Выкуп арендованного имущества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выкуп арендованного имущества.



Приватизация в России осуществлялась в три этапа. Первый этап приватизации — ваучерный (1992—1994 гг.). Ваучер — это офици­альный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Прави­тельство России выпустило ваучеры для приватизации государствен­ной собственности. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности. В ре­зультате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инве­стиционных фондов и других финансовых структур. Однако разгово­ры о том, что продажа ваучеров даст человеку стартовый капитал для начала дела, так и остались разговорами.

К 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляли частный сектор экономики, строительство — 35%, авто­транспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, обще­ственное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%.

Второй этап приватизации в России — денежный (1994—1996 гг.). Основной задачей этого этапа является не наращивание темпов прива­тизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет гово­рить о некоем завершении процесса приватизации.

Третий этап приватизации (с 1997 г.) - приватизация по индиви­дуальным проектам; упор делается на приватизацию не целых пред­приятий, а имущественных долей государства в нем.

Источники средств для приватизации в России:

• личные сбережения граждан;

• приватизационные чеки, ваучеры;

• средства юридических лиц — это денежные накопления предпри­ятий негосударственной форм собственности, предпринимателей;

• земные средства — банковские кредиты, полученные в ком­мерческих банках под высокий процент и при большом дове­рии.

• иностранные инвестиции.

При выборе концепции и определении масштабов приватизации не-обходимо опираться на решение задач повышения эффективности производства. Надо учитывать зарубежный опыт приватизации, который сви­детельствует о более высокой эффективности.

ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВА.

ТОВАР, ДЕНЬГИ И ЦЕНА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Формы хозяйства

В процессе труда человек вступает в определенные отношения другими людьми. Когда вы работаете на своем земельном участке со своими родителями, то каждый выполняет определенную работу: кто-то подрезает деревья, кто-то вносит удобрения, т. е. у вас осуществ­ляется разделение труда. И в то же время все действия объединены и направлены на достижение одной цели — иметь хороший цветущий сад.

Домашнее хозяйство — простейшая форма хозяйства. Боле раз­витой формой является предприятие. Оно отличается от домашнего хозяйства прежде всего масштабами производства. На автомобильном заводе, например, стоимость одних станков и оборудования может со­ставлять десятки миллиардов рублей.

Формы хозяйства определяются как уровнем развития производи­тельных сил, так и формой собственности. Так хозяйство, основанное на применении ручного труда, будет отличаться от хозяйства, где ис­пользуется машинная техника. Ее применение и использование требует наличия соответствующих служб и подразделений, а именно таких, ко­торые отвечают за ремонт машинной техники, организацию и планиро­вание технологического учета, модернизацию и эффективное исполь­зование имеющегося оборудования.

Хозяйства могут быть специализированными и многопрофильными. Специализированные хозяйства характеризуются тем, что они выпуска­ют, как правило, продукцию одного вида и направления. Предприятие может относиться к сельскохозяйственному машиностроению, но выпускать не только комбайны, но и другие сельхозмашины, запасные части к ним. Такое предприятие может считаться многопрофильным. Я промышленности можно встретить предприятия, которые в своих рамках объединяют самые различные производства. Так, в добывающей промышленности существуют предприятия-комбинаты, на которых, на пример, из добываемых ископаемых производят продукцию, которая используется во многих отраслях, и всячески утилизируются отходы.

Форма собственности также накладывает отпечаток на формы хозяй­ства. Индивидуальная частная собственности порождает домашнее хозяй­ство. Групповая частная собственность дает возможность организации пред­приятия, их объединения (концерны, тресты).

На заре человеческой цивилизации, в эпоху перво-бытнообщинного строя, люди жили большими семьями, в которых существовало примитивное разделение труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, а позже — земледелием. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Применяемые орудия труда были примитивны (каменные топоры, мотыги, молотки) и не позволяли получать достаточное) количество продуктов.

Это характеристики натурального хозяйства. Оно существовала за многие тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте и Вавилоне, I античные века — в Греции и Риме в условиях рабовладельческого строя, а затем в условиях феодализма. Поместье помещика и крестьянское подворье представляли собой натуральное хозяйство. Однако натуральное хозяйство продолжает существовать в наши дни, особенна в тех странах, которые не отличаются достаточными индустриальными условиями развития и характеризуются наличием докапиталистических форм собственности (Индия, Китай, некоторые африканские страны).

Натуральное хозяйство имеет постоянную способность к возрождению вследствие меняющейся экономической и политической ситуации.

Если говорить об определенных общих характеристиках реального хозяйства, то они таковы:

• Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему! экономических отношений и движения экономических благ. Кто производит эти блага, тот и распределяет и потребляет их.

• Объемы производства продукции, ее динамика, номенклатура уступают товарному производству вследствие невысокого уров­ня вооруженности труда, его организации.

• Натуральное хозяйство менее всего связано с такими общественными институтами, как банки, биржи, акционерные обще­ства.

Отношения собственности и возникающие на этой основе экономические отношения просты и понятны

Развитой формой хозяйства является товарное.

Как же возникло товарное хозяйство? Оно возникло в период разложения первобытного строя. Товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Условиями существования товарного производства являются общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей, обусловленная частной собственностью на сред­ства производства.

Под товарным производством разумеется такая организация обще­ственного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обо­собленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта. Так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (ста­новящихся в силу этого товарами) на рынке.

В условиях товарного производства продукты труда выступают как товары.

 

Товар

Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую — либо человеческую потребность и произведенный для обмена.

Каждый товар обладает двумя свойствами:

1) потребительной стоимостью;

2) стоимостью.

Потребительская стоимость. Различные вещи способны удовлет­ворять различные человеческие потребности. Например, хлеб, мясо, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потребность в пище; костюмы, платья, пальто и т. п.— потребность в одежде; инстру­менты — потребность в орудиях производства.

Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. Но это не зависит от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред людям. Например, папиросы имеют для курящих людей потребитель­ную стоимость, хотя курение, несомненно, приносит вред здоровью.

Потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещей. Так, хлеб, мясо, молоко и Другие продовольственные продукты имеют потребительную стоимость, так как содержат в себе белки, жиры, углеводы, необходимые для чело­веческого организма.

Потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачи­ваемого на производство данной вещи. Потребительная стоимость как таковая существует в любую историческую эпоху.

Меновая стоимость. Меновая стоимость - это способность то­вара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары. Товаровладельцы не могут актом своего субъектив­ного производства приравнивать один товар в любых пропорциях к другому. Приравнивание товара друг к другу при обмене предполагает объективное равенство их до обмена.

Меновую стоимость товара нельзя определить их потребительной стоимостью, так как означало бы сводить равное к неравному, соизме­римое к несоизмеримому.

Общим и равным, содержащимся во всех обмениваемых друг на друга товарах, является общественный труд, затрачиваемый на их про­изводство.

Стоимость. Стоимость — это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тожде­ственные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара, мено­вая стоимость — это внешнее проявление стоимости посредством об­мена одного товара на другой.

Внутреннее противоречие товара. В товаре оба его свойства образуют единство. Стоимость не может существовать без потреби­тельной стоимости: если, например, человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создает стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость товара не может существовать без стоимости, так как товар может быть ис­пользован для потребности после того, как в процессе обмена реали­зуется его стоимость.

Однако, потребительная стоимость и стоимость — это противоречи­вые свойства: как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы; напротив, как стоимос­ти они качественно однородны и количественно соизмеримы.

 

Деньги

 

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

С участием денег обмен приобретает товарно-денежную форму

(Т-Д—Т), где Т — товар, Д — деньги.

Сущность денег проявляется в их функциях:

1) мера стоимости;

2) средство обращения;

3) средство образования сокровищ;

4) средство платежа;

5) мировые деньги.

1. Деньги как мера стоимости. Стоимость всех товаров получает единообразное и всеобщее выражение в деньгах, и величина стоимо­сти товара изменяется посредством приравнивания их к определен­ным количествам денег. Деньги служат всеобщим воплощением и ме­рилом товарных стоимостей.

То есть данную функцию выполняют идеальные деньги, мысленно представляемые, и не находящиеся реально в руках товаровладельцев. Для измерения ценности товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер. Измерение стоимости товаров деньгами предполагает и количествен­ную определенность, а именно — данное количество товара равно определенному количеству золота.

2. Деньги как средство обращения. Первая функция денег как посредника проявляется в том, что деньги представляют собой ценность и предъявляются в ответ на названную цену какого-то продукта. Про­цесс товарного обращения выглядит следующим образом: Т—Д—Т, то есть продажа (Т—Д) ради купли (Д—Т). Функция посредничества при обмене является самой важной функцией денег. Из истории изве­стно, что в разные времена в разных государствах эту функцию денег выполняли различные товары: скот, меха (в России — «куны», мех ку­ницы), соль, янтарь, ракушки и т.д. Затем эта функция закрепилась за драгоценными металлами (золотом и серебром).

Золото становится деньгами в процессе исторического развития, потому что оно обладает совокупностью свойств, которые позволяют ему лучше, чем другим товарам, выполнять все функции денег. Такими свойствами являются:

• длительная сохраняемость;

• легкая делимость и соединимость без потери стоимости;

• высокая стоимость в небольшом объеме;

• относительная редкость в природе;

• качественная однородность всех частей при делении.

Первоначально при обмене товаров использовались деньги в виде слитков золота и серебра. Это затрудняло товарное обращение тем, что необходимо было взвешивать денежный металл, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т.д. Постепенно слитки золота (серебра) стали заменяться монетами.

Монета — это слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, которое удостоверено государством.

По мере развития рынка золотые монеты постепенно вытеснялись бумажными деньгами. Это обусловлено природой денег как средства обращения. Деньги выполняют эту функцию мимолетно, но находятся в непрерывном движении. Металлические деньги стираются, теряют в весе. Реальное содержание монеты отличается от номинального. Деньги ста­новятся неполноценными.

Первые попытки выпуска бумажных денег были сделаны в Китае в XII в., в Америке бумажные деньги были выпущены в 1690 г., во Фран­ции — в 1571 г. В России бумажные деньги появились в XVIII в., при Екатерине II.

Бумажные деньги — это выпущенные государством, обязатель­ные к приему денежные знаки, заменяющие золото в его функции средства обращения.

Государство придает бумажным деньгам принудительный курс, ко­торый имеет силу только в пределах данного государства. Реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от госу­дарственной власти и определяется объективным законом денежного обращения. В соответствии с этим законом выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, которое отражало бы действительное обращение символически представленного им золота.

3. Деньги как средство образования сокровищ. Возможность и необходимость накопления денег возникает в результате отделения актов продажи (Т — Д) от купли (Д — Т). Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках деньги, которые с этого момента функционируют в виде запаса ценности.

4. Деньги как средство платежа. Товары не всегда могут прода­ваться за наличные деньги, так как к моменту появления на рынке одного товаровладельца со своим товаром у других товаровладель­цев еще нет наличных денег.

Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них денежные обязательства, например, вексель по истечению срока которых заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательствах сумму. Служа средством пога­шения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа.

Из функции денег как средства платежа возникают кредитные день­ги — векселя, банкноты, чеки.

5. Мировые деньги. Международные экономические и политичес­кие отношения — внешнеторговые связи, международные займы, воен­ные контрибуции и т.д. вызывают функционирование денег на миро­вом рынке.

Мировые деньги имеют следующие три назначения:

1) Международное платежное средство.

2) Международное покупательное средство.

3) Всеобщее воплощение общественного богатства.

Современные денежные средства — бумажные деньги и другие

средства платежа, которые — в отличие от товарных денег — не имеют внутренней стоимости. Примечательно, что в 1995 г. наше государство затрачивало всего 25 руб. на создание денежной купюры в 10 000 руб. Не случайно с отменой золотого стандарта отпали две функции денег, которые не могут осуществляться без золота: а) средство образования сокровищ и б) мировые деньги. Остальные три функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство платежа) в определенной мере выполняются.

Современные денежные средства различаются по степени их лик­видности. Под ликвидностью понимается:

а) способность денег обмениваться на товары и услуги;

б) способность долгового обязательства быть обращенным в на­личные деньги;

в) денежные затраты на капитальные вложения (увеличение про­изводства).

Наличные деньги ликвидны на 100%, ибо на них можно незамед­лительно приобрести различные виды богатства. Гораздо менее лик­видными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценные бумаги. Такое различие положено в основу деления всей денежной массы на связанные между собой агрегаты.

Денежное обращение — это непрерывное движение денег, вы­полняющих функции средства обращения и средства платежа, обслу­живающих кругооборот товаров и услуг. При этом между деньгами и ценами на товары существует обратная зависимость: если цены растут, то покупательная способность денег падает, и наоборот.

Поскольку современные деньги не связаны с золотом, то на их покупательную способность влияет в первую очередь их количество.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения, обычно законодательно ус­танавливаемая государством. Элементами денежной системы являются: 1) денежная единица, 2) масштаб цен, 3) эмиссионная система, 4) виды денег, 5) институты денежной системы.

Под денежной единицей понимается денежный знак, принятый в качестве меры стоимости (руб., дол.).

Валюта — денежная единица какой-либо страны.

Масштаб цен — это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы. Масштаб цен до не­давнего времени устанавливался государством. В настоящее время, в связи с отрывом фиксирован, мой государством цены золота от его стоимости, официальный масштаб цен утратил экономический смысл. Официальная цена золота и золотые паритеты с 1976 г. отменены.

Эмиссионная система — учреждения, регулирующие выпуск де­нег (центральный банк страны), т. е. законодательно установленный порядок выпуска бумажных денег для целей денежного обращения. Эффективность эмиссионной системы определяется степенью незави­симости центрального банка от исполнительной власти (правительства).

Виды денег: банкнота — денежные знаки, выпускаемые эмиссион­ными банками, вексель — обязательство оплатить сумму денег в опре­деленный срок. Депозитные деньги — система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса сумм с одного счета на другой. Чек — требование к банку снять определен­ную сумму денег с текущего счета, лица, выписывающего чек.

Институты денежной системы — государственные и негосудар­ственные учреждения, регулирующие денежное обращение (Министер­ство финансов, Центральный банк, налоговая инспекция).

Валютная система государства включает в себя национальную ва­люту, условия ее обратимости, карта национальных валют, режим курса иностранных валют.

Валютный курс — это стоимостное соотношение валют при их обмене, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денеж­ных единицах группы стран, либо в международных расчетных единицах (ЭКЮ и т.д.). На валютный курс влияют различные факторы. Это -покупательная способность валюты, которая зависит от многих обстоя­тельств (состояние экономики, стадий экономического цикла), спроса и предложения на рынке валюты.

Различают несколько видов валютных курсов. Официальный — ус­танавливается Центральным банком страны и выражается в фиксиро­ванном соотношении национальной денежной единицы и иностранных денежных единиц. Этот курс используется главным образом в странах, валюта которых либо неконвертируема, либо конвертируема ограни­ченно. Рыночный курс — тот курс, который фактически складывается на валютных рынках. Он образуется на валютных биржах или в расче­тах между банками, которые реализуют международные платежи, не-

прерывно покупая и продавая для этого валюту и формируя, таким образом, их спрос и предложение.

Валюту также подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую. Конвертируемая (обра­тимая) валюта беспрепятственно обменивается на любую иностран­ную.

Знание системы валютных отношений — важное условие эффективно­го ведения хозяйства на уровне предприятия и всей страны.

 

Цена

 

Цена — фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежном выражении сто­имости единицы товара. В случае, когда единица данного товара об­менивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара.

В экономической науке сущность цены рассматривается через функции, которые осуществляет цена.

1) Учетная функция. Все затраты на предприятии определяются либо с помощью натуральных показателей, либо с помощью цены. С помощью цены определяют себестоимость продукции, величину наци­онального дохода, рост производительности труда, экономическую эффективность капитальных вложений.

2) Управленческая функция. С помощью цены осуществляется разработка программ: экономических, социальных, научно-технических.

3) Распределительная и перераспределительная функции. Эта функция четко прослеживается в административно-командной и рыночной экономике. Государство с помощью цен стремится устано­вить более высокие цены на элитные товары и более низкие цены на товары первой необходимости, чтобы обеспечить социальную защиту населения.

4) Стимулирующая функция. Цена способствует ускорению науч­но-технического прогресса, переливание капитала из одной отрасли в Другую, обеспечивать быстрое развитие некоторых отраслей и регионов.

5) Ограничительная функция. Цена может ограничивать разме­ры потребления дефицитных продуктов, или же продуктов, которые вредны для общества.

В экономике командного типа цены используются как внешнее ди­рективное воздействие на народно-хозяйственные процессы. В эконо­мике рыночного типа цены используются как важнейший элемент систе­мы саморегулирования экономических процессов.

В экономической литературе существует мнение, что все многооб­разие цен можно представить как договорные, государственные и ми­ровые цены.

Договорные цены — это рыночная свободная цена, которая уста­навливается на основе договора между покупателем и продавцом.

Государственная цена устанавливается не только на продукцию государственных предприятий, а имеет более широкий диапазон.

Она может устанавливаться:

• на продукцию предприятий-монополистов, то есть государство стремится нейтрализовать попытки крупных корпораций взвин­чивать цены;

• на продукцию базовых отраслей (металлургия, горнодобываю­щая промышленность);

• на продукцию военно-промышленного комплекса;

• на социально-значимые товары, пищевые товары (продукция фармацевтической промышленности, услуги и т.д.).

Система государственных цен состоит из двух видов: фиксируемые цены, жестко устанавливаемые государством, и регулируемые цены. Государственное регулирование цен состоит в установлении их пре­дельного уровня или предела их отклонения от фиксированных госу­дарственных цен,

Мировые цены объективно отражают стоимость товара и характе­ризуются следующими признаками:

• цена, по которой осуществляются крупные сделки на условиях,

обычных для большинства товарных рынков;

• цена в сделках, платежи по которым ведутся в свободно кон­вертируемой валюте;

• цена, используемая в регулярных сделках на важных рынках.

Также цены дифференцируются на цены свободного рынка, мо­нопольно-низкие и монопольно-высокие цены. В зависимости от объема продажи: оптовые и розничные; от удаленности покупателя: зональ­ные, поясные. Цены делятся также на две крупные группы: цены на товары и цены на услуги. В строительстве применяется категория сметных цен, которые используются для проектирования строящегося объекта и определения возможных затрат и возможной прибыли про­изводителя.

На уровень и динамику цен влияет ряд факторов. Снижению цен способствуют: рост производства, технический прогресс и внедрение новых технологий, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов и развитие прямых связей. Рост цен вызывают следующие факторы: спад про­изводства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обра­щении, рост налогов, рост заработной платы, увеличение рентабельности, улучшение качественных характеристик товаров, соответствие моде, не­стабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос.

Таким образом, цена является одной из основополагающих эконо­мических категорий, в которой отражается экономический интерес про­изводителей отраслей, регионов и всего общества в целом. Поэтому государство должно придерживаться такой ценовой политики, которая могла бы обеспечит стабильный экономический рост, постоянное повы­шение жизненного уровня населения.

 

Раздел ///.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНКА.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.083 с.)