Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Компенсация нарушений зрения в процессе овладения детьми предметной деятельностью.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У нормально видящего ребенка примерно в полгода формируются предметные действия. Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация – шаг вперед в общем, развитии ребенка и в развитии умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Это начало развития активного осязания у детей. Необходимый элемент предметной деятельности – хватание, развитие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы, начинающееся с простого трогания, приводящего к ощупыванию. Постепенно в предметной деятельности ослабляется схватывание и укрепляется выпускание. В отличии от слитности первых двигательных актов. Таким образом, предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями, получаемыми от сохранных анализаторов, обеспечивает развитие предметности восприятия слепого ребенка. В процессе овладения предметными действиями слепой ребенок выделяет свойства предметов. Так деревянную ложку удобнее удерживать за ручку, хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто человеческим способом ее использования. Обучение действиям с предметами и игрушками При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Процессы компенсации развиваются постепенно и имеют определенные стадии развития, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения функций. В раннем и младшем дошкольном возрасте наибольшее компенсаторное значение в развитии ребенка с нарушениями зрения играют предметная деятельность и речь. В процессе овладения предметной деятельностью у ребенка формируются и совершенствуются основные функции восприятия, такие, как предметность, целостность, константность, избирательность и др. Более совершенными становятся зрительно-моторные координации. Таким образом, неоспоримо компенсаторное значение предметной деятельности в развитии процессов восприятия и мышления у детей со зрительной патологией, а потому крайне необходима организация коррекционно-педагогического процесса таким образом, чтобы формирование предметной деятельности являлось основой обучения анализирующему восприятию и формированию материальных прототипов будущих идеальных перцептивных действий и развитию познавательной деятельности, и в первую очередь мышления. Для этого необходимо создание наглядно-действенных методик, которые позволили бы детям с нарушениями зрения комплексно овладеть способами и приемами восприятия объектов, адекватными познавательным задачам и актуализации познавательного опыта с целью эффективного использования сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых задач. 11. Игра как условие формирования компенсации слепоты в дошкольном возрасте Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.). Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей. Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке. Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д. По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы: 1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей; 2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе чувственного опыта — развитие мышления. учат детей классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам. В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т. д. Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления. Настольно-печатные игры следует использовать в работе со слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения слабовидящих. Применение словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний. ПРИМЕРЫ ИГР. “Кто скорее соберет палочки”. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.). В задании “Найди такой же ” дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует выложить от более темного к самому светлому. Игра “Разложи по цвету ” дети по образцу, кто скорее разложит фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывает “Выложи орнамент ” детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом они должны назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение. Игра “Подбери чашки к блюдцам”. Детям даются изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета. “ Узнай растение по листочку. Словесные дидактические игры. Игра “Котятки и перчатки ”. Детям раздаются карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка: Потеряли котятки От костюмов перчатки Прибежали ребятки Отыскали перчатки. Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, целый ряд игр, описание которых приводилось, может быть использован педагогами для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни. 12 вопрос. Формирование у детей с глубоким НЗ компенсаторных процессов в трудовой деятельности При трудовом воспитании слепых дошкольников важно учитывать особенности труда, его направленность на формирование ценныхкачеств личности: в труде ребенок учится ставить цель, намечать пути ее выполнения, т. е. планировать свою деятельность. Это важно, так как они часто либо завышают свои возможности, представляя, что могут сделать больше, чем это имеет место в действительности, либо занижают и боятся выполнять самые простые трудовые операции. Постепенное и посильное привлечение к труду. Планирование трудовой деятельности связано с представлениями о конкретных, реальных предметах и действиями с ними. Планирование, особенно в начале работы, берет на себя воспитатель. Внимание детей обращается на то, чтобы для труда было заранее приготовлено все необходимое, чтобы они хорошо представляли последовательный ряд операций, которые нужно будет выполнить. Необходимо начинать с простейших трудовых обязанностей. Например, с ухода за растениями: дети заранее готовят лейку с водой, корзиночку для сухих листьев, влажную губку и только тогда приступают к работе. ПОСТЕПЕННО подготовка переносится на ребенка. Важной особенностью трудовой деятельности является необходимость достижения результата своей деятельности, своего труда. ПОСТАНОВКА цели. ЗНАКОМСТВО с предметами труда, орудиями. Лишь после этого воспитатель знакомит детей с техническими приемами работы. Самообслуживание Наиболее сложен в трудовых операциях для слепых детей дошкольного возраста именно сам процесс овладения трудовыми навыками. Трудовая деятельность детей в основном направлена на самообслуживание и бытовой труд, результатами которых является удовлетворение собственных потребностей, и по существу не предполагает общественно значимого результата. При первоначальной организации коллективного труда слепым детям помогает проговаривание действий. Целью трудового воспитания является не только знакомство детей со способом выполнения каких-то определенных трудовых действий, но и выработка у них привычки к аккуратности и порядку, своевременному проведению всех необходимых гигиенических процедур, приобретение элементарных навыков организации своего труда. Необходимо при обучении самообслуживанию использовать индивидуальные ориентиры каждой вещи. Например, перед тем как дети начнут надевать одежду, воспитатель изучает с ними ее, выделяет ориентиры, по которым эта одежда может быть узнана и правильно использована. Определяются характерные особенности лицевой и изнаночной стороны одежды. Обучаясь стелить постель, дети пользуются этими навыками. Начинается обучение в игре с кукольной кроваткой. Перенести приобретенные навыки в новую ситуацию (стелить большую постель) значительно легче, чем сразу учиться стелить большую постель. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка. 15 Вопрос. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. Этот процесс возможен при достаточной анатомической и функциональной зрелости зрительного анализатора. В деятельности зрительного анализатора, как и анализаторов других модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем, благодаря которому человеческое восприятие носит осмысленный, обобщенный и произвольный характер, чем отличается от восприятия, свойственного животным. Зрительное восприятие объектов и их изображений, восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей осуществляется по общим закономерностям, т.е. так же, как и у нормально видящих. Наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Нарушение функций зрения не оказывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприятия, не ведет к его изменению, так как доминирование зрения в фило- и онтогенезе закреплено весьма прочно. Зрительное восприятие обладает всеми известными в норме свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью, отмечается одинаковая сущность процесса возникновения образов, идентичность нервных механизмов восприятия. Восприятие необученного ребенка непроизвольно, не имеет целенаправленного характера, а поэтому неточно, смутно, фрагментарно и не всегда правильно. Одной из причин слитности и нерасчлененности (синкретизма) зрительного восприятия является неподготовленность ребенка к аналитико-синтетической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1) сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, 2) ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, 3) затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушениями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими. Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия им требуется специально организованное обучение. 16. Развитие зрительного восприятия лиц с остаточным зрением. Использование остаточного зрения в коррекции и компенсации нарушений развития. Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидящих является коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики, т.к. 10 % обучающихся тотально слепые, остальные дети имеют в той или иной степени остаточное зрение. В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития. Исследовани я Л. А. Новиковой показали, что развитие зрительного анализатора продолжается до 13 — 15 лет. В период школьного обучения от 7 до 15 лет, являющийся относительно сензитивным периодом, продолжается его активное развитие. Обучение слепых детей с остаточным зрением по Брайлю и стремление учителей исключить зрительное восприятие из учебно-воспитательного процесса вызывает сенсорно-перцептивную депривацию, что сопровождается распадом восприятия и связанных с ним образных форм познания. Использование остаточного зрения слепых в процессе преподавания показало следующее: дети лучше составляли рассказы-описания, их пересказы отличались большей точностью, стройностью повествования, образностью и эмоциональностью, при составлении задач по цветным изображениям дети показали большую вариативность и разнообразие составленных задач. Дети с большим интересом занимались с цветными рельефными рисунками. Для использования остаточного зрения необходимо получить точную информацю о состоянии зрения. В ходе офтальмологической консультации должно определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения, но и его категория — врожденное или наследственное заболевание, прогрессирующий или непрогрессирующий характер оно имеет, каковы возможности появления вторичных изменений и Других осложнений. Следующий момент — это получение от врачей медицинского лечения и ортоптического ассистирования, показаний к использованию линз, очков, определение противопоказаний или Дозировки физической нагрузки. Общие данные должны быть конкретизированы для каждого ребенка. Учитель учитывает уровень его интеллектуального развития, его отношение к возможности научиться видеть, личностные и волевые качества.Для учителя важно определить зону ближайшего развития его зрительных возможностей. Ребенку нужно помогать видеть, учить обозрению окружающего, способствовать возможности использовать зрение в обычных условиях жизни, помогать использовать свой опыт, полученный на занятиях и в семье. НЕПРЕМЕННЫМ УСЛОВИЕМ является создание комфортных условий восприятия, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением. В первую очередь это относится к гигиене зрения: необходимо соблюдать разработанные нормативы освещенности — общая освещенность не менее 1000 люкс и дополнительная освещенность рабочего места. Многим из детей с остаточным зрением рекомендованы различные оптические приспособления — очки, лупы. Работа по развитию зрительного восприятия предполагает обязательность их применения во время зрительной работы. Очень большое значение на занятиях имеет использование пюпитров и подставок, поскольку они облегчают зрительное восприятие экспонируемых объектов. Соблюдение этих условий обеспечивает детям более длительную работоспособность, а самое главное, в течение 15—20 мин рекомендованной непрерывной нагрузки на уроке позволяет избежать зрительного утомления. Работа по развитию зрительного восприятия на каждом уроке и каждом воспитательском занятии может осуществляться лишь при наличии специально подготовленных для слепых с остаточным зрением пособий и учебников. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками. Однако требования гигиены зрения, да и фактическая быстрая утомляемость слепых детей в процессе зрительной работы, низкая острота зрения, не позволяющая рассмотреть мелкие детали или обозреть большие высокие объемные объекты, показывает, что основным каналом получения учебной информации слепыми детьми с остаточным зрением остается осязание совместно со зрением, код Брайля, тифлографическая система передачи изображения видимого объекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.013 с.) |