Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №1 Наука. Научная картина мира.

Билет №1 Наука. Научная картина мира.

Научная картина мира - целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действительности.

Различают общенаучную Картину Мира, которая включает представление о всей действительности т.е. о природе, об обществе, о человеке и т.д.

В общенаучной КМ определяющим элементом выступает КМ той области научного знания, которое занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Билет №2 Наука. Классификация наук.
В самом общем виде науки делятся на:
-Естественные
-Технические
-Общественные
-Гуманитарные
К естественным наукам относятся:науки о космосе, Земле, физических, химических, биологических системах, процессах человека, его происхождение и эволюции.
Технические науки изучают различные формы развития техники.
Общественные науки изучают об-во и процессы в нём
Гуманитарные науки- науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, об-ву, себе подобным.
Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы.
Особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками.
Особое место в сис-ме наук занимает: ф-фия, матем, кибернетика и др, которые в силу своего общего характера применимы в любых исследованиях.
Билет №3 Наука. Понятие истины.
Систематические занятия наукой предполагают усвоение субъектом особые свойственные ей сис-мы ценностей.
Их фундаментом являются ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания.
Истина-адекватное отражение объекта, познающим субъктов, воспроиз. его таким, каким он существует сам по себе вне и независимо от человека и его сознания, объективное содержание чувственного и эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и тд.
Ценностные установки соответствуют двум фундамент. и определяющ. признакам науки: предметности и объективности научного познания, а также ее нацеленности на изучение все новых объектов.
На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования.
Научная деят. Должна быть инновационной, что необходимо для роста истинного знания и введение запретов на плагиат.
Ученый может ошибаться, но не имеет права подтасовывать рез- ты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом
КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

-Классическая
Истина есть соответствие мыслей и высказываний действительности
Чувственный опыт(органы чувств),ясность и отчетливость

-Когерентная
Истина есть согласованность знаний
Согласованность с общей сис-мой знаний

-Прагматическая
Истина есть практически полезное знание
Эффективность и практика

-Конвенациональная
Истина есть соглашение
Всеобщее согласие
Билет №4 Культурология как самостоятельная отрасль научного знания.
Культурологические Науки в России- группа наук социально- гуманитарного профиля, сложившаяся в течении и с 1995 г введена в номенклатуру специальных научных работников Мин.науки РФ в составе 4 специальностей:
-Теория кул- ры
-Историческая кул-гия
-Музееведение,
-Прикладная кул-гия
Под культуролог понимаются науки, которые описывают, классифицируют и объясняют феномен кул-ры в сов- сти его ценностно- смысловым, нормативно- регулятивным характеристикам.
К культурол могут быть отнесены те исследования, в которых кул- ра представлена как целостный объект познания и является предметом реконструкции и моделирования на основе вербальн и невербальн «текстов» считываемых с помощью спец технологий, что характерно для небольшой части исследований.
Культурол науки можно распределить по 3 группам:
-Гуманитарно- культуроведческие-описание кул-ных объектов и их классификац по внешним признакам
Билет №5 Прагматизм. Неопозитивизм

Прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловойзначимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Философия прагматизма как нельзя лучше выражает интересы, настроения и в целом мировоззрение американского общества.

Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий.

Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивает кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

Неопозитивизм одним из распространенных философских течений в XIX веке был позитивизм. Как самостоятельное философское направление он оформился в 30-е годы прошлого столетия. В центре внимания позитивистов находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Они полагали, что всякое подлинное, по их представлениям, «положительное» (позитивное) знание может быть получено в виде результата отдельных специальных наук Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с философской школой его основоположника О. Конта. Вторая историческая форма позитивизма представлена махизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843–1896).

Неопозитивизм, таким образом, представляет третий этап в развитии позитивизма и являет себя в различных вариантах: логический позитивизм, философия лингвистического анализа.По большому счету, история неопозитивизма – это история смены различных способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.

Как правило, неопозитивистов объединяет программа-максимум, иными словами, стремление добиться абсолютной формализации знаний.

Существенная особенность неопозитивистских представлений связана с намерением разработать эффективную методологию, исключив из нее понятие материи в его философском значении

Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.

Билет №8 Основные направления философии 20 века. Структурализм, Постмодернизм

Структурализм - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах ХХ в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Идеология- Система взглядов и идей, мировоззрение.

В начале структурализм существовал как конкретно - научное направление, прежде всего в лингвистике. Его зарождение связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913), который рассматривал язык как знаковую систему. Затем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки: литературоведение, искусствоведение, этнологию, историю, психологию. В середине 60-х годов структурализм сформировался как философское течение, сначала во Франции.

Структура - это совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода.

Лидером французского структурализма считается крупный учёный этнолог К. Леви-Строс (род.1908). Его труды посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственных отношений, образа жизни, мышления и мифологии.

Методология.

Учение о методах называется методология. Основное содержания методология и науки образует научные теории проверенные практикой. Поэтому различие между теорией и методами носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт и условия последущих исследования.

Предметом методологического анализа является не создание теории, а исследование общей структуры и типологии существующих методов

Билет №1 Наука. Научная картина мира.

Научная картина мира - целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действительности.

Различают общенаучную Картину Мира, которая включает представление о всей действительности т.е. о природе, об обществе, о человеке и т.д.

В общенаучной КМ определяющим элементом выступает КМ той области научного знания, которое занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Билет №2 Наука. Классификация наук.
В самом общем виде науки делятся на:
-Естественные
-Технические
-Общественные
-Гуманитарные
К естественным наукам относятся:науки о космосе, Земле, физических, химических, биологических системах, процессах человека, его происхождение и эволюции.
Технические науки изучают различные формы развития техники.
Общественные науки изучают об-во и процессы в нём
Гуманитарные науки- науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, об-ву, себе подобным.
Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы.
Особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками.
Особое место в сис-ме наук занимает: ф-фия, матем, кибернетика и др, которые в силу своего общего характера применимы в любых исследованиях.
Билет №3 Наука. Понятие истины.
Систематические занятия наукой предполагают усвоение субъектом особые свойственные ей сис-мы ценностей.
Их фундаментом являются ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания.
Истина-адекватное отражение объекта, познающим субъктов, воспроиз. его таким, каким он существует сам по себе вне и независимо от человека и его сознания, объективное содержание чувственного и эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и тд.
Ценностные установки соответствуют двум фундамент. и определяющ. признакам науки: предметности и объективности научного познания, а также ее нацеленности на изучение все новых объектов.
На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования.
Научная деят. Должна быть инновационной, что необходимо для роста истинного знания и введение запретов на плагиат.
Ученый может ошибаться, но не имеет права подтасовывать рез- ты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом
КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

-Классическая
Истина есть соответствие мыслей и высказываний действительности
Чувственный опыт(органы чувств),ясность и отчетливость

-Когерентная
Истина есть согласованность знаний
Согласованность с общей сис-мой знаний

-Прагматическая
Истина есть практически полезное знание
Эффективность и практика

-Конвенациональная
Истина есть соглашение
Всеобщее согласие
Билет №4 Культурология как самостоятельная отрасль научного знания.
Культурологические Науки в России- группа наук социально- гуманитарного профиля, сложившаяся в течении и с 1995 г введена в номенклатуру специальных научных работников Мин.науки РФ в составе 4 специальностей:
-Теория кул- ры
-Историческая кул-гия
-Музееведение,
-Прикладная кул-гия
Под культуролог понимаются науки, которые описывают, классифицируют и объясняют феномен кул-ры в сов- сти его ценностно- смысловым, нормативно- регулятивным характеристикам.
К культурол могут быть отнесены те исследования, в которых кул- ра представлена как целостный объект познания и является предметом реконструкции и моделирования на основе вербальн и невербальн «текстов» считываемых с помощью спец технологий, что характерно для небольшой части исследований.
Культурол науки можно распределить по 3 группам:
-Гуманитарно- культуроведческие-описание кул-ных объектов и их классификац по внешним признакам
Билет №5 Прагматизм. Неопозитивизм

Прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловойзначимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Философия прагматизма как нельзя лучше выражает интересы, настроения и в целом мировоззрение американского общества.

Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий.

Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивает кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

Неопозитивизм одним из распространенных философских течений в XIX веке был позитивизм. Как самостоятельное философское направление он оформился в 30-е годы прошлого столетия. В центре внимания позитивистов находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Они полагали, что всякое подлинное, по их представлениям, «положительное» (позитивное) знание может быть получено в виде результата отдельных специальных наук Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с философской школой его основоположника О. Конта. Вторая историческая форма позитивизма представлена махизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843–1896).

Неопозитивизм, таким образом, представляет третий этап в развитии позитивизма и являет себя в различных вариантах: логический позитивизм, философия лингвистического анализа.По большому счету, история неопозитивизма – это история смены различных способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.

Как правило, неопозитивистов объединяет программа-максимум, иными словами, стремление добиться абсолютной формализации знаний.

Существенная особенность неопозитивистских представлений связана с намерением разработать эффективную методологию, исключив из нее понятие материи в его философском значении

Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.

Билет №8 Основные направления философии 20 века. Структурализм, Постмодернизм

Структурализм - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах ХХ в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Идеология- Система взглядов и идей, мировоззрение.

В начале структурализм существовал как конкретно - научное направление, прежде всего в лингвистике. Его зарождение связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913), который рассматривал язык как знаковую систему. Затем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки: литературоведение, искусствоведение, этнологию, историю, психологию. В середине 60-х годов структурализм сформировался как философское течение, сначала во Франции.

Структура - это совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода.

Лидером французского структурализма считается крупный учёный этнолог К. Леви-Строс (род.1908). Его труды посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственных отношений, образа жизни, мышления и мифологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.011 с.)