Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
БИЛЕТ 80. Неклассическая научная рациональность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. БИЛЕТ 81. Философия и медицина Поддержание здоровья человека и максимальное продление его активной жизни – в этом главный смысл и назначение медицины. Она стала первым заметным средством проявления человеческой мудрости в умелой организации и управлении жизнедеятельностью людей. Только “посвящённые в тайны человеческой природы” допускались к терапевтическому и хирургическому воздействию, которые начинались со сложного мыслительного процесса распознания заболеваний, именуемого диагностикой (гр. dia - между и gnosis - знание). Диагностика болезни человека во всех отношениях (и объективно и субъективно) – сфера мудрости, а точнее, научно-исследовательской деятельности врача. Он мысленно проводит исследование организма на молекулярном, на субклеточном, на клеточном, на органном и на системном уровнях. Такое многоплановое исследование организма, иначе говоря, глубоко аналитическое медицинское обследование человека и дальнейшее логическое размышление приводит к первичному установлению состояния здоровья. В результате философского осмысления современной медицины многие медицинские понятия и категории в значительной степени наполняются новым гуманитарным смыслом. Медики с давних пор пытаются проникнуть в сущность природного и общественного бытия человека, смысл его жизни, чтобы понять причины многих его заболеваний. Только жизнь человека, построенная в согласии с природой и обществом, расценивается медиками как жизнь разумная и желанная. С усложнением общественного бытия, развитием общечеловеческой культуры в целом, науки, в частности, значимость философского подхода в медицине значительно возрастает. Её теоретические знания всё более становятся исходным началом совершенствования всей медицины, перехода её в новое научное качество, главные признаки которого отличаются объективностью, предметностью, устремлённостью в будущее. Философия в медицине стала наиважнейшим фактором повышения эффективности медицины, проведения новых экспериментальных исследований, особенно в биомедицине. Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине стала актуальнейшей задачей философского осмысления новых черт в его социальном облике, которые и “делают” его, по сути, личностью. Каждый медик, как правило, философ, ибо в медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия. Философия и медицина стремятся понять и объяснить смысл космического порядка во всём живом. А этот порядок обеспечивается не только природными силами, а и субъектом познания - активным творческим началом исследователя. Это осмысливали многие знаменитые мыслители и врачи прошлого: Платон (427- 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) и Гален (ок.129 - ок.200), Парацельс (1493-1541) и Декарт (1596-1650), Локк Дж.(1632-1704) и Гольбах П. (1723-1780), Кант И.(1724-1804) и мн. мн. др. Они стремились найти исходные метафизические (греч. Meta to phуsika - то, что за физическим) начала в медицине и теоретически обосновать её как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей. Многие проблемы философии в медицине созвучны с логикой естественных и гуманитарных наук, с онтологией и гносеологией, этикой и эстетикой, аксиологией и философскими концепциями человека и т.п. Для человека свойственно неразделённость собственного тела и духовности, его аффективный, волевой и ментальной способностей и т. д., потому, что он не только “момент самодвижения общественной системы” (Кант), но и момент саморазвития своей самости. В сущности современный человек явление социально-природное, ибо он, прежде всего, продукт общественно-культурной истории. Хотя он и остаётся, можно сказать, дитятею естественной природы и не может в своей жизнедеятельности выйти за его рамки, то есть функционировать безотносительно к собственной органической телесности. Человек не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку. Однако основой взаимодействия человека со своей альма-матер – естественной природой, является его сознательная общественно-созидательная деятельность. В процессе исторического созидания “второй природы” (Маркс), социальной культуры, человек выработал принципиально новый способ присвоения природного вещества и энергии космоса, преобразуя их в формы, пригодные для удовлетворения своих естественных и культурных потребностей.
БИЛЕТ 82. Философско-этические проблемы медицины Смысл и значение философии в медицине состоят не только в желании системного, комплексного исследования природы человека, сколько в том, чтобы понять саму подоплёку теоретико-практической нацеленности медицины. Помните, что «философствование без системы, - как отмечал Гегель, - не может иметь в себе ничего научного». Это касается в первую очередь научной медицины. Тысячелетиями мудрые предки исцелялись от разных недугов, используя силы природы. На заре становления человечества врачевание было всеобщим занятием, то есть поистине всенародным делом. Поначалу и все лекарственные средства, и простейшие лечебные приёмы или запреты (типа кровосмешения) и даже ритуальные действия не составляли ни для кого секрета: им следовали и их должны были совершать все. Народные традиции вобрали в себя многие лечебные приёмы как высшую мудрость жизни. Об этом свидетельствуют и научные знания о “лечении” разума и чувств; об использовании растительных, животных и минеральных средств воздействия на психику и тело человека; о профилактических (гигиенических) приёмах. Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине стала актуальнейшей задачей философского осмысления новых черт в его социальном облике, которые и “делают” его, по сути, личностью. То есть, тем общественным феноменом, в котором проявляется его особая сущность как деятеля-созидателя. Другими словами, зримо проявляется социально-творческая сущность современного человека в реальном достижении им здорового, то есть полнокровного жизненного и деятельного бытия. А это происходит в результате усвоения духовно-культурных ценностей, некой суммы социально-медицинских знаний, моральных норм общественного поведения, позволяющих индивиду свободно осуществлять свою индивидуальную жизнедеятельность. Психолог А.Н.Леонтьев (1903-1979) указывал, что “личностью не родятся, ею становятся”. (10) И если индивид хоть на миг остановится в социально-культурном развитии, его постигнет моральная деградация. Каждый медик, как правило, философ, ибо в медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия. Философия и медицина стремятся понять и объяснить смысл космического порядка во всём живом. А этот порядок обеспечивается не только природными силами, а и субъектом познания - активным творческим началом исследователя. Это осмысливали многие знаменитые мыслители и врачи прошлого: Платон (427- 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) и Гален (ок.129 - ок.200), Парацельс (1493-1541) и Декарт (1596-1650), Локк Дж.(1632-1704) и Гольбах П. (1723-1780), Кант И.(1724-1804) и мн. мн. др. Они стремились найти исходные метафизические (греч. Meta to phуsika - то, что за физическим) начала в медицине и теоретически обосновать её как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей. Многие проблемы философии в медицине созвучны с логикой естественных и гуманитарных наук, с онтологией и гносеологией, этикой и эстетикой, аксиологией и философскими концепциями человека и т.п. В современной медицине уже используются математическое моделирование, информатика, кибернетика и т.д. Однако в полном объёме медицину вряд ли следует однозначно причислять к научным дисциплинам. Медицина так же близка к науке, как и к искусству или к философии. И поныне в специальном медицинском постижении человека как личности, как и прежде, активно используются все имеющиеся в её распоряжении философско-методологические средства. Они, естественно, начинается с общего наблюдения и компетентного описания противоречивых процессов его нормальной жизнедеятельности. Затем активно постигается сам феномен органического сочетания биологического и социального в человеке в целях последующего философско-теоретического синтеза. Это постепенно приведёт к пониманию целостности человеческой личности. Кстати, в познавательной цепи исследования человека как высшей формы живой материи заложена такая её целевая парадигма, которая призвана объединить и различие, и общее естественных и жизненных общественных процессов.
БИЛЕТ 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине. Проблема сущности жизни. Философия и естественные науки о происхождении жизни на Земле. В разные исторические периоды были разные определения сущности жизни (механицизм, виталистическая теория и т.д.). жизнь – это явление многокачественное – рост, естественный отбор, борьба за существование, но есть еще организованность, информированность и упорядоченность. Уровни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, биогеоценоз, биосфера. Жизнь – это особая форма движения материи, составляющая способ существования высокоорганизованных надмолекулярных с-м. Этот способ своеобразен, он отличается структурами и ф-циями. Это опровергает упрощенный подход к жизни. Жизнь возникает вместе с высокомолекулярными физико-химическими с-мами (белки и НК). Эти с-мы неразрывно едины, изменчивы и устойчивы. Св-ва с-м связывают с составом и структурой. В биологических процессах окислительно-восстановительные явления саморегуляции возникают как результат, сов-сть хим. р-ций, к-рые отдельно не могут саморегулироваться. Фундаментальное св-во жизни – самовоспроизведение. Генетический аппарат должен быть устойчивым и гибким. Специфический признак живых с-м – хиральная частота Хиральность – способность двух мол-л существовать в зеркальных формах. Пастер открыл оптическую изомерию. Оптические изомеры вращают плоскость поляризованного света в разные стороны. В живых с-мах белки содержат только L – аминок-ты, а НК только D – сахара. Это значит, что белки вращают плоскость влево. Современное естествознание раскрывает сущность жизни, поэтому нужно объединение наук в определении сущности жизни. В 20-е гг. 20 в. определился системный подход (Берталанфи) – своеобразие живой с-мы связано с ее организацией. Любая живая с-ма – не сумма эл-тов, а целостное образование. В живых с-мах св-ва определяются не простым сложением составляющих, а организацией. Чтобы знать организацию, надо знать ф-ции живой с-мы, к-рые истекают из популяций, биогеоценозов, биосферы. Раньше думали, что всегда происходит самозарождение живого из неживого. Ван Гельмонд составлял рецепты получения мышей из пшеницы и грязного белья. В 17 в. стали накапливаться данные против этого мнения. Ф. Редди дакозал, что белые черви в мясе – личинки мух. Перельховский тоже доказал, что микроорганизмы происходят от предков. Пастер доказал, что в современных условиях невозможно зарождение жизни из неживого. Есть мнение, что жизнь возникла случайно. Ген – основа жизни возник случайным сочетанием мол-л. Другая, что жизнь пришла из космоса, где жизнь вечна. Энгельс – жизнь сформировалась в ходе длительной эволюции материи. Гипотеза сложного многоступенчатого пути метерии (Опарин, Холдейн) – есть коацерваты – комплекс коллоидных частиц (Со, Na и т.д.) – этот раствор разделяется на два слоя: богатый частицами и бедный ими. Образуются отдельные капли. В первичном океане могло быть образование этих капель. Был отбор этих капель, сохранилась их малая часть, к-рые были способны к устойчивому обмену вещ-в. Сохранились те капли, к-рые при распаде сохраняли св-ва своих структур. Здесь коацерватная капля превратилась в простейший живой орг-зм. В капле встретились НК, простые белки. Отдельная мол-ла не может быть живой. Считают, что первоначально возникали белково- и нуклеоподобные полимеры, к-рые не были обусловлены, когда они соединялись могло возникнуть биологическое функционирование. Здесь возник естественный отбор. Гипотеза Опарина способствовала конкретному изучению простейших форм жизни. Создавались условия первичной Земли. Под воздействием физических воздействий эти смеси могут преобразовываться в Н, N, синильную к-ту. В межзвездной среде есть облака пыли и газа, в к-рых есть вода, аммиак, сероводород, кремний, формальдегид, спирт – они близки к биоорганическим мол-лам, т.е. м-но сказать, что в космосе есть все необходимые для построения живых орг-змов. В метеоритах обнаружены аденин, гуанин, ароматические углеводороды. В нашей галактике наиболее распространены С, N, О2. А на Луне – Fe, Si, Al. Луна, Марс, Меркурий – мертвы, т.к. они потеряли флюидные эл-ты галактики. В Земле много воды, метана, аммиака, поэтому в Земле едет химическая эволюция, т.к. есть флюидные эл-ты. Эволюция идет потому, что ее решающим фактором явл. излучение Солнца. № млрд. лет назад кислорода не было. Единственным источником его стали р-ции фотодиссоциации мол-л воды в верхних слоях Земли. Потом источником стали микроорганизмы. Олескин, Ботвинко, Кировская выдвинули в 1997 г. гуп-зу об особой роли малых мол-л в первичном зарождении белково-нуклеиновых с-м. Не белок, не ДНК, не РНК были предшественниками гипотетической жизни. Жизнь эволюционировала на базе игры неорганических мол-л. Даже ф-ция наследственной передачи первоначально зависела от неорганических генов (алюмо-силикатных глин) Первые полимеры – результат автокатализа этих неорганических мол-л. Жизнь возникла в облаках. Дождевые капли облучались УФ – облучением первобытного солнца. Потом капли попадали в океан и развивались по опаринскому сценарию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.237 (0.01 с.) |