Вопрос. Компенсация нарушений зрения в процессе овладения детьми предметной деятельностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Компенсация нарушений зрения в процессе овладения детьми предметной деятельностью.



У нормально видящего ребенка примерно в полгода формируются предметные действия.

Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация – шаг вперед в общем, развитии ребенка и в развитии умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Это начало развития активного осязания у детей. Необходимый элемент предметной деятельности – хватание, развитие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы, начинающееся с простого трогания, приводящего к ощупыванию. Постепенно в предметной деятельности ослабляется схватывание и укрепляется выпускание. В отличии от слитности первых двигательных актов. Таким образом, предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями, получаемыми от сохранных анализаторов, обеспечивает развитие предметности восприятия слепого ребенка. В процессе овладения предметными действиями слепой ребенок выделяет свойства предметов. Так деревянную ложку удобнее удерживать за ручку, хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто человеческим способом ее использования. Обучение действиям с предметами и игрушками При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Процессы компенсации развиваются постепенно и имеют определенные стадии развития, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения функций. В раннем и младшем дошкольном возрасте наибольшее компенсаторное значение в развитии ребенка с нарушениями зрения играют предметная деятельность и речь. В процессе овладения предметной деятельностью у ребенка формируются и совершенствуются основные функции восприятия, такие, как предметность, целостность, константность, избирательность и др. Более совершенными становятся зрительно-моторные координации. Таким образом, неоспоримо компенсаторное значение предметной деятельности в развитии процессов восприятия и мышления у детей со зрительной патологией, а потому крайне необходима организация коррекционно-педагогического процесса таким образом, чтобы формирование предметной деятельности являлось основой обучения анализирующему восприятию и формированию материальных прототипов будущих идеальных перцептивных действий и развитию познавательной деятельности, и в первую очередь мышления. Для этого необходимо создание наглядно-действенных методик, которые позволили бы детям с нарушениями зрения комплексно овладеть способами и приемами восприятия объектов, адекватными познавательным задачам и актуализации познавательного опыта с целью эффективного использования сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых задач.

11. Игра как условие формирования компенсации слепоты в дошкольном возрасте Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.). Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей. Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке. Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д. По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы: 1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей; 2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе чувственного опыта — развитие мышления. учат детей классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам. В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т. д. Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления. Настольно-печатные игры следует использовать в работе со слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения слабовидящих. Применение словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний. ПРИМЕРЫ ИГР. “Кто скорее соберет палочки”. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.). В задании “Найди такой же ” дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует выложить от более темного к самому светлому. Игра “Разложи по цвету ” дети по образцу, кто скорее разложит фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывает “Выложи орнамент ” детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом они должны назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение. Игра “Подбери чашки к блюдцам”. Детям даются изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета. “ Узнай растение по листочку. Словесные дидактические игры. Игра “Котятки и перчатки ”. Детям раздаются карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка: Потеряли котятки От костюмов перчатки Прибежали ребятки Отыскали перчатки. Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, целый ряд игр, описание которых приводилось, может быть использован педагогами для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.

12 вопрос. Формирование у детей с глубоким НЗ компенсаторных процессов в трудовой деятельности При трудовом воспитании слепых дошкольни­ков важно учитывать особенности труда, его на­правленность на формирование ценныхкачеств личности: в труде ребенок учится ставить цель, намечать пути ее выполнения, т. е. планировать свою деятельность. Это важно, так как они часто либо за­вышают свои возможности, представляя, что могут сделать больше, чем это имеет место в действительности, либо занижают и боятся вы­полнять самые простые трудовые операции. Постепенное и посильное привлечение к труду. Планирование трудовой деятельности связа­но с представлениями о конкретных, реальных предметах и действиями с ними. Планирование, особенно в начале работы, берет на себя воспи­татель. Внимание детей обращается на то, что­бы для труда было заранее приготовлено все необходимое, чтобы они хорошо представляли последовательный ряд операций, которые нуж­но будет выполнить. Необходимо начинать с простейших трудовых обязанностей. Например, с ухода за растения­ми: дети заранее готовят лейку с водой, корзи­ночку для сухих листьев, влажную губку и только тогда приступают к работе. ПОСТЕПЕННО подготовка переносится на ребенка. Важной особенностью трудовой деятельнос­ти является необходимость достижения резуль­тата своей деятельности, своего труда. ПОСТАНОВКА цели. ЗНАКОМСТВО с предметами труда, орудиями. Лишь после этого воспитатель знакомит детей с техническими приемами работы. Самообслуживание Наиболее сложен в трудовых операциях для слепых детей дошкольного возраста именно сам процесс овладения трудовыми навыками. Тру­довая деятельность детей в основном направ­лена на самообслуживание и бытовой труд, ре­зультатами которых является удовлетворение собственных потребностей, и по существу не предполагает общественно значимого результата. При первоначальной организации коллектив­ного труда слепым детям помогает проговаривание действий. Целью трудового воспитания является не только знакомство детей со спосо­бом выполнения каких-то определенных трудо­вых действий, но и выработка у них привычки к аккуратности и порядку, своевременному прове­дению всех необходимых гигиенических проце­дур, приобретение элементарных навыков орга­низации своего труда. Необходимо при обучении самообслуживанию использовать индивидуальные ориентиры каж­дой вещи. Например, перед тем как дети начнут надевать одежду, воспитатель изучает с ними ее, выделяет ориентиры, по которым эта одежда может быть узнана и правильно использована. Определяются характерные особенности лице­вой и изнаночной стороны одежды. Обучаясь стелить постель, дети пользуются этими навыками. Начинается обучение в игре с кукольной кроваткой. Перенести приобретенные навыки в новую ситуацию (стелить большую по­стель) значительно легче, чем сразу учиться стелить большую постель. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

15 Вопрос. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. Этот процесс возможен при достаточной анатомической и функциональной зрелости зрительного анализатора. В деятельности зрительного анализатора, как и анализаторов других модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем, благодаря которому человеческое восприятие носит осмысленный, обобщенный и произвольный характер, чем отличается от восприятия, свойственного животным. Зрительное восприятие объектов и их изображений, восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей осуществляется по общим закономерностям, т.е. так же, как и у нормально видящих. Наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Нарушение функций зрения не оказывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприятия, не ведет к его изменению, так как доминирование зрения в фило- и онтогенезе закреплено весьма прочно. Зрительное восприятие обладает всеми известными в норме свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью, отмечается одинаковая сущность процесса возникновения образов, идентичность нервных механизмов восприятия. Восприятие необученного ребенка непроизвольно, не имеет целенаправленного характера, а поэтому неточно, смутно, фрагментарно и не всегда правильно. Одной из причин слитности и нерасчлененности (синкретизма) зрительного восприятия является неподготовленность ребенка к аналитико-синтетической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1) сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, 2) ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, 3) затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушениями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими. Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия им требуется специально организованное обучение.

16. Развитие зрительного восприятия лиц с остаточным зрением. Использование остаточного зрения в коррекции и компенсации нарушений развития. Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидящих является коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики, т.к. 10 % обучающихся тотально слепые, остальные дети имеют в той или иной степени остаточное зрение. В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития. Исследовани я Л. А. Новиковой показали, что развитие зрительного анализатора продолжается до 13 — 15 лет. В период школьного обучения от 7 до 15 лет, являющийся относительно сензитивным периодом, продолжается его активное развитие. Обучение слепых детей с остаточным зрением по Брайлю и стремление учителей исключить зрительное восприятие из учебно-воспитательного процесса вызывает сенсорно-перцептивную депривацию, что сопровождается распадом восприятия и связанных с ним образных форм познания.

Использование остаточного зрения слепых в процессе преподавания показало следующее: дети лучше составляли рассказы-описания, их пересказы отличались большей точностью, стройностью повествования, образностью и эмоциональностью, при составлении задач по цветным изображениям дети показали большую вариативность и разнообразие составленных задач. Дети с большим интересом занимались с цветными рельефными рисунками.

Для использования остаточного зрения необходимо получить точную информацю о состоянии зрения. В ходе офтальмологической консультации должно определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения, но и его категория — врожденное или наследственное заболевание, прогрессирующий или непрогрессирующий характер оно имеет, каковы возможности появления вторичных изменений и Других осложнений. Следующий момент — это получение от врачей медицинского лечения и ортоптического ассистирования, показаний к использованию линз, очков, определение противопоказаний или Дозировки физической нагрузки. Общие данные должны быть конкретизированы для каждого ребенка. Учитель учитывает уровень его интеллектуального развития, его отношение к возможности научиться видеть, личностные и волевые качества.Для учителя важно определить зону ближайшего развития его зрительных возможностей. Ребенку нужно помогать видеть, учить обозрению окружающего, способствовать возможности использовать зрение в обычных условиях жизни, помогать использовать свой опыт, полученный на занятиях и в семье. НЕПРЕМЕННЫМ УСЛОВИЕМ является создание комфортных условий восприятия, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением. В первую очередь это относится к гигиене зрения: необходимо соблюдать разработанные нормативы освещенности — общая освещенность не менее 1000 люкс и дополнительная освещенность рабочего места. Многим из детей с остаточным зрением рекомендованы различные оптические приспособления — очки, лупы. Работа по развитию зрительного восприятия предполагает обязательность их применения во время зрительной работы. Очень большое значение на занятиях имеет использование пюпитров и подставок, поскольку они облегчают зрительное восприятие экспонируемых объектов. Соблюдение этих условий обеспечивает детям более длительную работоспособность, а самое главное, в течение 15—20 мин рекомендованной непрерывной нагрузки на уроке позволяет избежать зрительного утомления. Работа по развитию зрительного восприятия на каждом уроке и каждом воспитательском занятии может осуществляться лишь при наличии специально подготовленных для слепых с остаточным зрением пособий и учебников. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками. Однако требования гигиены зрения, да и фактическая быстрая утомляемость слепых детей в процессе зрительной работы, низкая острота зрения, не позволяющая рассмотреть мелкие детали или обозреть большие высокие объемные объекты, показывает, что основным каналом получения учебной информации слепыми детьми с остаточным зрением остается осязание совместно со зрением, код Брайля, тифлографическая система передачи изображения видимого объекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.012 с.)