Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Особенности памяти детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация нарушений памяти. Роль памяти в компенсации нарушений зрения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объём кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей достаточно высок. Специфика сохранения и забывания при зрительной депривации связывается с несколькими факторами. Особенности образов памяти у детей с нарушениями зрения: 1- Сокращение числа представлений (за счёт полного или частичного выпадения из сенсорной системы зрения); 2- Качественное отличие от представлений зрячих: Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости, вербализм. Можно сделать следующие выводы: 1. Преобладание непроизвольной образной памяти; 2. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, происходит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы; 3. Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка; 4 Формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания; 5. Словесно-логическая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка; 6. Развитие памяти включается в развитие личн6ости. Коррекция и компенсация нарушений памяти. Направлениями коррекции: 1. Развитие слухового внимания; 2. Развитие непроизвольной и произвольной слуховой памяти; 3 Расширение объема слуховой памяти; 4. Развитие зрительного внимания; 5. Развитие непроизвольной зрительной памяти; 6. Развитие произвольной зрительной памяти 7. Расширение объема зрительной памяти; 8. Работа по формированию эффективных приемов запоминания. 9. Развитие продуктивности слуховой памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения); 10. Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения). После развития слуховой, зрительной памяти, их количественной стороны, можно перейти к формированию у ребенка рациональных приемов запоминания различного материала. Важным фактором результативности проводимой работы является и психологическая составляющая: мотивированность, заинтересованность самого ребенка, соответствие подбираемых упражнений и заданий не только цели коррекции, но и потребностям, интересам и возможностям самого ребенка, учет ведущего вида деятельности. 20. Особенности развития наглядно-действенного мышления детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация нарушений наглядно-действенного мышления. Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. Однако у детей с дефектами зрения и, особенно у слепых, из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, что обусловлено ограниченными возможностями сравнения признаков воспринимаемых предметов, трудностями их практического анализа и синтеза. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. У детей накапливается определенный запас слов, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Причины этого – нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. Наглядно-действенное мышление и исторически и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Формирование наглядно действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки нагл-дейст. мышления наблюдаются уже у 7-ми месячных детей, и до 3-х лет оно активно развивается. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками. Подлинное нагл-дейст мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Уже в 3-5 летнем возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку и тд. Важное значение в развитии мышления имеют сформированность и точность представлений о предметах и объектах окружающей действительности. Отсутствие (у слепых) и неполноценность зрительного восприятия (у слабовидящих), вследствии этого пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняет формирование представлений о предметах и объектах окружающего мира. Это в свою очередь задерживает формирование и развитие наглядно-действенного мышления у детей с НЗ. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов. Мышление обогащается засчёт чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций. Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности – чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются. Также отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображёнными на картинке, затруднения при классификации предметов, расширение или необоснованное сужение объёма понятий, недостаточная обоснованность суждений.
24. Воображение детей с нарушениями зрения. Роль воображения в компенсации нарушений зрения. Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения;. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности. Можно Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей учителя. ВООБРАЖЕНИЕ заполняет пробелы в чувственных знаниях,, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую. учебную) склонны слепые. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы Отход воображения слепых от действительности, возникновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте - особом виде воображения, создающем картины будущего. Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. ОСОБЕННОСТИ особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Снижение уровня оригинальности воображения слепых и слабовидящих отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям. ВООБРАЖЕНИЕ слепых и слабовидящих можно охарактеризовать как эмоционально незрелое, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. 21. Особенности развития наглядно-образного мышления детей с н.з. Коррекция и компенсация нарушения наглядно-образного мышления. Наглядно-образное мышление начинает развиваться внутри наглядно-действенного и является следующей стадией развития мышления. Оно характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи представлено в наглядной форме, а решение осуществляется путем оперирования в уме образами-представлениями предметов, или их изображений с помощью преобразования этих образов или их частей. Следовательно, успешность решения наглядных задач зависит от уровня сформированности зрительных образов, мыслительных операций, уровня развития наглядно-действенного мышления. Наглядно-образное мышление интенсивно развивается на протяжении младшего школьного возраста и продолжает дальнейшее развитие в среднем школьном возрасте. Формирование и развитие наглядного и понятийного мышления у детей с нарушением зрения происходит по общим законам развития мышления в детском возрасте: в дошкольном возрасте развивается наглядно-действенное мышление, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление и конкретно-понятийное, затем совершается переход к высшей стадии развития мышления — абстрактно-понятийной. Дети со зрительным дефектом обладают большими потенциальными возможностями в развитии наглядно-образного и словесно-понятийного мышления при опоре на наглядно-действенное мышление и при использовании различных средств абстрагирования и обобщения. Своеобразие в развитии наглядно-образного и понятийного мышления у слабовидящих детей младшего и среднего школьного возраста проявляется в наибольшей мере. У слабовидящих старшеклассников особенности в развитии образного мышления отмечаются лишь при решении достаточно сложных задач. На протяжении школьного возраста отмечается значительное развитие наглядно-образного мышления у слабовидящих детей. У них в период от 7—8 до 10—11 лет темп развития образного мышления даже несколько более быстрый, чем у нормально видящих. В следующий возрастной период — от 10—11 до 13— 14 лет темп его развития снижается, число правильных решений увеличивается, но незначительно. Различия в успешности решения наглядных задач между нормально видящими и слабовидящими нивелируются. Целым р ядом отечественных и зарубежных авторов отмечается, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А.И.Зотов, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, В.А.Лонина, Л.И.Солнцева, В.Фром, В. Рот, Я.Есенский и др.). Мышление может быть высоко развито у абсолютно незрячих и у слепоглухих Анализ решения задач школьниками с нарушенным зрением показывает, что усвоение содержания задач, рассуждения и умозаключения у них не отличаются от наблюдаемого у нормально видящих учащихся. Особое значение у детей с нарушением зрения приобретает развитие дедуктивного мышления. Важное компенсаторное значение имеет овладение школьниками умением делать выводы по аналогии. При формировании знаний, опосредствующих развитие понятий, большую роль играет речевое общение и использование коммуникативных технических средств. Речь, с помощью которой усваиваются знания, имеет огромное значение для коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций. При коррекционной работе следует учитывать особенности развития мышления при нарушениях зрения. Этими особенностями являются у детей с нарушениями зрения затруднение развития образного мышления, что затрудняет формирование понятий. Так же встречается расширение или сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.008 с.) |