Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая помощь

Поиск

Билет 19

Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 года.

По Положению о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. в компетенцию земств входили «дела, относящиеся к местным хозяйственным пользам и нуждам»:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотвори-тельными заведениями и прочими мерами призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах и т. д.

Здравоохранение

Будучи ближе к народным массам и лучше понимая их нужды, земские органы создали программу по улучшению социального положения населения. Прежде всего, это касалось медицинского обслуживания населения. До создания земских органов самоуправления медицинскую помощь местному населению оказывало несколько ведомств. Городские больницы в уездах и губерниях принадлежали приказам общественного призрения, которые были созданы еще в XVIII в. Крестьянское население в медицинском отношении обслуживалось ведомством государственных имуществ и уделов. В некоторых губерниях этими вопросами занималось еще и горное ведомство.

Поскольку население медицинской помощью в основном не пользовалось, земства начали свою деятельность в сфере здравоохранения практически с нуля. Для них главной задачей стало создание системы общедоступной, неотложной медицинской помощи населению. Прежде всего, заслугой местных органов самоуправления было создание новой формы организации медицинской помощи – врачебных и фельдшерских участков. Именно они позволили приблизиться вплотную к реальным проблемам народа. Также полезным начинанием земств было устройство для детей яслей-приютов на летнее время. Они станут одним из способов борьбы с детской смертностью. Существенна была роль земств в оказании помощи инвалидам, престарелым, слабоумным и другим категориям населения, нуждающимся в социальной помощи. Значительным завоеванием земства станет зарождение санитарной службы. земствами будет создано медико-статистическое бюро для изучения распространенных среди населения заболеваний. Земство вынуждено было заняться санитарным делом в связи с тяжелыми условиями жизни сельского населения, высокой заболеваемостью и смертностью. Конечно, земство было бессильно решить все проблемы медицинского обслуживания населения, но серьезным социальным успехом местных органов самоуправления являлись бесплатное лечение в больницах, а также бесплатная раздача лекарств неимущим больным. Усилиями земских врачей в практику вошли прививки, были предотвращены многие эпидемии.

При создании земств правительство передало им 351 лечебное заведение. А к 1890 г. их было уже 1070. Благодаря земствам увеличилось число врачей и аптек, появились фельдшерские и медицинские курсы, началась борьба с оспой. Результатом деятельности земской медицины стало снижение уровня смертности с 37 человек на тысячу жителей в 1867 г. до 27 человек в 1917 г. Конечно, это была только начальная стадия развития медицины.

Образование

Одним из приоритетных направлений земской деятельности станет школьное дело. Именно земская школа станет важнейшим элементом культурного развития населения, особенно крестьян. В дореформенное время в деревнях школы были в основном помещичьи, либо церковно-приходские.

Строительство системы начального образования на селе поставило перед органами самоуправления задачу подготовки учительских кадров. Земства своими силами решали проблему обеспечения учебных заведений педагогическим персоналом, они развернули интенсивную и разностороннюю деятельность по формированию учительского корпуса земской начальной школы. В этих целях в Санкт-Петербурге, Новгороде, Рязани, Самаре и Казани были открыты специальные учительские семинарии, которые готовили кадры для сельских школ земского ведомства. Группа земств содержала стипендиатов, направленных на учебу в министерские учительские семинарии. Большое внимание земства уделяли повышению квалификации учительских кадров, именно по этому по сравнению с министерскими и особенно церковно приходскими школами земские школы отличались более высоким уровнем учебного и воспитательного процесса.

Земства создали истинно народную школу, сделали ее доступной населению. Органы местного самоуправления проводили большую просветительскую работу: устраивались воскресные курсы, которые давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим городским жителям, а также их детям; публичные народные чтения. Местные выборные органы способствовали развитию различных форм просвещения, в том числе организации книгоиздательского дела, созданию библиотек.

Важнейшим моментом в образовательной деятельности земств станет создание системы профессиональной подготовки для крестьян. Особенно важно это было в условиях модернизации общества, когда население болезненно адаптировалось к новому капиталистическому укладу. В некоторых губерния уездные реальные училища были переориентированы на подготовку специалистов более востребованных в этом данном регионе профессий. Это способствовало предупреждению обнищания населения в условиях быстрого развития капитализма.

Билет 21

Развитие системы социальной защиты населения на европейском континенте имеет более длительную историю.
Так, например, в Великобритании первые указы, касающиеся социальных проблем, появились еще в 16 веке во времена правления Генриха Y111 (1531г). Они предписывали производить регистрацию лиц, живущих подаянием, и обязывали местные власти, включая церковных деятелей, производить отчисления в фонды для бедных. Это была первая попытка перейти от церковной неконтролируемой благотворительности к централизованной системе. Уже тогда власти пришли к выводу, что путем некоторого перераспределения ресурсов общества в пользу тех или иных лиц можно устранить или хотя бы облегчить социальные проблемы.
В 1607 году королева Елизавета свела все законы и указы в один "Закон о бедных", который просуществовал очень долго, часто пересматривался, с течением времени в него вносились многочисленные изменения, придававшие социальной помощи все более гуманный характер. Например, в середине 19 века в Англии уже были внедрены адресные программы помощи конкретным социальным группам, причем этот круг лиц, имеющих право на социальную помощь, постоянно расширялся.
Однако, индустриальная революция поставила новые проблемы, которые требовали радикальной реформы английского социального законодательства. Большую роль в этом направлении сыграли Сидней и Беатрис Веббс, изложившие в своем докладе на парламентской комиссии по делам бедных новые принципы социальной помощи, такие как всеобщность, обязательность и ориентация на устранение социальных проблем.
С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике. В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 - законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В соответствии с Законом о местной администрации, принятым в 1929 году, были созданы комитеты социальной помощи, подчиняющиеся местной администрации (советам графств) и осуществляющие социальную работу на местах. В 1934 году вышел Закон о безработных, который утвердил совет по безработным в общенациональном масштабе, и в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств).
В других европейских странах системы социальной защиты населения не имеют столь глубоких истоков. Но, как и в Великобритании в таких странах как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, социальная защита как система законодательных, экономических и социальных гарантий для всех групп населения начала складываться примерно в то же время, к концу 19 века. Например, в Германии Бисмарк, чтобы избежать создания самостоятельной системы самими рабочими, принимает серию социальных законов: закон о страховании на случай болезни (1884), закон о страховании от несчастных случаев (1885), закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891). Созданная система социальной защиты бьша связана в то время в Германии, в основном, с трудом на промышленных предприятиях.
В Швеции развитие системы социального страхования началось в то же время, что и в Германии, в 80-е годы XIX века, и главное внимание сначала уделялось социальной помощи по месту работы. С 1913 года начала осуществляться первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Следующий, третий этап развития социального страхования в Швеции связан с выходом Закона о социальных услугах в 1982 году, включающего все сферы социальной деятельности государства.
В США, как пишут американские ученые, федеральное правительство "долгое время не чувствовало за собой никакой ответственности за благотворительность". Конечно, оно создавало больницы, агентства, но, в целом, политику не определяло. Исследователи считают, что это было связано с особенностями возникновения государства США. Штефан Бечки пишет, что в Соединенных Штатах долго царило убеждение, что каждый человек является кузнецом своего счастья и государство не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку успех предопределен всевышним. Заботу в бедных брали на себя, как было сказано выше, благотворительные организации. Важным признаком американского общества, построенного по принципу "помоги себе сам", бьша готовность людей помочь друг другу. Помощь оказывалась соседями внутри этнических групп и бьша направлена на преодоление трудностей, связанных с переселением. Она способствовала формированию феноменального чувства ответственности каждого за общее благодеяние. Нужда и бедность рассматривались чаще всего как результат личных ошибок. Поэтому от человека ожидалось, что он найдет в себе силы и сможет отказаться от помощи на благо другим. И только когда индустриализация стала стремительно преобразовывать США, стало понятно, что бедность не есть следствие ошибок человека.
Первые шаги в этом направлении предприняли власти штатов в 20-е годы прошлого столетия. Они стали выделять средства и создавать официальные организации, ведающие помощью. То есть, развитие государственной поддержки шло снизу вверх. Вспомним, что в это время уже были профессиональные социальные работники, которые подвергали критике деятельность чиновников, разрабатывали свои методы работы. Термин “социальное обеспечение” получил распространение тогда же, когда и термин “социальная работа” - в начале 20-го века. Постепенно понятие "система социального обеспечения" стало обозначать программы и агентства, а термин "социальная работа" - их деятельность. Забегая вперед, скажем, что термин "социальная служба", по мнению американцев, означает тип агентства и выполняемые им функции.
В 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице. Исследователи считают, что выход этого закона является началом современной системы социального обеспечения в США. С 1935 года социальная работа развивается в Северной Америке в контексте активного вмешательства государства в социальную сферу. А вплоть до 30-х годов в социальной политике США господствовал принцип "твердого индивидуализма", а государственное вмешательство объявлялось неамериканским подходом. Поэтому американскую модель социального обеспечения некоторые отечественные авторы называют американский индивидуализм. Европейскую модель отечественные авторы называют “европейский традиционализм”, противопоставляя американской. Но деление это в реальности чисто условное. Речь должна идти не о собственно американской или европейской модели социальной работы, а о моделях осуществления социальной политики, о различных формах реализации концепции социального благосостояния.

Билет 22

Хронологические рамки работы охватывают период после октября 1917 года, когда постановлением Совета Народных Комиссаров от 30 апреля 1918 года Народный комиссариат государственного призрения, созданный в ноябре 1917 года, был преобразован в Народный комиссариат социального обеспечения5, а принятие Положения о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 года положило начало формированию данной системы, по июнь 1941 года, когда начавшаяся Великая Отечественная война прервала тенденции поступательного развития советской системы соцобеспечения, поставив под угрозу все ее достижения. Именно в этот период были

заложены новые основы в развитии социальных форм помощи в рамках новой исторической парадигмы социальной помощи - социального обеспечения, а также в развитии системы управления социальными процессами.

С началом осуществления государством новой экономической политики происходит переосмысление роли государства в деле социального обеспечения. В условиях хозяйственной разрухи, финансового кризиса, многомиллионных людских потерь за годы войн, массовой безработицы, падения жизненного уровня населения -социальное обеспечение требовало огромных расходов, которые ложились тяжким бременем на экономику страны и становились совершенно непосильными для государства. Под влиянием этих и многих других факторов государственное обеспечение стало рассматриваться лишь как одна из возможных форм социального обеспечения, и правительство вынуждено было перейти к новым формам материального обеспечения трудящихся - страхованию за счет предприятий. Теперь система социального страхования и государственного социального обеспечения функционировали параллельно.

С начала 1930-х годов был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. Социальное страхование по существу утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер. В таком качестве система социального обеспечения и социального страхования просуществовала до конца 1980-х годов и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

 

Билет 23

Государственная пенсионная система для чиновников

Дореволюционное российское пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось "беспорочною выслугою определенных в законе сроков".

В рамках дореволюционной пенсионной системы получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.

Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли.

По общему правилу пенсионной системы срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы.

Прослуживший не менее 25 лет получал 50% пенсионного оклада. Исходя из средних показателей поступления на службу после получения специальности в 20 с небольшим лет, можно предположить, что только к 60 годам (а такой возраст превышал среднюю продолжительность жизни в стране) должностное лицо могло выслужить пенсию.

Все должности в государственном аппарате для получения пенсии в пенсионной системе были разделены на 9 разрядов, соответственно ее величина колебалась в начале XX в. от 85 руб. 80 коп. (9 разряд) до 1143 руб. 60 коп. (1 разряд) в год. То есть она колебалась от 7 с небольшим рублей в месяц до почти 100 руб.

Много это или мало?

Заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в некоторых отраслях промышленности несколько десятков рублей в месяц. Общий устав о пенсиях (пенсионная система) предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях.

Так, при неизлечимых болезнях полный оклад пенсии полагался за 30 лет службы. Если чиновник из-за болезни не мог обойтись без постороннего ухода, то полный оклад пенсии полагался за 20 лет службы. Две трети оклада пенсии в первом случае полагалось за службу от 20 до 30 лет и от 10 до 20 лет - во втором.

К концу XIX века рост инфляции значительно обесценил давно установленные в пенсионной системе пенсионные оклады. В связи с этим, несмотря на то, что в законодательстве было зафиксировано, что "никакое ведомство не должно входить с представлениями о назначении пенсий свыше того, что уставом о них определено; оно обязано не допускать никакого в сем уставе изъятия и не отступать от него", министры использовали все свои возможности для увеличения пенсий своим подчиненным.

Руководители ведомств постоянно обращались с просьбами об "усиленных" пенсиях к министру финансов. В случае несогласия последнего вопрос выносился на заседание Комитета министров.

Размеры "усиленной" пенсии составляли от 1/3 до 1/2 жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся в соответствии с некоторыми семейными обстоятельствами.

Учитывалось пенсионной системой число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии. Так, вдова чиновника, не имевшая детей или имевшая детей, чей возраст превышал 17 лет, получала половину той пенсии, какая полагалась ее мужу. На каждого из малолетних детей прибавлялась еще 1/3 другой половины.

Пенсия выдавалась матери, а не детям. Малолетние дети чиновника получали каждый 1/4 часть пенсии, следовавшей отцу. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать поровну, но не более целой пенсии отца.

Пенсия не назначалась детям мужского пола старше 17 лет, а женского - старше 21 года. Кроме того, сыновьям, поступившим на службу или принятым на казенный счет в учебные заведения, дочерям, вышедшим замуж или обучавшимся за казенный счет, вдовам, вторично вышедшим замуж, пенсия также не полагалась.

Пенсионной системой было предусмотрено, что выплата пенсии прекращалась в нескольких случаях: при новом вступлении в должность; при поступлении на службу иностранному государству без согласия российского правительства; при пострижении в монашество; при нахождении за границей более разрешенного срока.

Лишались права на пенсию лица, приговоренные судом к наказанию, связанному с лишением или ограничением "прав состояния", с исключением со службы или от должности.

После прекращения срока наказания и со времени вторичного выхода на службу чиновник вновь получал право на пенсию.

Государственные пенсионная система для офицеров

Пенсии отставным офицерам выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Право на государственную пенсию приобреталось "беспорочною выслугою установленных сроков. Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников, в основном - 25 лет для полной пенсии и 20 лет для "половинной". Офицерам военных тюрем каждые 5 лет службы засчитывались за 7.

Всем офицерам и гражданским чиновникам военного ведомства, служившим в "отдаленных краях империи", пенсионные сроки пенсионной системой сокращались в следующих пропорциях:

в местностях, отнесенных к 1 разряду, 2 дня службы считались за 3

в местностях 2 разряда - 3 дня за 4

в местностях 3 разряда - 4 дня за 5.

для всех офицеров, военных священников и врачей время, проведенное в действующей армии, засчитывалось вдвойне.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали и специальные. Они получали дополнительное вознаграждение за плавание в размере 1/2 оклада жалования за плавание сроком от 120 до 180 месяцев (за всю службу) и 2/3 оклада за плавание более 180 месяцев.

Кроме того, командирам кораблей выдавалось вознаграждение (от половины до полного оклада) за долговременное командование судном, корабельным инженерам - за постройку и перестройку судов (до 1350 руб. в год), инженерам-механикам - за долговременное управление судовыми машинами (до 900 руб.).

Вдовы и дети умерших офицеров получали право на пенсию, если офицер:

был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море;

умер на службе, имея право на пенсию;

умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право.

Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно. За 20 лет такой службы назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1000 руб.

Правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались офицеры, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых. Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения (1 и 2 класс раненых).

Размеры пенсий в рамках дореволюционной пенсионной системы по инвалидности были несколько выше, чем обычные. Так, размер пенсии раненому первого класса составлял от 300 до 1716 руб., 2 класса - от 170 до 1143 руб. 90 коп.

Офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства, и не только в отставке, но и находясь на службе.

Кроме пенсии, отставным пенсионерам выдавалось ежегодное пособие на наем прислуги.

Негосударственные пенсионные системы для чиновников и военных

Кроме пенсий, выплачивавшихся государственным казначейством в рамках государственной пенсионной системы, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus - заслуженный).

Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составлялись из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих.

Целью этих касс являлось обеспечение своих членов дополнительными пенсиями. Ее денежные средства составляли неприкосновенную собственность и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы.

Доходы кассы образовывались за счет процентов от "неприкосновенных капиталов", вычетов из жалования участников и случайных поступлений.

В конце XIX в. лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции. Ее деятельность началась еще в период осуществления судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но ее деятельность началась только в 1885 г.

Начиная с этого года, через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы, куда входили высшие чины министерства, назначал комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы.

На 1 января 1901 г. в рамках этой пенсионной системы основной капитал превысил 23 млн. руб., ежегодный доход от взносов участников составил 780 тыс. руб.

Пенсионные системы для рабочих

На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались - ни государственными, ни частными.

Билет 26

В СССР работе с молодежью и детьми уделялось первостепенное внимание, финансирование шло большое, пионерские лагеря создавались везде, детские спортивные праздники, субботники, просто сбор металлолома превращались в некую героическую пьесу, вдохновенное соревнование. А победитель премировался всеобщим уважением и ехал на каникулы в столицу или по другим историческим местам.

Первой детской коммунистической организацией стала организация юных коммунистов, которую создали народные комиссариаты здравоохранения. Из-за отсутствия кадров руководителей, организация не смогла в тот период стать истинно коммунистической, поэтому в октябре 1919 года была распущена.

История пионерской организации.

Принято считать, что истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Параллельно существовало и течение «юкизма». ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты - скауты» прямо пытались объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией.

Началось создание детских коммунистических групп при комсомольских ячейках. В этих группах комсомол отрабатывал формы и методы работы будущей организации, формулировки будущих документов. В период эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, законы и обычаи пионеров. 7 мая в Сокольническом лесу был проведен первый пионерский костер.

Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически — в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей). В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс — отряд, школа — дружина). Она приняла такие размеры, что ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 осудило «попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, а также извращения, пропагандирующие передачу воспитательных функций школы пионерскому движению». Однако заметных практических результатов это постановление не имело.

В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о Всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды, делившиеся в свою очередь на звенья во главе со звеньевыми, объединяли учеников одного класса, а дружины — учеников одной школы.

Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола.

Цель пионерской организации была далеко идущей: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.

Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи.

В первых пионерских лагерях проводилась в жизнь линия партии на осуществление «смычки» города и деревни - для сельских жителей создавались бесплатные парикмахерские и паяльные мастерские, распространялась различная литература, организовывались громкие читки газет; многодетным и бедняцким семьям пионеры помогали в уходе за огородом, в ремонте дома и т. п. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов.

Самоотверженно боролись пионеры с беспризорничеством - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд.

Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.

В 20-е годы пионеры участвовали в борьбе за новую школу. Перед ними стояла задача помочь передовым учителям в становлении советской школы, организации в ней детского самоуправления, привлечении школьников-непионеров в общественно-политическую жизнь страны. С этой целью в 1923 году в школах возникли первые передовые посты (форпосты) пионеров, которые объединяли пионеров разных отрядов (создаваемых тогда, как правило, при комсомольских ячейках промышленных предприятий и государственных учреждений), учащихся в одной школе. С 1929 года начался перевод пионерских организаций на базу школы. Этот процесс завершился в начале 30-х годов.

Пионеры активно проявляли себя в общественно-политической жизни страны. Они были в первых рядах распространителей облигаций первых государственных займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства, энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены, вместе с комсомольцами участвовали в работе отрядов «легкой кавалерии», выявлявших недостатки в работе различных организаций и учреждений на местах.

Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами.

В первые же дни Великой Отечественной войны в стране развернулось движение тимуровцев. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы по организации быта своей семьи, семей воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, ухаживали за малолетними детьми, готовили пищу. Незаменимыми помощниками стали тимуровцы в госпиталях: помогали санитарам, поварам на кухне, читали раненым письма, газеты и давали концерты художественной самодеятельности.

Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами: «Пионер Башкирии», «Пионер» (Горьковская область), «Московский пионер», «Таня» (Новосибирск), «Юный пионер» (Куйбышев), «Школьник Свердловска», «Ташкентский пионер», «Пионеры Ростова». В небе Родины сражались пионерские эскадрильи: «Арзамасский школьник», «Пионер Дагестана», «Юный истребитель», «Ярославский пионер», «Таганрогские пионеры», «Карельский пионер», «Пионер Сибири», «Пионер Коми АССР», «Пионер Узбекистана» и др.

Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. Звеньями и отрядами выходили они на сбор шиповника, ромашки, листьев ландыша, березовых почек, малины, черемухи, щавеля, клюквы, грибов и других лекарственных и пищевых растений. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы.

Пионеры участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. Многие юные труженики выполняли и перевыполняли взрослые нормы. За годы войны пионерами было выработано на колхозных полях 588600 тысяч трудодней.

За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда».

Билет 27

Ювенальная юстиция в России — создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.

Планировалось, что данная система должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В России работа над реализацией ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Классическую, наиболее полную структуру ювенальной юстиции составляют суды, полиция, органы опеки и попечительства, колонии для несовершеннолетних, другие профильные учреждения и организации. Но подобные системы в разных странах могут существенно отличаться друг от друга. Так, например, в Соединенных Штатах, в отличие от сложной «классической конструкции»,ювенальная юстиция представлена только специализированными судами по делам детей.

Российская ювенальная юстиция находится в стадии формирования. Она имеет большое сходство с классически сложной конструкцией и представляет собой смешанную судебно-правовую систему, в которую теоретически должны быть включены государственные и негосударственные структуры, объединенные общей целью защиты семьи и детства, профилактики безнадзорности, преступности, воспитания и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Общие особенности

Центральное место в «подростковой» юстиции занимает ювенальный суд, который рассматривает гражданские, административные и уголовные дела с участием лиц, не достигших совершеннолетия. Принципиальной особенностью суда является то, что он работает во взаимодействии с социальными службами, органами, учреждениями по профилактике детской преступности и безнадзорности. Судья проводит консультации с законным представителем подростка, его педагогом, инспектором по делам несовершеннолетних. Такая работа сказывается на качестве процесса. Происходит всестороннее изучение личности подростка, более глубокое проникновение в материалы дела. При определении участи правонарушителя акцент делается на воспитание. Ювенальный суд отличает большой процент прекращенных уголовных дел. Он более гуманен. К лишению свободы подростки приговариваются реже взрослых.

В странах с развитой системой ювенальной юстиции созданы механизмы контроля прав ребенка в семье, защиты детей в особых, критических ситуациях. Что это означает, например, на бытовом уровне? По тревожному сигналу семью могут навестить специальные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.021 с.)