предложением большего объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это мо­жет быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период вы­хода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразо­вание складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии при­обретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с рас­четом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А мо­жет быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государ­ство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возмож­ность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену - тут и нежелание привлекать конкурентов, и стрем­ление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

Чистая конкуренция
Характеризуется: 1. Множеством мелких фирм. 2. Однородностью продукции. 3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). 4. Равным доступом ко всем видам информации.
Монополистическая конкуренция
Характеризуется: 1. Множеством мелких фирм. 2. Неоднородностью продукции. 3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). 4. Несколько ограниченным доступом к информа­ции.
Олигополия (Дуополия)
Характеризуется: 1. Небольшим числом крупных фирм. 2. Неоднородностью (или однородностью) про­дукции. 3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). 4. Несколько ограниченным доступом к информа­ции.
Монополия
Характеризуется: 1. Одной фирмой. 2. Уникальностью продукции. 3. Практически не преодолимыми барьерами на. вход. 4. Несколько ограниченным доступом к информа­ции.
Разнообразие видов монополий (по Элвину Дж. Долану и Дэйвиду Е. Линдсею)
Закрытая монополия Естественная монополия Открытая монополия
Монополия, защи­щенная юридическими за­претами, наложенными на конкуренцию. Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единствен­ным поставщиком про­дукта, но не имеет спе­циальной защиты от конкуренции.
       

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.013 с.)