Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
БИЛЕТ 2. Философия в системе культуры.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
БИЛЕТ 2. Философия в системе культуры. Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Философия многогранна. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции). У культуры можно учесть открытый характер философского постижения: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания. Культурологический подход дает возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным. БИЛЕТ 3. Структура философского знания. Основные направления философии: Онтология- раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего. Проблема бытия – мир (духовный и природный), 2 формы существования реальность и сознание. Гносеология – теория познания, процессуальность истины.В любой истине сущ. 2 момента: относит и абсолютная практика. Истина всегда конкретна. Связана с уровнем знаний и уровнем практики. Аксиология - теория ценностей. «Ценность» - основание и эталон сознания. Логика- раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип. Диалектическая логика исключает противоречия. БИЛЕТ 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Основные идеи этой философии: 9 основных философских школ, 2 группы: о ртодоксальные - Астика - 6 штук; неортодоксальные - Настика - 3 штуки. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом. Школы ньяя и вайшешика. В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях. Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога, предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити. Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну. БИЛЕТ 5. Ортодоксальные школы индийской философии Школы ньяя и вайшешика. В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях. Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити. Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну. БИЛЕТ 12. Софисты и Сократ. Строго говоря, софисты в большинстве своем не были ни философами, ни учеными. Само слово «софист» означало профессионального преподавателя, который обучал искусству красноречия. Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатав привычные каноны мышления, изощрив искусство анализа, но в итоге они пришли к самоотрицанию философии. И это было вполне закономерно. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека “мерой всех вещей”, а ощущения — единственным источником познания. Софисты считают, что многообразие философских систем проистекает из природы человеческого познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективная часть –выражает природу реальности в человеческом сознании. Субъективная – выражает не природу познаваемого объекта, сколько природу самого человека – познающего субъекта. Задача познания – отделить объективное от субъективного. Так софисты переносят центр философии из онтологии в гносеологию, из проблемы мира – в проблему отношения человека и мира. СОКРАТ (469—399 до н.э.)— древнегреческий философ-идеалист, выступивший против материализма, естественно-научного знания и безбожия с проповедью религиозно-нравственного учения. Цель философии, по Сократу, — научить людей добродетельной жизни. Сократ не оставил после себя письменных трудов, он всегда выступал устно. Главная идея Сократа состоит в том, чтобы не выбирать из многообразия философских систем и точек зрения какую-то одну, но – собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их. Метод Сократа называют также методом античной диалектики. В составе этого метода можно выделить 3 основных этапа: 1) Полилог – разговор многих (или диалог – разговор двоих) - первый этап познания, когда происходит порождение множества точек зрения, подходов к решению той или иной проблемы. 2) Монолог – разговор одного, на втором этапе мыслитель должен уйти в себя, оттолкнуться от наработанного вначале многообразия разных точек зрения и погрузиться в свой внутренний мир. 3) Собственно диалектика – третий этап метода Сократа, как единство полилога и монолога. Теперь, владея многообразием полилога и принципом единства, постигнутого в монологе, необходимо скоординировать между собою эти два – анализ и синтез – вида бытия. Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе. БИЛЕТ 52. ОБЩЕСТВО — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. БИЛЕТ 55. Аксиология. Аксиоло́гия — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. 1. Эго единое – целостность, связ с Я. Эго-единое есть такая сила жизни субъекта, которая строит его внешнее тело и организует изображения его внутреннего мира, соединяя эти две реальности между собой. Функции: строительство внешнего тела (эмбриогенез), создание внутреннего мира, обеспечение их единства, получение порции опыта. Жизненный опыт зависит от тела, от размера. Опыт растёт всегда и хороший, и плохой. Он может быть получен и сквозь отрицат. Плохое заставляет человека меняться.Хорошее делает человека эгоистом. Останавливает человека в развитии. При плохом есть мотивация. 2. Способность оценки. Внутр.дифференциация: эго единого делится на множество эго измерений.(эго шкал); реализация каждого эго шкалы как шкалы «эргомера» - измерит.величины.; появление ценностей – факторов, повышающих показания эгомеров; эгомерное переживание; эгомеры реализуются в исп.активностях живого существа; закон эгореализ. Ценность – оценка измер.объекта + субъект оценки. Оценить значит измерить сколько в этом субъекте Я (эго единое). Положительная ценность – на сколько моё Я может реализовать себя. 3. Закон эгореализации – закон субъективности роста показателем главного эгомера. Выражение активности в повышении или снижении показаний эгомера. Закон эгореализации выражается в том, что 1) получает свою оценку текущая ситуация, в которой находится субъект, 2) формируется представление о желательной ситуации, где эгомер даст высокую величину, 3) по противоположности, исходя из принципов несовместимого в данной онтологии, формируется представление о ситуации, которая несовместима с желательной ситуацией, 4) рождается побуждение достичь желательной ситуации и избегать нежелательной ситуации. 5) Необходимо далее сформулировать гипотезу о возможном пути перехода от текущей ситуации к желательной – так, 6) чтобы этот путь мог быть реализован эфферентными активностями субъекта, т.е. был телесно реализуемым в конкретной внешней среде и при данном конкретном теле субъекта. 4. Эгомерная модель живого существа. Субъект предстает как система эгомеров – от самого главного ко все более частным, так что образуется иерархия эгомеров, вплоть до самых простых эгомеров. Каждому простому эгомеру сопоставлена законом эгореализации некоторая типичная деятельность на основе эфферентных органов субъекта, которая повышает значения данного эгомера. В каждый момент времени у субъекта есть множество эгомеров, но не все из них активны, выражаясь в соответствующих эгоповышающих деятельностях. Часть эгомеров активны, реализуя себя в эгоповышающих деятельностях, а часть ждут своей очереди, чтобы активироваться. 5. Элементы социальной аксиологии. Между человеком и обществом формируется базовый ценностный обмен. В составе общества создаются разного рода ценности, распределяются тем или иным образом между субъектами и потребляются ими. Отсюда три основных сферы социальной жизни – создание, распределение и потребление ценностей. Если общество строится на принципах общественного разделения труда, то удается создавать более качественные ценности, но затем нужно обменивать их между разными специалистами, используя ту или иную систему распределения. Смысл жизни Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни. Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни. Альберт Камю решает проблему смысла жизни: 1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом» 2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии. Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв бессмысленности». Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека 2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом. Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе. Эти два подхода дополняют друг друга. Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить» 1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу. 2. Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует 3. Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком. Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание. Эрих Фром: «быть или иметь» Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны. Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать. Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего. Человек есть то, сколько он стоит. Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)
БИЛЕТ 118. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности. ЗДОРОВЬЕ — «состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, т.е. не только отсутствие болезни и увечья, но также и полное телесное, душевное и социальное благополучие», по ВОЗ. Три комплексные меры благополучия — меры телесного благополучия (мы ее обозначим символом Vф, меры социального благополучия {Vsc) и меры духовного благополучия (VSP). Все три меры вносят свой частичный вклад в интегральную меру благополучия V, так что V= V(Vф, Vsc, VSP) — интегральная мера оказывается функцией от трех более частных мер. Максимум интегральной меры достигается только в том случае, когда каждая из более частных мер достигает своего максимального значения. Это означает, что интуиция международного медицинского сообщества предполагает в данном случае, что интегральная мера благополучия возрастает по каждой своей более частной мере, так что максимизация всех частных максимизирует и интегральный параметр. С одной стороны, Болезнь — это всегда страдание и нечто негативное, от чего хочется избавиться, что приносит лишения и ослабление жизни. С другой стороны, особенно в рамках разного рода религиозных систем мировоззрения, болезнь рассматривалась как «наказание за грехи», как нечто осмысленное, что в конечном итоге может вести к благу человека. Болезнь, в терминах Эго-языка, — это одна из сфер гетерономии болеющего Это, и, как правило, — сфера бигетерономии, которая не слишком находит свое оправдание для подавляющего числа страдающих Эго. С точки зрения Эго-языка и Эго-теории, болезнь, тем не менее, может являться одной из областей дополнения расширения опыта Эго, по тем или иным причинам приходящая к болеющему Эго именно таким более жестким путем его развития. Чтобы по - настоящему стать здоровым, нужно впустить в себя болезни, соединить свое Я (Эго) с анти:Я д разного рода сверх-Я. Болезни — это образы большого «психо-соматического» Я, отколовшиеся и противопоставленные малому Я здоровья. САНОГЕНЕЗ -малого здоровья, противопоставлен патогенезу. Способен впустить в себя патогенез, поставивший его себе на службу – мета – саногенезом. ПАТОГЕНЕЗ – переходит из статуса разрушителя в состоянии критика и трансформатора. Итог: в рамках Эго-языка каждая наша болезнь — это некоторое послание к нам со стороны нашего «большого Эго», и это послание мы должны тем или иным образом попытаться понять и поставить себе на службу, по возможности в более союзнических формах между Эго и альтер-Эго. Задачи философии медицины видятся с этой точки зрения в том, чтобы попытаться донести до врачей принципы нового Это тройного мировоззрения, в рамках которого впервые смогут соединиться методы современной и будущей науки и философия Эго-языка. Без этого борьба человечества со своими болезнями по-прежнему будет носить характер войны с самим собой, в которой ни одной из сторон невозможно будет окончательно одержать победу БИЛЕТ 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами. В интегральной медицине организм рассматривается не только как анатомо-физиологическая субстанция, но и как живая пирамида структурных (организационных) биофизических уровней в строгой зависимости и соподчиненности. Первый уровень - элементарный, фундаментальный, где основное действующее начало элементарные частицы атомов тех веществ, из которых состоит биологический объект - человек. Второй уровень - атомарный, где основное действующее начало - атом. Все свойства этой ступени определяются свойствами атомов тех элементов таблицы Менделеева, которые составляют основу биологической ткани - Н, О, С, S, N, Р. Третий уровень - молекулярный., состоит из множества атомов, соединенных в молекулярные связи и образующих вещества с определенными химическими свойствами: молекулы воды, кислорода, азота, углеводородов. Из них в основном и состоят биологическая ткань, ферменты и многие другие органические и неорганические соединения. Четвертый уровень - клеточный, где главная структурная единица - живая клетка. На этом уровне, являя собой более сложную организацию, появляются свойства дифференцирован-ности и авторитма - характерных признаков живой клетки. Пятый уровень - тканевой, состоит из структурных объединений множества клеток по признакам дифференциации и совместной функции, в зависимости от органной принадлежности самой биологической ткани. Шестой уровень - органный, где разнородные тканевые образования сформированы в анатомические структуры - органы. Седьмой уровень - системный, где группы органов, объединенных взаимосопричастными функциями, образуют системы жизнеобеспечения организма с более широкими функциями:. Восьмой уровень - центральных регуляторов. Это нейроэндокринные структуры мозга, управляющие и согласующие работу всех систем.. Девятый уровень - корковый. Это кора головного мозга с ее громадой нейронов и нейронных связей, лежащих в основе нейропсихической деятельности человека, формирующей его сознание на базе условных и безусловных рефлексовДесятый - уровень независимой субстанции - определяет бессознательную деятельность, яркой категорией которой выступает интуиция и другие трансцендентальные возможности человека. ".... Человек - не только анатомо-физиологи-ческая субстанция, состоящая из органов и систем, а сложная многоуровневая биофизическая структура - живая пирамида, - существующая в условиях и по законам окружающего пространства и времени, состоящая с ними в сложных энергоинформационных отношениях. Во всех изменениях, наступивших в живой пирамиде, принимают участие всеобъемлющие связи с внешним миром и внутри пирамиды. Всякая полноценная коррекция внутри пирамиды возможна только с учетом сбоев на всех ее уровнях. БИЛЕТ 2. Философия в системе культуры. Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Философия многогранна. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции). У культуры можно учесть открытый характер философского постижения: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания. Культурологический подход дает возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.239 (0.014 с.) |