Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет – Русская религиозная философия конца 19 – начала 20 вв.

Поиск

Русская религиозная философия занимала особое место в истории России еще со времени Киевской Руси. Однако её расцвет пришелся на рубеж 19 и 20 вв. Данная философия развивалась в оппозиции западным учениям об антропоцентризме, рационализме и идеализации техники. Этот период получил название русского ренессанса или «серебряного» века. Источником философии, её идеализмом, стало православие.

Основными представителями русской религиозной философии являются Соловьев, Бердяев и Федоров.

 

Федоров сводит свою философию к поиску цели жизни человека на Земле и преобразованию своего существования согласно этой цели. Человек, по его мнению, должен жить со всеми и для всех, отрицая эгоизм, который порождается вследствие частной собственности и господства индивидуализма. Федоров полагал, что победить несовершенство в состоянии только такой человек, который обращается к опыту предков, к достижениям науки, к согласию с природой. Такие люди приведут мир к братству и процветанию.

 

Соловьев называл себя учеником Федорова, а свое учение – философией всеединства. Основу нравственности он видел в неопровержимой связи между поколениями, в преемственности прежних знаний. Нравственность по Соловьеву выражается в двух началах: низшем – праве (его обязаны соблюдать все) и высшем – любви, которая сама имеет иерархию от животной до божественной. Смысл жизни человека – становление на путь к Богу.

 

Философия Бердяева отличается от учений вышеупомянутых мыслителей. Он сам называл себя экзистенционалистом и ставил во главе проблему человека, как субъекта. Его философия построена на противопоставлениях различных понятий (субъект-объект; природа-дух и т.п.). Человека Бердяев тоже делит на 2 части: материальную (природную) и свободную (божественную). Именно в этом делении Бердяев видит трагичность человеческого существования. Дуализм человека порождает вопросы и противоречия, которые человек не способен решить в этом мире. Цель человека – преодолеть отчуждение и низший мир.

 

Билет - Философия жизни

Временные рамки этого философского направления охватывают вторую половину 19 века, а также начало века 20го. Её представителями являются Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Дильтей, Шпенглер и Анри Бергсон. Основополагающим положением философии является наука, как первостепенно важный институт европейской цивилизации. Несмотря на это, философия жизни иррациональна, она отвергает разум как нечто особо ценное. Сходная по своим идеям культура того времени получила название романтизма. Она апеллировала к внелогичным началам и бессознательности.

 

Мыслители данного направления изменили само понятие жизни. Если раньше жизнь рассматривалась лишь в категории бытия, то теперь она становилась философской категорией. Чтобы применить понятие бытия, необходима устойчивость и неизменность явления, а жизнь динамична, следовательно, она апеллирует не к тому, что есть, а кто тому, что становится. Она непрогнозируема, спонтанна и неоднородна. Еще одним доказательством того, что жизнь относится к философской категории, является учение Шопенгауэра о представлении. Представить что-то – значит подвести явление под сферу своей власти. Контролируемость достигается научным разумом с помощью методов контроля. Современный человек пытается подогнать жизнь под этот алгоритм с помощью технологий, но это невозможно, следовательно, современная жизнь не есть жизнь, а её имитация.

 

Другим не менее важным понятием философии жизни является воля. Человек постоянно втянут в ситуацию преодоления, которое возможно только с использованием своей воли. Широко рассматривает понятие интуиции французский философ Анри Бергсон. Интуицией он называл не только некое предчувствие человека, но и способ познания жизни. Динамичную и непредсказуемую жизнь можно познать только интуитивно, её нельзя разбить на составляющие и поддать аналитическому восприятию. Интуиция в понятии Бергсона это принятие явления в его целостности, когда не нужно его излишне анализировать.

 

Билет - Философская антропология XX века

Антропология, как наука, зародилась еще в 17 веке и представляла собой религиозно-философское учение о двойственной духовно-телесной натуре человека. В 20 веке философия ворвалась в область антропологии с резкой критикой естественнонаучного подхода по отношению к человеку. В отличие от биологии, философия указывала на уникальность человека, на его неоспоримое отличие от всех остальных животных. Появление подобного философского течения связывают с именами Шелера, Бубера, Соловьева, Бердяева, Плеснера.

 

Данная философия выделяется на фоне классической тем, что не идеализирует исключительно разум. Приверженцы антропологической философии считали, что и человеческие эмоции, чувства, ценности отличают и возвышают человека над животным. Человек является неким чувствующим существом способным к саморефлексии, он находится в поиске своей сущности.

 

Представитель философской антропологии Макс Шелер рассматривал человека сразу с трех позиций:

  • Человек как творение Господа
  • Человек как продукт природы
  • Человек как результат собственной культурно-исторической деятельности

 

Шелер противопоставлял дух и плотские увлечения человека, считая, что ценности отличают человека от животного и являются обязательной составляющей духа. Он выражал идею дуализма человека, наличия в нем естественного и божественного начала.

 

Билет - Проблема свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма

 

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ столетия. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь

 

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. Мыслители этого направления полагали, что человеческая сущность наполнена разнообразными чувствами: страх, совесть, забота, отчаяние и т.п. Однако постижение этой сущности возможно только в особых пограничных ситуациях, где человек проявляет себя максимально естественно: война, стресс, бедствия; а не в его будничной повседневной жизни.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии. Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

Билет – Позитивизм

Данное философское течение возникло в 30-е годы 19 века во Франции. Его основателем считается Огюст Конт. Другими представителями философии позитивизма являются Герберт Спенсер и Джордж Стюарт Милль.

 

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал некое требование к философам наследовать позитивное научное знание как философское. Он полагал, что философское знание может быть исключительно истинным и базироваться на фактах. Появление данного философского направления связывают с ростом роли науки того времени, её отделении от догм церкви.

 

Позитивисты считали, что познание должно осуществляться с помощью личного опыта. Естествоиспытатели называли позитивизм философией, которая отделяет науку от агностицизма, поощряя творчество и исследовательскую работу. Конт не видел познания за пределами созерцаемого мира (мира феноменов).

 

 

Позитивисты считали, что философия должна исчезнуть в виде самостоятельной науки. В связи с этим Огюст Конт вывел 3 закона:

  • Закон 3 стадий
    • Жизнь традиционного общества определяет теология
    • Доиндустриального – метафизика
    • Индустриального - наука
  • Закон постоянного подчинения воображения наблюдения
  • Энциклопедический закон

 

Работу Конта продолжили Милль и Спенсер. Они также считали, что философия является неким объединенным знанием. Наука лишь инструмент, с помощью которого ведется открытие конкретных законов. Их объединением в единое знание занимается философия.

 

Существует и второй этап развития философии позитивизма – эмпириокритицизм. Его представителями были Эрнст Мах и Ричард Авенариус. Причиной появления данного направления считается кризис в физике, когда новые открытия не вписывались в привычную картину мира. Эмпириокритицисты предлагали отбросить метафизику, как инструмент познания и оставить только совокупность наиболее важных достижений позитивных наук. Человек может познать истинный мир с помощью своего опыта, только отказавшись от методов философии. В остальном они были согласны с позитивистами-предшественниками.

 

Третьей стадией развития позитивизма стал неопозитивизм или логический позитивизм. Представители этого течения отрицали Бога и бессмертие души, так как нельзя подтвердить данные явления с помощью обычных чувств. Представителями являются Бертран Рассел и Готлоб Фреге. Философия, по их мнению, вообще не имеет предмета изучения, так как она не изучает ни одну из конкретных сфер реальности. Философия имеет как осмысленные, так и бессмысленные высказывания. Чтобы понять, что имеет смысл необходимо верифицировать высказывание, другими словами, проверить опытным путем или с помощью логического метода. Следовательно, философия, как говорили неопозитивисты, может анализировать только результаты познания, но никак не внедряться в сам его процесс.

 

Завершил идеи позитивизма так называемый постпозитивизм. Его представителями были Карл Поппер, Томас Кун и др. Они полагали, что абсолютное знание невозможно ввиду постоянных ошибок человека. Они не отрицали философию. Считали, что знание невозможно считать абсолютным, но его всегда можно фальсифицировать или опровергнуть.

 

26 билет - Философия бытия. Материя и её атрибуты.

 

Бытие есть философское понятие, в которое входит весь наш необъятный мир, начиная от элементарных частиц и заканчивая галактиками. Именно на базе категории бытия строится философская картина мира. Другое название философии бытия – онтология.

 

Для выражения всего существующего в окружающем мире используются понятия субстрата и субстанции. Субстрат это то, из чего нечто сделано, другими словами мы можем назвать его материей. Субстанция является первоосновой всего сущего, единством многообразия всего существующего.

 

Обычно философию бытия делят на несколько направлений:

  • Монизм – учения, где основой мироздания является какое-то одно конкретное начало (Атом, число и т.п.) Монизм делят на идеалистический и материалистический. В последнем важную роль играет понятие материи, которая является первоосновой мира. Описание материи дается двумя трактовками – одна слишком тесно привязывает её к природе, а другая напротив, излишне отрывает материю от неё. Материю не следует искать в конкретных формах, это лишь философская категория для определения объективной реальности, существующей независимо от человека. Материя обладает неотъемлемыми атрибутами – движением (изменением), пространством, временем и сознанием человека. Пространство есть некий порядок организации материи, а время – порядок изменения этой организации.
  • Дуализм – в основе мироздания два начала.

 

Единство бытия было доказано наукой тремя законами:

· Закон сохранения энергии

· Клеточное строение всего живого

· Теория эволюции Дарвина

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.236 (0.009 с.)