Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет - Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Поиск

Билет - Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение – совокупность идей, взглядов, ценностей, убеждений, поведенческих установок, которые определяют отношение человека к окружающему миру.

 

Компоненты мировоззрения:

 

· Знание – источником знания является наша профессиональная деятельность и бытовая жизнедеятельность.

· Ценностно-нормативный компонент – определяет совокупность норм и ценностей, направляющих и организующих человеческую жизнедеятельность. Эти нормы и ценности образуют в человеке некое представление о должном.

· Эмоционально-волевой компонент – совокупность убеждений человека, его готовность действовать в соответствии со своими идеалами.

· Практический компонент – определенный набор поведенческих установок человека. Неразрывно связан с эмоционально-волевым компонентом.

 

Мировоззрение складывается в течение жизни человека, то есть на нём лежит печать времени и места. Так, например, мировоззрение человека эпохи Средневековья и эпохи Возрождения будут существенно отличаться друг от друга.

 

Типы мировоззрения

 

Выделяют 4 исторических типа мировоззрения:

 

· Исторически первым типом у всех народов было мифологическое мировоззрение. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом. С мифом связывают понятие синкретизма – восприятия мира как внутренне-нерасчлененного. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма, 2) очеловечивание природы, 3) отсутствие рефлексии. · Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Религия — есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что все это переносится в трансцендентную, потустороннюю область. Существует два подхода к религиозному мировоззрению: натуралистический и символический. Натурализм – это восприятие религиозных понятий мерке вещей окружающего мира. Символизм – противоположен натурализму, выражает косвенное, символичное отношение к религии. · Философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. Язык философии — не образы, не картинки, а категории и понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, то есть такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. · Наука, как тип мировоззрения, обладает обоснованностью и доказательственностью, но не содержит в себе вечных истин. Так в 20 веке Карл Поппер ввел понятие фалибилизма, гласящее о том, что научное знание принципиально погрешимо. Примером может служить появление теории относительности, дополняющей механику Ньютона, хотя долгое время последняя считалась совершенной и окончательной.

Билет - Происхождение, предмет и функции философии.

 

Философия (др. греч.) – любовь к мудрости.

 

Философия возникла в разных точках нашей планеты в 6 веке д.н.э.

Греция – Пифагор; Индия – Будда; Китай – Конфуций; Персия (Иран) – Заратустра.

К.Ясперс (20 век) – назвал время появления философии осевым, временем зарождения фундаментальных вопросов, которые образуют ось человеческого существования. Такие вопросы вечны, они ведут не к результату, а к его поиску, пробуждая самосознание. Без этих вопросов человеческая жизнь в полной мере человеческой не является. То, что человек задается этими вопросами – выделяет его из остального животного мира.

 

Предметом философии является человек в его отношении к окружающему миру, так как только человек обладает мировоззрением, а философия имеет мировоззренческую специфику.

 

Философия, как наука, представляет собой совокупность учений определенных авторов, содержащей определенный понятийный аппарат. Эти понятия можно закрепить за несколькими областями философского знания:

 

· Онтология – учение о бытии

· Гносеология – учение о познании

· Аксиология – учение о ценностях

· Антропология – учения о человеке

 

Функции философии можно подразделить на 2 блока:

 

· Мировоззренческий блок функций

 

1. Гуманистическая функция – философия помогает человеку в поиске смысла жизни.

2. Социально-аксиологическая функция – способствует выработке общественного идеала, рефлексивного восприятия мира. Эта функция помогает человеку осмыслить и истолковать окружающий его мир.

3. Культурно-воспитательная функция – философия способствует формированию человеческой личности, её критичности и самокритичности. Без этих черт человек превращается в догматика, человека, не испытывающий ни тени сомнения в каких-либо фактах, которые он считает истинными.

 

· Методологический блок функций – функции связанные с наукой

 

1. Эвристическая функция – философия способствует прирождению научного знания. Она способствует выработке новых научных методов, теорий, гипотез, то есть способствует научным открытиям.

2. Координирующая функция – философия способствует взаимодействию и согласованию различных научных методов, появлению «диффузного» мышления.

3. Интегрирующая функция – философия способствует выработке взаимодействия и согласования различных научных дисциплин, становлению междисциплинарных исследований.

 

Современная философия гласит о том, что недостаточно знать философские учения, необходимо уметь применять их в своей жизни, проецировать на реальность.

 

Билет - Софисты и Сократ.

 

Первоначально софистами называли искусных в каком-либо деле людей, берущих за свою работу вознаграждение. Затем ими стали называть платных преподавателей красноречия

 

Софисты делились на:

  • Старших софистов, к ним относятся: Протагор, Горгий, Гиппий
  • Софистов - Эристов (которых так не любил Сократ): Продик, Антифонт
  • Софистов - политиков: Критий, Фрасимах.

 

Софисты затрагивали в своих изучениях тему культуры и существования человека в ней. Они первыми подняли гуманистический вопрос в философии. Другими особенностями философии софистов являлись:

 

  • Критическое отношение к окружающей действительности
  • Стремление проверить абсолютно все на практике
  • Неприятие основ старой традиционной цивилизации
  • Стремление доказать условность и несовершенство государства и права
  • Отрицание объективного бытия, субъективизм в высказываниях и отношениях
  • Отрицание социального неравенства, презрение к знатности

 

Старшие софисты стояли в теории познания на позициях относительности, они признавали относительность знания и отрицали его объективное содержание. Утверждали, что каждый предмет таков, какой он в нашем понимании. Протагор говорил, что по поводу каждой вещи можно высказать два противоположных суждения.

 

На смену старшим софистам пришли софисты-эристы. Начало, которым положил Горгий, в своем произведении «О том чего нет, или о природе», в котором высказал три положения: ничто не существует, если есть нечто существуемое то оно непознаваемо, а если и познаваем, то его познание неизъяснимо и невыразимо. Эти три положения легли в основу философии софистов-эристов. Эристика – искусство спорить обо всем, то есть что угодно доказывать и опровергать. С этого времени софисты становятся учителями риторики и берут за это деньги, чем вызывают недовольство. Именно с эристами и вступил в схватку Сократ.

 

Что касается самого Сократа, то он родом из бедной семьи. Его деятельность стала поворотным пунктом в развитии античной философии. Он отказался от идей натурфилософов, а в центре своей философии поставил проблему субъекта – человека. Главной задачей философии Сократ называл рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир, по его мнению, представляет собой творение божества и поэтому не имеет никакого смысла объяснять природные явления. Одним из важнейших направлений в его философии был поиск нравственности в человеке. Истинная нравственность по Сократу есть подлинное благое и прекрасное знание, позволяющее человеку достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями он называл сдержанность (укрощение страстей), мужество (преодоление опасностей), справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Добродетели познавались путем самопознания, считались вечными и неизменными. С деятельностью Сократа связано понятие майевтики - помощи достижения истины. Путем точных вопросов Сократ наталкивал собеседника (владеющего всем необходимым знанием) на истинный ответ.

 

Билет - Философия Платона

Платон (Аристокл – ученик Сократа – 5-4 века д.н.э.) Основал в Афинах школу «Платоновская академия», где позже учился Аристотель. Наиболее полно выразил свои философские мысли в диалоге «Государство». Впервые отрицает идею материализма и проповедует учения идеализма. В основе всей философии лежит существование «идей» (эйдосов) в окружающем нас мире. Идея отождествлена с сущностью, которая может быть постигнута только разумом. По его мнению, окружающий нас материальный мир есть ни что иное, как «тень», произведенная миром идей, т.е. он является вторичным. Для понимания многообразия окружающего мира Платон вводит понятие «материи». Материя не может существовать вне идеи, т.к. является лишь отпечатком сущих вещей. Чувственное понимание мира влечет за собой неточность, видимость. Платон называет человека, не спорящего со своим мнением, человеком с мертвым мышлением. Большое внимание он уделил и иерархии идей: во главе он поставил идею блага, отождествленную с Богом (её нельзя познать, ибо благо у каждого своё), вслед за ней идут эйдосы абсолютных качеств (числа и фигуры), далее по важности идет идея физических явлений (идея движения), ну и наименее важными идеями Платон считал эйдосы предметов и отношений.

 

Также Платон вводит понятие припоминания (анамнезиса). Оно тесно связано с душой человека, которая представляется в виде колесницы с всадником и двумя конями – черным и белым (всадник ассоциируется с разумным началом в человеке, а кони приравнены к различным поступкам – белый к благородным, а черный к подлым страстям и инстинктам). Когда душа находится в идейном мире, она может созерцать вместе с Богами разницу между белым и черным. Когда же она воплощается в человеке, то его задача припомнить идеи, находить их отблески в окружающем мире.

 

Учение Платона оказало огромное влияние на последующих философов, особенно касательно развития идеалистической мысли. Все последующие работы об идеализме, так или иначе, тождественны с учениями Платона.

 

Билет - Философия жизни

Временные рамки этого философского направления охватывают вторую половину 19 века, а также начало века 20го. Её представителями являются Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Дильтей, Шпенглер и Анри Бергсон. Основополагающим положением философии является наука, как первостепенно важный институт европейской цивилизации. Несмотря на это, философия жизни иррациональна, она отвергает разум как нечто особо ценное. Сходная по своим идеям культура того времени получила название романтизма. Она апеллировала к внелогичным началам и бессознательности.

 

Мыслители данного направления изменили само понятие жизни. Если раньше жизнь рассматривалась лишь в категории бытия, то теперь она становилась философской категорией. Чтобы применить понятие бытия, необходима устойчивость и неизменность явления, а жизнь динамична, следовательно, она апеллирует не к тому, что есть, а кто тому, что становится. Она непрогнозируема, спонтанна и неоднородна. Еще одним доказательством того, что жизнь относится к философской категории, является учение Шопенгауэра о представлении. Представить что-то – значит подвести явление под сферу своей власти. Контролируемость достигается научным разумом с помощью методов контроля. Современный человек пытается подогнать жизнь под этот алгоритм с помощью технологий, но это невозможно, следовательно, современная жизнь не есть жизнь, а её имитация.

 

Другим не менее важным понятием философии жизни является воля. Человек постоянно втянут в ситуацию преодоления, которое возможно только с использованием своей воли. Широко рассматривает понятие интуиции французский философ Анри Бергсон. Интуицией он называл не только некое предчувствие человека, но и способ познания жизни. Динамичную и непредсказуемую жизнь можно познать только интуитивно, её нельзя разбить на составляющие и поддать аналитическому восприятию. Интуиция в понятии Бергсона это принятие явления в его целостности, когда не нужно его излишне анализировать.

 

Билет – Позитивизм

Данное философское течение возникло в 30-е годы 19 века во Франции. Его основателем считается Огюст Конт. Другими представителями философии позитивизма являются Герберт Спенсер и Джордж Стюарт Милль.

 

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал некое требование к философам наследовать позитивное научное знание как философское. Он полагал, что философское знание может быть исключительно истинным и базироваться на фактах. Появление данного философского направления связывают с ростом роли науки того времени, её отделении от догм церкви.

 

Позитивисты считали, что познание должно осуществляться с помощью личного опыта. Естествоиспытатели называли позитивизм философией, которая отделяет науку от агностицизма, поощряя творчество и исследовательскую работу. Конт не видел познания за пределами созерцаемого мира (мира феноменов).

 

 

Позитивисты считали, что философия должна исчезнуть в виде самостоятельной науки. В связи с этим Огюст Конт вывел 3 закона:

  • Закон 3 стадий
    • Жизнь традиционного общества определяет теология
    • Доиндустриального – метафизика
    • Индустриального - наука
  • Закон постоянного подчинения воображения наблюдения
  • Энциклопедический закон

 

Работу Конта продолжили Милль и Спенсер. Они также считали, что философия является неким объединенным знанием. Наука лишь инструмент, с помощью которого ведется открытие конкретных законов. Их объединением в единое знание занимается философия.

 

Существует и второй этап развития философии позитивизма – эмпириокритицизм. Его представителями были Эрнст Мах и Ричард Авенариус. Причиной появления данного направления считается кризис в физике, когда новые открытия не вписывались в привычную картину мира. Эмпириокритицисты предлагали отбросить метафизику, как инструмент познания и оставить только совокупность наиболее важных достижений позитивных наук. Человек может познать истинный мир с помощью своего опыта, только отказавшись от методов философии. В остальном они были согласны с позитивистами-предшественниками.

 

Третьей стадией развития позитивизма стал неопозитивизм или логический позитивизм. Представители этого течения отрицали Бога и бессмертие души, так как нельзя подтвердить данные явления с помощью обычных чувств. Представителями являются Бертран Рассел и Готлоб Фреге. Философия, по их мнению, вообще не имеет предмета изучения, так как она не изучает ни одну из конкретных сфер реальности. Философия имеет как осмысленные, так и бессмысленные высказывания. Чтобы понять, что имеет смысл необходимо верифицировать высказывание, другими словами, проверить опытным путем или с помощью логического метода. Следовательно, философия, как говорили неопозитивисты, может анализировать только результаты познания, но никак не внедряться в сам его процесс.

 

Завершил идеи позитивизма так называемый постпозитивизм. Его представителями были Карл Поппер, Томас Кун и др. Они полагали, что абсолютное знание невозможно ввиду постоянных ошибок человека. Они не отрицали философию. Считали, что знание невозможно считать абсолютным, но его всегда можно фальсифицировать или опровергнуть.

 

26 билет - Философия бытия. Материя и её атрибуты.

 

Бытие есть философское понятие, в которое входит весь наш необъятный мир, начиная от элементарных частиц и заканчивая галактиками. Именно на базе категории бытия строится философская картина мира. Другое название философии бытия – онтология.

 

Для выражения всего существующего в окружающем мире используются понятия субстрата и субстанции. Субстрат это то, из чего нечто сделано, другими словами мы можем назвать его материей. Субстанция является первоосновой всего сущего, единством многообразия всего существующего.

 

Обычно философию бытия делят на несколько направлений:

  • Монизм – учения, где основой мироздания является какое-то одно конкретное начало (Атом, число и т.п.) Монизм делят на идеалистический и материалистический. В последнем важную роль играет понятие материи, которая является первоосновой мира. Описание материи дается двумя трактовками – одна слишком тесно привязывает её к природе, а другая напротив, излишне отрывает материю от неё. Материю не следует искать в конкретных формах, это лишь философская категория для определения объективной реальности, существующей независимо от человека. Материя обладает неотъемлемыми атрибутами – движением (изменением), пространством, временем и сознанием человека. Пространство есть некий порядок организации материи, а время – порядок изменения этой организации.
  • Дуализм – в основе мироздания два начала.

 

Единство бытия было доказано наукой тремя законами:

· Закон сохранения энергии

· Клеточное строение всего живого

· Теория эволюции Дарвина

 

билет - Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение – совокупность идей, взглядов, ценностей, убеждений, поведенческих установок, которые определяют отношение человека к окружающему миру.

 

Компоненты мировоззрения:

 

· Знание – источником знания является наша профессиональная деятельность и бытовая жизнедеятельность.

· Ценностно-нормативный компонент – определяет совокупность норм и ценностей, направляющих и организующих человеческую жизнедеятельность. Эти нормы и ценности образуют в человеке некое представление о должном.

· Эмоционально-волевой компонент – совокупность убеждений человека, его готовность действовать в соответствии со своими идеалами.

· Практический компонент – определенный набор поведенческих установок человека. Неразрывно связан с эмоционально-волевым компонентом.

 

Мировоззрение складывается в течение жизни человека, то есть на нём лежит печать времени и места. Так, например, мировоззрение человека эпохи Средневековья и эпохи Возрождения будут существенно отличаться друг от друга.

 

Типы мировоззрения

 

Выделяют 4 исторических типа мировоззрения:

 

· Исторически первым типом у всех народов было мифологическое мировоззрение. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом. С мифом связывают понятие синкретизма – восприятия мира как внутренне-нерасчлененного. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма, 2) очеловечивание природы, 3) отсутствие рефлексии. · Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Религия — есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что все это переносится в трансцендентную, потустороннюю область. Существует два подхода к религиозному мировоззрению: натуралистический и символический. Натурализм – это восприятие религиозных понятий мерке вещей окружающего мира. Символизм – противоположен натурализму, выражает косвенное, символичное отношение к религии. · Философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. Язык философии — не образы, не картинки, а категории и понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, то есть такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. · Наука, как тип мировоззрения, обладает обоснованностью и доказательственностью, но не содержит в себе вечных истин. Так в 20 веке Карл Поппер ввел понятие фалибилизма, гласящее о том, что научное знание принципиально погрешимо. Примером может служить появление теории относительности, дополняющей механику Ньютона, хотя долгое время последняя считалась совершенной и окончательной.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.5 (0.013 с.)