Билет 1.Исторические формы мировоззрения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1.Исторические формы мировоззрения.



Билет 1.Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир (природный и социокультурный) и на самого себя.

Структура М.:

А) система знаний (обобщение знания)

Б) нравственные ценности и убеждения людей

В) исторические формы М.

 

Исторические формы М:

1. Мифологическое мировоззрение древних культур:

-анимизм (всеобщее одушевление природы). Все природные явления объяснялись по аналогии с человеком.

- мир рассматривался как взаимосвязанное целое, отождествление вещи или названия.

- широко использовалась магия как средство заставить духов подчиняться человеку.

 

- отсутствие представления об индивидуальности (мы, нет я)

2. Религиозное М.:

- удвоение мира (на высший, божественный и на низший, материальный)

- вера в высшее существо (Бог), воплощавшее истину, добро и красоту

- связано с религиозным культом

- совмещает образные и понятийные компоненты

3. Философское М:

Философия изучает отношения человека к себе и к миру: познавательное, оценочное, практическое (изменение мира)

Специфика философского М.:

- имеет рациональный, т.е. понятийный и логически обоснованный характер

-философия стремилась к познанию всеобщих закономерностей и с-в реальности (развитие, движение, истина)

- философское знание не имеет опытной проверки, в нем всегда сущ. Многообразие решений одних и тех же вопросов


_____________________________________________________________________________

Билет 2. Предмет философии. Специфика философского знания.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир (природный и социокультурный) и на самого себя.

Философия изучает отношения человека к себе и к миру: познавательное, оценочное, практическое (изменение мира)

Специфика философского М.:

________________________________________________________________

 

 

- имеет рациональный, т.е. понятийный и логически обоснованный характер

-философия стремилась к познанию всеобщих закономерностей и с-в реальности (развитие, движение, истина)

- философское знание не имеет опытной проверки, в нем всегда сущ. Многообразие решений одних и тех же вопросов

 


Билет 3.Материализм и идеализм как направления в философии

Философские учения классифицируют , во-первых, по историческим этапам (от античности до современности), во-вторых, по специфике культур, в рамках кот-ых развивается философия( Восток, Запад, Россия), в-третьих, по базовым основаниям решения философских проблем( заключаются в решении вопроса о соотношении духа и материи)

Различают:

1. Материализм– учение, утверждающее, что материя первична по отношению к духу или сознанию. Материальный мир в процессе своего развития породил человека с его сознанием. Всегда связан с атеизмом!

2. Идеализм- утверждает, что дух первичен по отношению к материи.

объективный идеализм - в начале всегда был бог или мировой высший разум, который создал мир и людей.

субъективный идеализм - существует только индивидуальное сознание, только одно моё "я".


_____________________________________________________________________________

 

 


Билет 4. Общие характеристики античной философии.

Античная философия существовала с VII-VI вв до н.э. до VI в н.э.

Философия возникает в VII-VI вв до н.э. одновременно в Индии, Китае, Греции.

Характерные черты:

1. Космоцентризм – в центре внимания античн. Авторов космос (живое разумное существо)

2. Философия была сводом знаний( геометрия, медицина и др. естеств. Найки). Имеет умозаключительный характер.

3. Исходная проблема – как объяснить то, что мир одновременно един и разнообразен.

4. Мир расм. Как изменяющ. И развив. Образование, т.е. для античной философии характерны диалектические установки.

5. Б-во антич философов были убеждены в том, что мир позноваем. Основа познания – рационал рассуждения, а не чувственные восприятия.

6. Человек рассматривался как микрокосмос, т.е. малое подобие космоса. В большом космосе действует логос (разум или закон), в жизни человека он проявляется как судьба. Судьбу нельзя изменить.

Античные авторы ставят вопр о том, как достойно прожить жизнь. Блаженство – спокойствие.

7. Характерно рассмотрение общественной жизни как циклов


_________________________________________


Билет 5. Ранние философские школы античности.

Милетская школа (г. Милет): в основе мира лежат 4 стихии: земля, огонь, вода и воздух. Они присутствуют во всех вещах, но в разных пропорциях. Пифагор. Для него основой бытия было число: земля – 4, огонь – 3.

Элейская школа (догонит ли Ахиллес черепаху): бытие неизменно, неподвижно и неделимо. Чувственные восприятия обманывают человека, только логия рассуждения дают возможность познать истину.


____________________________________________

Билет 6. Сократ: «антропологический поворот» в антич философии

Сократ –величайший учитель человечества (учитель Платона). Рационалист, считает, что разум человека может познать все, разум и добродетель тождественны.

«Поворот к человеку» - именно человек для Сократа является единственным предметом познания, глав задача философии – найти пути добродетели, объяснить события в жизни человека.

 

Надо определить, что означает добродетель, тогда человек будет жить добродетельным. Однако определить Д. практически невозможно.

«Я знаю, что я ничего не знаю» - человек должен учитывать неполноту своих знаний и возможные ошибки.

 

 


 

 


 


Билет 7. Фил учение Платона о мире идей и мире вещей, о душе, ее добродетелях и познании.

Платон различает:

- Неистинное мировоззрение, мир вещей.

- Мир идей. Нематериальных (идеальных) сущностей. Например, идея - нематериальный прообраз красного цвета, горького истины, добра и тп и тд. Это не идеи человека. Они существуют в особом мире. Когда идеи присоединяются к материи, образуется вещь. Например, идея кувшина присоединяется к линиям и получается кувшин. Вещи изменчивы, они возникают и разрушаются, а идеи вечны

Идея человека - его душа. Именно она:

•Делает тело живым

•Познаёт мир

•Несёт добродетель

Душа состоит из трёх частей:

1.Желающей (вожделеющей) - её добротейтель умеренность

2.Мужественной - её добродетель мужество

3.Разумной - её добродетель мудрость

Объединяющая их всех добродетель - справедливость.

Платон признаёт переселение душ (метемпсихоз). После смерти тела душа попадает в мир идей. Если добродетель слабо развит, душа находится в нижней части мира идей, если же душа добродетельна, она оказывается в высшей части мира идей и созерцает самые высокие идеи - истины, добра и красоты. После этого душа рождается в новом теле.

Теория познания. Познание - это воспоминание, то есть душа вспоминает то, что она видела в мире идей. Учитель помогает вспомнить (античная школа). Души добродейтельного и недобродейтельного человека вспоминают не одно и тоже, поэтому их положение в обществе в новом рождение должно быть не равно


_____________________________________________


Билет 8. Проект «идеального государства» Платона.

В идеальном государстве три сословия:

1.Правители-философы (мудрецы)

2.Войны (стражники)

3.Демиурги (ремеслиники и зимляки)

Платон утверждал, что у рабов души нет. Первые 2 сословия - это высшие сословия. У них нет собственности и нет семьи



Билет 9. Учение Аристотеля о первопричинах. Понятия «форма форм» и «первая материя».

"Платон мне друг, но истина дороже" – А. отказывается от платонского удвоения мира, т.е. отрицает существование мира идей. У Аристотеля все имеет причину.

Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя , однако, не определена (принципиально неопределима) ниодной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего . Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылкусуществования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

 


____________________________________________


Билет 10. Античный атомизм.

Демокрит, Эпикур

Мир стостоит из атомов (неделимых частиц). Они отличаются друг от друга( в р-те разного сочетания атомов разных форм образ. разнообразные вещи). Душа человека тоже состоит из атомов, небольших, но подвижных. Когд человек теряет способность вдыхать и выдыхать атомы, он умирает, а атомы души рассеиваются.

Демокрит был убежден, что случайностей нет, все в мире подчинено необходимости, любое явление имеет причину (пр: лысый и черепаха)

Этика атомизма (наслаждения) была разработана Эпикуром:

Для человека естественно стремиться к удовольствиям и избегать страдания (высшее удов - здоровье тела и безмятежность духа, ее дает чистая совесть, поэтому нравственная жизнь (жизнь с удовольствиями) – это жизнь разумная и справедливая, в кот-ой нет страхов (прим: страх смерти))


_______________________________


Билет 1.Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир (природный и социокультурный) и на самого себя.

Структура М.:

А) система знаний (обобщение знания)

Б) нравственные ценности и убеждения людей

В) исторические формы М.

 

Исторические формы М:

1. Мифологическое мировоззрение древних культур:

-анимизм (всеобщее одушевление природы). Все природные явления объяснялись по аналогии с человеком.

- мир рассматривался как взаимосвязанное целое, отождествление вещи или названия.

- широко использовалась магия как средство заставить духов подчиняться человеку.

 

- отсутствие представления об индивидуальности (мы, нет я)

2. Религиозное М.:

- удвоение мира (на высший, божественный и на низший, материальный)

- вера в высшее существо (Бог), воплощавшее истину, добро и красоту

- связано с религиозным культом

- совмещает образные и понятийные компоненты

3. Философское М:

Философия изучает отношения человека к себе и к миру: познавательное, оценочное, практическое (изменение мира)

Специфика философского М.:

- имеет рациональный, т.е. понятийный и логически обоснованный характер

-философия стремилась к познанию всеобщих закономерностей и с-в реальности (развитие, движение, истина)

- философское знание не имеет опытной проверки, в нем всегда сущ. Многообразие решений одних и тех же вопросов


_____________________________________________________________________________



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.024 с.)