Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации

Поиск

Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации

Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения

Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки

Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта.

Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта.

Объект естественных наук – природа.

Объект Т.К. – коммуникационные процессы в человеческом обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Билет 2. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Т.К. – междисциплинарная комплексная наука.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих разные аспекты человеческого знакового взаимодействия.

Семиотика – наука о знаках

Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

- Философия

- Комплекс лингвистических наук

- Искусствознание

- Психология

- Комплекс инженерных дисциплин

 

В общем виде Т.К.: психологические, социальные, семиотические, возникающие в процессе и результате обмена информации между социальными субъектами.

 

Билет 3. Основные методологические подходы в теории коммуникации

Методология – наука о методах познания и объяснения применяемых в какой-либо научной области методов.

Т.К. в своей методологической основе имеет как полный набор общенаучных методов, так и собственный специфический методологический аппарат.

Общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках:

- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.

- Метод анализа и синтеза

- Сравнительный метод

- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности

- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)

- Методы сбора эмпирической информации

· Метод наблюдения

· Метод анализа документа

· Опросные методы

· Социальный эксперимент

 

Кроме того, Т.К. опирается на собственные специфические методологические подходы

1) Процессно-информационный подход

Рассматривает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

- информация

- шумы, помехи

- кол-во и кач-во сведений

- эффективность взаимодействия

2) Социально-семиотический подход

Рассматривает Соц.К. как процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия

Осн. Категории:

- категория смысла

- знака

- понимания

- творчества

 

Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов позволяет полноценно объяснить эффекты К.

 

Билет 4. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Базовое понимание смысла категории коммуникации:

- Человеческое общение, контакты, связи между людьми

- Процесс передачи информации

- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.

Коммуникация понимается расширительно, в гораздо большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К.

Полный набор значений:

- Общение, информационное взаимодействие между людьми

- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными

- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой

- Каналы связи между различными объектами

- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.

Т.К. отказывается от такого расширительного понимания своей базовой категории и предлагает собственный подход к ее понимаю.

Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.

Такой подход, как правило, применяется в теоретических дисциплинах.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?

Объектами коммуникации могут являться существа относящиеся к миру живой природы способные к автономному поведению, т. е. субъекты. Объекты данного типа обладают признаками субъектности, таким образом к=с+с. Поведение – особая форма функционирования присущая организму заключающаяся во взаимодействии со внешней средой. Возникает на определенном уровне развития живой материи когда организм обретает способность использования информации для управления своим функционированием и приспособлением к среде.

Существуют расширительная и строгая концепция:

- Наиболее широкий подход: объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация

- Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным

- Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!!

Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности).

Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией.

Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.

Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии.

В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации.

Критерии:

I) Соотношение типов источника и получателя в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)

 

II) Критерий типа сообщения

· Когнитивно-ориентированное сообщение

Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности

Задача: информировать

· Аффективно-ориентированное сообщение

Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории

Пример: комплимент

· Конативно-ориентированное сообщение

Цель: побуждение аудитории к действию

IV) Критерий характера сообщения

- вербальная(устная/письменная)

- невербальная

V) Критерий типа канала.

- Одноканальная коммуникация.

Пример: СМС (без смайлов)

- Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу.Пример: ТВ (аудио-визуальная коммуникация)

I) По наличию эффекта

- Эффективная комм-я. Цель достигнута

- Неэффективная комм-я. Цель не достигнута.

II) По хар-ру эффекта

- Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.

- Деструктивная. Обратный эффект

III) По сфере осуществления

Деловая; Бытовая

IV) По предмету

Политическая; Экономическая; Социальная; Культурно-досуговая

II) Критерий типа сообщения

· Когнитивно-ориентированное сообщение

Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности

Задача: информировать

· Аффективно-ориентированное сообщение

Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории

Пример: комплимент

· Конативно-ориентированное сообщение

Цель: побуждение аудитории к действию

IV) Критерий типа канала.

- Одноканальная коммуникация.

Пример: СМС (без смайлов)

- Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу.Пример: ТВ (аудио-визуальная коммуникация)

!!! В рамках канала коммуникация может быть вербальной и невербальной. Вербальная может быть устной и письменной

I) По наличию эффекта

- Эффективная комм-я. Цель достигнута

- Неэффективная комм-я. Цель не достигнута.

II) По хар-ру эффекта

- Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.

- Деструктивная. Обратный эффект

III) По сфере осуществления

Деловая; Бытовая

IV) По предмету

Политическая; Экономическая; Социальная; Культурно-досуговая

Билет 16. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.

Семиотический подход опирается на понимание ком-ции как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языком. В семиотике ком-ция – это своеобразная социально обусловленная история жизни и трансформации некоторого живого существа; сообщение – это некоторый смысл, который зарождается в сознании источника, кодируется с помощью языка и далее декодируется в сознании реципиента.

Характеристики семиотического подхода:

1)Центральное понятие – знак;

2)Ключевое внимание уделяется тексту сообщения и получателю;

3)Семиотические модели нелинейны; они показывают отношения, возникающие в процессе движения смыслов;

4)Большое значение придается культурному контексту взаимодействия.

В широком плане предметом семиотического подхода является процесс знакового опосредованного информационного взаимодействия, ком-тивные средства его реализации, каналы по которым передаются сообщения, процесс восприятия.

Современный семиотический подход опирается на две теоретические школы.

Школа структурной лингвистики (Фердинанд де Сосюр). Он рассматривает естественные языки как искусственные знаковые системы, выявляя их структурное взаимодействие и способ отношения знаков внутри языков друг с другом.

Прагматическая школа (Чарльз Пирс). Изучал не отношения знаков друг с другом внутри языка, а отношения знаков, знаковых систем.

Концепция знака Ф. де Сосюра. Сосюр предложил провести строгое разграничение между тремя совершенно различными категориями: языком, как взаимосвязанной знаковой системой; речью, как продуктом использования языка; речевой деятельностью, как процессом пользования языком.

Главный предмет анализа С. – язык, как целостная знаковая система со строгими структурными ценностями. В основе языка лежит категория знака.

Знак по С. – двуединая сущность, единство означаемого (некоторое содержание или смысл, который обозначается знаком) и означающего (форма, которая во внешнем мире соответствует этому означаемому).

Таким образом, в знаке всегда присутствует предмет мысли и форма его выражения. Если в качестве знака функционирует, например, слово, то понятно, что оно существует как соединение понятия и акустического образа.

Понятие   Акустический образ
Означаемое   Означающее

 

 


Ключевой тезис С. – тезис об исходной конвенциональности знака. С. полагал, что отношения между означаемым и означающим носят конвенциональный (договорной) характер, т. е. они сформировались в результате договора между пользователями знаков. В процессе семиозиса формируется знаковая система; люди договариваются о том, чтобы присвоить определенному предмету или феномену некоторое обозначение, имя. В разных языках одно и то же означаемое получает в качестве означающего разные формы (привет-hello-bonjour)

В середине XX века продолжатель идеи С., лингвист Ельмелев ввел понятия более удобные, чем понятия означаемого и означающего. Это понятия знаковых планов. Любой знак есть единство плана содержания и плана выражения. План выражения знака – форма, в которой он существует и выражается (акустический образ, графическое решение и т. д.) План содержания знака – его значение, внутренний исконный смысл. Отношения означаемое-означающее или отношения содержание-выражение в структурно-лингвистических моделях отвечают критериям:

- у них есть общий значимый признак, задающий единый или исходный функционал;

- ни один знак в данной системе не повторяет остальные.

Правило эффективной ком-ции по С. Для эффективной ком-ции необходимо:

1)в соответствии с целью ком-ции выбрать релевантную парадигму;

2)выстроить эффективную синтагму на базе этой парадигмы.

В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма по С. – это имеющая смысл совокупность элементов парадигмы.

 

Билет 17. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра и Огдена Ричардса. Примеры использования моделей.

 

Модель С. см в билете 16.

Модель Фреге.

Объект, обозначаемый с помощью знака, называется денотатом данного знака или в логике референтом данного знака. Концепт или десигнат знака – субъективное представление пользователя знака обо всем классе денотатов данного знака. В логике такое представление называется концептом, а в лингвистике – понятием.

 

Концепт (десигнат)
Объект Денотат Референт
Знак (слово)

 


В одной из вершин этого треугольника находится знак или, в вербальной ком-ции, слово. В другой вершине находится объект, который обозначается данным знаком или называется данным словом. Объект –это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака, представленное в сознании субъекта знаковой деятельности.

В отличие от модели С., Ф. показал зависимость знака от двух феноменов: от мира объектов, денотатов знак обозначается) и от мира концептов (знак выражает концепт).

В логической теории Ф. возвел понятие смысла и значения знака. Смысл знака – это его концепт, а значение – это его объект.

Например, дорожный знак «кирпич», концепт – въезд запрещен; денотат, объект – данная дорога.

По-другому модель Ф. можно представить так:

 

 

Смысл имени
Значение имени (объект)
Имя

 


Треугольник Ф. демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).

Модель Огдена – Ричардса.

 

 

Денотат, референт
Значение, понятие, концепт
отражается
выражается
называется
План содержания
План выражения
Знак
Имя, слово

 

 


В вершине треугольника О.-Р. Находится объект, референт или денотат, данный субъекту ком-ции в ощущениях, названный определенным именем и отражаемый в сознании субъекта в виде определенного обобщенного представления (концепта или понятия).

Во второй вершине треугольника находится концепт – обобщенное представление обо всем классе объектов, возникающих как его мысленное отражение, мысленный образ и выраженный в определенной форме, в форме имени, наименования.

В третьей вершине треугольника находится имя или слово, поставленное в данном обществе в соответствие данному объекту и обобщенному концепту.

Таким образом, в имени выражается значение или смысл знака, заключающийся в концепте.

Преимущества модели О.-Р. заключаются в том, что модель Ф. не разграничивает материальную и идеальную форму знака, отождествляет имя и знак, тогда как модель О.-Р. разделяет их. Знак в этой модели – это единство плана содержания и плана выражения. Знак включает в себя план выражения – имя, слово и план содержания – концепт.

· Объект/денотат называется именем/словом (имя/слово называет объект/денотат);

· Понятие/концепт выражается в имени/слове (имя/слово выражает смысл этого концепта)

· Объект/денотат отражается в понятии/концепте (понятие/концепт отражает смысл объекта/денотата)

Знак – единство формы, замещающей некий предмет, представления об этом предмете и информации о нем.

Знак – это некоторый материальный предмет, явление или событие, выступающее в ком-тивных процессах в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для хранения и переработки информации.

 

Билет 18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.

Пирс исходил из того, что воспринимая сообщение субъект не просто воспроизводит его, но в процессе декодирования создает сообщение на основе собственного понимания, культуры и т. д.

Ключевое понятие у П. – знаковая деятельность человека.

Человек может жить, только взаимодействуя одновременно с двумя мирами: миром вещей и миром знаков, которые люди поставили в соответствие этим вещам. Второй мир – это мир названий, имен.

Знак по П. – это что-то представляющее нечто перед кем-то в некотором отношении.

Знак О (объективный знак)
Субъект S Знак S
Объект О (денотат или референт)

 


Основу данной модели составляет взаимодействие между объектом О и субъектом S. Объект О взаимодействует с субъектом S и противостоит ему в его практической и знаковой деятельности. Знак О – знаковое представление, обозначение объекта О, которое является конвенциональным, согласованным для данной социальной общности. Т. е. знаки, которые в данной общности поставлены в соответствие объекту О, его названию.

Субъект S и знак S (субъективный знак объекта О в сознании субъекта S). В самом общем виде знак S всегда представляет собой взаимное восприятие субъектом S собственно объекта О и объективного знака О. Знак S – результат знаковой деятельности человека во взаимодействии с объектом и его объективным знаком.

Знак S детерминирован культурными ценностями и нормами субъекта S.

Типы отношений модели П.:

1)объект О – знак О (наименование)

2)знак О – объект О (обозначение)

3)знак О – знак S (интерпретация)

4)объект О – знак S (формирование субъективного знака в ходе прямого взаимодействия с объектом).

Знак есть некоторый феномен, замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и ком-тивных процессах.

Модель знаковой деятельности П. показывает зависимость характеристик знака, функционирующего в актуальном сознании субъекта как от ком-ции с миром объективных знаков (знак о), так и от ком-ции с миром вещей (объект О). Также данная модель представляет наиболее важную функцию знака – функцию репрезентации объекта в ком-тивных процессах.

Билет 19. Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

 

1.Свойство принципиальной арбитрарности знака. Это свойство характеризует сущность связи между планом содержания и планом выражения знака. Сложилось 2 базовых подхода к решению этого вопроса.

Один из них полагает, что существует исходная божественная связь между планом содержания и планом выражения знака. Язык есть феномен божественный. Это религиозный подход.

Второй подход говорит о том, что связь между планом содержания и планом выражения знака является произвольным процессом и формируется в процессе знаковой деятельности людей. Т. е. знак имеет конвенциональный характер.

Свойство арбитрарности знака является первым фундаментальным принципом семиотики, лингвистики и теории ком-ции.

2.Свойство полифункциональности знака. Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).

3.Принцип системно-исторической обусловленности знака. Знак всегда является одновременно частью двух по-разному организованных множеств. С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется.

4.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

 

Существуют доказательства того, что синантроп использовал в пищу не сырую, а обработанную на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в таких условиях средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики, необходимость общения ночью требовала звуковых сигналов.

Питекантроп и синантроп были древнейшими людьми, жившими в доледниковый период. Ледниковая эпоха ознаменовалась появлением нового типа древних людей: неандертальцев и кроманьонцев. Палеоантропологи предполагают, что неандертальцы относятся к первой половине и более поздним эпохам максимального оледенения (200-35 тыс. лет назад), а кроманьонцы - ко второй его половине.

Первые находки останков древних людей, принадлежащих к типу неандертальцев, сделаны в Европе в конце XIX и начале XX в. Древние останки неандертальцев были найдены и на территории бывшего СССР — в Узбекистане. Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным надглазничным валиком. Объем черепной коробки превышал 1200 см3, однако лобные доли были относительно невелики и мозг имел ряд черт сходства с мозгом человекообразных обезьян. Строение костей нижних конечностей показывает, что ноги еще не были вполне выпрямлены в коленных суставах. По-видимому, у них была довольно неуклюжая походка.

Как и синантропы, неандертальцы обитали в пещерах. Остатки других зверей показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, в то время как более древние люди добывали пищу в большей степени собиранием плодов и корней. В процессе охоты они нападали на животное сообща, убив его, разрезали кожу каменными орудиями, срезали мясо, раздалбливали кости. Предполагают, что шкуры животных неандертальцы использовали для укрытия тела и для подстилок. Значительно усложнилась техника ведения хозяйства. Происходило дальнейшее разделение труда и выделение наиболее опытных охотников для управления первобытным стадом.

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и лучше обрабатывались. В раскопках найдены ручные рубила, у которых обработанный конец мог служить как ударный, колющий и режущий инструмент.

В условиях потепления, наступившего вслед за периодом максимального оледенения, кроманьонцы часто использовали открытые стоянки. Они начали охотиться на диких лошадей и зубров, что требовало как специализации, так и организации коллективных действий для достижения результата.

У кроманьонцев было более высокое, чем у первобытного неандертальца, социальное объединение — род. Регуляция поведения на уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции.

Переход от палеолита к неолиту был связан с изобретением лука, приручением собаки. К этому периоду относятся находки орудий, разрисованных цветными узорами, что является свидетельством возникновения знаковой культуры.

По-видимому, кроманьонец в своем развитии преодолел барьер, разделяющий животное и человека. Он владел конструктивными приемами изготовления и применения орудий. Совершенствовался процесс разделения труда: все большее значение приобретали операции, продиктованные не прямым биологическим мотивом, но имеющие промежуточный результат для достижения общей цели. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становился самостоятельной целью. Постепенное накопление коллективного опыта привело к потребности в обучении подрастающего поколения. Расширение первобытной коммуны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. Социальные мотивы деятельности становились более сильными, чем биологические: решение могло быть принято в пользу интересов рода вопреки голоду и жажде, стремлению к безопасности и сохранению собственной жизни. В процессе таких преобразований развивались способы коммуникации, совершенствовались функции речи.

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

• познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки;

• передачи накопленного знания и опыта;

• регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побуждения к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематизации и организации ответных действий;

• внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации

Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения

Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки

Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта.

Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта.

Объект естественных наук – природа.

Объект Т.К. – коммуникационные процессы в человеческом обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Билет 2. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Т.К. – междисциплинарная комплексная наука.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих разные аспекты человеческого знакового взаимодействия.

Семиотика – наука о знаках

Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

- Философия

- Комплекс лингвистических наук

- Искусствознание

- Психология

- Комплекс инженерных дисциплин

 

В общем виде Т.К.: психологические, социальные, семиотические, возникающие в процессе и результате обмена информации между социальными субъектами.

 

Билет 3. Основные методологические подходы в теории коммуникации

Методология – наука о методах познания и объяснения применяемых в какой-либо научной области методов.

Т.К. в своей методологической основе имеет как полный набор общенаучных методов, так и собственный специфический методологический аппарат.

Общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках:

- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.

- Метод анализа и синтеза

- Сравнительный метод

- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности

- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)

- Методы сбора эмпирической информации

· Метод наблюдения

· Метод анализа документа

· Опросные методы

· Социальный эксперимент

 

Кроме того, Т.К. опирается на собственные специфические методологические подходы

1) Процессно-информационный подход

Рассматривает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

- информация

- шумы, помехи

- кол-во и кач-во сведений

- эффективность взаимодействия

2) Социально-семиотический подход

Рассматривает Соц.К. как процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия

Осн. Категории:

- категория смысла

- знака

- понимания

- творчества

 

Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов позволяет полноценно объяснить эффекты К.

 

Билет 4. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Базовое понимание смысла категории коммуникации:

- Человеческое общение, контакты, связи между людьми

- Процесс передачи информации

- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.

Коммуникация понимается расширительно, в гораздо большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К.

Полный набор значений:

- Общение, информационное взаимодействие между людьми

- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными

- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой

- Каналы связи между различными объектами

- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.

Т.К. отказывается от такого расширительного понимания своей базовой категории и предлагает собственный подход к ее понимаю.

Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.

Такой подход, как правило, применяется в теоретических дисциплинах.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?

Объектами коммуникации могут являться существа относящиеся к миру живой природы способные к автономному поведению, т. е. субъекты. Объекты данного типа обладают признаками субъектности, таким образом к=с+с. Поведение – особая форма функционирования присущая организму заключающаяся во взаимодействии со внешней средой. Возникает на определенном уровне развития живой материи когда организм обретает способность использования информации для управления своим функционированием и приспособлением к среде.

Существуют расширительная и строгая концепция:

- Наиболее широкий подход: объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация

- Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным

- Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!!

Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности).

Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией.

Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.135 (0.017 с.)