Переход от социального обеспечения к социальной работе: проблемы, результаты, перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход от социального обеспечения к социальной работе: проблемы, результаты, перспективы



Главный результат проведенных в России социально-экономических реформ – это появление страны с крайне высоким уровнем социального расслоения, в которой большой слой бедного и малоимущего населения, охватывающий по существу все социально-профессиональные группы – от массовой интеллигенции до многочисленной категории людей физического труда.

Резкая дифференциация уровням и качества жизни населения опасна для государства. Поэтому нам необходимо принять ряд мер для выхода из сложившейся ситуации.

Сокращение масштаба бедности и развитие социальной помощи. Доля бедных в России оценивается на уровне 20 %. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста.

Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. Кроме того, дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и средне-профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда.

В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах

Существующие программы социальной помощи не оказывают достаточного влияния на снижение уровня бедности, поскольку основная часть ресурсов, выделяемых в рамках реализации указанных программ, распределяется в пользу небедных категорий населения.

В связи с этим целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышение эффективности программ социальной защиты и совершенствование механизмов социального партнерства.

Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность реализации социальных программ, что требует изменение форм и методов работы органов социальной защиты населения, которые должны быть направлены на создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения, обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов служб занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ, а также использования единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах.

Необходимы также меры, направленные на повышение доступности профессионального образования для детей из бедных семей, в том числе предусматривающие реализацию программ, разработанных с участием органов социальной защиты населения и органов образования.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов служб занятости населения с негосударственными организациями, деятельность которых направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Для этого потребуется внесение изменений в бюджетное, налоговое гражданское законодательство.

Следует усилить адресный характер предоставления государственной социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. Это позволит оптимизировать систему социальной помощи и направить бюджетные средства в пользу особо нуждающимся граждан.

Необходимо совершенствование системы социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, повышение качества и объема предоставляемых услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

Повышение качества и доступности государственных социальных услуг требует развития страховых механизмов, а также создания новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения задачи необходимо формирования рынка социальных услуг с равными возможностями для поставщиков, предоставляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. В приоритетном порядке социальные услуги будут предоставляться наиболее нуждающимся гражданам. Необходимо также создание домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

Кроме того, необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, и лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.

Таким образом, в нынешних сложных условиях страны стратегической задачей государства является рост благосостояния граждан, создание для людей возможностей для самореализации и обеспечение населению страны достойного существования и уверенности в будущем.

При социально взвешенной политике можно преодолеть все трудности, связанные трансформационным этапом развития, и добиться выхода из социального и экономического тупика, в котором оказалась наша страна.

Билет 26

В СССР работе с молодежью и детьми уделялось первостепенное внимание, финансирование шло большое, пионерские лагеря создавались везде, детские спортивные праздники, субботники, просто сбор металлолома превращались в некую героическую пьесу, вдохновенное соревнование. А победитель премировался всеобщим уважением и ехал на каникулы в столицу или по другим историческим местам.

Первой детской коммунистической организацией стала организация юных коммунистов, которую создали народные комиссариаты здравоохранения. Из-за отсутствия кадров руководителей, организация не смогла в тот период стать истинно коммунистической, поэтому в октябре 1919 года была распущена.

История пионерской организации.

Принято считать, что истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Параллельно существовало и течение «юкизма». ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты - скауты» прямо пытались объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией.

Началось создание детских коммунистических групп при комсомольских ячейках. В этих группах комсомол отрабатывал формы и методы работы будущей организации, формулировки будущих документов. В период эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, законы и обычаи пионеров. 7 мая в Сокольническом лесу был проведен первый пионерский костер.

Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически — в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей). В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс — отряд, школа — дружина). Она приняла такие размеры, что ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 осудило «попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, а также извращения, пропагандирующие передачу воспитательных функций школы пионерскому движению». Однако заметных практических результатов это постановление не имело.

В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о Всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды, делившиеся в свою очередь на звенья во главе со звеньевыми, объединяли учеников одного класса, а дружины — учеников одной школы.

Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола.

Цель пионерской организации была далеко идущей: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.

Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи.

В первых пионерских лагерях проводилась в жизнь линия партии на осуществление «смычки» города и деревни - для сельских жителей создавались бесплатные парикмахерские и паяльные мастерские, распространялась различная литература, организовывались громкие читки газет; многодетным и бедняцким семьям пионеры помогали в уходе за огородом, в ремонте дома и т. п. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов.

Самоотверженно боролись пионеры с беспризорничеством - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд.

Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.

В 20-е годы пионеры участвовали в борьбе за новую школу. Перед ними стояла задача помочь передовым учителям в становлении советской школы, организации в ней детского самоуправления, привлечении школьников-непионеров в общественно-политическую жизнь страны. С этой целью в 1923 году в школах возникли первые передовые посты (форпосты) пионеров, которые объединяли пионеров разных отрядов (создаваемых тогда, как правило, при комсомольских ячейках промышленных предприятий и государственных учреждений), учащихся в одной школе. С 1929 года начался перевод пионерских организаций на базу школы. Этот процесс завершился в начале 30-х годов.

Пионеры активно проявляли себя в общественно-политической жизни страны. Они были в первых рядах распространителей облигаций первых государственных займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства, энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены, вместе с комсомольцами участвовали в работе отрядов «легкой кавалерии», выявлявших недостатки в работе различных организаций и учреждений на местах.

Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами.

В первые же дни Великой Отечественной войны в стране развернулось движение тимуровцев. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы по организации быта своей семьи, семей воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, ухаживали за малолетними детьми, готовили пищу. Незаменимыми помощниками стали тимуровцы в госпиталях: помогали санитарам, поварам на кухне, читали раненым письма, газеты и давали концерты художественной самодеятельности.

Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами: «Пионер Башкирии», «Пионер» (Горьковская область), «Московский пионер», «Таня» (Новосибирск), «Юный пионер» (Куйбышев), «Школьник Свердловска», «Ташкентский пионер», «Пионеры Ростова». В небе Родины сражались пионерские эскадрильи: «Арзамасский школьник», «Пионер Дагестана», «Юный истребитель», «Ярославский пионер», «Таганрогские пионеры», «Карельский пионер», «Пионер Сибири», «Пионер Коми АССР», «Пионер Узбекистана» и др.

Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. Звеньями и отрядами выходили они на сбор шиповника, ромашки, листьев ландыша, березовых почек, малины, черемухи, щавеля, клюквы, грибов и других лекарственных и пищевых растений. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы.

Пионеры участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. Многие юные труженики выполняли и перевыполняли взрослые нормы. За годы войны пионерами было выработано на колхозных полях 588600 тысяч трудодней.

За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.021 с.)