Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выкуп арендованного имущества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приватизация в России осуществлялась в три этапа. Первый этап приватизации — ваучерный (1992—1994 гг.). Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Правительство России выпустило ваучеры для приватизации государственной собственности. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности. В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Однако разговоры о том, что продажа ваучеров даст человеку стартовый капитал для начала дела, так и остались разговорами. К 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляли частный сектор экономики, строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%. Второй этап приватизации в России — денежный (1994—1996 гг.). Основной задачей этого этапа является не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некоем завершении процесса приватизации. Третий этап приватизации (с 1997 г.) - приватизация по индивидуальным проектам; упор делается на приватизацию не целых предприятий, а имущественных долей государства в нем. Источники средств для приватизации в России: • личные сбережения граждан; • приватизационные чеки, ваучеры; • средства юридических лиц — это денежные накопления предприятий негосударственной форм собственности, предпринимателей; • земные средства — банковские кредиты, полученные в коммерческих банках под высокий процент и при большом доверии. • иностранные инвестиции. При выборе концепции и определении масштабов приватизации не-обходимо опираться на решение задач повышения эффективности производства. Надо учитывать зарубежный опыт приватизации, который свидетельствует о более высокой эффективности. ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВА. ТОВАР, ДЕНЬГИ И ЦЕНА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Формы хозяйства В процессе труда человек вступает в определенные отношения другими людьми. Когда вы работаете на своем земельном участке со своими родителями, то каждый выполняет определенную работу: кто-то подрезает деревья, кто-то вносит удобрения, т. е. у вас осуществляется разделение труда. И в то же время все действия объединены и направлены на достижение одной цели — иметь хороший цветущий сад. Домашнее хозяйство — простейшая форма хозяйства. Боле развитой формой является предприятие. Оно отличается от домашнего хозяйства прежде всего масштабами производства. На автомобильном заводе, например, стоимость одних станков и оборудования может составлять десятки миллиардов рублей. Формы хозяйства определяются как уровнем развития производительных сил, так и формой собственности. Так хозяйство, основанное на применении ручного труда, будет отличаться от хозяйства, где используется машинная техника. Ее применение и использование требует наличия соответствующих служб и подразделений, а именно таких, которые отвечают за ремонт машинной техники, организацию и планирование технологического учета, модернизацию и эффективное использование имеющегося оборудования. Хозяйства могут быть специализированными и многопрофильными. Специализированные хозяйства характеризуются тем, что они выпускают, как правило, продукцию одного вида и направления. Предприятие может относиться к сельскохозяйственному машиностроению, но выпускать не только комбайны, но и другие сельхозмашины, запасные части к ним. Такое предприятие может считаться многопрофильным. Я промышленности можно встретить предприятия, которые в своих рамках объединяют самые различные производства. Так, в добывающей промышленности существуют предприятия-комбинаты, на которых, на пример, из добываемых ископаемых производят продукцию, которая используется во многих отраслях, и всячески утилизируются отходы. Форма собственности также накладывает отпечаток на формы хозяйства. Индивидуальная частная собственности порождает домашнее хозяйство. Групповая частная собственность дает возможность организации предприятия, их объединения (концерны, тресты). На заре человеческой цивилизации, в эпоху перво-бытнообщинного строя, люди жили большими семьями, в которых существовало примитивное разделение труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, а позже — земледелием. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Применяемые орудия труда были примитивны (каменные топоры, мотыги, молотки) и не позволяли получать достаточное) количество продуктов. Это характеристики натурального хозяйства. Оно существовала за многие тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте и Вавилоне, I античные века — в Греции и Риме в условиях рабовладельческого строя, а затем в условиях феодализма. Поместье помещика и крестьянское подворье представляли собой натуральное хозяйство. Однако натуральное хозяйство продолжает существовать в наши дни, особенна в тех странах, которые не отличаются достаточными индустриальными условиями развития и характеризуются наличием докапиталистических форм собственности (Индия, Китай, некоторые африканские страны). Натуральное хозяйство имеет постоянную способность к возрождению вследствие меняющейся экономической и политической ситуации. Если говорить об определенных общих характеристиках реального хозяйства, то они таковы: • Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему! экономических отношений и движения экономических благ. Кто производит эти блага, тот и распределяет и потребляет их. • Объемы производства продукции, ее динамика, номенклатура уступают товарному производству вследствие невысокого уровня вооруженности труда, его организации. • Натуральное хозяйство менее всего связано с такими общественными институтами, как банки, биржи, акционерные общества. Отношения собственности и возникающие на этой основе экономические отношения просты и понятны Развитой формой хозяйства является товарное. Как же возникло товарное хозяйство? Оно возникло в период разложения первобытного строя. Товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме. Условиями существования товарного производства являются общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей, обусловленная частной собственностью на средства производства. Под товарным производством разумеется такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта. Так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке. В условиях товарного производства продукты труда выступают как товары.
Товар Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую — либо человеческую потребность и произведенный для обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: 1) потребительной стоимостью; 2) стоимостью. Потребительская стоимость. Различные вещи способны удовлетворять различные человеческие потребности. Например, хлеб, мясо, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потребность в пище; костюмы, платья, пальто и т. п.— потребность в одежде; инструменты — потребность в орудиях производства. Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. Но это не зависит от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред людям. Например, папиросы имеют для курящих людей потребительную стоимость, хотя курение, несомненно, приносит вред здоровью. Потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещей. Так, хлеб, мясо, молоко и Другие продовольственные продукты имеют потребительную стоимость, так как содержат в себе белки, жиры, углеводы, необходимые для человеческого организма. Потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи. Потребительная стоимость как таковая существует в любую историческую эпоху. Меновая стоимость. Меновая стоимость - это способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары. Товаровладельцы не могут актом своего субъективного производства приравнивать один товар в любых пропорциях к другому. Приравнивание товара друг к другу при обмене предполагает объективное равенство их до обмена. Меновую стоимость товара нельзя определить их потребительной стоимостью, так как означало бы сводить равное к неравному, соизмеримое к несоизмеримому. Общим и равным, содержащимся во всех обмениваемых друг на друга товарах, является общественный труд, затрачиваемый на их производство. Стоимость. Стоимость — это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена. Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара, меновая стоимость — это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой. Внутреннее противоречие товара. В товаре оба его свойства образуют единство. Стоимость не может существовать без потребительной стоимости: если, например, человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создает стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость товара не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребности после того, как в процессе обмена реализуется его стоимость. Однако, потребительная стоимость и стоимость — это противоречивые свойства: как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы; напротив, как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы.
Деньги
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. С участием денег обмен приобретает товарно-денежную форму (Т-Д—Т), где Т — товар, Д — деньги. Сущность денег проявляется в их функциях: 1) мера стоимости; 2) средство обращения; 3) средство образования сокровищ; 4) средство платежа; 5) мировые деньги. 1. Деньги как мера стоимости. Стоимость всех товаров получает единообразное и всеобщее выражение в деньгах, и величина стоимости товара изменяется посредством приравнивания их к определенным количествам денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом товарных стоимостей. То есть данную функцию выполняют идеальные деньги, мысленно представляемые, и не находящиеся реально в руках товаровладельцев. Для измерения ценности товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер. Измерение стоимости товаров деньгами предполагает и количественную определенность, а именно — данное количество товара равно определенному количеству золота. 2. Деньги как средство обращения. Первая функция денег как посредника проявляется в том, что деньги представляют собой ценность и предъявляются в ответ на названную цену какого-то продукта. Процесс товарного обращения выглядит следующим образом: Т—Д—Т, то есть продажа (Т—Д) ради купли (Д—Т). Функция посредничества при обмене является самой важной функцией денег. Из истории известно, что в разные времена в разных государствах эту функцию денег выполняли различные товары: скот, меха (в России — «куны», мех куницы), соль, янтарь, ракушки и т.д. Затем эта функция закрепилась за драгоценными металлами (золотом и серебром). Золото становится деньгами в процессе исторического развития, потому что оно обладает совокупностью свойств, которые позволяют ему лучше, чем другим товарам, выполнять все функции денег. Такими свойствами являются: • длительная сохраняемость; • легкая делимость и соединимость без потери стоимости; • высокая стоимость в небольшом объеме; • относительная редкость в природе; • качественная однородность всех частей при делении. Первоначально при обмене товаров использовались деньги в виде слитков золота и серебра. Это затрудняло товарное обращение тем, что необходимо было взвешивать денежный металл, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т.д. Постепенно слитки золота (серебра) стали заменяться монетами. Монета — это слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, которое удостоверено государством. По мере развития рынка золотые монеты постепенно вытеснялись бумажными деньгами. Это обусловлено природой денег как средства обращения. Деньги выполняют эту функцию мимолетно, но находятся в непрерывном движении. Металлические деньги стираются, теряют в весе. Реальное содержание монеты отличается от номинального. Деньги становятся неполноценными. Первые попытки выпуска бумажных денег были сделаны в Китае в XII в., в Америке бумажные деньги были выпущены в 1690 г., во Франции — в 1571 г. В России бумажные деньги появились в XVIII в., при Екатерине II. Бумажные деньги — это выпущенные государством, обязательные к приему денежные знаки, заменяющие золото в его функции средства обращения. Государство придает бумажным деньгам принудительный курс, который имеет силу только в пределах данного государства. Реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от государственной власти и определяется объективным законом денежного обращения. В соответствии с этим законом выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, которое отражало бы действительное обращение символически представленного им золота. 3. Деньги как средство образования сокровищ. Возможность и необходимость накопления денег возникает в результате отделения актов продажи (Т — Д) от купли (Д — Т). Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках деньги, которые с этого момента функционируют в виде запаса ценности. 4. Деньги как средство платежа. Товары не всегда могут продаваться за наличные деньги, так как к моменту появления на рынке одного товаровладельца со своим товаром у других товаровладельцев еще нет наличных денег. Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них денежные обязательства, например, вексель по истечению срока которых заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательствах сумму. Служа средством погашения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа. Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги — векселя, банкноты, чеки. 5. Мировые деньги. Международные экономические и политические отношения — внешнеторговые связи, международные займы, военные контрибуции и т.д. вызывают функционирование денег на мировом рынке. Мировые деньги имеют следующие три назначения: 1) Международное платежное средство. 2) Международное покупательное средство. 3) Всеобщее воплощение общественного богатства. Современные денежные средства — бумажные деньги и другие средства платежа, которые — в отличие от товарных денег — не имеют внутренней стоимости. Примечательно, что в 1995 г. наше государство затрачивало всего 25 руб. на создание денежной купюры в 10 000 руб. Не случайно с отменой золотого стандарта отпали две функции денег, которые не могут осуществляться без золота: а) средство образования сокровищ и б) мировые деньги. Остальные три функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство платежа) в определенной мере выполняются. Современные денежные средства различаются по степени их ликвидности. Под ликвидностью понимается: а) способность денег обмениваться на товары и услуги; б) способность долгового обязательства быть обращенным в наличные деньги; в) денежные затраты на капитальные вложения (увеличение производства). Наличные деньги ликвидны на 100%, ибо на них можно незамедлительно приобрести различные виды богатства. Гораздо менее ликвидными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценные бумаги. Такое различие положено в основу деления всей денежной массы на связанные между собой агрегаты. Денежное обращение — это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа, обслуживающих кругооборот товаров и услуг. При этом между деньгами и ценами на товары существует обратная зависимость: если цены растут, то покупательная способность денег падает, и наоборот. Поскольку современные деньги не связаны с золотом, то на их покупательную способность влияет в первую очередь их количество. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения, обычно законодательно устанавливаемая государством. Элементами денежной системы являются: 1) денежная единица, 2) масштаб цен, 3) эмиссионная система, 4) виды денег, 5) институты денежной системы. Под денежной единицей понимается денежный знак, принятый в качестве меры стоимости (руб., дол.). Валюта — денежная единица какой-либо страны. Масштаб цен — это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы. Масштаб цен до недавнего времени устанавливался государством. В настоящее время, в связи с отрывом фиксирован, мой государством цены золота от его стоимости, официальный масштаб цен утратил экономический смысл. Официальная цена золота и золотые паритеты с 1976 г. отменены. Эмиссионная система — учреждения, регулирующие выпуск денег (центральный банк страны), т. е. законодательно установленный порядок выпуска бумажных денег для целей денежного обращения. Эффективность эмиссионной системы определяется степенью независимости центрального банка от исполнительной власти (правительства). Виды денег: банкнота — денежные знаки, выпускаемые эмиссионными банками, вексель — обязательство оплатить сумму денег в определенный срок. Депозитные деньги — система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса сумм с одного счета на другой. Чек — требование к банку снять определенную сумму денег с текущего счета, лица, выписывающего чек. Институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение (Министерство финансов, Центральный банк, налоговая инспекция). Валютная система государства включает в себя национальную валюту, условия ее обратимости, карта национальных валют, режим курса иностранных валют. Валютный курс — это стоимостное соотношение валют при их обмене, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах группы стран, либо в международных расчетных единицах (ЭКЮ и т.д.). На валютный курс влияют различные факторы. Это -покупательная способность валюты, которая зависит от многих обстоятельств (состояние экономики, стадий экономического цикла), спроса и предложения на рынке валюты. Различают несколько видов валютных курсов. Официальный — устанавливается Центральным банком страны и выражается в фиксированном соотношении национальной денежной единицы и иностранных денежных единиц. Этот курс используется главным образом в странах, валюта которых либо неконвертируема, либо конвертируема ограниченно. Рыночный курс — тот курс, который фактически складывается на валютных рынках. Он образуется на валютных биржах или в расчетах между банками, которые реализуют международные платежи, не- прерывно покупая и продавая для этого валюту и формируя, таким образом, их спрос и предложение. Валюту также подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую. Конвертируемая (обратимая) валюта беспрепятственно обменивается на любую иностранную. Знание системы валютных отношений — важное условие эффективного ведения хозяйства на уровне предприятия и всей страны.
Цена
Цена — фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежном выражении стоимости единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара. В экономической науке сущность цены рассматривается через функции, которые осуществляет цена. 1) Учетная функция. Все затраты на предприятии определяются либо с помощью натуральных показателей, либо с помощью цены. С помощью цены определяют себестоимость продукции, величину национального дохода, рост производительности труда, экономическую эффективность капитальных вложений. 2) Управленческая функция. С помощью цены осуществляется разработка программ: экономических, социальных, научно-технических. 3) Распределительная и перераспределительная функции. Эта функция четко прослеживается в административно-командной и рыночной экономике. Государство с помощью цен стремится установить более высокие цены на элитные товары и более низкие цены на товары первой необходимости, чтобы обеспечить социальную защиту населения. 4) Стимулирующая функция. Цена способствует ускорению научно-технического прогресса, переливание капитала из одной отрасли в Другую, обеспечивать быстрое развитие некоторых отраслей и регионов. 5) Ограничительная функция. Цена может ограничивать размеры потребления дефицитных продуктов, или же продуктов, которые вредны для общества. В экономике командного типа цены используются как внешнее директивное воздействие на народно-хозяйственные процессы. В экономике рыночного типа цены используются как важнейший элемент системы саморегулирования экономических процессов. В экономической литературе существует мнение, что все многообразие цен можно представить как договорные, государственные и мировые цены. Договорные цены — это рыночная свободная цена, которая устанавливается на основе договора между покупателем и продавцом. Государственная цена устанавливается не только на продукцию государственных предприятий, а имеет более широкий диапазон. Она может устанавливаться: • на продукцию предприятий-монополистов, то есть государство стремится нейтрализовать попытки крупных корпораций взвинчивать цены; • на продукцию базовых отраслей (металлургия, горнодобывающая промышленность); • на продукцию военно-промышленного комплекса; • на социально-значимые товары, пищевые товары (продукция фармацевтической промышленности, услуги и т.д.). Система государственных цен состоит из двух видов: фиксируемые цены, жестко устанавливаемые государством, и регулируемые цены. Государственное регулирование цен состоит в установлении их предельного уровня или предела их отклонения от фиксированных государственных цен, Мировые цены объективно отражают стоимость товара и характеризуются следующими признаками: • цена, по которой осуществляются крупные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков; • цена в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте; • цена, используемая в регулярных сделках на важных рынках. Также цены дифференцируются на цены свободного рынка, монопольно-низкие и монопольно-высокие цены. В зависимости от объема продажи: оптовые и розничные; от удаленности покупателя: зональные, поясные. Цены делятся также на две крупные группы: цены на товары и цены на услуги. В строительстве применяется категория сметных цен, которые используются для проектирования строящегося объекта и определения возможных затрат и возможной прибыли производителя. На уровень и динамику цен влияет ряд факторов. Снижению цен способствуют: рост производства, технический прогресс и внедрение новых технологий, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов и развитие прямых связей. Рост цен вызывают следующие факторы: спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост заработной платы, увеличение рентабельности, улучшение качественных характеристик товаров, соответствие моде, нестабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос. Таким образом, цена является одной из основополагающих экономических категорий, в которой отражается экономический интерес производителей отраслей, регионов и всего общества в целом. Поэтому государство должно придерживаться такой ценовой политики, которая могла бы обеспечит стабильный экономический рост, постоянное повышение жизненного уровня населения.
Раздел ///. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНКА. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.018 с.) |