Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 15. Трансакционная модель социальной коммуникации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модель предложена техасской школой ком-ий (Алексисом Теном) и модифицирована СПб школой ком-ий. Ком-ци начинается когда индивид S1 реагирует на некоторый объект О в поле своего сенсорного восприятия. На ком-цию влияют: 1)Цели источника S1-A1 - уменьшение неопределенности - ориентация в среде - управление сознанием получателя - возбуждение эмоций у получателя - управление поведением получателя. Исходя из этих целей, S1 выбирает объект О. 2)Культура источника – С1. В широком плане это система разделяемых социальным субъектом убеждений, ценностей, символов, языка, паттернов поведения, которые он разделяет со своей малой группой, большой социальной группой, этнической общностью или территориальной гос-ной общностью. Восприятие или перцепция объекта О на схеме обозначена двумя стрелками. Отобрав стимул, S1 кодирует его, т. е. преобразует в символы, сигналы, способные перемещаться по каналу. Процесс кодирования связан с использованием языка и очевидно, что на этот элемент процесса ком-ции оказывает влияние культура источника С1. После кодирования образуется сигнал М1, который по каналу CH1 поступает на вход перцепторной системы получателя R1. В том случае, если пропускной способности канала недостаточно для прохождения сигнала М1, ком-ция прекращается. Если сигнал передан, он поступает на вход приемника R1. У получателя появляется необходимость декодирования сигнала DC1. На процесс восприятия и декодирования оказывает влияние культура получателя С2. Если получатель не способен декодировать полученный сигнал, ком-ция прекращается. Ком-ция становится невозможной в силу 2 факторов: - несовершенство канала - несовпадение кодов, культур С1 и С2. Если получатель R1 декодировал сообщение, возможны 2 следующих его действия: 1)эффект Е1, порожденное декодированным сообщением изменение сознания и/или поведения получателя; 2)запуск контура обратной связи, запуск встречной ком-ции, порожденной получателем и декодированным сообщением М1. Во втором случае полностью воспроизводится вся компоновка элементов ком-тивного цикла, представленная в прямом взаимодействии. Соответственно данная схема симметричной относительно горизонтальной оси. Трансакционная ком-ция – субъект попеременно выступает источником и получателем. Важными элементами данной модели являются ком-тивные шумы. Тен продолжил традицию Ш. и В., он пользуется их классификацией, выделяя механические (N2 и N5), семантические шумы источника (N1 и N4) и семантические шумы получателя (N3 и N6). В данной модели шум определяется как любой источник искажения как объема, так и сигнала сообщения. Основные характеристики модели Тена: 1)Модель рассматривает ком-цию как систему. Ее системность означает, что изменения любого из составляющих ее независимых компонентов автоматически ведет к изменению всей системы ком-ции. Только изменение, например, цели источника неизбежно повлечет изменение способов кодирования, возможно канала и несомненно эффектов у получателя и обратной связи. 2)Ком-ция в данной модели – целенаправленный процесс. Она в данной версии представляет собой умышленное взаимодействие направленное на порождение некоторого эффекта в сознании или поведении получателя. 3)Ком-ция носит трансакционный характер. Источник и получатель взаимозаменяемы, равноправны. Они способны попеременно обмениваться своими функционалами. 4)Ком-ция носит ярко выраженный субъектный характер. Она зависит от внутренних параметров субъектов взаимодействия – культуры, стереотипов, атрибуций, страхов, комплексов – всего того, что порождает ошибки при кодировании и декодировании, при перцепции и трансляции.
Билет 16. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры. Семиотический подход опирается на понимание ком-ции как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языком. В семиотике ком-ция – это своеобразная социально обусловленная история жизни и трансформации некоторого живого существа; сообщение – это некоторый смысл, который зарождается в сознании источника, кодируется с помощью языка и далее декодируется в сознании реципиента. Характеристики семиотического подхода: 1)Центральное понятие – знак; 2)Ключевое внимание уделяется тексту сообщения и получателю; 3)Семиотические модели нелинейны; они показывают отношения, возникающие в процессе движения смыслов; 4)Большое значение придается культурному контексту взаимодействия. В широком плане предметом семиотического подхода является процесс знакового опосредованного информационного взаимодействия, ком-тивные средства его реализации, каналы по которым передаются сообщения, процесс восприятия. Современный семиотический подход опирается на две теоретические школы. Школа структурной лингвистики (Фердинанд де Сосюр). Он рассматривает естественные языки как искусственные знаковые системы, выявляя их структурное взаимодействие и способ отношения знаков внутри языков друг с другом. Прагматическая школа (Чарльз Пирс). Изучал не отношения знаков друг с другом внутри языка, а отношения знаков, знаковых систем. Концепция знака Ф. де Сосюра. Сосюр предложил провести строгое разграничение между тремя совершенно различными категориями: языком, как взаимосвязанной знаковой системой; речью, как продуктом использования языка; речевой деятельностью, как процессом пользования языком. Главный предмет анализа С. – язык, как целостная знаковая система со строгими структурными ценностями. В основе языка лежит категория знака. Знак по С. – двуединая сущность, единство означаемого (некоторое содержание или смысл, который обозначается знаком) и означающего (форма, которая во внешнем мире соответствует этому означаемому). Таким образом, в знаке всегда присутствует предмет мысли и форма его выражения. Если в качестве знака функционирует, например, слово, то понятно, что оно существует как соединение понятия и акустического образа.
Ключевой тезис С. – тезис об исходной конвенциональности знака. С. полагал, что отношения между означаемым и означающим носят конвенциональный (договорной) характер, т. е. они сформировались в результате договора между пользователями знаков. В процессе семиозиса формируется знаковая система; люди договариваются о том, чтобы присвоить определенному предмету или феномену некоторое обозначение, имя. В разных языках одно и то же означаемое получает в качестве означающего разные формы (привет-hello-bonjour) В середине XX века продолжатель идеи С., лингвист Ельмелев ввел понятия более удобные, чем понятия означаемого и означающего. Это понятия знаковых планов. Любой знак есть единство плана содержания и плана выражения. План выражения знака – форма, в которой он существует и выражается (акустический образ, графическое решение и т. д.) План содержания знака – его значение, внутренний исконный смысл. Отношения означаемое-означающее или отношения содержание-выражение в структурно-лингвистических моделях отвечают критериям: - у них есть общий значимый признак, задающий единый или исходный функционал; - ни один знак в данной системе не повторяет остальные. Правило эффективной ком-ции по С. Для эффективной ком-ции необходимо: 1)в соответствии с целью ком-ции выбрать релевантную парадигму; 2)выстроить эффективную синтагму на базе этой парадигмы. В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма по С. – это имеющая смысл совокупность элементов парадигмы.
Билет 17. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра и Огдена Ричардса. Примеры использования моделей.
Модель С. см в билете 16. Модель Фреге. Объект, обозначаемый с помощью знака, называется денотатом данного знака или в логике референтом данного знака. Концепт или десигнат знака – субъективное представление пользователя знака обо всем классе денотатов данного знака. В логике такое представление называется концептом, а в лингвистике – понятием.
В одной из вершин этого треугольника находится знак или, в вербальной ком-ции, слово. В другой вершине находится объект, который обозначается данным знаком или называется данным словом. Объект –это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака, представленное в сознании субъекта знаковой деятельности. В отличие от модели С., Ф. показал зависимость знака от двух феноменов: от мира объектов, денотатов знак обозначается) и от мира концептов (знак выражает концепт). В логической теории Ф. возвел понятие смысла и значения знака. Смысл знака – это его концепт, а значение – это его объект. Например, дорожный знак «кирпич», концепт – въезд запрещен; денотат, объект – данная дорога. По-другому модель Ф. можно представить так:
Треугольник Ф. демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт). Модель Огдена – Ричардса.
В вершине треугольника О.-Р. Находится объект, референт или денотат, данный субъекту ком-ции в ощущениях, названный определенным именем и отражаемый в сознании субъекта в виде определенного обобщенного представления (концепта или понятия). Во второй вершине треугольника находится концепт – обобщенное представление обо всем классе объектов, возникающих как его мысленное отражение, мысленный образ и выраженный в определенной форме, в форме имени, наименования. В третьей вершине треугольника находится имя или слово, поставленное в данном обществе в соответствие данному объекту и обобщенному концепту. Таким образом, в имени выражается значение или смысл знака, заключающийся в концепте. Преимущества модели О.-Р. заключаются в том, что модель Ф. не разграничивает материальную и идеальную форму знака, отождествляет имя и знак, тогда как модель О.-Р. разделяет их. Знак в этой модели – это единство плана содержания и плана выражения. Знак включает в себя план выражения – имя, слово и план содержания – концепт. · Объект/денотат называется именем/словом (имя/слово называет объект/денотат); · Понятие/концепт выражается в имени/слове (имя/слово выражает смысл этого концепта) · Объект/денотат отражается в понятии/концепте (понятие/концепт отражает смысл объекта/денотата) Знак – единство формы, замещающей некий предмет, представления об этом предмете и информации о нем. Знак – это некоторый материальный предмет, явление или событие, выступающее в ком-тивных процессах в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для хранения и переработки информации.
Билет 18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры. Пирс исходил из того, что воспринимая сообщение субъект не просто воспроизводит его, но в процессе декодирования создает сообщение на основе собственного понимания, культуры и т. д. Ключевое понятие у П. – знаковая деятельность человека. Человек может жить, только взаимодействуя одновременно с двумя мирами: миром вещей и миром знаков, которые люди поставили в соответствие этим вещам. Второй мир – это мир названий, имен. Знак по П. – это что-то представляющее нечто перед кем-то в некотором отношении.
Основу данной модели составляет взаимодействие между объектом О и субъектом S. Объект О взаимодействует с субъектом S и противостоит ему в его практической и знаковой деятельности. Знак О – знаковое представление, обозначение объекта О, которое является конвенциональным, согласованным для данной социальной общности. Т. е. знаки, которые в данной общности поставлены в соответствие объекту О, его названию. Субъект S и знак S (субъективный знак объекта О в сознании субъекта S). В самом общем виде знак S всегда представляет собой взаимное восприятие субъектом S собственно объекта О и объективного знака О. Знак S – результат знаковой деятельности человека во взаимодействии с объектом и его объективным знаком. Знак S детерминирован культурными ценностями и нормами субъекта S. Типы отношений модели П.: 1)объект О – знак О (наименование) 2)знак О – объект О (обозначение) 3)знак О – знак S (интерпретация) 4)объект О – знак S (формирование субъективного знака в ходе прямого взаимодействия с объектом). Знак есть некоторый феномен, замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и ком-тивных процессах. Модель знаковой деятельности П. показывает зависимость характеристик знака, функционирующего в актуальном сознании субъекта как от ком-ции с миром объективных знаков (знак о), так и от ком-ции с миром вещей (объект О). Также данная модель представляет наиболее важную функцию знака – функцию репрезентации объекта в ком-тивных процессах. Билет 19. Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.
1.Свойство принципиальной арбитрарности знака. Это свойство характеризует сущность связи между планом содержания и планом выражения знака. Сложилось 2 базовых подхода к решению этого вопроса. Один из них полагает, что существует исходная божественная связь между планом содержания и планом выражения знака. Язык есть феномен божественный. Это религиозный подход. Второй подход говорит о том, что связь между планом содержания и планом выражения знака является произвольным процессом и формируется в процессе знаковой деятельности людей. Т. е. знак имеет конвенциональный характер. Свойство арбитрарности знака является первым фундаментальным принципом семиотики, лингвистики и теории ком-ции. 2.Свойство полифункциональности знака. Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора). 3.Принцип системно-исторической обусловленности знака. Знак всегда является одновременно частью двух по-разному организованных множеств. С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется. 4.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.011 с.) |