Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте определение понятию «информационные процессы»

Поиск

Дайте определение понятию «информационные процессы»

Информационное обеспечение является составной частью более широкого понятия информационных процессов. В нор­мативно-правовой трактовке информационные процессы оп­ределяются как «процессы создания, сбора, обработки, накоп­ления, хранения, поиска, распространения и потребления ин­формации* и охватывают тем самым все сферы человеческой деятельности.

Дайте определение понятию «информационное обеспечение»

Информационное обеспечение чаще всего соотносится с организационно-управленческой и производственно-технологи­ческой сферой. Поэтому под информационным обеспечением будем понимать совокупность процессов сбора, обработки, хра­нения, анализа и выдачи информации, необходимой для обеспе­чения управленческой деятельности и технологических процес­сов.

 

Дайте определение понятию «информация»

Основополагающим в определении информационного обес­печения является понятие информации.

Термин информация происходит от латинского informatio —разъяснение, изложение. До середины нашего сто­летия информация трактовалась как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим (знаками, техничес­кими средствами) способом. После 50-х годов на фоне бурного развития средств связи и телекоммуникаций, возникновения и внедрения в различные сферы жизни электронно-вычислитель­ной техники появились новые, расширенные трактовки поня­тия информация. Информацию в вероятностно-статистичес­ком (или энтропийном) подходе стали трактовать как уменьшение степени неопределенности знания о каком-либо объек­те, системе, процессе или явлении, или изменение неопреде­ленности состояния самого объекта, системы, явления, про­цесса. Такую трактовку по имени ее автора, американского ма­тематика К. Э. Шеннона еще называют информацией но Шеннону.

Известна также и широко используется философская, или точнее говоря, общенаучная трактовка понятия информации как изменение объема и структуры знания воспринимающей сис­темы. При этом под воспринимающей системой понимается не только собственно сам человек или его производные (кол­лектив, общество), но и, вообще говоря, любая система, напри­мер биологическая клетка, воспринимающая при рождении ге­нетическую информацию.

Существует еще и нормативно-правовая трактовка поня­тия информации, которая используется в законодательных ак­тах, регламентирующих информационные процессы и техно­логии. Так, в частности, в законе РФ «Об информации, инфор­матизации и защите информации» (от 20.02.95 № 24-ФЗ) дается следующее определение термина «информация» — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от способа их представления. Добавим в связи с этим еще один важный нормативно-правовой аспект. Статья 128 Гражданско­го кодекса РФ информацию, наряду с вещами (включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права), работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами, определяет видом объектов гражданских прав, распространяя на нес тем самым весь институт гражданского права, включая права собственно­сти и авторское право.

Как представляется, в контексте рассмотрения содержания информационно-аналитической сферы наиболее подходящим является объединение общенаучной и нормативно-правовой трактовки понятия информации. Поэтому в дальнейшем инфор­мацию будем понимать как изменение объема и структуры зна­ния о некоторой предметной области (лица, предметы, фак­ты, события, явления, процессы) воспринимающей системой (человек, организационная структура, автоматизированная информационная система) независимо от формы и способа представления знания.

 

 

Дайте определение понятию «дискретизация информации»

Таким образом, информация на стадии данных характери­зуется определенной формой представления и дополнительной характеристикой, выражаемой термином структура.

Дискретизация информации представляет собой процесс преобразования некоторой исходной информации в форму, соответствующую конечному числу состояний информационного сигнала.

 

Дайте определение понятию «данные»

При рассмотрении понятия информационного обеспечения в контексте обработки информации важное значение имеет по­нятие данных. От информации данные отличаются конкретной формой представления и являются некоторым ее подмноже­ством, определяемым целями и задачами сбора и обработки информации. К примеру, данные по сотрудникам какой-либо организации в виде формализованных учетных карточек кад­рового подразделения содержат лишь некоторый перечень не­обходимых сведений (ФИО, год рождения, образование, семей­ное положение, должность и т. д.) в отличие от огромного ко­личества сведений, характеризующих каждого конкретного человека. Поэтому определим данные как информацию, отра­жающую определенное состояние некоторой предметной об­ласти в конкретной форме представления и содержащую лишь наиболее существенные с точки зрения целей и задач сбора и обработки информации элементы образа отражаемого фраг­мента действительности.

 

Дайте определение понятию «информационные ресурсы»

Процесс до­кументирования превращает информацию в информационные ресурсы. Нормативно-правовая трактовка информационных ресурсов определяет их как «отдельные документы и отдель­ные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем)».

 

7. Дайте определение понятию «инфор­мационная система»

Инфор­мационная система определяется как «организационно упо­рядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе и с использовани­ем средств вычислительной техники и связи, реализующих ин­формационные процессы».

 

8. Дайте определение понятию «автоматизированная си­стема (АС)»

Автоматизированная си­стема — «система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая ин­формационную технологию выполнения установленных функций».

 

Дайте определение понятию «автоматизированная информационная система (АИС)»

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизирован­ными, или сокращенно АИС.

Дайте определение понятию «система управления базами данных (СУБД)»

Система управления базами данных (СУБД), которая по ГОСТу определяется как «совокупность программ и языковых средств, предназначенных для управле­ния данными в базе данных, ведения базы данных и обеспече­ния взаимодействия ее с прикладными программами».

12. Дайте определение понятию «банк данных (БнД), автоматизированный банк дан­ных (АБД)»

Совокупность конкретной базы данных, СУБД, приклад­ных компонентов АИС (набор входных и выходных форм, ти­повых запросов для решения информационно-технологических задач в конкретной предметной области), а также комплекса технических средств, на которых они реализованы, образуют банк данных (БнД), или иначе автоматизированный банк дан­ных (АБД).

13. На какие типы разделяются АИС по характеру представления и логической организации хра­нимой информации (указать наиболее полный ответ)

По характеру представления и логической организации хра­нимой информации АИС разделяются на фактографические, документальные и геоинформационные.

Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, собы­тию и т. д., отделенному (вычлененному) от всех прочих сведе­ний и фактов.* Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов дан­ной предметной области. К примеру, фактографическая АИС, накапливающая сведения по лицам, каждому конкретному лицу в базе данных ставит в соответствие запись, состоящую из оп­ределенного набора таких реквизитов, как фамилия, имя, отче­ство, год рождения, место работы, образование и т. д. Комплек­тование информационной базы в фактографических АИС вклю­чает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации из документального источника. Структу­ризация при этом осуществляется через определение (выделе­ние, вычленение) экземпляров информационных объектов оп­ределенного типа, информация о которых имеется в докумен­те, и заполнение их реквизитов.

* Отсюда и название—«фактографические системы».

 

Рис. 1.3. Соотношение понятий БнД, СУ БД и БД

В документальных АИС единичным элементом информа­ции является нерасчлененный на более мелкие элементы доку­мент и информация при вводе (входной документ), как прави­ло, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некото­рые формализованные позиции — дата изготовления, испол­нитель, тематика и т. д. Некоторые виды документальных АИС обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов — соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким-либо критериям и т. п. Определе­ние и установление такой взаимосвязи представляет собой слож­ную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может в полной мере быть формализована.

В геоинформационных АИС данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набо­ром реквизитов), привязанных к общей электронной топогра­фической основе (электронной карте). Геоинформационные си­стемы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент, например маршруты транспорта, коммунальное хо­зяйство и т. п.

 

Цель обучения.

Сеть обучается, чтобы для некоторого множества входов давать желаемое (или, по крайней мере, сообразное с ним) множество выходов. Каждое такое входное (или выходное) множество рассматривается как вектор. Обучение осуществляется путем последовательного предъявления входных векторов с одновременной подстройкой весов в соответствии с определенной процедурой. В процессе обучения веса сети постепенно становятся такими, чтобы каждый входной вектор вырабатывал выходной вектор.

Алгоритмы обучения.

Существует великое множество различных алгоритмов обучения, которые однако делятся на два больших класса: детерминистские и стохастические. В первом из них подстройка весов представляет собой жесткую последовательность действий, во втором – она производится на основе действий, подчиняющихся некоторому случайному процессу.

Для конструирования процесса обучения, прежде всего, необходимо иметь модель внешней среды, в которой функционирует нейронная сеть - знать доступную для сети информацию. Эта модель определяет парадигму обучения. Во-вторых, необходимо понять, как модифицировать весовые параметры сети - какие правила обучения управляют процессом настройки. Алгоритм обучения означает процедуру, в которой используются правила обучения для настройки весов.

Существуют три парадигмы обучения: "с учителем", "без учителя" (самообучение) и смешанная.

Обучение с учителем предполагает, что для каждого входного вектора существует целевой вектор, представляющий собой требуемый выход. Вместе они называются обучающей парой. Обычно сеть обучается на некотором числе таких обучающих пар. Предъявляется выходной вектор, вычисляется выход сети и сравнивается с соответствующим целевым вектором, разность (ошибка) с помощью обратной связи подается в сеть и веса изменяются в соответствии с алгоритмом, стремящимся минимизировать ошибку. Векторы обучающего множества предъявляются последовательно, вычисляются ошибки и веса подстраиваются для каждого вектора до тех пор, пока ошибка по всему обучающему массиву не достигнет приемлемо низкого уровня.

(Ниже приведена схема обучения с учителем.)

Несмотря на многочисленные прикладные достижения, обучение с учителем критиковалось за свою биологическую неправдоподобность. Трудно вообразить обучающий механизм в мозге, который бы сравнивал желаемые и действительные значения выходов, выполняя коррекцию с помощью обратной связи. Если допустить подобный механизм в мозге, то откуда тогда возникают желаемые выходы? Обучение без учителя является намного более правдоподобной моделью обучения в биологической системе. Развитая Кохоненом и многими другими, она не нуждается в целевом векторе для выходов и, следовательно, не требует сравнения с предопределенными идеальными ответами. Обучающее множество состоит лишь из входных векторов. Обучающий алгоритм подстраивает веса сети так, чтобы получались согласованные выходные векторы, т. е. чтобы предъявление достаточно близких входных векторов давало одинаковые выходы. Процесс обучения, следовательно, выделяет статистические свойства обучающего множества и группирует сходные векторы в классы. Предъявление на вход вектора из данного класса даст определенный выходной вектор, но до обучения невозможно предсказать, какой выход будет производиться данным классом входных векторов. Следовательно, выходы подобной сети должны трансформироваться в некоторую понятную форму, обусловленную процессом обучения. Это не является серьезной проблемой. Обычно не сложно идентифицировать связь между входом и выходом, установленную сетью.

(Ниже представлена схема обучения без учителя).

Большинство современных алгоритмов обучения выросло из концепций Хэбба. Им предложена модель обучения без учителя, в которой синаптическая сила (вес) возрастает, если активированны оба нейрона, источник и приемник. Таким образом, часто используемые пути в сети усиливаются и феномен привычки и обучения через повторение получает объяснение.

В искусственной нейронной сети, использующей обучение по Хэббу, наращивание весов определяется произведением уровней возбуждения передающего и принимающего нейронов. Это можно записать как

wij(n+1) = w(n) + OUTi OUTj,

где wij(n) – значение веса от нейрона i к нейрону j до подстройки, wij(n+1) – значение веса от нейрона i к нейрону j после подстройки, – коэффициент скорости обучения, OUTi – выход нейрона i и вход нейрона j, OUTj – выход нейрона j.

Теория обучения рассматривает три фундаментальных свойства, связанных с обучением по примерам: емкость, сложность образцов и вычислительная сложность. Под емкостью понимается, сколько образцов может запомнить сеть, и какие функции и границы принятия решений могут быть на ней сформированы. Сложность образцов определяет число обучающих примеров, необходимых для достижения способности сети к обобщению. Слишком малое число примеров может вызвать "переобученность" сети, когда она хорошо функционирует на примерах обучающей выборки, но плохо - на тестовых примерах, подчиненных тому же статистическому распределению. Известны 4 основных типа правил обучения: коррекция по ошибке, машина Больцмана, правило Хебба и обучение методом соревнования.

Подробно о алгоритмах, правилах и других спецификах обучения будет написано дальше.

Искусственные нейронные сети, подобно биологическим, являются вычислительной системой с огромным числом параллельно функционирующих простых процессоров с множеством связей. Несмотря на то, что при построении таких сетей обычно делается ряд допущений и значительных упрощений, отличающих их от биологических аналогов, искусственные нейронные сети демонстрируют удивительное число свойств, присущих мозгу, — это обучение на основе опыта, обобщение, извлечение существенных данных из избыточной информации [11].

Нейронные сети могут менять свое поведение в зависимости от состояния окружающей их среды. После анализа входных сигналов (возможно, вместе с требуемыми выходными сигналами) они самонастраиваются и обучаются, чтобы обеспечить правильную реакцию. Обученная сеть может быть устойчивой к некоторым отклонениям входных данных, что позволяет ей правильно «видеть» образ, содержащий различные помехи и искажения [1].

В 50-х годах прошлого века группа исследователей объединила биологические и физиологические подходы и создала первые искусственные нейронные сети. Тогда казалось, что ключ к искусственному интеллекту найден. Но, хотя эти сети эффективно решали некоторые задачи из области искусственного зрения — предсказания погоды и анализа данных, иллюзии вскоре рассеялись. Сети были не в состоянии решать другие задачи, внешне похожие на те, с которыми они успешно справлялись. С этого времени начался период интенсивного анализа. Были построены теории, доказан ряд теорем. Но уже тогда стало понятно, что без привлечения серьезной математики рассчитывать на значительные успехи не следует.

С 70-х годов в научных журналах стали появляться публикации, касающиеся искусственных нейронных сетей. Постепенно был сформирован хороший теоретический фундамент, на основе которого сегодня создается большинство сетей. В последние два десятилетия разработанная теория стала активно применяться для решения прикладных задач. Появились и фирмы, занимающиеся разработкой прикладного программного обеспечения для конструирования искусственных нейронных сетей. К тому же 90-е годы ознаменовались приходом искусственных нейронных сетей в бизнес, где они показали свою реальную эффективность при решении многих задач — от предсказания спроса на продукцию до анализа платежеспособности клиентов банка.

Для того чтобы нейронная сеть могла решать эти задачи, ее необходимо обучить. Способность к обучению является основным свойством мозга. Для искусственных нейронных сетей под обучением понимается процесс настройки архитектуры сети (структуры связей между нейронами) и весов синаптических связей (влияющих на сигналы коэффициентов) для эффективного решения поставленной задачи. Обычно обучение нейронной сети осуществляется на некоторой выборке. По мере процесса обучения, который происходит по некоторому алгоритму, сеть должна все лучше и лучше (правильнее) реагировать на входные сигналы.

Выделяют три парадигмы обучения: с учителем, самообучение (без учителя) и смешанная. В первом способе известны правильные ответы к каждому входному примеру, а веса подстраиваются так, чтобы минимизировать ошибку. Обучение без учителя позволяет распределить образцы по категориям за счет раскрытия внутренней структуры и природы данных. При смешанном обучении комбинируются два вышеизложенных подхода.

Обучить нейронную сеть – значит, сообщить ей, чего мы от нее добиваемся. Этот процесс очень похож на обучение ребенка алфавиту. Показав ребенку изображение буквы "А", мы спрашиваем его: "Какая это буква?" Если ответ неверен, мы сообщаем ребенку тот ответ, который мы хотели бы от него получить: "Это буква А". Ребенок запоминает этот пример вместе с верным ответом, то есть в его памяти происходят некоторые изменения в нужном направлении. Мы будем повторять процесс предъявления букв снова и снова до тех пор, когда все 33 буквы будут твердо запомнены. Такой процесс называют "обучение с учителем".

Рисунок 1. Процесс обучения нейронной сети
При обучении нейронной сети мы действуем совершенно аналогично (см. рисунок 1). У нас имеется некоторая база данных, содержащая примеры (набор изображений букв). Предъявляя изображение буквы "А" на вход нейронной сети, мы получаем от нее некоторый ответ, не обязательно верный. Нам известен и верный (желаемый) ответ – в данном случае нам хотелось бы, чтобы на выходе нейронной сети с меткой "А" уровень сигнала был максимален. Обычно в качестве желаемого выхода в задаче классификации берут набор (1, 0, 0,...), где 1 стоит на выходе с меткой "А", а 0 - на всех остальных выходах. Вычисляя разность между желаемым ответом и реальным ответом сети, мы получаем 33 числа - вектор ошибки. Одну и ту же букву (а также различные изображения одной и той же буквы) мы можем предъявлять нейронной сети много раз. В этом смысле обучение скорее напоминает повторение упражнений в спорте – тренировку.

Оказывается, что после многократного предъявления примеров веса нейронной сети стабилизируются, причем нейронная сеть дает правильные ответы на все (или почти все) примеры из базы данных. В таком случае говорят, что "нейронная сеть выучила все примеры", "нейронная сеть обучена", или "нейронная сеть натренирована". В программных реализациях можно видеть, что в процессе обучения величина ошибки (сумма квадратов ошибок по всем выходам) постепенно уменьшается. Когда величина ошибки достигает нуля или приемлемого малого уровня, тренировку останавливают, а полученную нейронную сеть считают натренированной и готовой к применению на новых данных.

Важно отметить, что вся информация, которую нейронная сеть имеет о задаче, содержится в наборе примеров. Поэтому качество обучения нейронной сети напрямую зависит от количества примеров в обучающей выборке, а также от того, насколько полно эти примеры описывают данную задачу. Так, например, бессмысленно использовать нейронную сеть

для предсказания финансового кризиса, если в

обучающей выборке кризисов не представлено. Считается, что для полноценной тренировки нейронной сети требуется хотя бы несколько десятков (а лучше сотен) примеров.

Обучение нейронных сетей – сложный и наукоемкий процесс. Алгоритмы обучения нейронных сетей имеют различные параметры и настройки, для управления которыми требуется понимание их влияния (см. рисунок 2).


Рисунок 2. Использование нейронной сети
После того, как нейронная сеть обучена, мы можем применять ее для решения полезных задач. Важнейшая особенность человеческого мозга состоит в том, что, однажды обучившись определенному процессу, он может верно действовать и в тех ситуациях, в которых он не бывал в процессе обучения. Например, мы можем читать почти любой почерк, даже если видим его первый раз в жизни. Так же и нейронная сеть, грамотным образом обученная, может с большой вероятностью правильно реагировать на новые, не предъявленные ей ранее данные. Например, мы можем нарисовать букву "А" другим почерком, а затем предложить нашей нейронной сети классифицировать новое изображение. Веса обученной нейронной сети хранят достаточно много информации о сходстве и различиях букв, поэтому можно рассчитывать на правильный ответ и для нового варианта изображения.

Для конструирования процесса обучения, прежде всего, необходимо иметь модель внешней среды, в которой функционирует нейронная сеть – знать доступную для сети информацию. Эта модель определяет парадигму обучения. Во-вторых, необходимо понять, как модифицировать весовые параметры сети – какие правила обучения управляют процессом настройки. Алгоритм обучения означает процедуру, в которой используются правила обучения для настройки весов. Наиболее распространенные алгоритмы обучения нейронных сетей:


Обратное распространение, Левенберга-Маркара, Сопряженных градиентов, Квази-Ньютоновский, Быстрое распространение, Дельта-дельта-с-чертой, Псевдо-обратный, Обучение Кохонена, Пометка ближайших, классов, Обучающий векторный квантователь, Радиальная (под)выборка, Метод K-средних, Метод К-ближайших соседей (KNN), Установка изотропных отклонений, Установка явных отклонений, Вероятностная нейронная сеть, Обобщенно-регрессионная нейронная сеть, Генетический алгоритм отбора входных данных,

Пошаговый прямой или обратный отбор входных данных


После того, как определено число слоев и число элементов в каждом из них, нужно найти значения для весов сети, которые бы минимизировали ошибку прогноза, выдаваемого сетью. Именно для этого служат алгоритмы обучения. Этот процесс представляет собой подгонку модели, которая реализуется сетью, к имеющимся обучающим данным. Ошибка для конкретной конфигурации сети определяется путем прогона через сеть всех имеющихся наблюдений и сравнения реально выдаваемых выходных значений с желаемыми (целевыми) значениями.

Предпочтение следует отдавать тем алгоритмам, которые позволяют обучить нейронную сеть за небольшое число шагов и требуют мало дополнительных переменных. Это связано с тем, что обучение сетей производится на компьютерах с ограниченным объемом оперативной памяти и небольшой производительностью. Как правило, для обучения используются персональные компьютеры [13].

Стохастические алгоритмы требуют очень большого числа шагов обучения. Это делает невозможным их практическое использование для обучения нейронных сетей больших размерностей. Экспоненциальный рост сложности перебора с ростом размерности задачи в алгоритмах глобальной оптимизации также делает невозможным их использование для обучения нейронных сетей больших размерностей. Метод сопряженных градиентов очень чувствителен к точности вычислений, особенно при решении задач оптимизации большой размерности. Методы, учитывающие направление антиградиента на нескольких шагах алгоритма, и методы, включающие в себя вычисление матрицы Гессе, требуют дополнительных переменных [5].

Все используемые на данный момент алгоритмы обучения нейронных сетей базируются на оценочной функции, которой оценивается качество работы всей сети в целом. При этом имеется некоторый алгоритм, который в зависимости от полученного значения этой оценки каким-то образом подстраивает изменяемые параметры системы. Обычно эти алгоритмы характеризуются сравнительной простотой, однако не позволяют за приемлемое время получить хорошую систему управления или модель для достаточно сложных объектов. Именно здесь человек пока еще намного опережает в скорости настройки любую автоматику.
^ 1.2. Методы ускорения обучения нейронной сети
Нейронные сети являются одним из направлений искусственного интеллекта, которые часто используются при решении задач оптимизации и распознавания образов. Уже разработано достаточное количество моделей нейронных сетей для решения различных прикладных задач. Для каждой модели предложены свои методы и алгоритмы обучения. Несмотря на это, не прекращающиеся работы по совершенствованию существующих и разработке новых моделей и их алгоритмов обучения, сама теория нейронных сетей по-прежнему остается плохо формализованной [1].

Тем не менее, при разработке нейронных сетей можно выделить два основных этапа:

·
Структурный синтез – этап, на котором выбирается модель будущей нейронной сети, ее предварительная структура и алгоритм обучения.

·
Параметрический синтез – включает процесс обучения нейронной сети и проверку полученных результатов. В зависимости от результатов проверки принимается решение о возврате на предыдущие стадии параметрического или даже структурного синтеза.


Недостаточная формализованность описанных выше этапов приводит к возникновению у разработчика нейронных сетей целого ряда проблем. Так, на этапе структурного синтеза при выборе модели нейронной сети, ее внутренней структуры и алгоритма обучения приходиться затрачивать большие усилия, обращаясь иногда даже к помощи более опытных разработчиков. Проблемой на этапе параметрического синтеза становится ограниченность вычислительных ресурсов при обучении нейронной сети. Дело в том что, при решении реальных задач создаются нейронные сети со сложной структурой, в связи с чем их обучение требует много времени.

Существует несколько методов уменьшения времени обучения многослойных нейронных сетей. Все они основаны на принципе достаточности, т.е. когда ошибка нейронной сети не превышает некоторого значения. В качестве таких методов предлагаются: изменение весовых коэффициентов нейронной сети, коррекция шага изменения весовых коэффициентов, реорганизация распознаваемых классов.

Обучение нейронной сети происходит до тех пор, пока ее ошибка не станет близкой к нулю. Это, как правило, приводит к значительным тратам временных ресурсов, так как иногда может оказаться вполне достаточным, чтобы ошибка обучения нейронной сети не превышала некоторого значения, гораздо больше удаленного от нуля.

Степень достаточности обучения нейронной сети во многом определяется исходя их условий конкретной задачи и желаемого результата.

Предположим, дана некоторая задача классификации. Требуется решить ее, используя многослойную нейронную сеть, обучаемую с помощью алгоритма обратного распространения ошибки. Как правило, в процессе обучения нейронной сети для оценки погрешности обучения выделяют два вида ошибок: глобальные и локальные. Локальные ошибки содержат ошибки нейронов выходного слоя, а глобальные - ошибки всей нейронной сети на i-м обучающем наборе.

Идеальным считается такое обучение, после которого нейронная сеть полностью повторяет обучающую выборку. Такое обучение является трудозатратным, а в некоторых случаях и просто невозможным. Это вызвано тем, что различные классы в обучающей выборке могут иметь схожие объекты, и чем их будет больше, тем сложнее предстоит процесс обучения нейронной сети.

Суть принципа достаточности заключается в отказе от стремления к идеалу при поиске решения задачи. Если этот принцип перенести на процесс обучения нейронной сети, то можно сказать, что 100% точность распознавания требуется далеко не во всех случаях. Для того чтобы объект распознавания был правильно определен в свой класс вполне достаточно, чтобы ошибка нейронной сети на конкретном обучающем наборе не превосходила некоторого δ.

Максимальное значение δ, при котором будет сохраняться заданная точность распознавания, зависит от характера обучающей выборки. В качестве параметров характеризующих обучающую выборку, рассмотрим ее полноту и противоречивость [18].

Полнота обучающей выборки характеризует обеспеченность классов обучающими наборами. Считается, что для каждого класса количество обучающих наборов должно хотя бы в 3-5 раз превосходить количество признаков класса, используемое в этих наборах. Для расчета полноты обучающей выборки можно воспользоваться следующей формулой:

где: nF – число классов, удовлетворяющих вышеописанному правилу;n – общее число классов.


Противоречивыми считаются те обучающие наборы, в которых содержатся объекты, определенные к разным классам, но имеющие одинаковые классификационные признаки. Таким образом, противоречивость всей обучающей выборки находится по следующей формуле:

где: NA – количество противоречивых наборов;
N – общее количество наборов в обучающей выборке.


Таким образом, чем больше будут значения FОВ и СОВ, тем больше может быть величина δ, и тем быстрее может проходить обучение нейронной сети [19].
Какими могут быть функции активации нейронных элементов нейронной сети

Для того, чтобы определиться с условными обозначениями, приведем ниже следующую модель нейрона:

Функция активации (активационная функция, функция возбуждения) – функция, вычисляющая выходной сигнал искусственного нейрона. В качестве аргумента принимает сигнал , получаемый на выходе входного сумматора . Наиболее часто используются следующие функции активации.

Дайте определение понятию «информационные процессы»

Информационное обеспечение является составной частью более широкого понятия информационных процессов. В нор­мативно-правовой трактовке информационные процессы оп­ределяются как «процессы создания, сбора, обработки, накоп­ления, хранения, поиска, распространения и потребления ин­формации* и охватывают тем самым все сферы человеческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.)