Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет - Происхождение, предмет и функции философии.

Поиск

 

Философия (др. греч.) – любовь к мудрости.

 

Философия возникла в разных точках нашей планеты в 6 веке д.н.э.

Греция – Пифагор; Индия – Будда; Китай – Конфуций; Персия (Иран) – Заратустра.

К.Ясперс (20 век) – назвал время появления философии осевым, временем зарождения фундаментальных вопросов, которые образуют ось человеческого существования. Такие вопросы вечны, они ведут не к результату, а к его поиску, пробуждая самосознание. Без этих вопросов человеческая жизнь в полной мере человеческой не является. То, что человек задается этими вопросами – выделяет его из остального животного мира.

 

Предметом философии является человек в его отношении к окружающему миру, так как только человек обладает мировоззрением, а философия имеет мировоззренческую специфику.

 

Философия, как наука, представляет собой совокупность учений определенных авторов, содержащей определенный понятийный аппарат. Эти понятия можно закрепить за несколькими областями философского знания:

 

· Онтология – учение о бытии

· Гносеология – учение о познании

· Аксиология – учение о ценностях

· Антропология – учения о человеке

 

Функции философии можно подразделить на 2 блока:

 

· Мировоззренческий блок функций

 

1. Гуманистическая функция – философия помогает человеку в поиске смысла жизни.

2. Социально-аксиологическая функция – способствует выработке общественного идеала, рефлексивного восприятия мира. Эта функция помогает человеку осмыслить и истолковать окружающий его мир.

3. Культурно-воспитательная функция – философия способствует формированию человеческой личности, её критичности и самокритичности. Без этих черт человек превращается в догматика, человека, не испытывающий ни тени сомнения в каких-либо фактах, которые он считает истинными.

 

· Методологический блок функций – функции связанные с наукой

 

1. Эвристическая функция – философия способствует прирождению научного знания. Она способствует выработке новых научных методов, теорий, гипотез, то есть способствует научным открытиям.

2. Координирующая функция – философия способствует взаимодействию и согласованию различных научных методов, появлению «диффузного» мышления.

3. Интегрирующая функция – философия способствует выработке взаимодействия и согласования различных научных дисциплин, становлению междисциплинарных исследований.

 

Современная философия гласит о том, что недостаточно знать философские учения, необходимо уметь применять их в своей жизни, проецировать на реальность.

 

Билет - Досократическая философия

 

Досократическая философия 1 этап в Древнегреческой философии, примерно 6 век д.н.э.

 

Особенности течения:

  • До наших дней не дошло ни одного целого произведения досократиков, лишь отдельные фрагменты, высказывания и положения философов.
  • Источником знаний о досократической философии являются работы Платона и Аристотеля.
  • Досократики называли свои произведения поэмами, используя в них образно-символический язык.
  • Главный вопрос философии – найти первоначало всего сущего – архэ.
  • Изучали окружающий мир с позиции космоцентризма, то есть рассматривали окружающие их явления в их целостности.

 

Включает в себя ряд философских школ:

· Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

· Пифагорейский союз (Пифагор, Архит, Финолай)

· Школа атомистов (Левкин, Демокрит)

· Эллейская школа (Ксенофант, Парменид, Зенон)

Есть философы, которые не являлись представителями школ: Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл.

 

Аристотель считал, что одним из основных понятий досократической философии было понятие фюзиса – природы. Философия досократиков – попытка разобраться в сущности явлений. Досократическая философия говорит о том, как следует понимать сущность.

 

  • Пифагорейский союз – Философия есть не что иное, как внимательное всматривание в суть вещей, попытка понять их природу. Пифагор разделил человеческую познавательную способность на чувственное восприятие и умосозерцание. Именно второе служило инструментом философии. Задача философии – научить людей видеть мир непредвзято, а таким, каков он есть на самом деле, несмотря на свои предпочтения, научить видеть вещи в их целостном состоянии (космосе).
  • Милетская школа – главный вопрос – поиск первоначала окружающего мира (фюзиса – с древнегреческого «природа»). Полагали что фюзис в стихии: (Фалес – вода; Анаксимен – воздух; Анаксимандр – апейрон (нечто беспредельное движимое)), аргументируя тем, что предметы можно видеть в 1 аспекте, а стихию ни в 1 аспект загнать невозможно. Задача философии – поиск фюзиса, доступный лишь человеку, как существу способному размышлять о происходящих вокруг процессах и явлениях.
  • Школа Атомистов – также искали первоначало (архэ). Полагали что первоначало это атом (нечто неделимое и целое). На первый план выходит стремление разделить мир созданный природой и человеческим мышлением. «Многое, что мы видим, мы видим по премышлению, а в действительности есть только атомы и пустота» - Демокрит. Отсюда стремление к ясному миру.
  • Эллейская школа – впервые вводит термин «бытие». Именно этой школе присваивают закладку фундамента древнегреческой онтологии. Понятие бытия не приравнивалось к существованию, а было тождественно сущности, оно обладало целостностью, вечностью и неделимостью. Истину можно было познать лишь разумом, а чувства рождали мнение.

 

Билет - Софисты и Сократ.

 

Первоначально софистами называли искусных в каком-либо деле людей, берущих за свою работу вознаграждение. Затем ими стали называть платных преподавателей красноречия

 

Софисты делились на:

  • Старших софистов, к ним относятся: Протагор, Горгий, Гиппий
  • Софистов - Эристов (которых так не любил Сократ): Продик, Антифонт
  • Софистов - политиков: Критий, Фрасимах.

 

Софисты затрагивали в своих изучениях тему культуры и существования человека в ней. Они первыми подняли гуманистический вопрос в философии. Другими особенностями философии софистов являлись:

 

  • Критическое отношение к окружающей действительности
  • Стремление проверить абсолютно все на практике
  • Неприятие основ старой традиционной цивилизации
  • Стремление доказать условность и несовершенство государства и права
  • Отрицание объективного бытия, субъективизм в высказываниях и отношениях
  • Отрицание социального неравенства, презрение к знатности

 

Старшие софисты стояли в теории познания на позициях относительности, они признавали относительность знания и отрицали его объективное содержание. Утверждали, что каждый предмет таков, какой он в нашем понимании. Протагор говорил, что по поводу каждой вещи можно высказать два противоположных суждения.

 

На смену старшим софистам пришли софисты-эристы. Начало, которым положил Горгий, в своем произведении «О том чего нет, или о природе», в котором высказал три положения: ничто не существует, если есть нечто существуемое то оно непознаваемо, а если и познаваем, то его познание неизъяснимо и невыразимо. Эти три положения легли в основу философии софистов-эристов. Эристика – искусство спорить обо всем, то есть что угодно доказывать и опровергать. С этого времени софисты становятся учителями риторики и берут за это деньги, чем вызывают недовольство. Именно с эристами и вступил в схватку Сократ.

 

Что касается самого Сократа, то он родом из бедной семьи. Его деятельность стала поворотным пунктом в развитии античной философии. Он отказался от идей натурфилософов, а в центре своей философии поставил проблему субъекта – человека. Главной задачей философии Сократ называл рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир, по его мнению, представляет собой творение божества и поэтому не имеет никакого смысла объяснять природные явления. Одним из важнейших направлений в его философии был поиск нравственности в человеке. Истинная нравственность по Сократу есть подлинное благое и прекрасное знание, позволяющее человеку достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями он называл сдержанность (укрощение страстей), мужество (преодоление опасностей), справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Добродетели познавались путем самопознания, считались вечными и неизменными. С деятельностью Сократа связано понятие майевтики - помощи достижения истины. Путем точных вопросов Сократ наталкивал собеседника (владеющего всем необходимым знанием) на истинный ответ.

 

Билет - Философия Платона

Платон (Аристокл – ученик Сократа – 5-4 века д.н.э.) Основал в Афинах школу «Платоновская академия», где позже учился Аристотель. Наиболее полно выразил свои философские мысли в диалоге «Государство». Впервые отрицает идею материализма и проповедует учения идеализма. В основе всей философии лежит существование «идей» (эйдосов) в окружающем нас мире. Идея отождествлена с сущностью, которая может быть постигнута только разумом. По его мнению, окружающий нас материальный мир есть ни что иное, как «тень», произведенная миром идей, т.е. он является вторичным. Для понимания многообразия окружающего мира Платон вводит понятие «материи». Материя не может существовать вне идеи, т.к. является лишь отпечатком сущих вещей. Чувственное понимание мира влечет за собой неточность, видимость. Платон называет человека, не спорящего со своим мнением, человеком с мертвым мышлением. Большое внимание он уделил и иерархии идей: во главе он поставил идею блага, отождествленную с Богом (её нельзя познать, ибо благо у каждого своё), вслед за ней идут эйдосы абсолютных качеств (числа и фигуры), далее по важности идет идея физических явлений (идея движения), ну и наименее важными идеями Платон считал эйдосы предметов и отношений.

 

Также Платон вводит понятие припоминания (анамнезиса). Оно тесно связано с душой человека, которая представляется в виде колесницы с всадником и двумя конями – черным и белым (всадник ассоциируется с разумным началом в человеке, а кони приравнены к различным поступкам – белый к благородным, а черный к подлым страстям и инстинктам). Когда душа находится в идейном мире, она может созерцать вместе с Богами разницу между белым и черным. Когда же она воплощается в человеке, то его задача припомнить идеи, находить их отблески в окружающем мире.

 

Учение Платона оказало огромное влияние на последующих философов, особенно касательно развития идеалистической мысли. Все последующие работы об идеализме, так или иначе, тождественны с учениями Платона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.16 (0.008 с.)